Интегративные подходы к организации уроков естественного цикла
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
химия
9 кл
24.01.2018
Данный материал предназначен для учителей химии. Для лучшего усвоения учебного материала и повышения мотивации при изучении сложны тем можно интегрировать свои уроки с такими предметами как, физика, биология и ИВТ. Интеграция предметов поднимет не только заинтересованность обучающихся к предмету, но и создаст условия творческого взаимодействия учитель - ученик.файл содержит и выступление и урок по биологии в качестве примера использования интегрированных методов подхода к обучению
Интеграция предметов.docx
Интегративные подходы к организации уроков
естественного цикла
Учитель химии Голощук Т.А..
КГУ « Школа – гимназия № 95», г. Караганды
Все, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи.
Я.А. Коменский
В Послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия
«Казахстан2050» Новый политический курс состоявшегося государства»
большое внимание уделяется вопросам сферы образования. «Чтобы стать
развитым конкурентоспособным государством,
мы должны стать
высокообразованной нацией» отмечено в Послании (слова Н.А.Назарбаева)
Для повышения конкурентоспособности образования, развития
человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного
образования, тем самым обеспечивая устойчивый рост экономики нашей
республики – была разработана Государственная Программа развития
образования Республики Казахстан на 20112020 годы.
Одним из программных целей программы является «формирование в
общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно
развитого гражданина Республики Казахстан,
удовлетворение его
потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро
меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала
для экономического благополучия страны».
образования является гарантией развития Казахстана.
Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий
работать на результат, способный к определенным, социально значимым
достижениям.
Функциональная грамотность учащихся это определенный уровень
образованности учащихся на уровне общего среднего образования,
выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями,
позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее
пределами.
В общеобразовательной школе предметы естественнонаучного цикла
изучаются только в пределах обязательного минимума. Однако эти предметы
призваны раскрыть перед учащимся современную научную картину мира.
Знания о природе составляют естественнонаучный фундамент мировоззрения
современного человека. Значит, каждый момент получения знаний должен
Внедрение современных методов и технологии, повышения качества быть одновременно и формированием целостности сознания учащегося,
единой системы знаний о природе – интегрального ее образа.
При постижении великой правды природы, учащиеся ощущают объемность
недостаточно систематизированных знаний о ней.
Решить эту проблему позволяет интеграция предметов. Одной из форм
реализации интегрированного подхода к обучению является установление
межпредметных связей на уроках естественного цикла. Они играют важную
роль в повышении практической и научнотеоретической подготовке
учащихся, существенной особенностью которой является овладение
школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.
Интегрированный характер получаемых знаний дает возможность
применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов,
как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности
учителя, она должна решать определённые задачи интегрированного
обучения:
– повышать уровень знаний учащихся по предмету, который проявляется в
глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной
интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
– изменять уровень интеллектуальной деятельности,
путём
рассмотрения учебного материала с позиции ведущих идей, установлением
естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
– повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании
активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
– включать учащихся в творческую деятельность.
Интеграция необходима в современной системе образования.
Вопервых, традиционная «монологическая» система в образовании почти
полностью утратила свою практическую эффективность.
Вовторых, в современной школе учебные дисциплины носят
«конкурирующий» характер. Каждая противостоит всем остальным, как бы
претендуя на большую значимость по сравнению с другими.
Втретьих, каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет
набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может
претендовать на тесное взаимодействие, при сохранении предметного «лица».
Интеграция в современной школе идет по нескольким направлениям и на
разных уровнях.
Одним из них является внутрипредметный.
Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию, с
отдельными фрагментами урока, требующими знаний из других
предметов, узловую интеграцию, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знания из других предметов, что составляет
необходимое условие усвоения нового материала.
В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью
системы межпредметных связей.
В рамках этой темы, проведены и разработаны учителями нашей школы
несколько уроков
(показать сборник интегрированных уроков
политехнического цикла и сборник методических разработок
интегрированных уроков – ИПК)
УРОК №1. по теме «Кремний и его соединения» (урок раздается учителям
– распечатан)
Тема данного урока входит в систему базисного образования и воспитания
учащихся. Предметом исследования выступает химический элемент
кремний, в материал, о котором вплетается научная информация других
дисциплин плюс опора на ранее освоенное. Урок
предусматривает
интеграцию предметов, что дает глубокое взаимопроникновение, слияние в
одном учебном материале обобщенных знаний по химии, физике и ИВТ.
Ученики работают в мини – группах (центрах), которые дают возможность им
самореализовать свои способности, знания и умения: требуют использования
новых инновационных технологий, таких как стратегии критического
мыщления, деловая игра, что прививает навыки самообразования; требуя от
учителя нового подхода к своей работе; систематизирует знания и умения
учащихся при тесном сочетании теории и практики, умения использовать
ИКТ.
Интеграция предметов на данном уроке строится на следующих принципах:
актуальность
объективность
самостоятельность
системность
теоретическая и практическая значимость.
Тесная взаимосвязь этих принципов заключается в том, что учитель имеет
возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций
учащихся:
предметных (качественное усвоение темы)
общенаучных (умение находить необходимый материал в учебных и
справочных изданиях, формировать основной блок из большого массива
информации)
информационно – технологических (использование Интернета и ПК)
коммуникативных.
А все это вместе взятое позволяет на данном интегрированном уроке,
который проводился тремя учителями совместно,
выстраивать
бесконфликтную педагогику, вместе с учениками старшего звена вновь и УРОК №2 по теме «Алюминий – металл будущего» (распечатка
вновь переживать вдохновение творчества, превращать образовательный
процесс в результативную созидательную работу.
предлагается учителям)
Урок направлен на расширение кругозора учащихся, пополнение их знаний о
свойствах известных веществ с помощью НИТ. Содержание урока не
углубляет знания учащихся, а расширяет их, объединяя научные знания с
приобретенными в повседневной жизни, при этом поднимая личный
жизненный опыт ученика на научный теоретический уровень, позволяет
исследовать в полном объёме не только теоретический, но и практический
материал, сочетая при этом современные методы – видеоролики, презентации
и т.д.
Так, на определенном этапе урока учащиеся пытались найти ответ через
мини – дебаты на поставленную проблему: «Как вы думаете, выгодно ли РК
быть только сырьевой базой по производству алюминия?»
1.
(лаборатория ХИМИЯ) – Казахстану нужен алюминий. Мощность
предприятия к 2020 году должна достигнуть 250 тонн в год (по данным
Интернета). А какова экологическая безопасность производства?
2. (Информационный центр) – Как известно, по данным Интернета,
экологическая безопасность обеспечивается следующими показателями:
строительная площадка завода удалена от города на расстояние 13.5 км. а
от ближайших сел – от 10 до 15,5 км
Для очистки выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу, будут
применены установки норвежской компании….
Вывод, которые сами ребята сделали в конце урока – первенец алюминиевого
производства в городе Павлодаре – это, действительно, производство, реально
работающее на экономическую безопасность РК.
Реализация совместной интегративной работы при проведении
уроков по предметам естественного цикла , потребует от задействованных
учителей большой работы над собой, умения работать в группе, быть
терпимее к коллегам в самых различных ситуациях, понимать и принимать
другие точки зрения, корректно входить в дискуссию, вести ее и выходить из
нее, быть готовыми оказать помощь, проявлять тактичность, солидарность и
чувство юмора.
Все это является важными факторами творческого роста самих учителей.
Учащиеся помимо работы по поставленным вопросам с большим интересом
следят за взаимодействием учителей – предметников, анализируют,
сравнивают и оценивают их личные качества, коммуникабельность,
методические приемы работы. Все это, одновременно является очень важным
фактором
Реализация межпредметных связей биологии и химии с другими
дисциплинами предполагает осуществление комплексного подхода к отбору
воспитания
учеников. учебного материала. Так, к примеру, в 8ом классе учителям биологии и
химии можно проводить интегрированные уроки по темам: «Химический
состав клетки» и «Химические элементы и их знаки»; «Значение питания,
состав и функции пищи» и «Классификация кислот, способы получения
кислот, их химические свойства, применение»; «Кровеносные сосуды,
строение сердца, регуляция сердечной деятельности» и «Состав воды,
физические и химические свойства воды»; «Значение обмена веществ и
энергии в организме» и «Естественные семейства элементов и их свойства».
Интеграция знаний с помощью метода проектов (на индивидуальных
занятиях с учащимися) приводит к более заинтересованному, личностно
значимому и осмысленному восприятию этих знаний, что усиливает
мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс. Каждое
проектноориентированное задание представляет собой тесно связанную
цепочку отдельных актов в деятельности школьников. Это позволяет им
рассматривать проблему проекта в различных режимах деятельности, что
естественным образом требует интеграции знаний.
Интегративные подходы к организации уроков естественного цикла
Интегративные подходы к организации уроков естественного цикла
Интегративные подходы к организации уроков естественного цикла
Интегративные подходы к организации уроков естественного цикла
Интегративные подходы к организации уроков естественного цикла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.