Инструкционно – технологическая карта на выполнение лабораторной работы по дисциплине Физика на тему Проверка выполнения второго закона Ньютона.
Оценка 4.6
Лабораторные работы
doc
физика
Взрослым
27.12.2018
По дисциплине «Физика»
Тема Динамика
Наименование работы: Проверка выполнения второго закона Ньютона.
Цели занятия:
Образовательная: обобщить законы динамики; проверить второй закон Ньютона; сформировать умения и навыки практического характера: проведение лабораторных работ.
Воспитательная: воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства Развивающая: развивать практические навыки, развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении , внимание и умение анализировать
Инструкционно3.doc
Инструкционно – технологическая карта
на выполнение лабораторной работы № 4
По дисциплине «Физика»
Тема 1.2 Динамика
Наименование работы: Проверка выполнения второго закона Ньютона.
Цели занятия:
Образовательная: обобщить законы динамики; проверить второй закон Ньютона;
сформировать умения и навыки практического характера: проведение лабораторных работ.
Воспитательная: воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности,
аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства Развивающая:
развивать практические навыки, развивать интеллектуальные качества учащихся,
познавательный интерес и способности, самостоятельность, умение преодолевать
трудности в учении , внимание и умение анализировать
Формируемые компетенции (частично):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
Студент должен:
уметь:
планировать эксперимент;
обращаться с физическими приборами;
собирать лабораторные установки с измерительными приборами;
измерять, снимать показания с измерительных приборов;
проводить необходимые расчеты и определять погрешности измерений;
проводить анализ полученных результатов, делать выводы и обобщения, оформлять
отчет о работе;
знать:
теоретические положения, необходимых для выполнения работы, и правил ее
выполнения;
законы динамики
второй закон Ньютона
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: посадочные места по количеству студентов; рабочее место
преподавателя; комплект инструкционнотехнологических карт, вычислительная техника,
штатив, желоб, линейка шарики разных масс, весы, секундомер.
Средства обучения: индивидуальные задания, рабочая тетрадь для проведения
лабораторных занятий. Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте
ознакомлены.
Литература:
1. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2014. Гриф МинОбрНауки с 43
45
2. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2012. Гриф МинОбрНауки 214 с.
3. Касаткина И.А. Практикум по физике – М., 2009г Гриф МинОбрНауки с 1213
4. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл.
общеобразовательных учреждений. – М., 2006. Гриф МинОбрНауки
5.
В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», – М., 2006. Гриф МинОбрНауки
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников
INTERNETРЕСУРСЫ.
6. Министерство образования Российской Федерации [Электрон. ресурс] Режим
доступа: http
:// www
. ed . gov
. ru
7. Федеральный портал «Российское образование» [Электрон. ресурс] Режим доступа:
http
8. http
:// www
:// ktf
. krk
. edu
. ru / courses
. ru
/ foet
/ (Сайт содержт информацию по разделу «Физика»)
9. http
:// www
. college
. ru / enportal
/ physics
/ content
/ chapter
4/ section
/ paragraph
8/ theory
. html
(Сайт содержит информацию по теме «Физика»
Теоретическая сведения.
Согласно формулировке второго закона Ньютона, ускорение тела пропорционально силе
действующей на это тело и обратно пропорционально массе этого тела. Проверку закона,
поэтому логично проводить в два этапа. На первом этапе, оставив силу без изменения
проверить зависимость ускорения тела от его массы. Очевидно, если закон выполняется, то
рисунка
Можно
должно выполнятся равенство
1
а
а
2
*
. Из
m
2
m
1
ясно, что силой скатывающей шарик, будет
равнодействующая сил тяжести и реакции опоры.
показать, что
sin
h
S
mgh
F , то
1 F
2
если
mg
sin
F
F
ghm
1
1
S
S
ghm
2
2
S
hmhm
***22
11
Далее, необходимо проверить зависимость ускорения тела от величины силы
действующей на него. Если массу тела оставить неизменной, то должно выполняться
соотношение:
. Поэтому, если работать с одним шариком, то
**
1
а
а
F
1
F
2
Smgh
Smgh
1
2
2
a
;
1
a
2
mm
1
2
или
1
a
a
2
****
.
h
1
h
2 Порядок выполнения работы
1. Установите желоб под углом к столу. Выберите шарик меньшей массы. Запустите
шарик без толчка вниз по желобу. Измерьте время движения шарика. Скатив шарик не
менее 6ти раз, найдите среднее время спуска и занесите его в таблицу. Измерьте высоту
и длину наклонной плоскости.
2. Согласно формуле (***) определите высоту поднятия желоба для запуска второго
шарика. Для этого взвесьте шарики на весах.
3. Произведите действия п. 1.
4. Рассчитайте отношение ускорений шариков и проверьте верность соотношения (*) с
учётом погрешностей.
5. Результаты расчётов занесите в таблицу:
N
m h
S
t m1/m2 (m1/m2)
(m1/m2)
a2/a1 (a2/a1)
(a2/a1)
6. Теперь запустите один (лучше боле тяжёлый) шарик с разных высот, измерьте
отношение его ускорений и занесите результат в таблицу.
N m h
S
t
h1/h2
(h1/h2)
(h1/h2)
a1/a2 (a1/a2)
(a1/a2)
7. Проверьте выполнимость формулы (****) с учётом погрешностей.
8. Сделайте выводы и ответьте на дополнительные вопросы:
а) действительно ли верно выведенное выше выражение для ускорения в данном случае
(скатывание шарика) и как отразится поправка (если она есть) на дальнейших
рассуждениях?
б) почему полученные равенства выполняются неточно?
в) как при расчёте результата учесть конечный радиус шарика?
Инструкционно – технологическая карта на выполнение лабораторной работы по дисциплине Физика на тему Проверка выполнения второго закона Ньютона.
Инструкционно – технологическая карта на выполнение лабораторной работы по дисциплине Физика на тему Проверка выполнения второго закона Ньютона.
Инструкционно – технологическая карта на выполнение лабораторной работы по дисциплине Физика на тему Проверка выполнения второго закона Ньютона.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.