Цель проекта: развитие психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в вопросах гармоничного развития ребенка. Новизна данной программы состоит прежде всего в использовании новой формы работы с родителями – интернет-марафона, которая является инновационной, интерактивной и современной. Использованы различные формы совместной детско-родительской деятельности: познавательные игры, сюжетно-ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, продуктивная деятельность, экспериментирование с природными материалами, квест-игры и другие.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад 69» г.Сыктывкара
Инновационный проект по работе с родителями
Интернетмарафон «Креативная мама»
Учительлогопед БуркотенкоБуркот Людмила Анатольевна
Педагогпсихолог Латкина Анастасия Ивановна
Воспитатель Парфентьева Жанна Валерьяновнаг.Сыктывкар 2017г.
Актуальность. В современных условиях взаимодействие детского сада
с родителями приобретает высокую значимость. Особенно важно это в
дошкольном возрасте, когда семья является основным институтом
социализации ребенка. Компетентностный подход в работе с родителями
подразумевает стимулирование родителей к участию в образовательной
деятельности, развитие их психологопедагогической компетентности.
Данный подход отражен в Законе об Образовании в статье 18 п.1: «Родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем
детском возрасте». Кроме того, использование электронных образовательных
ресурсов, таких как социальные сети, делает выбранную нами форму работы
более привлекательной для родителей и современной.
Новизна данной программы состоит прежде всего в использовании
новой формы работы с родителями – интернетмарафона, которая является
инновационной, интерактивной и современной.
Проблема:
в современных условиях отмечается снижение
познавательной и речевой активности определенной части детей,
обусловленное недостатком общения родителей с детьми в силу различных
причин.
Кроме того, в некоторых случаях отмечается делегирование
родителями ответственности за развитие ребенка на педагогов. Данный
интернетмарафон позволяет разделить эту ответственность между
педагогами, специалистами и родителями.
Данный интернетмарафон призван создать условия для организации
позитивного содержательного общения родителей с детьми в домашних
условиях.Данными условиями являются:
1. Регулярность и систематичность детскородительских занятий
Задания интернетмарафона даются родителям ежедневно, и
ежедневно родители пишут отчеты о выполнении заданий, своих
трудностях и успехах.
2. Адекватность заданий индивидуальным особенностям детей. Задания
интернетмарафона подобраны воспитателем, педагогомпсихологом
и учителемлогопедом в соответствии с возможностями детей.
3. Доступность выполнения, как для детей, так и для родителей.
Совместные занятия с детьми занимали около 1015 минут в день.
4. Создание позитивной мотивации у родителей
посредством
использования фотоотчетов о выполнении заданий и создания
благоприятного эмоционального климата в группе в процессе
общения родителей между собой.
Идея: ежедневные короткие занятия родителей с ребенком по
гармоничном развитию ребенка при поддержке специалистов.
Тип проекта: социальный
Вид проекта: краткосрочный, совместный детскородительский
Участники проекта: воспитатель, педагогпсихолог, учительлогопед,
дети с задержкой речевого развития и их родители.
Срок реализации проекта: октябрьноябрь 2017 г.
Основные формы реализации проекта: использованы различные
формы совместной детскородительской деятельности: познавательные игры,
сюжетноролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, продуктивная
деятельность, экспериментирование с природными материалами, квестигры и
другие.
Концептуальные основы и теоретическое обоснование
В основе программы работы с родителями «Креативная мама» лежит
компетентностный подход. Особую значимость компетентность родителейприобретает в воспитании детей раннего возраста, который признается
психологами и педагогами наиболее сенситивным в формировании личности
ребенка (Л.Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, А. А. Люблинская, Е. К. Лютова, В.
С. Мухина, Л. Ф. Обухова, К. Л. Печора и др.). Выполнение воспитательной и
социализирующей функций молодыми родителями требует от них владения
основами психологических и педагогических знаний о развитии и воспитании
ребенка, умения обеспечивать условия для удовлетворения потребности
детей в эмоционально окрашенном сотрудничестве со взрослым в процессе
взаимодействия их с предметным и социальным миром.
Для гармоничного развития ребенка необходимо регулярное
непосредственное взаимодействие ребенка с родителями, особенно с матерью,
поэтому нами выбрана такая форма работы, как интернетмарафон, потому
что она достаточно интенсивная, чтобы сформировать у родителя привычку
заниматься с ребенком каждый день.
Срок реализации программы выбран на основании психологических
исследований формирования навыков. Как в зарубежных, так и в
отечественных исследованиях выявлено, что для выработки привычки
требуется минимум 21 день. В случаях, когда введение новой привычки
сопровождается трудностями, срок выработки навыка увеличивается.
Поэтому длительность интернетмарафона составляет 30 дней. Также
исследования подтверждают, что более прочные навыки вырабатываются при
положительном эмоциональноокрашенном подкреплении, поэтому особое
внимание в программе уделено интересам и потребностям самих родителей, в
частности, матери.
Цель – развитие психологопедагогической компетентности родителей
детей раннего возраста в вопросах гармоничного развития ребенка
Задачи:1. Способствовать формированию у родителей навыка ежедневных
занятий с ребенком
2. Создавать условия для познавательного и речевого развития ребенка
3. Создавать условия для развития позитивных детскородительских
отношений
4. Способствовать обмену опытом между родителями
Предполагаемый результат
1. Формирование привычки у родителей ежедневно заниматься с
ребенком
2. Формирование умения планировать и адекватно выбирать формы
занятий с ребенком
3. Положительная динамика в познавательноречевом развитии детей
4. Улучшение детскородительских отношений в семье
Этапы работы
1. Диагностический этап
– сбор информации об ожиданиях от интернетмарафона и о
трудностях в развитии ребенка
составление плана работы над проектом
2. Практический – реализация проекта
3. Итоговый – рефлексия результатов реализации интернетмарафона
посредством самоотчетов родителей.
Задания для родителей:
1. Игры в сенсорной коробке. Цель обеспечить богатый сенсорный опыт.
2. Задания по методике Монтессори (Варежки).
Цель: опять же
закрепляем словарь, развиваем моторику, тренируем внимание,
укрепляем контакт с мамой.
3. Игры в прятки «Где спряталась игрушка?» целью которой является
проявление
способствование взаимодействию со взрослым,
элементарной инициативы и самостоятельности; развитие потребность вречевом общении.
Цель: Обогащение словарного запаса по теме.
способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности.
4. Игры на развитие речи: «Аппликация», «Магазин», играквест
«Сюрприз».
5. «Волшебный мешочек» Цель: развитие тактильного восприятия и
чувствительности, закрепление словаря признаков.
6. Пальчиковые краски позволяет детям снизить тревожность, выплеснуть
эмоции, переживания, снять напряжение. Кроме того, развивает
тактильную чувствительность и развивает воображение.
7. Артикуляционная гимнастика для малышей. Цель артикуляционной
гимнастики – выработка полноценных движений и определенных
положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных
укладов), необходимых для правильного произношения звуков.
8. Сочинение сказки «Сказка о веселом Язычке».
9. Дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения развивают
продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную
воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие
упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике,
которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и
фантазии.
10.Книжкапазл. Цель: развитие пассивного и активного словаря, а также
памяти, мышления, внимания.
11.Играем с тестом.
Для развития мелкой моторики, развития
воображения, мышления, усидчивости малыша.
12.Игры на прогулке. Они помогут превратить прогулку в увлекательное
занятие, которое развивает память, мышление, воображение и доставит
удовольствие маме и ребенку, несмотря на погоду.
13. Задания на выходные (суббота) – отдых для мамы и всей семьи
14. Задания на выходные (воскресенье) – повторение понравившихся игрОценка результативности интернетмарафона проводилась на основе
самоотчетов родителей о динамике развития детей и впечатлениях о проекте.
Все родители отметили повышение любознательности и активности детей, в
отдельных случаях
Литература
Алямовская, В.Г. Организационнометодические основы партнерства
педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей Текст. / В.Г.
Алямовская / Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского
сада — СПб.: ДетствоПресс, 2004. 224 с.
Давыдова, О.И., Майер, А.А. Компетентностный подход в работе
дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб.: ООО
«Издательство «ДетствоПресс», 2013. – 128 с.
Селина, В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей
раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис.
… канд. пед. наук: 13.00.01 / Селина Виктория Владимировна. – Великий
Новгород, 2009. – 25с.
Сертакова, Н.М. Инновационные формы работы взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения с семьёй: методическое пособие.
– СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2013. – 80 с.
Содружество детей и взрослых: методический комплекс для детского
сада / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной: В 2 кн. Кн. 1. – М.: ТЦ
Сфера, 2013. – 128 с.
Сучкова, Н.Н., Арефьева, Е.И., Жупиева, Е.И. Организация
многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в
контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника. // Проблемы и
перспективы развития образования: материалы II Международной научной
конференции. — Пермь: Меркурий, 2012. С. 5356
Счастная, А.М. Некоторые подходы к взаимодействию детского сада с
семьей // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольногообразования: сборник научных статей / Министерство образования Республки
Беларусь, Белорусский государственный педагогический университет им.
Максима Танка, 2011. С. 263264.
Тонкова, Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы
взаимодействия ДОУ и семьи // Проблемы и перспективы развития
образования: материалы II Международной научной конференции. — Пермь:
Меркурий, 2012. С. 7174.
Чечет, В.В., Коростелева, Т.М. Семья и учреждения, обеспечивающие
дошкольное образование: взаимодействие в интересах ребенка. – Минск:
ЮНИСЕФ, 2004. 116с.