КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 РО»
ГУ «Отдел образования г. Семей ВКО»
Автющенко В.И. - воспитатель класса предшкольной подготовки, методист, учитель самопознания высшей категории.
Инновационные формы работы по вовлечению родителей в совместную деятельность со школой.
Мир, который мы оставляем нашим детям, в значительной степени зависит от детей,
которых, мы оставим этому миру.
Фредерико Майор, Генеральный секретарь ЮНЕСКО
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка. Особая роль семьи - заключается в исполнении исконной функции - воспитании детей и это не случайно. Семья, по-казахски, - « жануя», что дословно означает «гнездо души», и именно в ней формируется личность ребенка. Говоря о проблеме воспитания детей, мы будем рассматривать её в системе взаимодействия: «родитель – ребенок – педагог», говорить о неразрывной связи и сотрудничестве семьи и школы, родителей и педагогов, центром которой является ребенок.
Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу.
Данные социологических исследований, свидетельствуют, о том что:
- продолжается разрушение института семьи;
- разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада, которые сказываются в том, что:
- супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением любви и духовного единства;
- утратилось традиционное понимание семейного воспитания направленного на установление духовной общности с детьми;
- большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
- прервалась преемственность традиций в семье;
- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей от правонарушений.
Престиж школы определяется взаимоотношениями педагогов с детьми и родителями. Взаимодействие с семьей начинается с установления благожелательных отношений и строится на взаимоуважении, взаимопонимании и доверии между педагогам, детьми и родителями.
Семья и школа - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хочется, чтобы родители услышали воспитателя и они поняли друг друга. Мы педагоги испытываем большие трудности в общении с современными родителями. Как сложно порой бывает достучаться до Мам и Пап.
Как нелегко бывает объяснить родителям, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять, сопереживать. Как изменить такое положение? Как заинтересовать и привлечь родителей к совместной работе?
Поэтому, каждый год, набирая класс предшкольной подготовки, я сразу продумываю работу с родителями по новому, по современному, используя инновационные методы.
В далеком 1981 году, будучи студенткой Семипалатинского педагогического института, я писала дипломную работу на тему «Взаимодействия детского сада с семьей» Думала это интересно и актуально, вот прошло почти 30 лет, но и сегодня актуальность не только не уменьшилась, но даже стала еще острее.
По вовлечению родителей в совместную деятельность я веду по четырем направлениям:
- информационно-аналитическое
- познавательное
- наглядно - информационное или мастер класс
- досуговая или по-современному «семейная ассамблея»
Коротко о каждом направлении:
1. Информационно-аналитическое: Работу с родителями начинаю с анкетирования, на основе данных я получаю реальную картину семей и развития каждого ребенка, вырабатываю индивидуальную тактику своего общения с каждым из родителей. Анкета «Наш предшкольный класс - 2016» - помогла мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях семьи, их возможных предложениях по улучшению работы в классе. Следующим шагом в знакомстве с родителями было посещение ими класса «Будьте, как дома», так как взрослые часто проявляют робость, неуверенность, осторожность - стремилась к тому, чтобы родители раскрылись и доверились мне, для создания новой большой семьи - под названием «Второй Дом наших детей».
Позднее я выделила для себя качественные показатели определённых семей их инициативность, ответственность, отношение мам и пап к совместной, новой для них деятельности. Анкетирование и общение с родителями позволили мне выделить следующие группы родителей:
Родители - лидеры: идут на любой контакт, с удовольствием участвуют в воспитательном - образовательном процессе, они видят ценность любой работы воспитателя и школы.
Родители - исполнители: они принимают участие при условии значимой мотивации, выслушав, задавая вопросы.
Родители - наблюдатели мягко говоря, равнодушные к работе педагога, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
2. Познавательное - обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей в классе предшкольной подготовки.
Для координированной работы с родителями поставила перед собой следующие задачи:
· установление доверительных отношений с родителями.
· вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
· активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
· работа в тесном контакте с семьями воспитанников.
· поощрение родителей
Для достижения поставленной цели использую следующие формы и методы работы:
- общие и групповые собрания,
- занятия с привлечением родителей,
- посещения ОУД,
- работа с родительским комитетом,
- совместное создание предметно - развивающей среды,
- совместное оформление альбомов, газет, фотовыставок «Наша дружная семья»,
- портфолио,
- день открытых дверей,
- почта доверия.
Продолжая налаживать тесный контакт с родителями, первое собрание на тему «Будем знакомы» провожу в нетрадиционной форме вместе с детьми, под музыку с играми.
Цель: Активизировать родителей, научить взаимодействовать друг с другом.
Заканчивая учебный год, провожу родительское собрание в форме деловой игры «Папы, мамы - молодцы!», где главной линией звучит тема «Благодарим родителей за содружество со школой».
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Их уместно проводить, когда воспитатель только начинает формировать родительский коллектив, когда дети только переступили порог школы. Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них. Темы родительских вечеров могут быть следующими:
· Первые книжки ребенка.
· Традиции и праздники нашей семьи.
· Наказания и поощрения в нашей семье.
· Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
· Фотографии нашего детства.
· Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
· «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
· Как научиться говорить спасибо своему ребенку?
Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и недопонимание во взаимоотношениях взрослых и детей.
Почтовый ящик - это ящик, в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться со мной своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает родителями встретиться лично.
В последнее время достаточно эффективной формой формирования педагогической культуры родителей стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Родительский тренинг проводит психолог школы Киселёва Е.А.. По результату тренинга она проводит собеседование со мной и дает рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
Эффективной формой просвещения родителей является «Родительский ринг». Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. «Родительский ринг» проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:
· Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
· Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
· Соблазны и пути их преодоления.
· Леворукий ребенок.
· Трудности организационной учебной деятельности. В чем они состоят?
· Как помочь ребенку стать внимательным.
Открытые уроки организую с целью ознакомления родителей с тем, как работают дети в процессе ОУД, методикой преподавания, требованиями воспитателя к детям. Считаю, что необходимо хотя бы два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней предшколе.
Продуктивной формой работы стало проведение спортивных досугов. Совместно с родителями и детьми проводим праздники здоровья, игровые программы «Папа, мама, я - дружная семья», «Мама и я - в спорте друзья».
Во взаимодействии с коллективом родителей воспитатель должен проявлять корректность, умение сдерживать свои эмоции, только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.
3. Наглядно - информационное или мастер класс:
- родительские уголки,
- папки передвижки,
- семейно - групповой альбом «жили-были»,
- фотовыставка к праздникам,
- эмоциональный уголок «Я такой смешной...», «Я помощник...», «Я сын (дочь)...» «Я именинник...» .
Форма работы через «Родительские уголки» традиционна, для того чтобы она стала действенной я предложила родителям самим вести две рубрики: - «Что говорят ребята дома», и «Носики - курносики» - где родителя делятся друг с другом событиями и полезными советами.
4. Досуговая или по современному «семейная ассамблея».
Её целью развитие культуры взаимопониманий. Так как родители у меня молодые, поэтому я решила создать клубы по интересам:
- «Клуб молодых бабушек»,
- «Моя любимая семья».
У нас активно идет подготовка к утренникам и тематическим развлечениям, это естественно, представление, подарки, игры, конкурсы, родители всегда принимают активное участие, а недавно предложили организовать «семейный театр» и поставить сказку для ребят, с приготовлением атрибутов. Я убеждена, что праздник в школе - это радость, веселье, торжество не только для детей, но я для их родителей.
Хочу поделиться маленьким «секретом»: во многих статьях можно прочитать совет начинать разговор с родителями с похвалы ребенку. И это абсолютно правильный совет! Причем заканчивать разговор тоже лучше похвалой. Но я хочу сказать вот о чем: скажите родителям, что вы просите их о встрече, обратите внимание — не «вызываете» а именно «просите о встрече», так как очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше них не знает, какой подход нужен к их ребенку. Если родители поймут, что педагог искренне заинтересован в их мнении, а не являет собой «истину в последней инстанции», то охотно пойдут с ним на контакт.
Взаимоотношения родителей и воспитателя возникают не сразу - это длительный процесс. Но я могу сказать, что наши родители от наблюдателей становятся участникам и созидателями! Проявляют искренний интерес к своему ребёнку, жизни класса, научились выражать восхищение результатами своей и детской деятельности.
Наш класс предшкольной подготовки это большая дружная семья. У меня сложилась определенная система в работе с родителями , я очень рада, что мне это удаётся. Я никогда не останавливаюсь на достигнутом, ищу новые пути и опираюсь на опыт, который я уже приобрела в процессе педагогической деятельности. Ведь у нас одна цель - воспитание будущих созидателей жизни.
И в заключении хочу сказать, что семья и школа два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.
Родители и дети. Дети и школа. Школа и родители. Тема вечная, животрепещущая. Изменились ли мы: отцы, дети, педагоги? Да, наверное, сложились другие отношения. Сам век - стремительный, век - глобализации заставляет «дитя человеческое» сменить темп жизни. Долгие годы родители и педагоги трудятся, создавая нравственный мир ребенка, терпеливо вводя его в социум, прививая элементарные навыки. Так будем же ответственны перед детьми - нашим продолжением, опорой, гордостью, нашими слезами, бессонными ночами, беспредельной печалью и великим счастьем. Научим их заботиться о нас и подарим им радость любви дающей.
Используемая и рекомендуемая литература:
1. Арнаутова Е.П.
Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4 .
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.
3. Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г., № 10.
4. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.
6. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.
7. Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».
8. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48.
9. Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5.
10. Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6.
11.Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5.
12. Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х.С.,1001 совет родителям по воспитанию детей от А доЯ/ Перевод с английского М. Шитаревой.М. КРОН ПРЕСС, 1998.
13. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2002г.
14.Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.
15. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007год.
16.Свирская Лидия, Работа с семьей: Необязательные инструкции. - М., 2007.
17. «От рождения до школы» программа воспитания и обучения в детском саду. по редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2012г.
18. «Прописные истины никто не отменял». Сборник статей опубликованных в журнале «Открытая школа». Алматы, 2007г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.