Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык
Взрослым
03.04.2018
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы" может оказать практическую пользу учителям в подготовке уроков в рамках внедрения Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения в средней и старшей школе.
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.doc
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя,
который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как
увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого
ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке
работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для
каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и
новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения это не только накопление
учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как
самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного
образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой
цели воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться
самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что
ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И,
может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о
глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как
правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с
латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку
вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил
основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие
способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к
совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
соответствие концепции гуманизации образования;
преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
использование личностно ориентированного обучения;
поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной
творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
(cid:216) развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих
способностей учащихся;
(cid:216) формирование личностных качеств учащихся;
(cid:216) выработка умений, влияющих на учебнопознавательную деятельность и переход на
уровень продуктивного творчества;
(cid:216) развитие различных типов мышления;
(cid:216) формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
оптимизация учебновоспитательного процесса;
создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
включение учащихся в креативную деятельность;
тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
(cid:216) развивающее обучение; (cid:216) проблемное обучение;
(cid:216) развитее критического мышления;
(cid:216) дифференцированный подход к обучению;
(cid:216) создание ситуации успеха на уроке .
Основными принципами инновационного обучения являются:
креативность (ориентация на творчество) ;
усвоение знаний в системе;
нетрадиционные формы уроков;
использование наглядности.
А теперь стоит перейти от общих методических принципов инновационного обучения к
методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и
литературе успешно применяются следующие приемы:
1 ассоциативный ряд;
2 опорный конспект;
3 ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
4 мозговая атака;
5 групповая дискуссия;
6 чтение с остановками и Вопросы Блума;
7 кластеры;
8 синквейн;
9 «Продвинутая лекция»;
10 эссе;
11 ключевые термины;
12 перепутанные логические цепочки;
13 медиапроектроекты;
14 дидактическая игра;
15 лингвистические карты;
16 лингвистическая аллюзия (намек);
17 исследование текста;
18 работа с тестами;
19 нетрадиционные формы домашнего задания.
Остановимся на некоторых из них. Критическое мышление – это точка опоры для
мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации.
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить,
осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 511 классов
должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных
точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов –
Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия
позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной
деятельности;
сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
получить новую информацию;
осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация
изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. П.1.
Эссе жанр критики и публицистики, свободная трактовка какойлибо литературной,
философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе очень
распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно
использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята
обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило,
имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических
особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке
ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи,
предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием
эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать
самостоятельный выбор.
Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.
При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и
постараться писать дальше. 5минутное эссе обычно применяется в конце занятия, чтобы
помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это
возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. П.2.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет
эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории
активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. П.3.
Для учебных проектов важно:
1 определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;
2 обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной
проблемной ситуации;
3 выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;
4 сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки
необходимых для проекта данных и анализа результатов;
5 опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например,
сценарий будущего медиатекста);
6 осуществить практическое выполнение плана проекта;
7 подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые
позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:
урок семинар
урок лекция
урок – беседа
урок – практикум
урок – экскурсия
урок – исследование
урок – игра урок КВН
урок защита проекта
урок – диспут
урок конференция
урок театрализованное представление
урок маскарад
урок – путешествие
урок зачет
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные
ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную
деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического
мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают
системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В
связи с этим используется такая форма урока, как исследование. В самом названии «урок
исследование» просматривается основная задача исследование языкового материала на
основе текстов. П.4.
Этапы подготовки и проведения урока исследования по русскому языку:
выбор текстов;
составление плана анализа текста;
предварительная работа с произведением;
создание творческих групп;
дифференцированное распределение отрывков;
исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»;
подготовка группы к «защите» исследования;
представление текста (художественное чтение) одноклассникам;
лингвистический анализ отрывка;
обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;
подведение итогов урока;
оценивание работы учащихся;
объяснение домашнего задания.
Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст
должен быть высокохудожественным, при этом необходимо учитывать и возрастные
особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для
анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов
речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.
На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного
текста /нескольких текстов/ «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не
лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как
правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы
они имели представление о произведении в целом.
Одна из основных сложностей при обучении русскому языку написание сочинений. И
чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо
провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение
значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью проводится
урокпрактикум по русскому языку в 5ом классе. Цель этого урока обратить внимание
ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в
самых обыденных вещах. Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?» каждый с уверенностью
ответит: "Да, нужно!" А вот такой же вопрос, только переведённый в плоскость говорения,
многих ещё недавно заставил бы задуматься.
"Мы почти не учим говорить", высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в
начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к
нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам
контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать.
Кстати, эти же знания проверяют и на вступительных экзаменах в ВУЗы. А ведь жизнь
требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в
обществе, и культуры профессионального общения.
Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо
владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей",
предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует,
интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это
сделать в жестких рамках учебной программы?
Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке,
является миниизложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно
проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для миниизложения
можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на
читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по
объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Как
правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая
проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть
и свои ошибки. За эту работу оценки лучше не ставить по той причине, что ученики 56
класса ещё не достаточно владеют орфографическими навыками и, боясь получить низкую
оценку, они будут "скованы" в высказывании своих мыслей. П.5.
Для развития речи учащихся я использую и сочиненияминиатюры, которые развивают
образное мышление ребёнка. П.6. Например, на уроке русского языка в 5ом классе при
изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме. Ставим задачу создать образ
зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя
для пятиклассников довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читаем
несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем прочитанное с классом, отмечая
удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или
переписываем работы дома. И вот что интересно: практически все ученики, даже те, чьи
работы понравились классу, высказывают желание переписать свои маленькие "шедевры".
Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 35 минут. Я
думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над
проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии.
Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор
темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма
работы более эффективна на уроках литературы. П.7.
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто
нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со
своей «изюминкой». Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам
отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант кроссворд, и
составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные
диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает
умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было
скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха,
которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое
отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и
нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны,
закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют
ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса,
задания.
Типы домашнего задания:
творческая работа;
лингвистическое исследование текста;
подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по
литературным произведениям;
рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;
художественное чтение;
инсценировка художественного произведения;
исторический комментарий к произведениям (слайд – шоу);
создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
продолжение неоконченных произведений;
наблюдение за природой (фото и видеосъемка);
подготовка словарных диктантов;
составление вопросника к зачету по теме;
составление конспекта, опорных таблиц;
презентации (обзор героев произведения, биография писателя);
письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок
может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя.
Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать,
систематизировать материал по теме. Приложение.
П.1. В 5 классе при изучении темы «Фонетика» в начале урока перед учащимися ставится
вопрос: «Что изучает фонетика?» (вызов) В течение урока, получая информацию от
учителя, работая над текстом параграфа и с упражнениями, дети находятся в поиске
ответа на заданный вопрос. (осмысление) В конце урока учащиеся обобщают полученные
сведения и делают вывод по теме урока отвечают на поставленный вопрос. (рефлексия)
П.2. В 9 классе при завершении изучения темы «Союзные сложные предложения»
учащиеся получили задание написать пятиминутное эссе «Тайна, не раскрытая на уроке».
П.3. В 5 классе учащиеся с удовольствием выполняют задание по литературе (в рамках
проектного метода) в группах: составление диафильма по литературным произведениям.
Диафильм по сказке «Лягушка царевна».
П.4. В 5 классе урок – исследование можно провести в рамках развития связной речи
учащихся при работе над темой «Абзац как часть текста». Авторами учебника подобраны
художественные тексты, с которыми легко построить исследовательскую работу над
текстом: определить тему и идею, озаглавить, разделить на микротемы и составить план,
выделить средства художественной выразительности, пересказать.
П.5. Миниизложения можно проводить и по лингвистическому тексту, например, в 5
классе после повторения темы «Почему корень, приставка, суффикс и окончание –
значимые части слова» дети с удовольствие написали работу «Морфема – значимая часть
слова», девятиклассники часто пишут подобные работы по текстам художественных
произведений описательного характера с использованием определенных типов
предложений.
П.6. Сочинения – миниатюры часто используются на уроках русского языка и литературы.
В 5 классе они носят обобщающий характер в завершении изученной темы («Тайна
согласных звуков», «Зачем мне учебник») или отвлекающий, разгрузочный («Вид из окна»,
«Мой сосед»). В 9 классе легко проходят письменные работы на тему природных явлений:
«Гроза», «Ливень», «Снегопад», «Туман»,.. Перед написанием учащиеся получают задания
выполнить работу определенным типом предложений, изучаемых на уроке.
П.7. Уроки – диспуты часто используются на уроках литературы в старших классах.
Интересно прошел урок в 9 классе по «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина, учащиеся живо
обсуждали характеры и поступки героев произведения, высказывали свое мнение,
выслушивали точку зрения других. Неоднозначные отклики вызвал Чацкий – главный герой
комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», вопрос : победитель он или побежденный –
некоторыми был выбран темой домашнего сочинения.
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.