Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Оценка 4.9

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык
Взрослым
03.04.2018
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы" может оказать практическую пользу учителям в подготовке уроков в рамках внедрения Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения в средней и старшей школе.
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.doc
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы. Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как  увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого  ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке  работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для  каждого уровне успешности?  И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и  новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения ­ это не только накопление  учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как  самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного  образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой  цели ­ воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться  самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.  Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что  ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И,  может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о  глаза говорящего».  Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?  Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как  правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с  латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку  вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил  основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие  способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к  совместной деятельности в новой ситуации.  Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:  ­ соответствие концепции гуманизации образования;  ­ преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;  ­ использование личностно ориентированного обучения;  ­ поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;  ­ соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной  творческой деятельности.  Основными целями инновационного обучения являются:  (cid:216)  развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих  способностей учащихся;  (cid:216)  формирование личностных качеств учащихся;  (cid:216)  выработка умений, влияющих на учебно­познавательную деятельность и переход на  уровень продуктивного творчества;  (cid:216)  развитие различных типов мышления;  (cid:216)  формирование качественных знаний, умений и навыков.  Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:  ­ оптимизация учебно­воспитательного процесса;  ­ создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;  ­ выработка долговременной положительной мотивации к обучению;  ­ включение учащихся в креативную деятельность;  ­ тщательный отбор материала и способов его подачи.  В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:  (cid:216)  развивающее обучение; (cid:216)  проблемное обучение;  (cid:216)  развитее критического мышления;  (cid:216)  дифференцированный подход к обучению;  (cid:216)  создание ситуации успеха на уроке .  Основными принципами инновационного обучения являются:  ­ креативность (ориентация на творчество) ;  ­ усвоение знаний в системе;  ­ нетрадиционные формы уроков;  ­ использование наглядности.  А теперь стоит перейти от общих методических принципов инновационного обучения к  методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и  литературе успешно применяются следующие приемы:  1 ассоциативный ряд;  2 опорный конспект;  3 ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;  4 мозговая атака;  5 групповая дискуссия;  6 чтение с остановками и Вопросы Блума;  7 кластеры;  8 синквейн;  9 «Продвинутая лекция»;  10 эссе;  11 ключевые термины;  12 перепутанные логические цепочки;  13 медиапроектроекты;  14 дидактическая игра;  15 лингвистические карты;  16 лингвистическая аллюзия (намек);  17 исследование текста;  18 работа с тестами;  19 нетрадиционные формы домашнего задания. Остановимся на некоторых из них. Критическое мышление – это точка опоры для  мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.  Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации.  Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить,  осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5­11 классов  должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных  точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.  Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов –  Осмысление – Рефлексия». Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия  позволяет: ­ актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;  ­ вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной  деятельности; ­ сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы; ­ побудить ученика к активной работе на уроке и дома.  Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику: ­ получить новую информацию; ­ осмыслить ее; ­ соотнести с уже имеющимися знаниями; ­ искать ответы на вопросы, поставленные в первой части. Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: ­ целостное осмысление, обобщение полученной информации; ­ присвоение нового знания, новой информации учеником; ­ формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация  изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. П.1.  Эссе­  жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой­либо литературной,  философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе очень  распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно  использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило,  имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических  особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке  ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи,  предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием  эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать  самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.  При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и  постараться писать дальше. 5­минутное эссе обычно применяется в конце занятия, чтобы  помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это  возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. П.2. Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет  эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории  активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. П.3. Для учебных проектов важно: 1 определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности; 2 обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной  проблемной ситуации; 3 выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы; 4 сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки  необходимых для проекта данных и анализа результатов; 5 опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например,  сценарий будущего медиатекста); 6 осуществить практическое выполнение плана проекта; 7 подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты. Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые  позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом. Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: ­ урок ­ семинар  ­ урок ­ лекция  ­ урок – беседа  ­ урок – практикум ­ урок – экскурсия ­ урок – исследование ­ урок – игра ­ урок ­ КВН  ­ урок ­ защита проекта  ­ урок – диспут  ­ урок ­ конференция  ­ урок ­ театрализованное представление  ­ урок ­ маскарад  ­ урок – путешествие  ­ урок ­ зачет  Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные  ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную  деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического  мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают  системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В  связи с этим используется такая форма урока, как исследование. В самом названии «урок  ­ исследование» просматривается основная задача ­ исследование языкового материала на  основе текстов. П.4. Этапы подготовки и проведения урока­ исследования по русскому языку: ­ выбор текстов; ­ составление плана анализа текста; ­ предварительная работа с произведением; ­ создание творческих групп; ­ дифференцированное распределение отрывков; ­ исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»; ­ подготовка группы к «защите» исследования; ­ представление текста (художественное чтение) одноклассникам; ­ лингвистический анализ отрывка; ­ обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами; ­ подведение итогов урока; ­ оценивание работы учащихся; ­ объяснение домашнего задания. Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст  должен быть высокохудожественным, при этом необходимо учитывать и возрастные  особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для  анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов  речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ. На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного  текста /нескольких текстов/ «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не  лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как  правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.  Одна из основных сложностей при обучении русскому языку ­ написание сочинений. И  чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо  провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение ­  значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью проводится  урок­практикум по русскому языку в 5­ом классе. Цель этого урока ­ обратить внимание  ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в  самых обыденных вещах. Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?» ­ каждый с уверенностью  ответит: "Да, нужно!" А вот такой же вопрос, только переведённый в плоскость говорения,  многих ещё недавно заставил бы задуматься. "Мы почти не учим говорить", ­ высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в  начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к  нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам  контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать.  Кстати, эти же знания проверяют и на вступительных экзаменах в ВУЗы. А ведь жизнь  требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в  обществе, и культуры профессионального общения. Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо  владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей",  предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует,  интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это  сделать в жестких рамках учебной программы? Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке,  является мини­изложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно  проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини­изложения  можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на  читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по  объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Как  правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая  проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки. За эту работу оценки лучше не ставить по той причине, что ученики 5­6  класса ещё не достаточно владеют орфографическими навыками и, боясь получить низкую  оценку, они будут "скованы" в высказывании своих мыслей. П.5. Для развития речи учащихся я использую и сочинения­миниатюры, которые развивают  образное мышление ребёнка. П.6. Например, на уроке русского языка в 5­ом классе при  изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме. Ставим задачу ­ создать образ  зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя  для пятиклассников довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читаем  несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем прочитанное с классом, отмечая  удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или  переписываем работы дома. И вот что интересно: практически все ученики, даже те, чьи  работы понравились классу, высказывают желание переписать свои маленькие "шедевры". Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3­5 минут. Я  думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над  проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии.  Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор  темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма  работы более эффективна на уроках литературы. П.7. При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто  нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам  отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант ­ кроссворд, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные  диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает  умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было  скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха,  которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое  отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и  нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны,  закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют  ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса,  задания. Типы домашнего задания: ­ творческая работа; ­ лингвистическое исследование текста;  ­ подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по  литературным произведениям; ­ рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям; ­ художественное чтение; ­ инсценировка художественного произведения; ­ исторический комментарий к произведениям (слайд – шоу); ­ создание самостоятельных литературных произведений различных жанров; ­ продолжение неоконченных произведений; ­ наблюдение за природой (фото и видеосъемка); ­ подготовка словарных диктантов; ­ составление вопросника к зачету по теме; ­ составление конспекта, опорных таблиц; ­ презентации (обзор героев произведения, биография писателя); ­ письмо по памяти. Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок  может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя.  Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать,  систематизировать материал по теме. Приложение. П.1. В 5 классе при изучении темы «Фонетика» в начале урока перед учащимися ставится  вопрос: «Что изучает фонетика?» (вызов) В течение урока, получая информацию от  учителя, работая над текстом параграфа и с упражнениями, дети находятся в поиске  ответа на заданный вопрос. (осмысление) В конце урока учащиеся обобщают полученные  сведения и делают вывод по теме урока ­ отвечают на поставленный вопрос. (рефлексия)  П.2.  В 9 классе при завершении изучения темы «Союзные сложные предложения»  учащиеся получили задание написать пятиминутное эссе «Тайна, не раскрытая на уроке». П.3.   В 5 классе учащиеся с удовольствием выполняют задание по литературе (в рамках  проектного метода) в группах: составление диафильма по литературным произведениям.  Диафильм по сказке «Лягушка ­ царевна». П.4.  В 5 классе урок – исследование можно провести в рамках развития связной речи  учащихся при работе над темой «Абзац как часть текста». Авторами учебника подобраны  художественные тексты, с которыми легко построить исследовательскую работу над  текстом: определить тему и идею, озаглавить, разделить на микротемы и составить план,  выделить средства художественной выразительности, пересказать. П.5. Мини­изложения можно проводить и по лингвистическому тексту, например, в 5  классе после повторения темы «Почему корень, приставка, суффикс и окончание –  значимые части слова» дети с удовольствие написали работу «Морфема – значимая часть  слова», девятиклассники часто пишут подобные работы по текстам художественных  произведений описательного характера с использованием определенных типов  предложений. П.6. Сочинения – миниатюры часто используются на уроках русского языка и литературы.  В 5 классе они носят обобщающий характер в завершении изученной темы («Тайна  согласных звуков», «Зачем мне учебник») или отвлекающий, разгрузочный («Вид из окна»,  «Мой сосед»). В 9 классе легко проходят письменные работы на тему природных явлений:  «Гроза», «Ливень», «Снегопад», «Туман»,.. Перед написанием учащиеся получают задания  выполнить работу определенным типом предложений, изучаемых на уроке. П.7. Уроки – диспуты часто используются на уроках литературы в старших классах.  Интересно прошел урок в 9 классе по «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина, учащиеся живо  обсуждали характеры и поступки героев произведения, высказывали свое мнение,  выслушивали точку зрения других. Неоднозначные отклики вызвал Чацкий – главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», вопрос : победитель он или побежденный –  некоторыми был выбран темой домашнего сочинения.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018