Интегрированная программа «ИНФО-шахматы» как средство раннего выявления и раз-вития интеллектуальных способностей обучаю-щихся
Оценка 4.7

Интегрированная программа «ИНФО-шахматы» как средство раннего выявления и раз-вития интеллектуальных способностей обучаю-щихся

Оценка 4.7
docx
18.01.2023
Интегрированная программа «ИНФО-шахматы» как средство раннего выявления и раз-вития интеллектуальных способностей обучаю-щихся
Овечкина Е.А. Программа ИНФО-шахматы как средство выявления интеллектуальных способностей.docx

Структура описания практики

Наименование (название)

практики

Интегрированная программа «ИНФО-шахматы» как средство раннего выявления и развития интеллектуальных способностей обучающихся

Название образовательного

учреждения (краткое)

МБУ ДО ДДТ Ленинского района

СП «Меридиан»

Фамилия, имя, отчество

(полностью) представляющего практику, должность

Овечкина Елена Александровна,
педагог дополнительного образования

Контактные данные для обратной связи (телефон и электронная почта)

8(922)158-33-75, jnagaj@mail.ru

Цель практики, задачи практики, целевая группа (для кого нужна практика)

Цель практики — предоставление обучающимся возможности проявить и развить свои интеллектуальные способности и сформировать осознанное отношение к интеллектуальному труду и творчеству посредством концептуального использования потенциала начального обучения шахматам и робототехнике.

Задачи практики:

- познакомить обучающихся с феноменом человеческой культуры — игрой в шахматы;

- познакомить обучающихся с понятием «робототехника» посредством выполнения простейших действий по программированию робототехнического устройства MatataLAB и конструированию моделей из LEGO;

- закладывать у обучающихся основы понимания взаимосвязей изучаемых дисциплин;

- предоставить обучающимся в процессе освоения интегрированного краткосрочного курса возможность составить собственное представление о шахматах и робототехнике и, при желании, углублённо продолжить своё обучение по одному или обоим образовательным направлениям курса;

- формировать и поддерживать увлечённость обучающихся дисциплинами курса, осознанное позитивное отношение к интеллектуальному труду и творчеству, логическим играм;

 - выявлять, поддерживать и развивать способности и таланты обучающихся в области шахмат и робототехники.

Целевая группа: обучающиеся дошкольного возраста (5 – 7 лет).

Краткое описание проблемной ситуации, обусловившей реализацию практики (исходная ситуация, проблема(ы), которую надо решить, а также проектная или методическая идея, позволяющая это сделать)

Приоритетным направлением современного семейного воспитания является ранее всестороннее, в том числе интеллектуальное, развитие детей.

При этом перед многими родителями возникает проблема выбора образовательных программ: интересы ребёнка могут быть настолько обширны, что посещение всех привлекающих его кружков и объединений не согласуется с графиком родительской занятости, особенно если данные кружки/объединения находятся в разных образовательных учреждениях, которые территориально удалены друг от друга. В связи с этим нередки случаи, когда способности ребёнка (в том числе интеллектуальные) так и остаются нераскрытыми, поскольку ему не была предоставлена возможность получить первичный познавательный опыт в деятельности, к которой у него имеются задатки. Кроме того, в дошкольном возрасте для детей свойственна неустойчивость интересов наряду с повышенной любознательностью: ещё не имея представления о различных областях человеческих знаний, они стремятся максимально познать окружающий мир и проявить себя в любой новой деятельности (особенно если она связана с игрой) и вместе с тем с одинаковой лёгкостью переключают своё внимание на другие увлечения. Одной из причин этого в случае с долгосрочными образовательными курсами, предполагающими углублённую подготовку с первых занятий, может стать неправильно подобранная сложность материала или методика его преподавания. В итоге, вслед за желанием ребёнка один за другим меняя кружки, родителям подчас трудно заметить проявление у малыша истинной одарённости.

 В связи с этим одним из оптимальных вариантов решения перечисленных проблем является разработка для обучающихся дошкольного возраста образовательных программ, соответствующих следующим ключевым критериям:

- программа должна способствовать раннему (в том числе интеллектуальному) развитию детей, формированию у них интереса к предлагаемому направлению деятельности, выявлению их способностей и талантов;

- программа должна предлагать обучающимся материал в виде «пробного» краткосрочного курса, характеризующегося занимательностью и посильным для каждого ребёнка уровнем сложности, основывающегося на игре как ведущей деятельности для детей 5 – 7 лет и дающего базовое представление о специфике той или иной области знаний;

- общее количество часов по программе должно быть достаточным для овладения ребёнком базовыми навыками в той или иной деятельности;

- программа по возможности должна соответствовать потребностям и интересам большой группы детей, социальному заказу общества и запросам родителей для выполнения требований муниципального задания к численной наполняемости учебных групп;

- должны выполняться административные требования к личному составу кружка/объедине-ния, в котором реализуется программа (например, в некоторых образовательных учреждениях по решению администрации ребёнку нельзя записаться у одного и того же педагога на разные по содержанию программы);

 - родителям должно быть всегда удобно в соответствии с их рабочим графиком приводить ребёнка на занятия.

В итоге наиболее эффективным решением, соответствующим перечисленным выше параметрам, можно назвать разработку общеразвивающих образовательных программ, в содержании которых интегрированы несколько концептуально взаимосвязанных краткосрочных курсов-«пробников» (в том числе с разной социальной востребованностью), продолжительность которых достаточна для формирования у детей представления об изучаемых областях знаний (в идеале — для формирования устойчивого интереса, увлечённости), а также для формирования базовых компетенций в каждой из данных областей и, кроме того, для выявления опытным педагогом в процессе обучения раннего проявления способностей и талантов обучающихся в данных сферах деятельности (например, в области интеллектуального творчества). Подобные программы, содержательно базирующиеся на привычной и привлекательной для детей игровой и/или творческой деятельности, могут быть реализованы в одном образовательном учреждении, одном кружке/объединении одним и тем же педагогом, что позволяет выполнять административные требования к наполняемости групп, а также создаёт дополнительное удобство для родителей в плане оптимизации распорядка их дня, следовательно, увеличивает посещаемость кружка/объединения. При этом повышенная востребованность хотя бы одного из интегрированных в содержании программы курсов опционально позволяет привлечь внимание обучающихся и к другим областям знаний, включённым в программу.

Такой программой является дополнительная общеразвивающая интегрированная программа «ИНФО-шахматы».

Содержательная модель практики (содержание деятельности

педагога, управленческой

команды образовательной

организации)

Содержание деятельности педагога заключается в качественной реализации интегрированной программы «ИНФО-шахматы» с использованием многообразия педагогических методов и форм, например:

- наглядных (наблюдение, демонстрация последовательности действий — показ эталона и способа действий в исполнении педагогом с дальнейшей работой обучающихся по образцу);

- практических (выполнение тренировочных заданий и упражнений, самостоятельная творческая (проектная) деятельность);

- аудиовизуальных и интерактивных методов подачи материала (просмотр обучающих презентаций, работа с цифровыми устройствами);

- игровых (использование многообразия игр — дидактических, в том числе интерактивных, а также различных соревнований, викторин и т.д.);

- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (формирования   интереса обучающихся к освоению курса), таких, как создание «сюрпризных моментов», позитивное эмоциональное воздействие педагога, положительное подкрепление (создание «ситуаций успеха»), внедрение системы поощрения с элементами геймификации, поддерживание на занятиях атмосферы доброжелательности и взаимосотрудничества обучающихся между собой и с педагогом;

- основных форм проведения (организации) занятий: учебное занятие, практическое занятие (игровая практика), игра-путешествие, соревнование (конкурс, викторина, турнир), олимпиада, творческая мастерская, мастер-класс, защита проектов.

Организационная модель практики (механизм, технология, краткое описание реализации практики, как реализуется во времени (продолжительность, периодичность, во время уроков или внеурочное время))

Интегрированная программа «ИНФО-шахматы» разработана с учётом возрастных психофизиологических особенностей детей 5 – 7 лет.

Программа рассчитана на два года обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы — 216 часов (по 144 часа каждый год), из них в 1-ый год обучения 86 часов отведено на изучение шахмат и 58 часов на изучение робототехники, конструирования и проектную деятельность, во 2-ой год обучения — 60 часов на изучение шахмат, 84 часа на изучение робототехники, конструирования и проектную деятельность.

Календарно-тематическое планирование программы отличается от её учебно-тематического планирования, традиционно   ориентированного на группировку изучаемых тем по разделам. Структура календарно-тематического планирования программы обусловлена концептуальной логикой изложения материала, на которой базируется содержание программы и которая основана на параллельном изучении интегрированных в ней дисциплин (шахмат и робототехники) по принципу 1:1, исходя из периодичности проведения занятий 4 часа в неделю, а именно: количество академических часов, отведённых на изучение основных правил и тактических приёмов игры в шахматы, примерно соответствует количеству часов, посвящённых изучению функциональных возможностей робототехнического набора MatataLAB LITE средствами визуального программирования, а также конструированию из LEGO и подручных средств (бумаги, картона и т.д.).

Концептуальный выбор интегрируемых в рамках настоящей программы дисциплин (шахматы и робототехника) обусловлен тем, что их объединение в содержании программы способствует взаимной интенсификации их освоения за счёт реализации потребности современных детей дошкольного возраста в осуществлении привычной и привлекательной для них игровой и соревновательной практики в цифровой среде, которая в то же время является основой («ядром») организации образовательного процесса и позволяет формировать у обучающихся интерес к «классическим» шахматам и интеллектуальной деятельности в целом (в том числе интеллектуальному творчеству).

Периодичность занятий по программе — в течение шестидневной рабочей недели, по 1 – 2 учебных часа в день из расчёта 4 часа в неделю. Продолжительность занятия составляет 30 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Во время перерыва осуществляется игровая деятельность и активный отдых детей.

Для успешного освоения программы формируются одновозрастные группы, состоящие из детей обоего пола, с оптимальным количеством 10 человек. На 1-ый год обучения по программе зачисляются все желающие дети дошкольного и младшего школьного возраста (не старше 7 лет), соответствующие возрастным требованиям к адресатам программы, имеющие и не имеющие подготовку в области «классических» шахмат и робототехники; специального отбора не производится.

Ресурсы, условия необходимые для внедрения практики

Для внедрения и реализации программы используется необходимый минимум условий и ресурсов, представленный в виде перечня материально-технического обеспечения:

- учебный кабинет, оснащённый необходимой мебелью, в том числе посадочными местами по количеству обучающихся и меловой доской с необходимым инвентарём;

- информационные стенды и плакаты, в том числе по технике безопасности и правилам поведения при нахождении в кабинете, работе с оборудованием;

- шахматные наборы, включающие в себя шахматную доску и комплект фигур (количество наборов — по числу обучающихся);

- шахматные часы, механические и электронные (из расчёта одни часы на 2-х обучающихся);

- робототехнический набор «MatataLAB LITE» (производитель ООО «Альтер Вижин»);

- компьютер с широкоформатным экраном, используемым вместе интерактивной доски (либо другое средство для демонстрации — проектор, интерактивная доска и т.д.);

- принтер;

- беспроводной манипулятор «мышь»;

- аудиоколонки;

- программное обеспечение (программа шахматных баз данных ChessBase 13, программа турнирной жеребьёвки Swiss-Chess, среда программирования Xratch, бесплатный эмулятор BlueStacks App Player версии 5 для запуска Android-приложений на компьютере под управлением ОС Microsoft Windows, например MatataCode, Chess.com и др.);

- канцелярские принадлежности по количеству обучающихся (карандаши, маркеры сухого стирания, ластики, ножницы, линейки и т.д.);

- материалы для конструирования: детали LEGO, бумага белая/цветная (для принтера и самоклеющаяся), клей различных видов, ленты, стразы и т.д.;

- канцелярские принадлежности для систематизации и хранения материально-технического оснащения кабинета: файлы (мультифоры), папки, скоросшиватели, контейнеры различных размеров и т.д.;

- игровые принадлежности в достаточном количестве: разноцветные фишки для поощрения обучающихся за правильные ответы, игральные кубики с 6-ю гранями, наклейки для поощрения обучающихся;

- раздаточные материалы, наглядные и демонстрационные пособия, презентации, интерактивные тренажёры, видеоматериалы по темам занятий;

- мелкие игрушки для взаимодействия с робототехническими моделями;

- дидактические шахматные игры;

- оборудование и материалы для проведения соревнований и турниров;

- методическая литература (электронная и печатная продукция).

Результаты и (или) показатели, на которые повлияло внедрение практики

На практике программа реализуется с 2021 – 2022 учебного года. Регулярный состав группы первого пробного набора по программе насчитывал 10 человек в возрасте от 5 до 7 лет. В результате реализации программы в течение 1,5 лет на январь 2023 г.:

- 4 человека из группы проявили высокий устойчивый познавательный интерес и интеллектуальные способности в отношении шахмат и робототехники, в связи с чем, благодаря самостоятельным дополнительным занятиям по данным дисциплинам в домашних условиях, досрочно освоили программу и с 01 сентября 2023 г. были переведены в группы углублённой подготовки; кроме того, уже по итогам 1-ого года обучения ребята смогли принять участие в шахматных соревнованиях и начать набирать первые пункты спортивного шахматного рейтинга — 21 мая 2022 года в Первенстве Горноуральского городского округа среди сельских школьников (1 – 4 кл.), 28 мая 2022 года в VI турнире дошкольников по шахматам «Первые шаги» (МБУ ДО «ШШЦ им. Е. Г. Зудова», г. Нижний Тагил);

- 4 человека продолжили регулярно посещать занятия по программе;

- 2 человека досрочно закончили обучение по программе, из них 1 человек по причине переезда в другой населённый пункт, 1 человек по причине изменения графика трудовой занятости родителей. Стоит отметить, что обучающийся, изменивший место жительства, благодаря занятиям по программе сформировал устойчивый интерес к робототехнике, в связи с чем поступил в техническое объединение на базе сельского центра «Точка роста» и вошёл в число лучших обучающихся данного объединения.

Перспектива развития практики

По итогам пробной реализации интегрированной программы «ИНФО-шахматы» планируется:

- обновить содержание курса в соответствии с результатами обучения детей по программе, их потребностями и интересами;

- открыть новый набор обучающихся на программу на 2023 – 2025 уч. гг.;

- разработать для МБУ ДО ДДТ Ленинского района новые интегрированные программы-«пробники» с учётом интересов и потребностей обучающихся для раннего выявления их способностей.

Список литературы

1.       Голенищев В. Е. Программа подготовки шахматистов IV и III разрядов. — М.: Russian CHESS House/Русский шахматный дом, 2015. — 58 с. — (Серия «Библиотечка шахматиста»).

2.       ПервоРобот LegoWedo: книга для учителя.

3.       Смирнов Д. С. Шахматы/Д. С. Смирнов — М.: Издательство АСТ, 2018. — 192 с.: ил. — (Для самых любознательных).

4.       Matatalab [Электронный ресурс]. URL: http://matatalab.pro/

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Структура описания практики

Структура описания практики

В связи с этим нередки случаи, когда способности ребёнка (в том числе интеллектуальные) так и остаются нераскрытыми, поскольку ему не была предоставлена возможность получить первичный…

В связи с этим нередки случаи, когда способности ребёнка (в том числе интеллектуальные) так и остаются нераскрытыми, поскольку ему не была предоставлена возможность получить первичный…

В итоге наиболее эффективным решением, соответствующим перечисленным выше параметрам, можно назвать разработку общеразвивающих образовательных программ, в содержании которых интегрированы несколько концептуально взаимосвязанных краткосрочных курсов-«пробников» (в…

В итоге наиболее эффективным решением, соответствующим перечисленным выше параметрам, можно назвать разработку общеразвивающих образовательных программ, в содержании которых интегрированы несколько концептуально взаимосвязанных краткосрочных курсов-«пробников» (в…

- наглядных (наблюдение, демонстрация последовательности действий — показ эталона и способа действий в исполнении педагогом с дальнейшей работой обучающихся по образцу); - практических (выполнение тренировочных…

- наглядных (наблюдение, демонстрация последовательности действий — показ эталона и способа действий в исполнении педагогом с дальнейшей работой обучающихся по образцу); - практических (выполнение тренировочных…

MatataLAB LITE средствами визуального программирования, а также конструированию из

MatataLAB LITE средствами визуального программирования, а также конструированию из

MatataLAB LITE » (производитель

MatataLAB LITE » (производитель

Результаты и (или) показатели, на которые повлияло внедрение практики

Результаты и (или) показатели, на которые повлияло внедрение практики

ПервоРобот LegoWedo: книга для учителя

ПервоРобот LegoWedo: книга для учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2023