Инновационный проект интернет-марафон "Креативная мама "

  • Работа с родителями
  • docx
  • 23.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель проекта: развитие психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в вопросах гармоничного развития ребенка. Новизна данной программы состоит прежде всего в использовании новой формы работы с родителями – интернет-марафона, которая является инновационной, интерактивной и современной. Использованы различные формы совместной детско-родительской деятельности: познавательные игры, сюжетно-ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, продуктивная деятельность, экспериментирование с природными материалами, квест-игры и другие.
Иконка файла материала Инновационный проект Интернет-марафон Креативная мама.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 69» г.Сыктывкара Инновационный проект по работе с родителями Интернет­марафон «Креативная мама» Учитель­логопед Буркотенко­Буркот Людмила Анатольевна Педагог­психолог Латкина Анастасия Ивановна Воспитатель Парфентьева Жанна Валерьяновнаг.Сыктывкар 2017г. Актуальность. В современных условиях взаимодействие детского сада с   родителями   приобретает   высокую   значимость.   Особенно   важно   это   в дошкольном   возрасте,   когда   семья   является   основным   институтом социализации   ребенка.   Компетентностный   подход   в   работе   с   родителями подразумевает   стимулирование   родителей   к   участию   в   образовательной деятельности,   развитие   их   психолого­педагогической   компетентности. Данный подход отражен в Законе об Образовании в статье 18 п.1: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного   и   интеллектуального   развития   личности   ребенка   в   раннем детском возрасте». Кроме того, использование электронных образовательных ресурсов, таких как социальные сети, делает выбранную нами форму работы более привлекательной для родителей и современной. Новизна  данной   программы   состоит   прежде   всего   в   использовании новой формы работы с родителями – интернет­марафона, которая является инновационной, интерактивной и современной. Проблема:  в   современных   условиях   отмечается   снижение познавательной   и   речевой   активности   определенной   части   детей, обусловленное недостатком общения родителей с детьми в силу различных причин.  Кроме   того,   в   некоторых   случаях   отмечается   делегирование родителями   ответственности   за   развитие   ребенка   на   педагогов.   Данный интернет­марафон   позволяет   разделить   эту   ответственность   между педагогами, специалистами и родителями. Данный   интернет­марафон   призван   создать   условия   для   организации позитивного   содержательного   общения   родителей   с   детьми   в   домашних условиях.Данными условиями являются:  1. Регулярность   и   систематичность   детско­родительских   занятий Задания   интернет­марафона   даются   родителям   ежедневно,   и ежедневно   родители   пишут   отчеты   о   выполнении   заданий,   своих трудностях и успехах. 2. Адекватность заданий индивидуальным особенностям детей. Задания интернет­марафона подобраны воспитателем, педагогом­психологом и учителем­логопедом в соответствии с возможностями детей.  3. Доступность   выполнения,   как   для   детей,   так   и   для   родителей. Совместные занятия с детьми занимали около 10­15 минут в день. 4. Создание   позитивной   мотивации   у   родителей     посредством использования   фотоотчетов   о   выполнении   заданий   и   создания благоприятного   эмоционального   климата   в   группе   в   процессе общения родителей между собой. Идея:  ежедневные   короткие   занятия   родителей   с   ребенком   по гармоничном развитию ребенка при поддержке специалистов.  Тип проекта: социальный Вид проекта: краткосрочный, совместный детско­родительский Участники проекта: воспитатель, педагог­психолог, учитель­логопед, дети с задержкой речевого развития и их родители. Срок реализации проекта: октябрь­ноябрь 2017 г. Основные   формы   реализации   проекта:   использованы   различные формы совместной детско­родительской деятельности: познавательные игры, сюжетно­ролевые   игры,   сказкотерапия,   песочная   терапия,   продуктивная деятельность, экспериментирование с природными материалами, квест­игры и другие. Концептуальные основы и теоретическое обоснование  В основе программы работы с родителями «Креативная мама» лежит компетентностный   подход.  Особую   значимость   компетентность   родителейприобретает   в   воспитании   детей   раннего   возраста,   который   признается психологами и педагогами наиболее сенситивным в формировании личности ребенка (Л.Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, А. А. Люблинская, Е. К. Лютова, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, К. Л. Печора и др.). Выполнение воспитательной и социализирующей функций молодыми родителями требует от них владения основами психологических и педагогических знаний о развитии и воспитании ребенка,   умения   обеспечивать   условия   для   удовлетворения   потребности детей в эмоционально окрашенном сотрудничестве со взрослым в процессе взаимодействия их с предметным и социальным миром. Для   гармоничного   развития   ребенка   необходимо   регулярное непосредственное взаимодействие ребенка с родителями, особенно с матерью, поэтому нами выбрана такая форма работы, как интернет­марафон, потому что она достаточно интенсивная, чтобы сформировать у родителя привычку заниматься с ребенком каждый день. Срок   реализации   программы   выбран   на   основании   психологических исследований   формирования   навыков.   Как   в   зарубежных,   так   и   в отечественных   исследованиях   выявлено,   что   для   выработки   привычки требуется   минимум   21   день.   В   случаях,   когда   введение   новой   привычки сопровождается   трудностями,   срок   выработки   навыка   увеличивается. Поэтому   длительность   интернет­марафона   составляет   30   дней.   Также исследования подтверждают, что более прочные навыки вырабатываются при положительном   эмоционально­окрашенном   подкреплении,   поэтому   особое внимание в программе уделено интересам и потребностям самих родителей, в частности, матери. Цель – развитие психолого­педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в вопросах гармоничного развития ребенка  Задачи:1. Способствовать   формированию   у   родителей   навыка   ежедневных занятий с ребенком 2. Создавать условия для познавательного и речевого развития ребенка  3. Создавать   условия   для   развития   позитивных   детско­родительских отношений 4. Способствовать обмену опытом между родителями  Предполагаемый результат 1. Формирование   привычки   у   родителей   ежедневно   заниматься   с ребенком 2. Формирование   умения   планировать   и   адекватно   выбирать   формы занятий с ребенком 3. Положительная динамика в познавательно­речевом развитии детей 4. Улучшение детско­родительских отношений в семье Этапы работы 1. Диагностический этап  –   сбор   информации   об   ожиданиях   от   интернет­марафона   и   о трудностях в развитии ребенка ­ составление плана работы над проектом 2. Практический – реализация проекта 3. Итоговый – рефлексия результатов реализации интернет­марафона посредством самоотчетов родителей. Задания для родителей: 1. Игры в сенсорной коробке. Цель ­ обеспечить богатый сенсорный опыт. 2. Задания   по   методике   Монтессори   (Варежки).   Цель:   опять   же закрепляем   словарь,   развиваем   моторику,   тренируем   внимание, укрепляем контакт с мамой.  3. Игры   в   прятки   «Где   спряталась   игрушка?»  целью   которой   является   проявление способствование   взаимодействию   со   взрослым, элементарной инициативы и самостоятельности; развитие потребность вречевом   общении.   Цель:   Обогащение   словарного   запаса   по   теме. способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности. 4. Игры   на   развитие   речи:   «Аппликация»,   «Магазин»,   игра­квест «Сюрприз». 5. «Волшебный   мешочек»   Цель:   развитие   тактильного   восприятия   и чувствительности, закрепление словаря признаков. 6. Пальчиковые краски ­ позволяет детям снизить тревожность, выплеснуть эмоции,   переживания,   снять   напряжение.   Кроме   того,   развивает тактильную чувствительность и развивает воображение. 7. Артикуляционная   гимнастика   для   малышей.   Цель   артикуляционной гимнастики   –   выработка   полноценных   движений   и   определенных положений   органов   артикуляционного   аппарата   (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков. 8. Сочинение сказки «Сказка о веселом Язычке». 9. Дыхательные   упражнения.   Дыхательные   упражнения   развивают продолжительный,   равномерный   выдох   у   детей,   формируют   сильную воздушную   струю   через   рот.   Вызывая   положительные   эмоции,   такие упражнения   повышают   интерес   ребенка   к   дыхательной   гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии. 10.Книжка­пазл. Цель: развитие пассивного и активного словаря, а также памяти, мышления, внимания. 11.Играем   с   тестом.   Для   развития   мелкой   моторики,   развития воображения, мышления, усидчивости малыша. 12.Игры на прогулке. Они помогут превратить прогулку в увлекательное занятие, которое развивает память, мышление, воображение и доставит удовольствие маме и ребенку, несмотря на погоду.  13. Задания на выходные (суббота) – отдых для мамы и всей семьи 14. Задания на выходные (воскресенье) – повторение понравившихся игрОценка результативности  интернет­марафона проводилась на основе самоотчетов родителей о динамике развития детей и впечатлениях о проекте. Все родители отметили повышение любознательности и активности детей, в отдельных случаях Литература Алямовская,   В.Г.   Организационно­методические   основы   партнерства педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей Текст. / В.Г. Алямовская / Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада — СПб.: Детство­Пресс, 2004. 224 с. Давыдова,   О.И.,   Майер,   А.А.   Компетентностный   подход   в   работе дошкольного   образовательного   учреждения   с   родителями.   –   СПб.:   ООО «Издательство «Детство­Пресс», 2013. – 128 с. Селина, В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. … канд. пед.  наук: 13.00.01 /  Селина  Виктория  Владимировна. – Великий Новгород, 2009. – 25с. Сертакова,   Н.М.   Инновационные   формы   работы   взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй: методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство­Пресс», 2013. – 80 с. Содружество детей и взрослых: методический комплекс для детского сада / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной: В 2 кн. Кн. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. Сучкова,   Н.Н.,   Арефьева,   Е.И.,   Жупиева,   Е.И.   Организация многоуровневой   работы   в   дошкольном   образовательном   учреждении   в контексте   поддержки   семьи   в   воспитании   дошкольника.  //   Проблемы   и перспективы   развития   образования:   материалы   II   Международной   научной конференции. — Пермь: Меркурий, 2012.  С. 53­56 Счастная, А.М. Некоторые подходы к взаимодействию детского сада с семьей   //   Актуальные   проблемы   и   тенденции   современного   дошкольногообразования: сборник научных статей / Министерство образования Республки Беларусь,   Белорусский   государственный   педагогический   университет   им. Максима Танка, 2011. С. 263­264. Тонкова,   Ю.   М.,   Веретенникова   Н.   Н.   Современные   формы взаимодействия   ДОУ   и   семьи   //   Проблемы   и   перспективы   развития образования: материалы II Международной научной конференции. — Пермь: Меркурий, 2012.  С. 71­74. Чечет, В.В., Коростелева, Т.М. Семья и учреждения, обеспечивающие дошкольное   образование:   взаимодействие   в   интересах   ребенка.   –   Минск: ЮНИСЕФ, 2004. 116с.