ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Оценка 4.6

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Оценка 4.6
docx
16.07.2021
ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
статьи.docx

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

В настоящее время государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на реализацию права получения полноценного образования и обеспечение комплексной реабилитации и социализации,  позволяющих реализовать их потенциальные возможности, достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности в современном обществе.

Образование таких детей предусматривает создание для них адекватных условий и равных с обычными детьми возможностей для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, оздоровление, социальную адаптацию. Ребёнка следует учить  не только читать, писать, считать, заниматься трудом. Не менее важным является формирование опыта общения, сотрудничества. Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья  инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества. Эффективность социальной интеграции таких людей во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов:

– полноты и достоверности информированности о проблемах учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

– психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

Учёт этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации и сопровождения учащихся с глубокими и множественными нарушениями в развитии.

В современных  условиях эффективно осуществляется интеграция детей с особыми образовательными потребностями с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирается полезная и возможная для него "доля" интеграции, т.е. одна из моделей:

·                     комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных обучаются в обычных классах,  получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога;

·                     частичная интеграция, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья, не способные на равных со здоровыми сверстниками овладеть образовательными программами, вливаются в классы общеобразовательных школ лишь на часть дня (например, на его вторую половину) по несколько человек;

·                     временная интеграция, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья объединяются со здоровыми сверстниками периодически для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.

Таким образом, устраняются барьеры, укрепляются и развиваются связи между детьми с нарушениями в развитии и обычными детьми, формируются толерантные отношения.

 В практике «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения» используется временная интеграция, которая реализуется через дополнительное образование, сотрудничество с различными социальными институтами. Разработаны и реализуются программы, направленные  на развитие образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями с  целью интеграции их  в обычную образовательную среду.

Подразделение школы-интерната «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения» тесно сотрудничало с МОУ ДОД СДЮСШОР № 6 г. Тамбова в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие координационных способностей у детей с умственной отсталостью». Цель совместной деятельности – показать положительное влияние занятий плаванием на укрепление и поддержание здоровья, развитие координационных способностей, личностного развития, самореализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. За  годы систематических  занятий были отмечены позитивные изменения в физическом развитии воспитанников центра: улучшение психической и эмоционально-волевой сфер детей; развитие точности движений, снижение скованности и напряженности; формирование правильной осанки; увеличение силы основных мышц и развитие гибкости в суставах; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Немаловажной составляющей  успеха экспериментальной работы явилось формирование навыков общения воспитанников центра с детьми из общеобразовательных школ, развитие восприятия себя как равноправных членов общества.

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» является базой экспериментальной работы совместно с МОУ ДОД СДЮСШОР № 6, специализированной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом №2,   общеобразовательными школами №5 и №31 по теме «Мир равных возможностей». Цель эксперимента – интеграция детей с ограниченными возможностями  здоровья в современное общество через психолого-педагогическую адаптацию и совместную спортивно-массовую, досуговую деятельность со здоровыми сверстниками.

Обучающиеся образовательных учреждений, занимаясь совместно плаванием, участвуя в различных мероприятиях, не только проходят физическую реабилитацию, привыкают вести здоровый образ жизни, но и повышают свою самооценку, преодолевают барьер отчуждения, непонимания между детьми с ограниченными возможностями здоровья и их здоровыми сверстниками. С ребятами работают квалифицированные специалисты: инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи.

Каждое мероприятие включает обязательную диагностику состояния эмоционально-волевой сферы ребят, совместные психологические игры и занятия на развитие психофизических процессов.

В рамках экспериментальной работы организуются регулярные встречи ребят с ОВЗ и их здоровых сверстников. Такие  встречи проводятся как в спортивной школе, так и в образовательных учреждениях – участников данного эксперимента. Четыре сборные команды участвовали в соревнованиях с элементами баскетбола, соревнованиях по дартцу, плаванию,  эстафетах по легкой атлетике. Также проводились  совместные творческие фестивали и конкурсы.

При каждой встрече педагоги-психологи проводят с детьми диагностические и занимательные упражнения на выявление эмоционального настроя ребят, развитие уровня сплоченности, навыков взаимодействия и общения в команде.

В течение эксперимента по результатам анкетирования и наблюдения стало заметно значительное улучшение взаимодействия в командах. Дети с ОВЗ стали чувствовать себя  более раскованно со здоровыми сверстниками, начали проявлять инициативу в общении. Все ребята испытывали удовлетворенность от участия в совместной деятельности, как на спортивных соревнованиях, так и на творческих встречах.

Было много эмоций, радостных переживаний, дружеского общения. Каждый участник таких мероприятий – ребенок с ограниченными возможностями или его здоровый сверстник - чувствовали себя равными в одном коллективе. Это,  действительно, мир равных возможностей.


 

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

Таким образом, устраняются барьеры, укрепляются и развиваются связи между детьми с нарушениями в развитии и обычными детьми, формируются толерантные отношения

Таким образом, устраняются барьеры, укрепляются и развиваются связи между детьми с нарушениями в развитии и обычными детьми, формируются толерантные отношения

Также проводились совместные творческие фестивали и конкурсы

Также проводились совместные творческие фестивали и конкурсы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.07.2021