Сегодня образование ставит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий актуальных на данное время. Инновации в образовании — это обновление сути и методики обучения. Главные задачи подобных программ — формирование нестандартного мышления и максимальное развитие способностей учащихся.
Работая на инновационной площадке над темой: «Внедрение современных инновационных технологий в образовательную деятельность в условиях перехода в ФГОС» для реализации межпредметной связи и обеспечения качества образования на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода ставила перед собой основные задачи:
1. Совершенствование механизма развития мышления школьников в учебной деятельности.
2. Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.
3. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников в условиях нового содержания образования.
4. Интеграция различных областей естественнонаучного знания, достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.
5. Развитие устной и письменной культуры речи.
6. Включение элементов экологии и здоровьесберегающих технологий.
Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:
- технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
- проектная технология формирует самооценку, накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
- технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
- технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершентсвование, учебную мотивацию, умение ставить цели.
Инновация в образовании. Внедрение современных инновационных
технологий в образовательную деятельность в условиях перехода в ФГОС.
Калугина Любовь Ильиничнаучитель физики, информатики и искусства
МБОУ «Сиренькинская СОШ»
Сегодня образование ставит вопрос, как обеспечить качественное обучение
каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать
возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению.
Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и
способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни. Проблема
повышения мотивации обучения требует от учителя использование
современных инновационных образовательных технологий актуальных на
данное время. Инновации в образовании — это обновление сути и методики
обучения. Главные задачи подобных программ — формирование нестандартного
мышления и максимальное развитие способностей учащихся.
Работая на инновационной площадке над темой: «Внедрение современных
инновационных технологий в образовательную деятельность в условиях
перехода в ФГОС»
для реализации межпредметной связи и обеспечения
качества образования на основе дифференциации обучения и индивидуального
подхода ставила перед собой основные задачи:
1.
Совершенствование механизма развития мышления школьников в
учебной деятельности.
2.
Использование современных педагогических и информационных
технологий в образовательном процессе для активизации творческого
потенциала учащихся.
3.
Личностноориентированный подход в обучении и воспитании
школьников в условиях нового содержания образования.
4.
Интеграция различных областей естественнонаучного знания,
достижение учащимися способности эффективно использовать на практике
полученные знания и навыки.
Развитие устной и письменной культуры речи.
5.
Включение элементов экологии и здоровьесберегающих технологий.
6.
Для развития личностных УУД возможно использование разных
образовательных технологий:
повышает
убеждения;
технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения;
познавательный интерес; формирует самостоятельность и
проектная технология формирует самооценку, накопление смыслов,
оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
1
технология ситуативного обучения формирует умение
демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие
чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного
взаимодействия;
технология уровневой дифференциации формирует адекватную
самооценку, саморазвитие и самосовершентсвование, учебную мотивацию,
умение ставить цели.
Личностноориентированные технологии
1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех
учеников.
2. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и
форму материала
3. Использование проблемных творческих заданий.
4. Стимулирование
учеников к выбору и самостоятельному
использованию различных способов выполнения заданий.
5. Оценка (поощрение) при опросе, но и анализ того, как ученик рассуждал,
какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
6. Обсуждение в конце урока не только того, что «мы узнали», что
понравилось (не понравилось).
7. Рационально организовать свою учебную работу при выполнении
домашнего задания.
Технологии дифференциации и индивидуализации
Рассматривается как особая форма организации обучения с учетом
индивидуальнопсихологических особенностей учащихся
и особой
взаимосвязи учителя учеников и приемов учебной деятельности учащихся по
решению задач. Использование разно уровневых заданий на различных
этапах урока.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного
процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с
учетом наличия у них какихлибо значимых для учебного процесса общих
качеств. Дифференцированное обучение предполагает добровольный выбор
каждым учеником уровня усвоения. Центральное место в этой технологии
отводится обучаемому,
качествам его личности.
Особенностью методики преподавания является блочная подача материала;
работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения; наличие учебно
методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система
специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в
учебниках, заданий обязательного и повышенного уровня в задачниках. В работе
его деятельности,
2применяю тестовые разноуровневые задания, имеется база данных тестов по
физике, информатике.
Информационно коммуникативные технологии
Использование на уроках в школе информационных ресурсов Интернета в
очной и заочной форме. Обучение в дистанционной форме, основанной на
средствах информационных и коммуникационных технологий. Технология
обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а также
обеспечивает каждому школьнику участие в международных учебных,
исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях.
Данный вид технологии, широко применяя на уроках информатики, привлекая
учащихся к различным видам сетевых проектов по ИКТ: «Информированзначит
защищен», Час
кода, который проходит 2 год, онлайн тестирования,
дистанционный олимпиады по предметам, заочные викторины и дистанционные
курсы и вебинары, интернетуроки,
В своей работе использую компьютерные курсы «Открытая физика
1.1» и «Живая физика», которые дают возможность учащимся представить
изучаемый материал более наглядно, провести самому имитацию физического
явления, рассмотреть устройство механизмов и приборов, исследовать
зависимость параметров изучаемой системы.
При работе с компьютером повышается интерес учащихся к физике,
максимально используются интеллектуальные ресурсы личности ребёнка,
развивается творческий потенциал, расширяется кругозор, происходит связь
теории и практики. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют
перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают
возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, когда в
сельских школах не хватает простых физических приборов и оборудований. Они
могут возвратиться к какомулибо фрагменту, повторить виртуальный
эксперимент с другими начальными параметрами.
Можно самому
сконструировать атом, увидеть, как возникает невесомость в движущемся
лифте, как движется броуновская частица. На глазах ребенка происходит
процесс диффузии. К тому же, если чтото не получилось, можно повторить все
сначала. Интересно, например, собирать электрическую цепь, выбирая из
виртуальных ящичков необходимые элементы. И если лампочка “перегорела”
можно вбросить ее в “мусорное ведро” (тоже виртуальное) и взять другую, с
иными характеристиками.
Компьютерное моделирование эксперимента
позволяет каждому ученику выполнять задание в удобном для него ритме, по
своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от
других учащихся. Это также способствует выработке исследовательских
навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в какомлибо
процессе или явлении.
Проектная технология
3Совместная учебнопознавательная, творческая деятельность учащихся,
имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,
направленная на достижение общего результата. Наличие заранее выработанных
представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования,
включая его осмысление и рефлексию.
Проблемная технология
Предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной
поисковой деятельности участия по решению учебных проблем, в ходе которых
у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности,
познавательная активность, творческое мышление и другие личные качества. По
мнению А.Эйнштейна, радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар
природы. Уже давно замечено, что если проблема сформулирована, то она уже
наполовину решена. Чем внимательнее осуществлен анализ ситуации, тем
успешнее будет синтез. В соответствии с этим постулатом рассматриваемая
технология делает акцент на четкое фокусирование проблемы, на умение задать
все необходимые вопросы типа: «Почему?» При проблемном обучении
преподаватель ставит перед учеником задачу, пробуждает у него желание найти
способ ее разрешения. Затем организует деятельность учащихся по
самостоятельному освоению способа решения проблемы. Далее организует
рефлексию с целью выхода на следующую проблемную ситуацию. Таким
образом, обеспечивается процесс непрерывного развития потребностей и
способностей учащихся. По степени познавательной самостоятельности
учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:
проблемного изложения, частичнопоисковой деятельности и самостоятельной
исследовательской деятельности.[1]
Исследовательской деятельность – это деятельность учащихся,
связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с
заранее неизвестным решением.
Она включает в себя следующие обязательные элементы:
1) обоснование актуальности исследовательской работы; 2) целеполагание
и формулировку задач, которые следует решить; 3) определение источника
исследования; 4) выбор методов исследования, соответствующая поставленным
целям и доступных учащемуся конкретного возраста; 5) определение
последовательности и сроков работы; 6) проведение исследования; 7)
оформление его результатов в соответствии с целями исследования; 8)
представление результатов (защита работы). [2]
На каждом из этапов учебного исследования у учащегося формируются
определенные универсальные учебные действия. Но это не может происходить
автоматически. Это должна быть целенаправленная работа учителя.
4Данный вид исследовательской деятельности предполагает наличие
основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку
проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор
методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного
материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование
имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой
принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Для успешного осуществления исследовательской деятельности ученику
требуются развитие исследовательских способностей. Исследовательские
способности это индивидуальные особенности личности, являющиеся
субъективными условиями успешного осуществления исследовательской
деятельности.
Под «способами и приемами исследовательской деятельности» следует
понимать способы и приемы,
необходимые при осуществлении
исследовательской деятельности, такие, как:
умение видеть проблемы; умение вырабатывать гипотезы; умение
наблюдать;
умение проводить эксперименты; умение давать определения понятиям
и другие.
Проектная и учебноисследовательская деятельность учащихся является
неотъемлемой частью учебного процесса в моей педагогической практике.
Совет по выбору темы исследования
Правильный выбор темы исследования — это первая проблема, с которой
сталкивается учитель при организации, данной деятельности школьников.
Иногда тема меняется в процессе исследования.
Совет1: тема должна быть: простой, т.е. без замысловатых формулировок;
лаконичной; интересной ребенку данного возраста; понятной и выполнимой.
Идеальный вариант, когда тема возникла из вопроса «Почему?» или «Как?»,
заданного учеником?
Советы по оформлению результатов
Чаще всего результаты исследовательской деятельности необходимо оформить
в виде конкурсной работы или доклада для конференции. Эту работу ученики
выполнять не любят. Они с удовольствием проводят эксперимент, строят
графики и таблицы, анализируют, делают выводы, но приводить свои записи в
порядок, когда результат уже получен им не интересно.
5Совет 2: с учениками оформлением заниматься постепенно: перед началом
исследования изучить теорию и сделать литературный обзор, сразу готовя текст
к печати; оформить список литературы; сформулировать актуальность своего
исследования, его цель и задачи, все это оформлять сразу в электронном виде.
Именно в основе проектной и учебноисследовательской деятельности
учащихся лежит системно деятельностный подход как принцип организации
образовательного процесса по ФГОС второго поколения. Поэтому и считаю, что
включение школьников в учебноисследовательскую и проектную деятельность
– один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в
основной и старшей школе. В ходе целенаправленной, поисковой, творческой и
продуктивной деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с
разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому,
приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества
в коллективе. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них
могут быть востребованы практически любые способности подростков,
реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В исследовательской работе наличие собственной позиции учащегося
главный элемент любого ученического исследования.
Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы,
в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает
бесконечное движение вглубь. Проектирование — это не творчество в полной
мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках.
В то время как исследование — путь воспитания истинных творцов. Оценивая
возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе
с детьми безусловно полезны и проектные методы и методы исследовательского
обучения, а следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские
работы. Реальный исследователь стремится к новому знанию инстинктивно,
зачастую не зная, что принесет ему сделанное в итоге его исследований
открытие, и как следствие — ему нередко бывает вовсе не известно, как можно
на практике использовать добытые им сведения. Так, например, М. Фарадей,
открывший законы электромагнитной индукции, на вопрос о том, где могут быть
использованы результаты его открытия, не мог сказать ничего вразумительного.
И только позже, в середине ХХ века, его открытия стали активно
использоваться в радиоэлектронике и электротехнике. [3]
В своей работе, обучения учащихся осуществляю на основе технологии
обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления, ИКТ
технологий, технологии личностноориентированного обучения, проектной
технологии и исследовательской технологии. Такая форма работы способствует
воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (партнерство,
толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности
к методической работе и самоорганизации. Данная деятельность развивает:
6исследовательские и творческие способности личности.
Ценность
образовательных исследовательских работ состоят в том, чтобы научить детей
проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного
жизненного вопроса. В этом учебном году наши учащиеся с 9 по 11 кл
приняли участие в Международном проекте " IT экошкола" Это дистанционные
семинарыисследования по экологии и устойчивому развитию. Семинары
предполагают развитие творческого исследовательского экологического
мышления. Написаны научно исследовательские проекты:
О вреде
использованных батареек и их утилизация. Были созданы презентации на темы:
Экологическая политика и экология. Провели в течение года Света акцию «Сдай
батарейку сохрани природу!». Конкурс рисунков «Сохрани природу!»
Участвовали в конкурсе «Эконешка», «Зелёная школа России». Уже несколько
лет я привлекаю учащихся с 7 по 11 кл к научноисследовательской
деятельности, который организует Ярославский центр ИКТ «Удивительный мир
физики». Выполняя работу учащиеся приобретают все новые знания. Ежегодно
старшеклассники принимают участие в конкурсе «Нобелевские надежды», где
получают призовые места.
Литература:
1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное
обучение. М: Издательский центр «Академия», 2009. С.3839
2. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция
развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская
работа школьников. 2001. №. 1. С. 2434.
3. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения
учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской
деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное
образование, 2001. – С. 6468.
4. Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская
деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей //
Исследовательская работа школьников. – 2003. №4. – С. 2528.
7