Методика работы в сенсорной комнате с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.9

Методика работы в сенсорной комнате с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.9
docx
12.06.2021
Методика работы в сенсорной комнате с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Методика работы в Сенсорной комнате.docx

Методика работы в Сенсорной комнате "Волшебное путешествие" и пример занятия

 

Сенсорная комната - это важное реабилитационное средство для детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Сеансы в сенсорной комнате можно включать в комплексную систему реабилитации детей, как с опорно-двигательной патологией, так и с задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха,  речи, что значительно повышает эффективность проводимой реабилитации. Для работы в сенсорной комнате можно использовать различные методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии, чтобы  более активно воздействовать на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.

Зрению принадлежит наиболее важная роль в процессе  познания внешнего мира. Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Звуки окружают нас со всех сторон. И многие из них могут вызывать различные эмоции. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на ребенка. 

Время сеансов в сенсорной комнате 30 - 40 минут. Для  детей с особенностями психофизиологического развития длительность сеанса может быть сокращена или устанавливается индивидуально.

Занятия проводятся индивидуально или группой до 4х человек (зависит от цели занятия и материальной оснащенности комнаты).

Для работы используются световые проекторы, в том числе со сменными дисками (морское дно, космос и т.п.), зеркальный шар, стена с флуоресцентным панно, мягкие блоки, сухой бассейн, элементы ароматерапии  (ароматные масла, конусы, палочки), звуковые эффекты (диск с записью звуков природы, зверей, музыкальные релаксационные композиции), элементы сказкотерапии, дополнительные материалы в виде картинок (карточная или электронная версия) на определенные темы, мячиков, мягких кубиков и др.

Такие занятия направлены на  снятие мышечного и пихоэмоционального напряжения, развитие кругозора, словарного запаса. По хожу занятий так же создаются условия для развития сенсорных процессов, внимания, общей моторики и координации движений, корректируется уровень тревожности, формируется устойчивый положительный психологический климат.

В зависимости от проблематики ,возраста и особенностей развития ребенка используются разные приёмы работы.

 Изначально планируется только цель занятия, а пути ее достижения уже определяются по ситуации и состоянию детей на тот момент. Таким образом, ход и зачастую содержание занятия в большей части зависит от желаний и возможностей самих детей, педагог-психолог направляет и предлагает различные варианты игр в рамках  достижения поставленной цели.

Подобный метод работы требует от педагога творческого подхода, хорошей осведомленности об особенностях и интересах детей, присутствующих на занятии.

Так, например, дети сами определяют куда отправиться в путешествие: это может быть лес, подводная страна, космос, остров сокровищ и т.п.

Любое путешествие включает следующие этапы:

- дорога до заданного места (как правило это полоса препятствий из ковриков, мягких блоков, сухого бассейна или постройка транспорта )

- игры и задания в волшебной стране (лесу, острове, космосе и т.п.), направленные на достижение цели данного занятия

- возвращение в сенсорную комнату школы с использованием релаксационных упражнений

- подведение итогов, саморефлексия, закрепление положительного опыта и настроения.

 

  

Пример  комплексного занятия с использованием элементов сенсорной комнаты  «Путешествие в подводную страну»

Цель занятия: снятие мышечного и эмоционально напряжения, адаптация к новым условиям.

Задачи занятия:

-  развивать внимание,

 - развивать координацию движения,

- уменьшать уровень тревожности,

- развивать навыки саморефлекисии,

-  релаксация.

Ход задания:

1.Приветствие и эмоциональный настрой

музыка «гармония»

2. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, в волшебную подводную страну! Путь нам предстоит неблизкий и сложный, нам придется преодолевать препятствия на своем пути, выполнять сложные, но очень интересные задания. Но в конце пути нас ждет очень красивая морская страна, где мы сможем с вами отдохнуть и набраться сил! Ну что, в путь?!

2.1. Болото

муз.болото

И первое где нам предстоит пройди это болото! Давайте с вами  вспомним, кто же живет на болоте!

Дети дают свои варианты ответов – лягушки, цапли, рыбы, комары и др.

игра «Лягушка, цапля, рыбка»

Смотрите ! тут есть кочки, по которым мы можем перейти болото.

По очереди перепрыгиваем по кочкам (напольный коврик-пазл на мате)

2.2. Гора

Ну вот, болото перешли!
Ой, кажется дождь начинается! Слышите! Наверно будет гроза! скорее прячемся вон в ту пещеру в горе!

звуки дождя и грозы
Прячемся в пещере (под одеяло), держимся за руки.

  Ой, ой! какая сильная гроза! давайте держаться за руки, что бы не было так страшно.
Вот, кажется гроза прошла и дождь стихает. Слышите?! Пора выходить из пещеры.

звуки птиц

включаются световые проекторы и зеркальный шар

Ребята, посмотрите, какая красота! давайте приляжем на поляну и посмотрим, как же красиво стало после дождя.

дети ложатся или присаживаются на напольный мат

Тучки ушли. Солнышко засветило так ярко, посмотрите сколько солнечных зайчиков, послушайте как радостно щебечут птицы.

около 1 мин. дети спокойно дышат, наблюдают за солнечными зайчиками, слушают пение птиц.

Отдохнули? Теперь снова в путь!

Перед нами гора, и надо ее перелезть.

упражнение с использованием мягкого блока -  дети перелазают гору

2.3. Кажется мы с вами почти у цели! мы оказались на морском побережье.

звуки морских птиц и моря

А что вы знаете о море?

дети отвечают, что знают кто живет в море. перечисляют.

А вы знаете кто такие пираты?

дети отвечают, что они грабили и прятали сокровища

Конечно, вот и мы сможем найти некоторые сокровища! попробуем?
упражнение с использованием сухого бассейна «поиск сокровищ»

выключается свет, включается проектор с диском морское дно, др. световые проекторы остаются включенными для дополнительного освещения.

Молодцы! теперь наконец то мы можем попасть в подводную страну!

2.4. Подводная страна

упражнение на релаксацию с использованием настенного панно «морское дно», панели «звездное небо»

3.Завершение занятия, саморефлексия.

Вот и настало время возвращаться  из нашего необычного путешествия в нашу школу. Готовы? Закрываем глаза.

включается обычное освещение комнаты

музыка «гармония»

Вам понравилось сегодняшнее путешествие?

Где сегодня мы побывали?

Что делали?

Что вам понравилось больше всего?

дети отвечают на вопросы

 4. Прощание

На этом наше занятие подошло к концу. Давайте задуем свечку. что бы в следующий раз, мы с вами смогли ее зажечь снова.

дети задувают свечу

занятие окончено 


 

Методика работы в Сенсорной комнате "Волшебное путешествие" и пример занятия

Методика работы в Сенсорной комнате "Волшебное путешествие" и пример занятия

Подобный метод работы требует от педагога творческого подхода, хорошей осведомленности об особенностях и интересах детей, присутствующих на занятии

Подобный метод работы требует от педагога творческого подхода, хорошей осведомленности об особенностях и интересах детей, присутствующих на занятии

По очереди перепрыгиваем по кочкам (напольный коврик-пазл на мате) 2

По очереди перепрыгиваем по кочкам (напольный коврик-пазл на мате) 2

Где сегодня мы побывали? Что делали?

Где сегодня мы побывали? Что делали?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2021