Подготовила: учитель начальных классов
Абакарова А.М.
Тип урока: Изучение нового материала.
Целевые установки:
предметные: формировать умения выделять основу в словах, находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс; подбирать слова с заданной морфемой; различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова; наблюдать за способами образования однокоренных слов; добиваться формирования орфографической зоркости.
метапредметные:
регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу, решать её под руководством учителя; составлять план действий для решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий;
познавательные – ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию, оценивать информацию, сравнивать, выделять общее и различное;
коммуникативные – работать с соседом по парте, распределяя работу и выполняя свою часть работы; осуществлять самопроверку и взаимопроверку.
личностные: способствовать формированию у учащихся чувства языка, осознанию себя носителем языка. Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствуя свою устную и письменную речь. Формирование организованности, самостоятельности, эмоционально – позитивного отношения к учебе, одноклассникам, воспитание аккуратности.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (с.92 упр.171)
(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)
— Какое значение придают эти суффиксы словам?
— Что такое суффикс? Для чего он служит? Где стоит?
— Что такое приставка? Для чего служит приставка? Где стоит в слове?
III. Актуализация знаний
Работа в парах (Слайд 1)
- Прочитайте слова и объедините каждый столбик одной темой.
- Найдите «заблудившееся» слово, обоснуйте свой выбор.
- Попробуйте добавить недостающее слово в столбик с этим словом.
Лес лесник
леса лесной
в лесу лесок
перелесок лесистый.
2. Минутка чистописания.
- Начнём урок русского языка. Но чтоб красиво нам писать, надо пальчики размять (проводится пальчиковая гимнастика)
Тесто
- Тесто ручками помнем
сжимаем
и разжимаем пальчики
- Сладкий тортик испечем
как будто мнем тесто
- Серединку смажем джемом
круговые движения ладошками по плоскости стола
- А верхушку сладким кремом
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко
сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
- А потом заварим чай
- В гости друг - друга приглашай.
Прописываются элементы букв на усмотрение учителя.
3. Словарная работа.
-Какие слова мы называем словарными? (Написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить.)
На экране появляются картинки: берёза, земляника, капуста, малина, огурец, яблоко, морковь, помидор, картофель, рябина). Слайд 4
-Запишите слова, поставьте ударение и подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. После записи слов на экране появляется список данных слов. Дети проверяют написание слов самостоятельно. Выставляют на полях оценки. Слайд 5
-Что объединяет все эти слова? ( Все они обозначают растения.)
4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
-Прочитайте, пожалуйста, слова и объедините каждый столбик одной темой. Слайд 6
лес
лесник
леса лесной
в лесу лесовик
-Что можно сказать о словах первого столбика?
-Докажите
-Как назовём слова второго столбика?
-Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради.
V. Работа по теме урока
1. Создание проблемной ситуации.
—Переверните карточки, лежащие у вас на парте. Что вы можете сказать? ( они одинаковы со слайдом).
—Пользуясь схемой, выделите в словах 1 столбика основу слова. Как это сделать? (Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу: «Основа – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой»)
—Какую задачу мы ставим себе на данный урок? (Научиться выделять основу слова)
—В конце урока мы разберем по составу слова 2 столбика , выделив все его составные части, в том числе и основу, таким образом, проверив себя.
5.Презентация нового материала
-Прочитайте, понятно ли вам, какая мысль выражена в этом предложении?
Дочк…. слуша…. мам… .
-Как называется часть слова, которая внесла ясность?
-Что вы знаете об окончании?
-Спишите, выделяя окончания?
-У вас на столах лежит текст «Лиса». Вставьте слово лиса в словосочетаниях, изменяя по смыслу.
пушистый хвост у ___________
долго выслеживал ________
любовался я ___________
много сказок о ___________
Что получилось?
У лисы, лису, лисой, о лисе.
-Понаблюдайте за окончаниями. Что вы заметили?
-Что происходило с окончаниями?
-Правильно. Окончание - это изменяемая часть слова.
-А как называется оставшаяся часть? Учитель читает стих
Та слова часть, что изменяется
Окончанием называется.
Остальную же часть слова.
Именуем мы основой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
6.Первичное закрепление. Практическое применение нового материла.
1.Работа с учебником
-Откройте учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки Совы.
- Всё ли мы правильно сказали про основу слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова? Слайд 7
2. Работа в парах
-Поработаем в парах. Найдите упражнение 181 на странице 96.
Физминутка для глаз.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Как думаете, что я вам сейчас предложу? (самостоятельную работу) Слайд 8
-Найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них окончание и основу слова.
У красавицы реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки
-Проверка по эталону
-Оцените свою работу
7.Заключительная часть
1. Игра «Да или нет» Слайд 9
Окончание – часть речи?
Окончание – изменяемая часть слова?
Окончание служит для связи слов в предложении?
У одного и того же слова могут быть разные окончания?
С помощью окончаний образуются новые слова?
Рефлексия « Лучики солнца»
-Оцените свою работу и настроение на уроке
- Если вы были активны, поняли как обозначать окончание и основу, то жёлтый лучик
-Если были активны, но сомневаетесь ещё в обозначении окончания и основы, то розовый лучик.
Домашнее задание:
VII. Домашнее задание
Прочитайте «Страничку для любознательных» и на её основе выполните Упр. 180 (с. 96), по желанию выполните упр. 182 (устно)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.