Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»
Оценка 4.9

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
химия
9 кл
22.01.2018
Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»
В современных условиях жизни выпускник школы должен быть всесторонне развитой, активной, творческой личностью, способной решать встающие перед ним задачи и проблемы, уметь применять полученные знания в различных видах практической деятельности. Мои наблюдения показывают, что дети гуманитарных классов на уроке химии предпочитают пассивные виды деятельности: читать, смотреть, слушать. Не берутся выполнять творческие, исследовательские работы и часто имеют низкие показатели качества знаний. Думаю, причины этой проблемы кроются в недостаточности усилий, так как им не интересна химия. Все же химия тесно взаимосвязана с математикой, физикой и, на первый взгляд, далека от гуманитарных дисциплин, поэтому «гуманитарии» чувствуют себя неуверенными в изучении химии. Человечество живет и развивается в условиях непрерывного обмена веществом, энергией, информацией с окружающей средой, в процессе этого обмена человек познает окружающий мир. Формами этого познания являются наука и искусство. Науку можно рассматривать, и как составляющую искусства и как отдельную область приложения труда человека. Выбор тематики моей проектной работы продиктован необходимостью актуализации знаний и повышения мотивации к изучению химии учащихся гуманитарного профиля, необходимостью открыть для них химическую науку как часть мировой культуры. Что особенно актуально в преддверии года Культуры. И в целом, так как снижается количество часов, отведённых для изучения химии, и возрастает объём изучаемого материала, моя задача как учителя химии, заинтересовать учеников своим предметом. Ведь интерес к предмету порождает энтузиазм, увлечённость, стремление к самостоятельному познанию нового.актуализации знаний по химии для учащихся гуманитарной направленности, через разработку элективного курса для гуманитариев: «Химия и искусство» для учащихся 9-х классов. Цель: апробация авторского элективного курса по химии в 9-х классах МОБУ «СОШ №68» в 2017-18 гг. Задачи: - разработать авторский элективный курс; - провести элективный курс; -организовать процесс мониторинга результативности курса. Концепция курса базируется на следующих идеях: - формирование представлений о материальных основах окружающего мира, о роли химии в становлении материальной культуры; - усиление связи изучаемого предмета с жизнью, опытом и знаниями учащихся; - формирование представлений о значимости знаний по химии для жизнеобеспечения человека в разные времена, а также перспективы дальнейшего использования этих знаний. - показать роль достижений химической науки и производства в истории живописи, скульптуры, архитектуры. Методы и последовательность нововведений: • изучение теоретического материала, разработка элективного курса; • проведение курса; • анализ результативности выбранной формы работы для актуализации знаний учащихся по химии и повышения мотивации к изучению предмета (провести социологический опрос в конце учебного года, сравнить качество знаний учащихся по предмету до и после ведения курса);
элективный_курс_Химия_и_искусство.docx
Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство» Автор проекта: Казакова Марина Валерьевна, учитель химии высшей категории МОБУ «СОШ №68 с углубленным изучением русского языка и математики» 1 2018г. 2 Содержание. Введение………………………………………………………. 3 Основная часть……………………………………………….. 5 Практическая часть…………………………………………... 6 6 1. 2. 3. 3.1. Социологический опрос……………………………………... 3.2. Описание программы элективного  курса «Химия и искусство»…………………………………. 3.3. Мониторинг результативности проекта……………………. 3.4. Рекомендации по использованию результатов  7 8 проекта в образовательной практике……………………….. 8 Заключение…………………………………………………… 8 Приложение…………………………………………………… 9 4. 5. 3 Наука и искусство, расставшись у основания, встретятся на вершине. Г. Флобер 1. Введение. По данным Юнеско 9/10 ученых всех времен и народов, совершивших важные открытия,   ­   жители   XX   столетия.   Предшествующие   тысячелетия   вся многовековая история человечества – от Аристотеля до Сеченова – дала лишь 1/10 великих первооткрывателей. За последние 15 лет сделано столько же научных   открытий,   сколько   за   всю   предшествующую   историю   науки! Количество изобретений и открытий удваивается каждые 10 лет. Школьникам начала XXI века предстоит совершить еще более удивительные открытия.  В современных условиях жизни выпускник школы должен быть всесторонне развитой, активной, творческой личностью, способной решать встающие перед ним   задачи   и   проблемы,  уметь   применять   полученные   знания   в   различных видах   практической   деятельности.  Мои   наблюдения   показывают,   что   дети гуманитарных   классов   на   уроке   химии   предпочитают   пассивные   виды деятельности: читать, смотреть, слушать. Не берутся выполнять творческие, исследовательские работы и часто имеют низкие показатели качества знаний. Думаю, причины этой проблемы кроются в недостаточности усилий, так как им не  интересна химия. Все же химия тесно взаимосвязана с математикой, физикой и, на первый взгляд, далека от гуманитарных дисциплин, поэтому «гуманитарии» чувствуют себя неуверенными в изучении химии. Среди   учащихся   9­го   гуманитарного   класса   есть   ребята,   имеющие   одну тройку по химии – 2 человека; две тройки – по математики и химии – 2 человека. Хотелось бы помочь таким ребятам, поднять их самооценку (они считают, что никогда не смогут химию). Чтобы повысить мотивацию, интерес к   предмету   и   качество   знаний   необходима  правильно   организованная деятельность учащихся не только на уроке химии, но и во внеурочное время. Также   необходимо   показать   учащимся,   что   химия   связана   не   только   с предметами математического цикла, но и с гуманитарными дисциплинами и с искусством.  Еще в конце 1960­х гг. страну охватила дискуссия, которая вошла в историю под   названием   «физики   и   лирики».   Она   стала   попыткой   разрешения проблемы, затронувшей весь мир. Развитию дискуссии способствовал сборник статей   «Две   культуры»   английского   писателя,   физика   по   образованию Чарльза   Сноу,   в   котором   он   изложил   свои   взгляды   о   соотношении 4 естественно­научной и гуманитарной культур в современном обществе (1971). Мало   о   чем   так   долго   вели   спор,   как   об   отношении   искусства   к   науке, разгоревшийся   еще   в  XVIII   в.  Академик   М.А.Леонтович   по   этому   поводу сказал: «Пренебрежение к литературе и искусству имеется у многих ученых. Я думаю, что чаще всего оно объясняется просто тем, что у большинства людей   хватает   сил   на   работу   в   одной   области,   а   чтобы   оправдать   свое незнание других областей, они выдают это за пренебрежение к ним. То же часто имеет место у людей искусства по отношению к науке». Проблема эта не   случайна,   актуальна   по   сей   день   и   имеет   объективный   характер. Человечество   живет   и   развивается   в   условиях   непрерывного   обмена веществом, энергией, информацией с окружающей средой, в процессе этого обмена человек познает окружающий мир. Формами этого познания являются наука   и   искусство.   Науку   можно   рассматривать,   и   как   составляющую искусства и как отдельную область приложения труда человека.  Поэтому я решила разработать элективный курс по химии, который был бы интересен детям с гуманитарным мышлением. Разработка такого элективного курса является идеей моего проекта. Не случайно я обратилась к теме «физики и лирики». Правительство страны опредилило культуру приоритетным направлением на текущий 2014 год. В программу   Года   Культуры   входят   не   только   новые   фестивали,   концерты, финансирование различных программ, но и разработка реальных механизмов для создания условий для творческих и креативных людей. Создавать такие условия должна сегодня и школа.  В своей работе я остановлюсь на проблеме актуализации знаний по химии для учащихся гуманитарной направленности, через разработку элективного курса для гуманитариев: «Химия и искусство» для учащихся 9­х классов.  Цель: апробация авторского элективного курса по химии в 9­х классах МОБУ «СОШ  №68» в 2017­18 гг. Задачи: ­ разработать авторский элективный курс; ­ провести элективный курс; ­организовать процесс мониторинга результативности курса. Концепция курса базируется на следующих идеях: ­ формирование представлений о материальных основах окружающего мира, о роли химии в становлении материальной  культуры; ­   усиление   связи   изучаемого   предмета   с   жизнью,   опытом   и   знаниями учащихся; 5 ­   формирование   представлений   о   значимости   знаний   по   химии   для жизнеобеспечения   человека   в   разные   времена,   а   также   перспективы дальнейшего использования этих знаний. ­  показать   роль   достижений   химической   науки   и   производства   в   истории живописи, скульптуры, архитектуры. Методы и последовательность нововведений:  изучение теоретического материала, разработка элективного курса;  проведение курса;  анализ результативности выбранной формы работы для актуализации знаний   учащихся   по   химии   и   повышения   мотивации   к   изучению предмета (провести социологический опрос в конце учебного года, сравнить качество знаний учащихся по предмету до и после ведения курса); 2. Основная часть. Предназначение произведения искусства ­ это символ красоты, прекрасного; предназначение науки – ее полезность для человека. Искусство, как и наука, помогает познавать мир, и это познание дает нам более богатый, более живой и   красочный   образ   реальности.   Ученый   смотрит   на   мир   непосредственно, прямо   (пусть   и   через   систему   приборов),   художник   видит   его   в   зеркале человеческой души.  Но, к чему бы ни устремлялся интерес ученого и художника, что бы ни было объектом их познания, они стремятся увидеть то, чего сами не видели или не видели другие. Ученый делает открытие в сфере науки, художник – в сфере эстетики, прекрасного. Первое открытие – это всегда открытие неизвестного; художник может описать хорошо известное и много раз описанное, но описать по­своему, увидеть это своими глазами.  Принято   считать,  что   наука   относится   к   области   разума,  а   искусство  –  к области чувства. Это не совсем так. Ученый обычно получает эмоциональное и   эстетическое   удовлетворение   от   своей   работы.   Недаром   «красивым» математики   с   полным   правом   называют   остроумное   решение,   а   химики   – экономный и эффективный путь синтеза.  Существование   двух   форм   познания   –   науки   и   искусства   –   имеет   свою историю и тесно связано с общими представлениями человека о мире. Это можно проследить на примере химии.  Многие ученые при определении химии отмечают, что химия – это искусство. Член Прусской академии наук Г.Шталь (1660–1734) писал: «Химия, иначе 6 алхимия   и   спагирия,   есть   искусство   разделять   как   смешанные,   так   и составные тела на их начала, а также из последних составлять тела». Французский   химик,   врач   и   фармацевт   Н.Лемери   (1645–1715)   дал   такое определение химии: «Химия есть искусство, учащая как разделять различные вещества,   содержащиеся   в  смешанных   телах.   Я   понимаю   под   смешанными телами те, которые образуются в природе, а именно: минералы, растительные и животные тела». Напомню, что в январе 2011 года, в Париже, в здании ЮНЕСКО состоялось официальное Открытие Международного года химии. Одним из мероприятий, проходивших  27 –  28 января,   стал   концерт   под   названием   «Химические ноты».   Концерт   состоял   из   произведений,   написанных   химиками,   которые были   одновременно   и   известными   деятелями   культуры.   Действительно,   в истории   мы   знаем   многих   химиков,   которые   были   великолепными музыкантами и композиторами, например: Александр Порфирьевич Бородин, Владимир   Федорович   Одоевский,   Эдуард   Элгар,   Эмиль   Воточек   и   многие другие.  Еще один интересный факт, связывающий химию и искусство. В  1961 году, Ученый   совет   Российского   химико­технологический   университета   имени Д. И. Менделеева (РХТУ) учредил степень Почетного доктора. Этого звания в разное   время   были   удостоены   известные   ученые,   общественные   деятели, естествоиспытатели,   деятели   культуры   и   искусства.   Среди   них:   Хосе Каррерас,   Монтсеррат   Кабалье,   Денис   Мэдоуз,   Ирина   Архипова,   Галина Вишневская, Жан­Мишель Жарр…  В  книге  «Слово   о   науке»  есть   высказывание   Гильма   Камая  (1901 –  1970), лауреата Государственной премии, доктора химических наук, последователя академика   А. Б. Арбузова.   На   вопрос   о   том,   что   может   дать   музыка   или живопись   химии   он   ответил:   «Стройная   и   вместе   с   тем   многообразная гармония   природы   доступнее   эстетически   развитому   человеку.   Не   буду говорить   о   науке   вообще.   Мне   ближе   химия.   В   химических   реакциях, формулах, тонких экспериментах есть внутренняя красота и поэзия».  Неожиданная, на первый взгляд, тема «Химия и Искусство» — мне кажется очень интересной и актуальной.  3. Практическая часть. 3.1. Социологический опрос. На организационном этапе, я провела анкетирование учащихся гуманитарных классов (8в, 9а, 10б) МОБУ «СОШ №68» по следующим вопросам: 1. Хотели бы Вы глубже изучать химию? 7 2. Какой элективный курс Вы бы предпочли: А) «Химия и цивилизация» Б) «Химия и экология» В) «Химия и искусство» Г) «Химия и литература» Результаты анкетирования. Из 62 респондентов 39 (63%) хотели бы дополнительно заниматься по химии. Предпочтения элективных курсов распределились следующим образом: А) «Химия и цивилизация» ­ 23 человека (64%) Б) «Химия и экология» ­ 16 человек (41%) В) «Химия и искусство» ­ 29 человек (77%) Г) «Химия и литература» ­ 27 человек (69%) «Химия и цивилизация» «Химия и экология» «Химия и искусство» «Химия и литература» 3.2. Описание программы элективного курса «Химия и искусство» Программа   элективного   курса   «Химия   и   искусство»   (Приложение) предназначена   для   учащихся   9­х   классов   гуманитарного   профиля   и рассчитана   на   18   часов   второго   полугодия.   В   программе   имеется пояснительная   записка,  указаны   цели   и  задачи  курса,  учебно­тематическое планирование,   основное   содержание   курса   по   темам,   представлен   список литературы. Содержание   курса   раскрывает   основные   направления   использования химических веществ в искусстве. Элективный курс призван развивать интерес к   этой   удивительной   науке,   химии,   и   осознание   необходимости   наличия 8 знаний по химии в повседневной жизни, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся. Программа   состоит   из   двух   основных   разделов:   «Живопись   глазами художника», «Металлы как материал для создания произведений искусства». Формы проведения занятий: лекции, семинары, беседы, сообщения учащихся, практические занятия – экспериментальные, игровые. При   составлении   программы   использовалась   литература   научного   и познавательного характера. 3.3. Мониторинг результативности проекта При реализации проекта – проведения элективного курса ­ предусматриваю применять   в   качестве   методов   оценки   результатов   качественные   (опросы, анкетирования с открытым вариантом ответа) и количественные (изменение процента качества знаний учащихся ). 3.4. Рекомендации по использованию результатов проекта в образовательной практике. Данный проект – элективный курс может быть использован в образовательной практике учителя химии с целью формирования у учащихся общей культуры владения   знаниями   по   химии;   удовлетворения   познавательных   интересов учащихся, ориентированных  на гуманитарные дисциплины; раскрытия роли химических знаний в окружающем мире, развития учебной мотивации.  4. Заключение. Выбор   тематики   моей   проектной   работы   продиктован   необходимостью актуализации   знаний  и  повышения  мотивации  к   изучению  химии  учащихся гуманитарного профиля, необходимостью открыть для них химическую науку как   часть   мировой   культуры.  Что   особенно   актуально   в   преддверии   года Культуры. И в целом, так как  снижается количество часов, отведённых для изучения химии, и возрастает объём изучаемого материала, моя задача как учителя химии, заинтересовать учеников своим предметом. Ведь интерес к предмету   порождает   энтузиазм,   стремление   к самостоятельному познанию нового. Проведя практическую часть своей работы, я выполнила задачу – разработать элективный курс «Химия и искусство». Надеюсь в ближайшее время провести опробацию программы в условиях МОБУ «СОШ №68» и проанализировать результаты проделанной работы. На сегодняшний момент некоторые ученики серьезно заинтересовались темой «Химия   и   искусство»,   и   приступили   к   работе   над   исследовательскими проектами:   увлечённость, 9  «Магия цвета»;  «Химические вещества в живописи»;  «Волшебное стекло: искусство создания витражей» Программа элективного курса по химии для учащихся 9­х классов. Приложение  «Химия и искусство» Пояснительная записка. Содержание   курса   имеет   интегрированный   характер. рассматриваться как курс:   Он   может  поддерживающий изучение основного курса химии;  служащий выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащегося, обучающегося по гуманитарному профилю. Курс предназначен для изучения в 9­ м классе. Цель   изучения   курса:   показать   химическую   науку   как   часть   мировой культуры. Основными задачами изучения курса являются:  развитие   общекультурной   компетентности   учащегося;   расширение методологических   знаний   в   области   диалектического   понимания единой картины мира;  расширение   и   углубление   предметных   знаний   по   химии;   развитие общих   приемов   интеллектуальной   (в   том   числе   аналитико­ синтетической,   интеллектуально­графической)   и   практической   (в том числе экспериментальной) деятельности;  развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования, познавательной мотивации в широком смысле;  развитие опыта самореализации, коллективного взаимодействия. Химическую   науку   часто   рассматривают   как   источник   зла,   причиняемого природе,   как   виновницу   нарушения   экологического   равновесия. Злободневность и серьезность экологических проблем не вызывает сомнений. В  то же время  представляется  полезным   показать в школьном  курсе  роль химии   в   становлении   и   развитии   материальной   культуры,   таких   ее проявлений, как живопись, скульптура, архитектура, декоративно­прикладное искусство. 10 Именно   благодаря   накоплению   знаний   о   свойствах   веществ   и   приемах   их обработки   человеку   еще   в   древности   удалось   создать   керамику,   стекло, разнообразные сплавы и другие материалы. Постепенное освоение знаний о веществах   и   их   превращениях   формировало   основу   для   возникновения химической науки. Данная программа дополняет и расширяет использование в учебном процессе знаний о материалах и веществах, из которых создаются не только предметы быта,   но   и   произведения   искусства.   Программа   способствует   расширению кругозора учащихся, пониманию ими связей между знаниями при изучении разных   предметов.   Историко­искусствоведческие   сведения   предлагаемые программой   данного   элективного   курса   создают   у   ребят   положительный эмоциональный   фон,   развивают   чувство   соприкосновения   с   атмосферой творчества.   Химическое   образование   занимает   одно   из   ведущих   мест   в системе общего образования, что объясняется высоким уровнем практической значимостью химии. Большое   значение   для   успешной   реализации   задач   школьного   химического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения химии на занятиях   элективного   курса,   содержание   которого   предусматривает расширение   и   упрочнение   знаний,   развитие   познавательных   интересов. Элективный   курс   «Химия   и   искусство»   предназначен   для   учащихся   9­х классов гуманитарного профиля и рассчитан на 18 часов второго полугодия.  Содержание   курса   раскрывает   основные   направления   использования химических веществ в искусстве. Элективный курс призван развивать интерес к   этой   удивительной   науке,   химии,   и   осознание   необходимости   наличия знаний по химии в повседневной жизни, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся. Программа   состоит   из   двух   основных   разделов:   «Живопись   глазами художника», «Металлы как материал для создания произведений искусства». Формы проведения занятий: лекции, семинары, беседы, сообщения учащихся, практические занятия – экспериментальные, игровые. При   составлении   программы   использовалась   литература   научного   и познавательного характера. 11 Учебно­тематическое планирование Раздел Тема занятия Форма проведения Число часов Раздел I «Живопись глазами химика» 1. Углерод, Графит, Сажа. 2.   Об   ультрамарине   и в вкладе   создание новых красок   химиков Лекция, беседа Лекция  3.   Оксиды   металлов   – хромофоры художественных красок Лекция, беседа 4.   Соли   в   палитре Семинар  художника 5. Краски разных времен 6. Лабораторное получение  красящих неорганических  пигментов.  7. Окраска тканей  натуральными и  синтетическими  красителями. 8. Изготовление гипсовых  отливок. 9. Итоговый урок по теме «Живопись глазами химика» Сообщения учащихся Практическая работа №1 Практическая работа №2 Практическая работа №3 Выставка газет, рисунков, батика, коллажей. Игра­зачет «Брейн­ринг» между командами 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 как для Раздел II «Металлы   материал   создания произведений искусства» 1. О меди и бронзе 2. Позолота 3.   Металлический   блеск   в зеркалах 4.   Чугун:   и   волшебство   и вдохновенье Лекция  Лекция, беседа Лекция,  беседа, лабораторный опыт Семинар 5.   Сталь   от   оружия   до Семинар  ювелирных изделий 6.   Коррозия   и   памятники архитектуры 7.   Декоративное 8. окрашивание металлов   Металлопластика   – техника создания художественного рельефа 9.   Итоговый   урок   по   теме «Металлы   как   материал для создания произведений искусства»     Сообщения учащихся  Практическая работа №1 Практическая работа №2 Выставка газет. Игра­зачет «Брейн­ринг» между командами 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого часов:                                                                                              18 Итого практических работ:                                                                                5 13 Основное содержание курса по темам: Раздел I «Живопись глазами химика» Урок №1 «Углерод. Графит. Сажа» Химические свойства и применение углерода. Аллотропия углерода. История появления карандашей. Применение углерода в виде сажи для изготовления художественных красок. Урок №2 «Об ультрафиолете и вкладе химиков в создание новых красок» История   создания   ультрамарина.   Принципы   организации   химического производства свинцовых и цинковых белил. Урок №3 «Оксиды металлов – хромофоры художественных красок» Оксиды, их свойства и применение. Химический состав оксидных пигментов. Cr2O3,  Fe2O3  –   получаемые   на   их   основе   краски. Кристаллогидраты. Урок №4 «Соли в палитре художника» Сульфиды:  HgS  – киноварь,  CdS  – желтый кадмий,  Al3S3  – аурипигмент – основа изготовления масляных и акварельных красок. Малахит. Урок №5 «Краски разных времен» Сообщения учащихся по темам:  Pb3O4,  Al2O3, 1. «Волшебный мир пигментов», 2. «Вечная живопись», 3. «Таинства стенного письма», 4. «Эмульсии и живопись», 5. «Масло». Время выступлений учащихся 7­8 минут. Урок   №6   «Практическая   работа   №1   «Лабораторное   получение   красящих неорганических пигментов» Проведение опытов: 1. Разложение бихромата аммония с целью получения оксида хрома (III) 2. Получение берлинской лазури 3. Приготовление яичной эмульсии 4. Получение сульфида бария из растворов солей. Урок   №7   «Практическая   работа   №2   «Окраска   тканей   натуральными   и синтетическими красителями» Проведение опытов: 1. Получения краски из шелухи лука.   14 2. Приготовление   раствора   красителя   для   х/б,   льняных   и   вискозных тканей. Урок №8 « Практическая работа №3 «Изготовление гипсовых отливок» Проведение опытов: 1. Приготовление гипсового раствора и заполнение им формы. Урок №9 Итоговый урок по теме «Живопись глазами химика» Выставка газет, рисунков, батика, коллажей. Игра­зачет «Брейн­ринг» между командами Раздел II «Металлы как материал для создания произведений искусства» Урок №1 «О меди и бронзе» Сплавы. Истории развития металлургии. Свойства меди и бронзы. Урок №2 «Позолота» История развития золотобойного искусства и позолоты. Приемы золочения и древнерусской иконописи. Урок №3 «Металлический блеск в зеркалах» История   производства   зеркал.   Химические   процессы,   лежащие   в   основе производства зеркал. Использование зеркал в украшении дворцов. Проведение лабораторного опыта с формалином: «Реакция серебряного зеркала». Урок №4 «Чугун: и волшебство, и вдохновенье» Состав, свойства, применение чугуна в изобразительном искусстве, литье из чугуна. Архитектура. Урок №5 «Сталь: от оружия до ювелирных изделий» Состав   и   получение   стали.   Златоуст   и   Тула   –   оружейные   центры   России. Декорирование стали. Урок №6 «Коррозия и памятники архитектуры» Коррозия металлов. Виды коррозии, выделяемые реставраторами. Проблема сохранения памятников искусства. Урок   №7   «Практическая   работа   №1   «Декорированное   окрашивание металлов» Проведение опытов: 1. Декорированное окрашивание меди. 2. Серебрение меди и ее сплавов. 3. Воронение стали. 4. Оксидирование стали. Урок №8 «Практическая работа №2 «Металлопластика – техника создания художественного рельефа» Проведение опытов: 15 1. Изготовление  рыцарских доспехов (нагрудник, шлем, наручни), брошей, декорирование открыток, альбомов. Урок   №9.   Итоговый   урок   по   теме   «Металлы   как   материал   для   создания произведений искусства» Выставка газет, изделий из металлов, приготовленных своими руками. Игра­ зачет «Брейн­ринг» между командами. 16 17

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект: «Разработка элективного курса «Химия и искусство»

Педагогический проект:  «Разработка элективного курса «Химия и искусство»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.