Инновационные технологии обучения математике в начальных классах
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
математика
3 кл
31.03.2017
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных технологий и методов обучения, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Педагогу надо задуматься о том, чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, а это использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. В начальном школьном возрасте формируются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету, именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных технологий и методов обучения, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Педагогу надо задуматься о том, чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, а это использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. В начальном школьном возрасте формируются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету, именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Инновационные технологии.doc
Инновационные технологии обучения математике в начальных классах
Интенсивные изменения, происходящие в настоящее время в нашем
обществе,
креативно мыслящей,
компетентной, активной личности, ориентируют педагогов на новый уровень
преподавания и воспитания учащихся.
требующие творчески развитой,
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет
задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому
материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение
интереса к математике зависит в большей степени от методики ее
преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В
связи с этим ведутся поиски новых эффективных технологий и методов
обучения, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы
их к самостоятельному приобретению знаний. Педагогу надо задуматься о
том, чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, а это использовать
как отправную точку для возникновения и развития любознательности,
познавательного интереса. В начальном школьном возрасте формируются
постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету, именно в этот
период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Современный учитель всё чаще задаёт себе вопрос: «Как применять в учебно
воспитательном процессе инновационные технологии?»
Цель учителя применяя новые педагогические технологии, научить
школьников учиться. А как показывает практика, новые образовательные
технологии могут быть освоены только в действии.
«Инноватика – это не просто новшества или некоторая новизна, а достижение
принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов,
обеспечивающих новизну системе» (П.С. Лернер)
К инновационным технологиям необходимо отнести технологию
развивающего обучения, проектную технологию, научноисследовательскую
деятельность, личностноориентированный подход, ИКТ – технологии,
мониторинг.
Технологии развивающего обучения: проблемное изложение учебного
материала; частично поисковая деятельность; самостоятельная проектная
исследовательская деятельность. Актуальность выбранной темы состоит в необходимости широкого
применения продуктивных инновационных технологий на уроках математики,
которые позволяют быстрее, экономичнее и качественнее достигнуть цели
математического образования.
Продуктивна та технология, с помощью которой можно получить более
высокий результат быстрее и с меньшими затратами по сравнению с ранее
применявшейся технологии. Задача учителя состоит в организации
эффективной учебной деятельности учащихся, в обучении их самостоятельно
добывать дополнительные знания для успешного освоения предметом.
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему
образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся.
Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него
темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
В своей практике я использую следующие современные образовательные
технологии или их элементы:
Информационнокоммуникационные технологии
Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации
Интерактивные технологии (проектный метод, включающий
проблемное обучение и исследовательскую деятельность)
Игровые технологии
Личностноориентированные технологии обучения
Тестовые технологии
Здоровье сберегающие технологии
Информационнокоммуникационные технологии
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии
занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным
преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля
информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё
очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать
процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать
процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства
мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая
его более понятным и доступным для учащихся.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при
объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные
учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на
разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при
закреплении, повторении, на этапе контроля.
Уроки с применением компьютерных технологий не только оживляют
учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
Трудно представить себе современный урок без использования
информационных компьютерных технологий.
Информационные компьютерные технологии могут быть использованы
на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая
проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения преподавателя (презентации,
формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля знаний
Основная образовательная ценность информационных технологий в том,
что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с
неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и
преподавателя, и учащегося.
Преимущества информационных компьютерных технологий по
сравнению с традиционными многообразны. Кроме возможности более
иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной
проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие
организационных форм в работе обучающихся, методических приемов в
работе преподавателя.
Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в
любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал.
Необходимо всё же заметить, что яркая картинка на экране всего лишь
способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное на
уроке это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен
информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного
класса школьная доска. Доска это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена
между учителем и учеником. Конечно, нельзя сказать наверняка, что
результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но
мои наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что
происходит на уроке. Они активно обсуждают новые темы, стремятся принять
участие в работе, быстрее запоминают материал. Таким образом,
использование интерактивной доски помогает обеспечить устойчивую
мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную
активность. Эти наблюдения относятся и к новым компьютерным
технологиям в целом.
Таким образом, использование информационных технологий помогает
учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к
целому ряду положительных следствий:
психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор детей;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
идет более полное усвоение теоретического материала;
идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных
источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех
проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим
средством обучения. Не менее важны и современные педагогические
технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто
"вложить" в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь,
создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными
(или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый
уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации
обучения и воспитания.
Презентации в виде слайдов эффективны на различных этапах урока.
Зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже
воспринимать излагаемый материал. Есть возможность эмоционально и
образно подать материал. При использовании информационнокоммуникационных технологий
очень важно учитывать требование санпина, где указано продолжительность
использования компьютера на уроке.
Технология уровневой дифференциации и индивидуализации
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению
знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного
творческого мышления. Разно уровневые задания облегчают организацию
занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в
соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися,
вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное
задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над
которой, надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня
как у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание
сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже
продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих
способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех,
повышается уровень мотивации.
При использовании технологии уровневой дифференциации и
индивидуализации необходим особый педагогический такт преподавателя,
чтобы ни в коем случае не унизить учащегося перед его ровесниками давая
ему облегчённое задание, а дать ему возможность вместе со всеми
переживать радость от правильно выполненного задания, тем самым
«окрылить» его для дальнейшей работы над более сложным заданием
Игровые технологии
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать
случаев делать его более занимательным»
Блез
Паскаль
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает
достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так
включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более
интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать
трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале
урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же
я разрабатываю викторины, часы занимательной математики. Всё это
направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной
деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Личностноориентированные технологии обучения
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она
должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
К. Д.
Ушинский
Фактически все развитые страны осознали необходимость личностно –
ориентированного обучения, где учащийся становится центральной фигурой.
Учитывая его задатки, способности, возможности, используя передовые
педагогические и информационные технологии. Подобное обучение
способствует не только овладению определённой суммой знаний, умений, но
и, что значительно важнее, личностному развитию.
Изучение личности учащегося, определение его состояния в начальный
период обучения и после осуществления педагогического воздействия
является одним из центральных вопросов продуктивной технологии. Ещё в
1867 году К. Д. Ушинский в книге « Человек как предмет воспитания» писал:
« Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях ,то она
должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Поэтому особое
значение приобретает включение объекта воздействия – учащегося – с
структуру технологического процесса. При проектировании педагогической
технологии желательно учитывать особенности каждого обучаемого – его
индивидуальные предпосылки, оказывающие «сопротивление» или, наоборот,
благоприятствующие влиянию обучающих воздействий.
Личностноориентированная технология обучения помогает в создании
творческой атмосферы на уроке, а также создает необходимые условия для
развития индивидуальных способностей учащихся.
Тестовые технологии
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в
практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при
проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и
фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами
обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно
выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая
особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач
урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей,
уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой группы составлены
тесты, направленные на формирование умений и навыков учащихся, на
закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний
учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке
результатов, а также развивает у ребят логическое мышление и
внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по
форме вариантов ответов.
Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После
доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаю
детям «Лист настроения».
1.Мозговая атака. Провожу в парах или группах.
1. Задание на разгадывание ребусов.
2. «Корзина» идей, понятий, имен.
На доске рисую корзинку, где условно собирается все, что дети знают по
данной проблеме.
Технология проведения: 1) Задаю вопрос о том, что известно детям о
поставленной проблеме; 2) Каждый ученик самостоятельно вспоминает и
записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (12 мин); 3) Обмен
информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или
факт, не повторяя сказанного ранее. Например, тема урока: Задачи ..Вызов
происходит наработка различных версий: как можно решить задачу.
Этот приём применяю в начале урока на этапе работы с книгой, в «корзину»
ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке
изучаться. Этот прием позволяет мне формировать умения, обучающихся
выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или
опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно –
исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.
Здоровьесберегающие технологии
Понятие «здоровье сберегающая» относится к качественной характеристике
любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации
данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов
образовательного процесса – учащихся и педагогов. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока
распределять различные виды заданий,
чередовать мыслительную
деятельность, определять время подачи сложного учебного материала,
выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ,
нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки;
построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
соблюдение гигиенических требований (свежий воздух,
хорошая
освещенность,
благоприятный эмоциональный настрой;
профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся);
оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие
преодолеть усталость,
соблюдаю
организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске,
применение ИКТ).
неудовлетворительность;
чистота);
уныние,
Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных
технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески,
способствуют развитию любознательности, повышают активность,
приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться и,
следовательно, повышается качество знаний по предмету
«Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин
быть учителем».
Конфуций
Активность аналитического осмысления учебного материала младшими
школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких
уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала,
выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро
надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной,
замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал
развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей
его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное
обучение. Суть его в том, что я ставлю перед учениками проблему (учебную
задачу) и вместе с ними рассматриваю её. В результате совместных усилий
намечаются способы её решения, устанавливается план действий,
самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя.
При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из
него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения.
Математика в школе, по моему мнению, начинается вовсе не со счета, не с
изучения понятий, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы.
Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает
аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для
учащихся более привлекательной. Мы занимаемся учебными исследовательскими проектами младших школьников. Главная идея метода
проектов – направленность учебнопознавательной деятельности
обучающихся на результат, который получается при решении практической и
теоретической проблемы. Проектная деятельность обучающихся – это
совместная учебнопознавательная, творческая и игровая деятельность,
имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на
достижение общего результата.
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности
позволяет нам не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять
их познавательную деятельность. С большим интересом ученики участвуют в
самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет
организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную
деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Он предполагает отход от авторитарных методов обучения и
предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с
многообразием ванной на постоянных трудностях; оно ориентирует на
комплексное использование знаний.
Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников.
Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть
неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать
совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы
обучения. Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная
форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы
убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного
обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой
деятельности, следовательно:
– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная
учащихся;
активность
–
детьми;
– укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
– сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и
самих
себя;
– растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя
контролируют;
– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:
откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других
людей.
В конце групповой работы, выработанные каждой группой решения,
обсуждаются всем классом. Таким образом, оценивается не только результат
решения задачи, но и работа группы. Начальная школа является составной
меняется
между
самостоятельность
творческая
характер
и
взаимоотношений частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных задач –
заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Использование современных обучающих технологий может
преобразовать преподавание традиционных учебных предметов,
рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и
запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более
высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без
принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует
инновационные технологии.
“Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела
достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты
достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным
движением жизни” (Е.И.Рерих).
Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать
по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и
учеников между собой.
Инновационные технологии обучения математике в начальных классах
Инновационные технологии обучения математике в начальных классах
Инновационные технологии обучения математике в начальных классах
Инновационные технологии обучения математике в начальных классах
Инновационные технологии обучения математике в начальных классах
Инновационные технологии обучения математике в начальных классах
Инновационные технологии обучения математике в начальных классах
Инновационные технологии обучения математике в начальных классах
Инновационные технологии обучения математике в начальных классах
Инновационные технологии обучения математике в начальных классах
Инновационные технологии обучения математике в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.