Структура описания практики
Наименование (название) практики |
Интегрированная программа «ИНФО-шахматы» как средство раннего выявления и развития интеллектуальных способностей обучающихся |
Название образовательного учреждения (краткое) |
МБУ ДО ДДТ Ленинского района СП «Меридиан» |
Фамилия, имя, отчество (полностью) представляющего практику, должность |
Овечкина Елена
Александровна, |
Контактные данные для обратной связи (телефон и электронная почта) |
8(922)158-33-75, jnagaj@mail.ru |
Цель практики, задачи практики, целевая группа (для кого нужна практика) |
Цель практики — предоставление обучающимся возможности проявить и развить свои интеллектуальные способности и сформировать осознанное отношение к интеллектуальному труду и творчеству посредством концептуального использования потенциала начального обучения шахматам и робототехнике. Задачи практики: - познакомить обучающихся с феноменом человеческой культуры — игрой в шахматы; - познакомить обучающихся с понятием «робототехника» посредством выполнения простейших действий по программированию робототехнического устройства MatataLAB и конструированию моделей из LEGO; - закладывать у обучающихся основы понимания взаимосвязей изучаемых дисциплин; - предоставить обучающимся в процессе освоения интегрированного краткосрочного курса возможность составить собственное представление о шахматах и робототехнике и, при желании, углублённо продолжить своё обучение по одному или обоим образовательным направлениям курса; - формировать и поддерживать увлечённость обучающихся дисциплинами курса, осознанное позитивное отношение к интеллектуальному труду и творчеству, логическим играм; - выявлять, поддерживать и развивать способности и таланты обучающихся в области шахмат и робототехники. Целевая группа: обучающиеся дошкольного возраста (5 – 7 лет). |
Краткое описание проблемной ситуации, обусловившей реализацию практики (исходная ситуация, проблема(ы), которую надо решить, а также проектная или методическая идея, позволяющая это сделать) |
Приоритетным направлением современного семейного воспитания является ранее всестороннее, в том числе интеллектуальное, развитие детей. При этом перед многими родителями возникает проблема выбора образовательных программ: интересы ребёнка могут быть настолько обширны, что посещение всех привлекающих его кружков и объединений не согласуется с графиком родительской занятости, особенно если данные кружки/объединения находятся в разных образовательных учреждениях, которые территориально удалены друг от друга. В связи с этим нередки случаи, когда способности ребёнка (в том числе интеллектуальные) так и остаются нераскрытыми, поскольку ему не была предоставлена возможность получить первичный познавательный опыт в деятельности, к которой у него имеются задатки. Кроме того, в дошкольном возрасте для детей свойственна неустойчивость интересов наряду с повышенной любознательностью: ещё не имея представления о различных областях человеческих знаний, они стремятся максимально познать окружающий мир и проявить себя в любой новой деятельности (особенно если она связана с игрой) и вместе с тем с одинаковой лёгкостью переключают своё внимание на другие увлечения. Одной из причин этого в случае с долгосрочными образовательными курсами, предполагающими углублённую подготовку с первых занятий, может стать неправильно подобранная сложность материала или методика его преподавания. В итоге, вслед за желанием ребёнка один за другим меняя кружки, родителям подчас трудно заметить проявление у малыша истинной одарённости. В связи с этим одним из оптимальных вариантов решения перечисленных проблем является разработка для обучающихся дошкольного возраста образовательных программ, соответствующих следующим ключевым критериям: - программа должна способствовать раннему (в том числе интеллектуальному) развитию детей, формированию у них интереса к предлагаемому направлению деятельности, выявлению их способностей и талантов; - программа должна предлагать обучающимся материал в виде «пробного» краткосрочного курса, характеризующегося занимательностью и посильным для каждого ребёнка уровнем сложности, основывающегося на игре как ведущей деятельности для детей 5 – 7 лет и дающего базовое представление о специфике той или иной области знаний; - общее количество часов по программе должно быть достаточным для овладения ребёнком базовыми навыками в той или иной деятельности; - программа по возможности должна соответствовать потребностям и интересам большой группы детей, социальному заказу общества и запросам родителей для выполнения требований муниципального задания к численной наполняемости учебных групп; - должны выполняться административные требования к личному составу кружка/объедине-ния, в котором реализуется программа (например, в некоторых образовательных учреждениях по решению администрации ребёнку нельзя записаться у одного и того же педагога на разные по содержанию программы); - родителям должно быть всегда удобно в соответствии с их рабочим графиком приводить ребёнка на занятия. В итоге наиболее эффективным решением, соответствующим перечисленным выше параметрам, можно назвать разработку общеразвивающих образовательных программ, в содержании которых интегрированы несколько концептуально взаимосвязанных краткосрочных курсов-«пробников» (в том числе с разной социальной востребованностью), продолжительность которых достаточна для формирования у детей представления об изучаемых областях знаний (в идеале — для формирования устойчивого интереса, увлечённости), а также для формирования базовых компетенций в каждой из данных областей и, кроме того, для выявления опытным педагогом в процессе обучения раннего проявления способностей и талантов обучающихся в данных сферах деятельности (например, в области интеллектуального творчества). Подобные программы, содержательно базирующиеся на привычной и привлекательной для детей игровой и/или творческой деятельности, могут быть реализованы в одном образовательном учреждении, одном кружке/объединении одним и тем же педагогом, что позволяет выполнять административные требования к наполняемости групп, а также создаёт дополнительное удобство для родителей в плане оптимизации распорядка их дня, следовательно, увеличивает посещаемость кружка/объединения. При этом повышенная востребованность хотя бы одного из интегрированных в содержании программы курсов опционально позволяет привлечь внимание обучающихся и к другим областям знаний, включённым в программу. Такой программой является дополнительная общеразвивающая интегрированная программа «ИНФО-шахматы». |
Содержательная модель практики (содержание деятельности педагога, управленческой команды образовательной организации) |
Содержание деятельности педагога заключается в качественной реализации интегрированной программы «ИНФО-шахматы» с использованием многообразия педагогических методов и форм, например: - наглядных (наблюдение, демонстрация последовательности действий — показ эталона и способа действий в исполнении педагогом с дальнейшей работой обучающихся по образцу); - практических (выполнение тренировочных заданий и упражнений, самостоятельная творческая (проектная) деятельность); - аудиовизуальных и интерактивных методов подачи материала (просмотр обучающих презентаций, работа с цифровыми устройствами); - игровых (использование многообразия игр — дидактических, в том числе интерактивных, а также различных соревнований, викторин и т.д.); - методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (формирования интереса обучающихся к освоению курса), таких, как создание «сюрпризных моментов», позитивное эмоциональное воздействие педагога, положительное подкрепление (создание «ситуаций успеха»), внедрение системы поощрения с элементами геймификации, поддерживание на занятиях атмосферы доброжелательности и взаимосотрудничества обучающихся между собой и с педагогом; - основных форм проведения (организации) занятий: учебное занятие, практическое занятие (игровая практика), игра-путешествие, соревнование (конкурс, викторина, турнир), олимпиада, творческая мастерская, мастер-класс, защита проектов. |
Организационная модель практики (механизм, технология, краткое описание реализации практики, как реализуется во времени (продолжительность, периодичность, во время уроков или внеурочное время)) |
Интегрированная программа «ИНФО-шахматы» разработана с учётом возрастных психофизиологических особенностей детей 5 – 7 лет. Программа рассчитана на два года обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы — 216 часов (по 144 часа каждый год), из них в 1-ый год обучения 86 часов отведено на изучение шахмат и 58 часов на изучение робототехники, конструирования и проектную деятельность, во 2-ой год обучения — 60 часов на изучение шахмат, 84 часа на изучение робототехники, конструирования и проектную деятельность. Календарно-тематическое планирование программы отличается от её учебно-тематического планирования, традиционно ориентированного на группировку изучаемых тем по разделам. Структура календарно-тематического планирования программы обусловлена концептуальной логикой изложения материала, на которой базируется содержание программы и которая основана на параллельном изучении интегрированных в ней дисциплин (шахмат и робототехники) по принципу 1:1, исходя из периодичности проведения занятий 4 часа в неделю, а именно: количество академических часов, отведённых на изучение основных правил и тактических приёмов игры в шахматы, примерно соответствует количеству часов, посвящённых изучению функциональных возможностей робототехнического набора MatataLAB LITE средствами визуального программирования, а также конструированию из LEGO и подручных средств (бумаги, картона и т.д.). Концептуальный выбор интегрируемых в рамках настоящей программы дисциплин (шахматы и робототехника) обусловлен тем, что их объединение в содержании программы способствует взаимной интенсификации их освоения за счёт реализации потребности современных детей дошкольного возраста в осуществлении привычной и привлекательной для них игровой и соревновательной практики в цифровой среде, которая в то же время является основой («ядром») организации образовательного процесса и позволяет формировать у обучающихся интерес к «классическим» шахматам и интеллектуальной деятельности в целом (в том числе интеллектуальному творчеству). Периодичность занятий по программе — в течение шестидневной рабочей недели, по 1 – 2 учебных часа в день из расчёта 4 часа в неделю. Продолжительность занятия составляет 30 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Во время перерыва осуществляется игровая деятельность и активный отдых детей. Для успешного освоения программы формируются одновозрастные группы, состоящие из детей обоего пола, с оптимальным количеством 10 человек. На 1-ый год обучения по программе зачисляются все желающие дети дошкольного и младшего школьного возраста (не старше 7 лет), соответствующие возрастным требованиям к адресатам программы, имеющие и не имеющие подготовку в области «классических» шахмат и робототехники; специального отбора не производится. |
Ресурсы, условия необходимые для внедрения практики |
Для внедрения и реализации программы используется необходимый минимум условий и ресурсов, представленный в виде перечня материально-технического обеспечения: - учебный кабинет, оснащённый необходимой мебелью, в том числе посадочными местами по количеству обучающихся и меловой доской с необходимым инвентарём; - информационные стенды и плакаты, в том числе по технике безопасности и правилам поведения при нахождении в кабинете, работе с оборудованием; - шахматные наборы, включающие в себя шахматную доску и комплект фигур (количество наборов — по числу обучающихся); - шахматные часы, механические и электронные (из расчёта одни часы на 2-х обучающихся); - робототехнический набор «MatataLAB LITE» (производитель ООО «Альтер Вижин»); - компьютер с широкоформатным экраном, используемым вместе интерактивной доски (либо другое средство для демонстрации — проектор, интерактивная доска и т.д.); - принтер; - беспроводной манипулятор «мышь»; - аудиоколонки; - программное обеспечение (программа шахматных баз данных ChessBase 13, программа турнирной жеребьёвки Swiss-Chess, среда программирования Xratch, бесплатный эмулятор BlueStacks App Player версии 5 для запуска Android-приложений на компьютере под управлением ОС Microsoft Windows, например MatataCode, Chess.com и др.); - канцелярские принадлежности по количеству обучающихся (карандаши, маркеры сухого стирания, ластики, ножницы, линейки и т.д.); - материалы для конструирования: детали LEGO, бумага белая/цветная (для принтера и самоклеющаяся), клей различных видов, ленты, стразы и т.д.; - канцелярские принадлежности для систематизации и хранения материально-технического оснащения кабинета: файлы (мультифоры), папки, скоросшиватели, контейнеры различных размеров и т.д.; - игровые принадлежности в достаточном количестве: разноцветные фишки для поощрения обучающихся за правильные ответы, игральные кубики с 6-ю гранями, наклейки для поощрения обучающихся; - раздаточные материалы, наглядные и демонстрационные пособия, презентации, интерактивные тренажёры, видеоматериалы по темам занятий; - мелкие игрушки для взаимодействия с робототехническими моделями; - дидактические шахматные игры; - оборудование и материалы для проведения соревнований и турниров; - методическая литература (электронная и печатная продукция). |
Результаты и (или) показатели, на которые повлияло внедрение практики |
На практике программа реализуется с 2021 – 2022 учебного года. Регулярный состав группы первого пробного набора по программе насчитывал 10 человек в возрасте от 5 до 7 лет. В результате реализации программы в течение 1,5 лет на январь 2023 г.: - 4 человека из группы проявили высокий устойчивый познавательный интерес и интеллектуальные способности в отношении шахмат и робототехники, в связи с чем, благодаря самостоятельным дополнительным занятиям по данным дисциплинам в домашних условиях, досрочно освоили программу и с 01 сентября 2023 г. были переведены в группы углублённой подготовки; кроме того, уже по итогам 1-ого года обучения ребята смогли принять участие в шахматных соревнованиях и начать набирать первые пункты спортивного шахматного рейтинга — 21 мая 2022 года в Первенстве Горноуральского городского округа среди сельских школьников (1 – 4 кл.), 28 мая 2022 года в VI турнире дошкольников по шахматам «Первые шаги» (МБУ ДО «ШШЦ им. Е. Г. Зудова», г. Нижний Тагил); - 4 человека продолжили регулярно посещать занятия по программе; - 2 человека досрочно закончили обучение по программе, из них 1 человек по причине переезда в другой населённый пункт, 1 человек по причине изменения графика трудовой занятости родителей. Стоит отметить, что обучающийся, изменивший место жительства, благодаря занятиям по программе сформировал устойчивый интерес к робототехнике, в связи с чем поступил в техническое объединение на базе сельского центра «Точка роста» и вошёл в число лучших обучающихся данного объединения. |
Перспектива развития практики |
По итогам пробной реализации интегрированной программы «ИНФО-шахматы» планируется: - обновить содержание курса в соответствии с результатами обучения детей по программе, их потребностями и интересами; - открыть новый набор обучающихся на программу на 2023 – 2025 уч. гг.; - разработать для МБУ ДО ДДТ Ленинского района новые интегрированные программы-«пробники» с учётом интересов и потребностей обучающихся для раннего выявления их способностей. |
Список литературы |
1. Голенищев В. Е. Программа подготовки шахматистов IV и III разрядов. — М.: Russian CHESS House/Русский шахматный дом, 2015. — 58 с. — (Серия «Библиотечка шахматиста»). 2. ПервоРобот LegoWedo: книга для учителя. 3. Смирнов Д. С. Шахматы/Д. С. Смирнов — М.: Издательство АСТ, 2018. — 192 с.: ил. — (Для самых любознательных). 4. Matatalab [Электронный ресурс]. URL: http://matatalab.pro/ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.