ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра естественнонаучных дисциплин и информационных технологий
Тема: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в реализации краеведческого
подхода в изучении географии»
Подготовила:
Евдакова Л.Г.
учитель географии
МОУ СОШ № 16
с. Александровского
г. Ставрополь, 2016
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в реализации
краеведческого подхода в изучении географии
Требования современного общества смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности.
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся.
В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Вопрос интеграции урочной и внеурочной деятельности в педагогике уже много лет является предметом исследования ученых.
Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, С.Т. Шацким. Именно в 20-50-е годы прошлого столетия данными педагогами на практике была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся. Они исходили из концептуальной позиции о необходимости целостного воспитания личности. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко)
Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. К урочным занятиям можно отнести занятия, проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности, для учета личностных особенностей педагогов и школьников, региональных возможностей и потребностей, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, для их развития и эффективной социальной адаптации.
Под понятие внеурочной
деятельности в рамках реализации ФГОС попадают
все виды деятельности школьников, осуществляемые в
формах, отличных от классно-урочной, организуемые во внеурочное время,
в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах.
Во- первых – как сфера индивидуализации образования, сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории.
А во-вторых – как важнейшая сфера
воспитания.
В связи с введением новых образовательных стандартов усилился интерес к интеграции. Учителя осваивают и внедряют в практику теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий.
В условиях интеграции возрос воспитательный потенциал учебных занятий по предметам. Обязательным стало включение в содержание занятия материала метапредметной направленности, а именно показ роли человеческого фактора в освоении и развитии мира, обращение к личному опыту воспитанников, обогащение содержания материала знаниями социального характера. Столь же необходимым стало усиление практической направленности подготовки учеников к жизни через использование активных форм и методов обучения, обеспечивающих субъектность воспитанника в учебном процессе (дискуссий, диспутов, деловых игр, уроков-исследований и др.). Основным же является включение в учебные занятия элементов внеурочной воспитательной работы (дидактические игры, викторины, конкурсы, интегрированные уроки, выполнение творческих работ, проектов, презентаций и др.). Целью урока становится не знания сами по себе, а человек, личность воспитанника, развитие его отношений с окружающим миром. «Воспитание становится делом каждого учителя» (С.Л. Паладьев)
Ограниченность времени на уроках не позволяет не только удовлетворить познавательные запросы учащихся, но и сформировать практические навыки и умения.
И здесь очевидны преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, для предоставление обучающимся возможностей, направленных на их развитие, на расширение кругозора. Именно на занятиях внеурочной деятельности ребенок не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Таким образом, внеурочная деятельность является составной частью учебно - воспитательного процесса, его логическим продолжением.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, в том числе через такие формы, как: предметные кружки, факультативы, научные общества, конференции, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно- полезные практики на добровольной основе и в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
В моей деятельности как учителя внеурочная деятельность занимает важное место. Содержание внеурочной работы выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, дает возможность для развития творческой активности школьников.
использую следующие формы внеурочной деятельности:
- внеклассные мероприятия,
- предметные недели,
- олимпиады,
- выполнение проектов,
- конференции,
- работа научного общества.
Предмет "география" создаёт благоприятную почву для интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся. Активно использую межпредметные интеграции с биологией, историей, литературой, краеведением. Они позволяют обеспечить учащимся познание целостной картины мира и взаимосвязи её частей.
Большой потенциал для интеграции урочной и внеурочной деятельности в географии представляет краеведческая составляющая.
Актуальность краеведческого подхода в изучении географии посредством внеурочной деятельности просматривалась уже в начале 90-х годов. Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, архитекторы. Однако ни в какой другой науке краеведение не найдет для себя столь пригодных методов исследования, как в географии. А. С. Барков писал: «Объект и методы изучения географии и краеведения совпадают. Последнее можно и должно рассматривать как «малую географию», точнее — как малое страноведение».
В настоящее время, говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края.
В своей деятельности учителю географии приходится принимать краеведение во внимание, поскольку многие темы основываются на краеведческом материале.
Программа по географии в 6 классе ориентирована на получение широкого круга краеведческих сведений. При изучении темы «План местности» учащиеся расширяют знания о способах ориентирования, составляют план местности, работают с топографическими картами своей местности. Для закрепления краеведческих знаний целесообразно включать конкретные физико-географические объекты (лес, река, озеро, гора и т.д.).
Тема «Гидросфера» хорошо усваивается учащимися, если изучать ее с использованием местного краеведческого материала. Примерами могут служить местные источники (реки, озера), которые описываются по определенному плану.
При изучении темы «Атмосфера», особенно таких сложных географических понятий, как «погода» и «климат», следует опираться на систематические наблюдения учащимися за атмосферными явлениями и за характерными признаками погоды и климата своей местности.
В курсе «Географии России» в 8 и 9 классах большое внимание уделяется вопросам использования и охраны природы, развития хозяйства страны. Поэтому на уроках необходимо рассматривать практические мероприятия, направленные на восстановление какого-либо природного компонента или объекта местности.
Порой многие закономерности в природе невозможно объяснить, изучить без местного материала. Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями учащихся и их практическим применением.
Школьники, начиная с 5 класса и заканчивая 9 классом, изучают огромную массу понятий, но на практике сталкиваются лишь с 20-30% изучаемого материала. Географическое краеведение является как бы «мостиком» между теорией и практикой, создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений.
Краеведческий принцип дает возможность строить обучение географии согласно дидактическому правилу: “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому”. Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов всей России, а также зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлений о многих предметах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли. В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Опыт работы многих учителей показывает, что сложные географические понятия хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.
Обучение с использованием краеведческого материала значительно облегчает усвоение географических понятий. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей. Так, например, представления о природных компонентах и явлениях будут правильными, если они сложатся в процессе их непосредственного изучения и наблюдения. И наоборот, останутся всегда условными и потому непрочными, если они создавались только на основе описаний учителя или учебника. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению Н. Н. Баранского, могут "увидеть мир в капле воды”.
При введении Стандарта географическое краеведение стало неотъемлемой частью географии. В Программе воспитания и социализации с целью приобщения обучающихся к общественной деятельности выделена краеведческая работа (творческие объединения, кружки).
Из опыта работы можно сделать вывод: географическое краеведение (в любой форме - урочной и внеурочной) должно быть комплексным, т.е. обучающиеся должны изучать ГП, природные условия, ресурсы, рельеф, воды, почвы, растительный, животный мир, население, его быт, традиции. Но возможности изучении своей местности на уроках географии в рамках программного материала ограничены (малое количество экскурсий, практических работ), обучающиеся не могут активно усваивать знания, формировать практические навыки (УУД) и закреплять их. Для реализации комплексного географи-ческого краеведения рационально использовать внеурочную деятельность.
Краеведение создает условия для проектно-исследовательской деятельности, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников.
Как правило, при изучении своей местности учителя и ученики сталкиваются с проблемой недостатка либо отсутствия методической, научно-публицистической, картографической, художественной литературы и других источников информации. Поэтому приходится обращаться еще к одному составляющему элементу в изучении своей местности – проектно-исследовательской деятельности. А это широкое поле деятельности как для педагога, так и для обучающихся.
В прошедшем учебном году для работы в туристско-краеведческом кружке "Азимут" привлекла учащихся 6 класса. Тематика занятий была составлена в соответствии с темами курса географии 6 класса: «Карта», «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера». На занятиях на основе краеведческого материала закреплялись, расширялись и углублялись знания, полученные на уроках, развивались аналитические способности учеников, отрабатывались способы работы с источниками географической информации.
«…Географическое краеведение, являясь одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания обучающихся» (Чурляев В.А.)
Н. Н. Баранский указывал на то, что краеведческая работа имеет особое, очень большое научное, практическое и образовательное значение, также отмечал роль краеведения в учебно-воспитательной работе.
Тематическое планирование занятий:
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
1-2. |
1.Организация и комплектование группы. Введение в образовательную программу. |
|
3-4. |
История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта. |
|
5-6 |
Организация похода. Питание в походе. Составление рациона. Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи. |
|
7-8 |
Снаряжение. Личное снаряжение. Групповое снаряжение. Узлы |
|
11-12 |
Первая медицинская помощь.
|
|
13-14 |
Устройство бивака. Узлы. |
|
15-16 |
Работа с палаткой. Узлы. |
|
17-18 |
Костёр, его виды. Разведение и поддержание костра. Костровое хозяйство. Меры предосторожности |
|
19-20 |
Костёр, его виды. Разведение и поддержание костра. Костровое хозяйство. Меры предосторожности |
|
21-22 |
Топографические карты. Чтение карт.
|
|
23-24 |
Топографические карты. . Чтение карт
|
|
25-26 |
Условные знаки.
|
|
27-28 |
Условные знаки.
|
|
29-30 |
Компас. Строение и работа с компасом. Приёмы ориентирования карты по компасу. |
|
31-32 |
Компас. Строение и работа с компасом. Приёмы ориентирования карты по компасу. |
|
33-34 |
Определение расстояний и работа с компасом.
|
|
35-36 |
Ориентирование. Способы определения расстояний на местности |
|
37-38 |
Ориентирование. Движение по азимуту |
|
39-40 |
Ориентирование. Движение по азимуту |
|
41-42 |
Азимут истинный и азимут магнитный.
|
|
43-44 |
Чтение карты. Выработка навыка беглого чтения карты. Комплексное чтение карты. |
|
45-46 |
Чтение карты. Выработка навыка беглого чтения карты. Комплексное чтение карты. |
|
47-48 |
Приёмы ориентирования карты. |
|
. |
Приёмы ориентирования карты. |
|
49-50 |
Приёмы ориентирования карты. Способы определения точки стояния |
|
51-52 |
Приёмы ориентирования карты. Способы определения точки стояния |
|
53-54 |
Рельеф местности. Закрепление навыка чтения условных знаков. |
|
55-56 |
Рельеф местности. Закрепление навыка чтения условных знаков. |
|
57-58 |
Рельеф местности. Закрепление навыка чтения условных знаков. |
|
59-60 |
Изображение рельефа местности на спортивных картах. Закрепление практического навыка чтения рельефа. Соревнования по ориентированию |
|
61-62 |
Изображение рельефа местности на спортивных картах. Закрепление практического навыка чтения рельефа. |
|
63-64. |
Тактико-технические приёмы выбора пути движения. Отклонение при движении по азимуту. Выход по азимуту на КП |
|
65-66 |
Тактико-технические приёмы выбора пути движения. Отклонение при движении по азимуту. Выход по азимуту на КП |
|
67-68 |
Подготовка к походу. |
|
69-70 |
Поход на «Благодарненские Узоры» |
|
Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. Занятия в кружке дают возможность проникнуться любовью к своей малой родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир. Между туризмом и краеведением полный практический контакт и единство целей, при которых в условиях родного края туристы часто становятся краеведами, а краеведы туристами. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм. Достигнутые успехи в соревнованиях помогут ребятам быстрее определиться с выбором будущей профессии, а совместные походы и экскурсии научат их коммуникабельности и человечности. Работа кружка подтверждает на практике, что цели и задачи выполняются учащимися с интересом, об этом говорят призовые места и грамоты, полученные на соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию как в командном, так и личном зачётах.
Все ребята, посещавшие кружок, закончили учебный год со 100% качеством знаний. Этому способствовали отработка знаний и умений на занятиях кружка, а также развитие интереса к разным областям географических знаний. Кроме этого, ребята получили навыки работы с источниками информации, расширили свой кругозор.
На занятиях кружка обучаются школьники работе с научной литературой, формирует культуру научного исследования, оказывает помощь в проведении исследовательской и экспериментальной работы. Успехи в работе повышают самооценку ребят, воодушевляют на дальнейшую деятельность. Исследовательская деятельность создает положительную мотивацию для самообразования, способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения задач и коммуникации.
Необходимо отметить также воспитательный аспект этой деятельности. Краеведческая работа оказывает большое влияние на патриотическое воспитание учащихся – показывает красоту и уникальность родного края, учит любить его.
«Изучение своей местности помогает по-новому взглянуть на окружающий мир, понять и полюбить свою малую родину и людей, рядом живущих».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.