МКОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа № 68»
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций
Выполнила: ЦАРЕВА Н.Г.
Должность / место работы: учитель математики МКОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа № 68»
г. Лодейное Поле
2017 год
Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...»
М. Поташник, действительный член Российской академии образования.
Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребёнка, помочь ей проявиться, развиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Поэтому целью школьного образования сегодня, является если не социальная зрелость, то максимально возможная социализация выпускников. Школа так же должна создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Необходимо обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с различного рода информацией.
Первостепенная задача современного учителя – организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них основных приёмов умственной деятельности, развитию способность применять знания, и умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении любых задач. Школьников необходимо учить – самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях.
Для реализации такого подхода в образовании учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта.
Попробуем разобраться, что же такое инновационные технологии, и каково их влияние на формирование базовых компетенций.
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Задача технологии как науки – выявление физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.
Внедрение эффективных, четко реализуемых технологий в обучение, поможет обеспечить повышение качества знаний учащихся.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). [5]
Инновация педагогическая (нововведение) –
1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;
2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.);
3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. [4]
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Суть инновационной деятельности в педагогике: внедрение в конкретный образовательный процесс научных разработок из различных областей знания и деятельности (психологии, информатики, экономики, кибернетики и т.п.).
В результате реализации инновационной деятельности должно произойти качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность новых, не известных ранее практике дидактических и воспитательных программ, что способствует снятию педагогического кризиса.
Типы инноваций:
Внутрипредметные инновации – инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий.
Общеметодические инновации – внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.
Административные инновации – решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
Идеологические инновации – инновации, вызванные обновлением сознания, веяниями времени, они являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.
Инновационная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив образовательного учреждения.
ЧТО ДАЮТ ОБРАЗОВАНИЮ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
К инновационным технологиям можно отнести ряд локальных образовательных технологий. Рассмотрим некоторые из них.
1. Технология личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность; субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированное обучение [10].
Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает возможность создания знаний самим учеником, т.е. знания не передаются ему для заучивания в готовом виде, а конструируются, добываются, генерируются им в собственной деятельности.
Технологические характеристики личностно ориентированного обучения:
– «задействование» учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока;
– свобода выбора ребёнком различных форм обучения;
– выбор учащимися предметного содержания различной сложности;
– оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;
– формирование когнитивных структур, которые являются субстратом умственного развития;
– использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;
– изучение и формирование творческой деятельности;
– использование эвристических методов обучения как способа учёта индивидуальных приёмов познания;
– создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять собственные способности, возможности и интересы;
– использование проблемных заданий различной трудности и сложности;
– создание ситуаций выбора в разных видах деятельности;
– организация разрешения проблемных ситуаций;
– организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
– отбор методических приёмов, типа урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
– ориентация учащихся на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.
Позиция педагога в личностно-ориентированном обучении:
– Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки).
– Учитель как исследователь (исследовательская функция).
– Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция).
– Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция).
2. Технология модульного обучения.
Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки – модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными и элективными. Основой каждого блока является опорный конспект, при составлении которого следует руководствоваться следующими принципами:
· научное изложение вопроса, предполагающее максимальное использование символики, принятой при изучении школьного предмета;
· краткость изложения, не теряющая логического построения теоретического материала;
· яркая продуманная наглядность, предполагающая использование красочных рисунков, чертежей, схем, диаграмм, заимствованных не только из учебников и учебных пособий, но и подсказанных опытом;
· один конспект имеет информацию по целой теме или части темы, если она слишком обширна;
· выделение главного, основного цветом или шрифтом;
· осуществление логической связи и последовательности перехода от одного конспекта к другому.
Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познаний. Поуровневая индивидуализация учебной деятельности создает ситуацию выбора для ученика.
Модульное обучение преследует цель – формирование у детей навыка самообразования, весь процесс образования строится на основе осознанного целеполагания. Использование модульной технологии обучения дает возможность больше внимания уделять основным понятиям изучаемого предмета. Изучаемый материал выступает не отдельной единицей, а в качестве выделенного из той структурной единицы, к которой он тяготеет; сопоставимые предметные действия, понятия, свойства изучаются параллельно; группировка материала в блоки способствует его компоновке в опорных конспектах.
Блок имеет следующую структуру:
ПМ |
ИМ |
РМ |
МС |
МКЗ |
МК |
проблемный модуль |
информационный модуль |
расширенный модуль |
модуль систематизации |
модуль коррекции знаний |
модуль контроля |
Примерный перечень блоков:
1 урок – изучение нового материала с опорой на максимально доступный комплекс средств обучения. На этом уроке учащиеся получают конспект материала – либо готовый, заранее размноженный, либо появляющийся на доске по мере объяснения учителем. На этом же уроке проводится в первичное закрепление. (ПМ, ИМ).
2 урок – «урок общения». Цель – заменить собой домашнюю проработку материала, обеспечить его усвоение и проверку усвоения. Основной метод – работа в парах, когда вначале каждый овладевает материалом по учебнику, затем шлифует материал в общении со своим собеседником и, наконец, отвечает, «сдаёт» этот материал учителю или его консультантам из числа уже ответивших учеников. Принцип формирования пар – «равный с равным». (РМ).
3 урок – закрепление. Сначала работа с тетрадью на печатной основе, а затем выполнение индивидуальных заданий. (МС, МКЗ).
4 урок – контроль в виде опроса по конспекту, подготовка к самостоятельной работе и собственно самостоятельная работа. (МК).
Использование технологии модульного обучения, которое отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к процессу обучения, комплексная работа над изучением теории и практики, позволяет сформировать у учащихся прочные, осознанные знания и умения, развивать познавательные способности и создавать условия для развития самореализации личности каждого ученика. Значительное пространство свободы, получаемое преподавателем при этой технологии, обеспечивает ему большую возможность творческих поисков.
3. Технологии электронного интерактивного обучения.
Электронное интерактивное обучение – образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (Интернет и корпоративные сети)
Средства и методы электронного интерактивного обучения:
– интерактивные ресурсы и материалы,
– электронные библиотеки и ЭБС,
– обучающие материалы и курсы,
– обсуждения в реальном режиме времени,
– чаты, видеочаты,
– электронная почта,
– видеоконференции,
– видеоконсультации и программные приложения совместного использования (разделяемые рабочие пространства).
Инструменты электронного интерактивного обучения: веб-конференции, онлайн-семинары, вебинары.
Преимущества электронных интерактивных форм обучения:
– Обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения. Сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объем самостоятельной работы;
– Обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;
– Вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности;
– Актуальность и оперативность получаемой информации; обучающиеся оказываются вовлеченными в решение глобальных, а не региональных проблем – расширяется их кругозор;
– Гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;
– Использование таких форм, как календарь, электронные тесты (промежуточные и итоговые), позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса; и т.д.
– Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов обучающихся с преподавателем. Они делают образование более индивидуальным.
4. Технологии дистанционного обучения
Дистанционное образование – это самостоятельная педагогическая система, связывающая преподавателя, обучаемого и источники информации, которые могут находиться в различных географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять учебное взаимодействие без их прямого контакта. Это взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через электронную почту и телефакс, аудиоконференции, компьютерные конференции, видеоконференции [6].
В условиях дистанционного обучения основной задачей преподавателя является управление познавательной деятельностью обучаемых, что предполагает: формирование побуждающих мотивов; постановка целей и задач; передача знаний, опыта; организационная деятельность; организация взаимодействия между обучаемыми контроль процесса обучения.
Формы дистанционного обучения:
Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Телеконференции – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.
Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
Использование технологии дистанционного обучения способствует развитию самостоятельности, формирует навыки по самообразованию, экономит время.
5. Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Формы проблемного обучения:
• проблемное изложение – преподаватель сам ставит проблему и решает ее;
• совместное обучение – преподаватель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;
• творческое обучение – учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение.
Этапы познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Общие функции проблемного обучения:
§ усвоение учащимися системы знаний и способов умственной практической деятельности;
§ развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей;
§ формирование диалектико-материалистического мышления.
Специальные функции проблемного обучения:
§ воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
§ воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
§ формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).
6. Проектная технология.
Проектное обучение – это способ организации образовательного пространства, учеников, при котором учитель выполняет только функции управления и коррекции их деятельности. Они сами ставят перед собой задачи, планируют и решают их, осуществляют контроль своих действий и оценку своего результата, сами определяют свою индивидуальную образовательную траекторию.
Цели и особенности проектного обучения:
– Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
– Развитие самообразовательной активности учащихся.
– Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
– Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).
Этапы проведения проекта:
1. Представление проблемной ситуации: вербально, с помощью видеоряда, помощью мультимедийных средств.
2. Мозговая атака.
3. Обсуждение.
4. Выдвижение гипотез.
5. Определение типа проекта.
6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.
7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием
9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).
10. Оформление результатов проектной деятельности.
11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
13. Самооценка, внешняя оценка.
Проект определяется как организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности является новое знание. Проект как форма работы требует оформления результатов для предъявления его окружающим, поэтому не может оцениваться просто пятибалльной системой.
В процессе подготовки и проведения проектных уроков у учителя появляется возможность формирования у учащихся: новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга; новых личностных качеств. Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовывать мини-проекты (краткосрочные проекты) достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно.
7. Исследовательские технологии
Исследовательская деятельность – это особый вид деятельности, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель её – формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез. Потому она гораздо более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
Функции исследовательских технологий обучения:
• организует творческий поиск и применение знаний,
• обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску,
• является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
Основные составляющие технологии:
В ходе развития исследовательских способностей школьников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:
· видеть проблемы;
· ставить вопросы;
· выдвигать гипотезы;
· давать определение понятиям;
· классифицировать;
· наблюдать;
· проводить эксперименты;
· делать умозаключения и выводы;
· структурировать материал;
· готовить собственные мини - доклады;
· объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Тест на выявление проблем, мешающих учащимся заниматься исследовательской деятельностью.
№ |
Сделать это мне … |
… трудно |
… легко |
1. |
Говорить перед классом. |
|
|
2. |
Во время выступления не потерять нить рассуждения. |
|
|
3. |
Сделать сообщение по ключевым словам. |
|
|
4. |
Пояснить что-либо у доски. |
|
|
5. |
Сказать что-то, в чём не уверен. |
|
|
6. |
Говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников. |
|
|
7. |
Выступать с докладом, не читая, а рассказывая. |
|
|
8. |
Ставить вопросы. |
|
|
9. |
Чувствовать себя уверенно во время выступления. |
|
|
10. |
Работать длительное время в библиотеке. |
|
|
11. |
Написать конспект. |
|
|
12. |
Составить тезисы. |
|
|
8. Технология открытого образования «Портфолио»:
Портфолио – американская технология, возникшая в 80-е годы, прообразом является портфолио, которое создавали фотомодели, модели.
Портфолио – набор работ и документов по следующим разделам:
– «портрет» (в виде эссе или сочинения, рисунков или комиксов, коллажа, кластера, герба и девиза, ответы на вопросы анкеты)
– «коллектор» (картотека литературы, которой человек пользуется при работе)
– «рабочие материалы» (творческие работы, рефераты, рисунки, стихи и т.д.)
– «достижения» (суммируются материалы, грамоты, награды, и т.д.)
Функции «Портфолио»:
– постановка цели и стремление к ее выполнению
– систематизирующая
– содержательная
– мотивирующая (осознание себя как субъекта обучения)
Цель внедрения папки личных достижений – создание условий для осознанного выбора образовательной траектории, когда учащийся сможет соотнести два личностно-значимых компонента: «хочу» (интересы, склонности) и «могу» (возможности). Как показывает практика, включение в портфолио таких разделов как: самоотчет, резюме, описание жизненных планов, автобиографии способствуют осознанию старшеклассником личностно-значимых, профессиональных ценностей. На основе полученной информации выбирает профиль, профессию и учебное заведение.
Безусловно, процесс внедрения портфолио сопровождается проблемами, которые требуют незамедлительного решения. Например, не существует общепринятых критериев оценки портфолио, согласованных и утвержденных вузами. Предполагается, что приемные комиссии будут принимать портфолио выпускника, но существует разновидности портфолио: творческие, официальные. Какой из них будет востребован? В своей практике я предпочитаю работу с комплексными портфолио, которые дают полное представление о его владельце и включают в себя как официальные документы, так и творческие работы. Однако, уже столкнулась с объективной системой оценивания.
Применение инновационных технологий предполагает организацию учебного процесса в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической. Эти процессы направлены на увлеченное овладение учащимися изучаемым материалом, развитие у них потребности в познавательной деятельности и уверенности в своих познавательных возможностях.
Таким образом, инновационные технологии способствуют формированию основных базовых компетенций обучающихся, т.е. способностей применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.
n Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
n Технологии дифференциации и индивидуализации (в том числе внутригрупповая дифференциация через использование факультативных занятий и педагогических мастерских).
n Игровые технологии.
n Профильное обучение.
n Технология открытого образования
l «Дебаты»
l «Портфолио»
l «Чтение и письмо для развития критического мышления»
Использованная литература:
1. Алексеева Л. Н. «Инновационные технологии как ресурс эксперимента» / Учитель, № 3, 2004 г., с. 78.
2. Бычков, А. В. «Инновационная культура» / Профильная школа, № 6, 2005 г., с. 83.
3. Гузеев В.В. «Характерные черты образовательных технологий разных поколений» / Завуч. Научно-практический журнал, № 3, 2004 г., с. 64
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. «Педагогический словарь» / М.: Академия, 2001 г.
5. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» / М.: Народное Образование, 1998 г.
6. Сергиенко И.В. «Концептуальные идеи моделирования и реализации дистанционного обучения» // «Дистанционное и виртуальное обучение», № 7, июль, 2007 г.
7. Осипова Г.И. – автор-составитель «Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук». / Волгоград, «Учитель», 2007 г.
8. Хуторской А.В. «Методика личностно-ориентированного обучения» / М.: Владос, 2005 г.
9. Якиманская И.С. «Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников» / Вопросы психологии, № 2, 1994 г.
10. Якиманская И.С. «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения» / Вопросы психологии, № 2, 1995 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.