Пояснительная записка
Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность, улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума.
Психолого-педагогические аспекты формирования у младших школьников умений учебной деятельности достаточно подробно раскрыты в трудах известных ученых Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н.Леонтьева, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и других.
Однако сама специфика содержания управления в образовательных учреждениях процесса по развитию интеллектуальных способностей учащихся начальной школы не достаточно изучена.
В результате отслеживания уровней развития детской деятельности я предлагаю внедрить карту ( проект) отслеживания развития интеллекта учащихся начальных классов, как инструмент оценки результативности развития интеллекта и роста личностных достижений детей: где учитывается уровень и качество предметных результатов, положительная динамика участия школьников в системе дополнительного образования; участие в творческих конкурсах, фестивалях, выставках; успешность участия школьников в проектах различного уровня школьного, муниципального, регионального, международного. Оценивается самоорганизация ребёнка. Когнитивная сфера ребёнка наблюдается во всех сферах деятельности.
Предполагается, что созданная мною Карта ( проект) (инструментарий) отслеживания индивидуального интеллектуального развития учащегося начальной школы позволит руководителю образовательного учреждения проследить динамику развития ребенка с 1 по 4 класс, увидеть трудности, педагогам школы и другим специалистам спланировать и скорректировать дальнейшую индивидуальную работу с ребёнком, повысить квалификацию педагогов. Послужит информационным полем для родителей. Может эффективно использоваться при переходе учащихся из начальной школы в основную. И быть применима в практике работы других образовательных организаций.
К карте ( проекту) прилагается инструкция по заполнению, методические рекомендации.
В Концепции модернизации
российского образования на 2011 - 2015 годы
(Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р )
говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые, думающие, ответственные люди, которые могут
самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно- новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Новизна состоит в разработке инструментария отслеживания развития интеллекта учащихся начальной школы для руководителя.
Практическая значимость заключается в возможности применения предложенного инструментария в практике работы других образовательных организаций.
Приложение
Общая характеристика карты " Три УМ"
1.Таблица «Три УМ» является ежегодной заполняемой таблицей образовательного учреждения.
2.Таблица может заполняться образовательными учреждениями всех типов и видов на одного учащегося в текущем году и по классам.
3. Данные из этой таблицы используются для расчета показателей мониторинга НОО в сфере развития интеллекта учащихся образовательного учреждения.
4.Таблица заполняется в общеобразовательных учреждениях в июне текущего года субъектами оценивания и предоставляется заместителю директора по учебно- воспитательной работе в форме отчёта.
Рекомендации по заполнению.
I. Учебная деятельность.
Необходимо заполнить все ячейки в соответствующей строке указав в процентах успеваемость и качество знаний по основным предметам ( итоговая отметка за учебный год).
( Примечание). Списочный состав предметов можно увеличить по необходимости. В 1 классе колонка не заполняется.
II. Воспитательная деятельность.
1. Общеинтеллектуальное развитие. Укажите вид деятельности, достижения ( участник, победитель, призёр, дипломант), уровни ( школьный, муниципальный, региональный, международный).
2. Академическая ( интеллектуальная) одарённость. Укажите участие в играх, олимпиадах, конкурсах (название), достижения (участник, победитель, призёр, дипломант), уровни (школьный, муниципальный, региональный, международный). Если ребенок принял участие в нескольких олимпиадах указываем количество участий.
III.Когнитивная сфера. Применяются психолого- педагогические диагностические методики. Указываются результаты на начало сентября и конец мая.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Журнал «Управление современной школой. Завуч» №4–3 , Ривкин Е.Ю., 2013 г., c. 94-99
2. Зак А. З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет. Учебно-методическое пособие для преподавателей. - М.: Интерпракс, 1994.-408с.
3.Кравцова
Н.М. Структура интеллектуальных способностей человека.// Успехи современного естествознания.
– 2010. – № 5 – с. 91-93
19.Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе/М.: Сентябрь, 2001, с.158.
4.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – №2. – с. 58–64.
5.Штерн В. Умственная одаренность; Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В. А. Лукова. – СПб: Союз, 1997. – 128 с.
6.Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей//Вопр. психол.- 1994.- № 5.- С.37-42.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.