Интегрированное коррекционно-развивающее занятие во 2 младшей группе (ТНР) «Машины разные нужны, машины всякие важны» (по лексической теме «Транспорт»)

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 30.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изучение темы "Транспорт" во 2 младшей группе с ТНР
Иконка файла материала Конспект Транспорт 1.docx

 

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие

 во 2 младшей группе (ТНР)

«Машины разные нужны, машины всякие важны».

(по лексической теме «Транспорт»)

Составила: учитель–логопед Легаева Е.В. (д/с №174 «Росинка», г.Ульяновск)

 

Цель: создать условия для закрепления знаний детей в рамках лексической темы «Транспорт».

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные.

Актуализация и уточнение номинативного словаря по теме «Транспорт». Расширение объема понимания чужой речи.  Совершенствование навыка сопряженного проговаривания стихов и потешек. Формирование грамматического строя речи (употребление предлога У) Совершенствование навыка выполнения двухступенчатой и трехступенчатой инструкции, а также умения отвечать на вопросы.

2. Коррекционно-развивающие .

Развитие речевого и фонематического слуха, слухового восприятия и внимания,  координации речи с движениями, закрепление умения  договаривать за логопедом словосочетания. Развитие  сообразительности, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, артикуляционной и  мелкой моторики, физиологического дыхания и воздушной струи.

3.Воспитательные задачи.

Воспитание эмоционально положительного отношения к организованной образовательной деятельности, активности, любознательности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Предметные картинки по теме «Транспорт», таз с водой, цветные бумажные кораблики, игрушка –грузовик, разрезные картинки, настольные зеркала.

Предварительная работа.

Разучивание стихов по данной теме, а также подвижной игры «Автобус», выполнение упражнения «Экскаватор» на индивидуальных занятиях.

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

1.Организационный момент

Актуализация номинативного словаря по теме «Транспорт». Развитие речевого слуха, сообразительности. Создание эмоционально положительного фона занятия.

Л: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли ваши родители. Поздороваемся и подарим им улыбки.

Д: Здравствуйте!

Л: Молодцы. А теперь поприветствуем друг друга. (Дети встают в круг.)

Приветствие:

С добрым утром!

С новым днем!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Введение в тему. Игра « Транспорт».

Координация речи с движениями. Закрепление умения договаривать за логопедом словосочетания.

Л/Д: Раз, два, три, четыре, пять –

         Будем транспорт называть:    (шагают на месте)

         По земле пассажиров возят

         Машина, автобус, поезд         (вращать «руль»)

         Самолет стремится в полет    (развести руки)

         А корабль по морю плывет    (волнообразные движения руками)

Собщение темы:  Сегодня продолжим говорить о транспорте.

Л: Присаживаемся на стулья.

 

2. Упражнение «Машины на дорогах». (включить запись: звуки машин на дорогах)

Развитие фонематического слуха.

Л: Послушайте, что это за звуки?

Д: Слышим шум колес, тормозов, как машины едут по дороге.

Л: Правильно. На дорогах очень много машин. И водителям, и пассажирам необходимо быть  очень внимательными и осторожными. Как вы думаете, кто  помогает в таком случае? (светофор)

 

3. Отгадывание загадки о светофоре.

Развитие слухового восприятия и внимания, умения вслушиваться и расширения объема понимания чужой речи, развитие речевого слуха.

Л: Послушайте загадку, она поможет понять о ком или о чем идет речь.

   Три разноцветных круга

   Мигают друг за другом.

   Светятся, моргают –

   Людям помогают. (светофор)

- А вот и сам светофор (входит герой – светофор). Поздороваемся с ним.

 А Костя расскажет стихотворение о светофоре.

 Стихотворение:   «Самый главный на дороге,-
                                  Говорили мне друзья -
                                  Разноглазый, одноногий,
                                  С ним шутить никак нельзя».
                                  Я немного испугался
                                  Слыша этот разговор,
                                   Но увидев, догадался-
                                   Это ж, просто,- светофор.

Л: Ребята, для чего нужен светофор на дороге?

Д: Он регулирует движение машин и пешеходов, разрешает или запрещает движение,             указывает, когда ехать машине, а когда  идти пешеходу.

Л: Светофор, правильно ответили ребята?

С: Правильно, молодцы! Без меня никак не обойтись на дорогах, я помогаю машинам и пешеходам иначе не избежать беды.

Л:Светофор, оставайся у нас, будешь гостем. Ребята уже многое знают о транспорте, покажут и расскажут тебе что узнали, чему научились.

Загадки о транспорте.

Л: -Слушаем первую загадку:

  а)  Пьет бензин, как молоко,

       Может бегать далеко,

       Возит грузы и людей.

       Ты знаком, конечно, с ней. (машина, если затрудняются , показать)

- Выходи, Максим, к доске, найди картинку машины и прикрепи ее на доску.

 

  б) Что за чудо -  длинный дом!

       Пассажиров много в нем.

       Носит обувь из резины

       И питается бензином. (автобус)

   - Выходи к доске, Владик, возьми автобус и прикрепи его на доску.

 

в) Смело в небе проплывает,

     Обгоняя птиц полет,

     Человек им управляет,

     Что такое?  (самолет)

- Ульяна, возьми картинку самолета и повесь ее на доску.

 

г) Без разгона ввысь взлетаю,

     Стрекозу напоминаю.

     Отправляюсь я в полет,

      Что же это? (вертолет)

-Эмиль, выходи к доске, найди картинку вертолета и прикрепи ее на доску.

 

д) У него два колеса

     И седло на раме.

     Две педали есть внизу,

     Крутят их ногами.  (велосипед)

 

е) Дом громадный по морю плывет-

     Людей на себе через волны везет.  (корабль)

 

Л: Как одним словом назвать машину, корабль, самолет….

Д: Транспорт

Л: Для чего нужен транспорт?  (транспорт перевозит грузы и людей, чистит и моет дороги)

  

4.Упражнение «Разрезные картинки».

Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, мелкой моторики. Закрепление навыков работы с разрезными картинками – фигурный разрез)

 

Л: А сейчас предлагаю собрать разрезные картинки, подходим к столу и собираем из частей целую картинку.

 - Костя соберет картинку у доски  (большая разрезная картинка грузовика)

 

Л: Давайте посмотрим какие картинки у каждого из вас получились.

    - Что у тебя, Вика, получилось?( самолет)

    - А у тебя, Карина?  (машина) и т.д.

    - Скажите, у кого самолет? (У Вики)

    - У кого машина?  (У Карины) и т.д.   Молодцы, все справились с заданием.

 

 

 5. Упражнение «Части машины».

     Уточнение номинативного словаря (части машины)

 

 Л: Посмотрите, что собрал Костя. Что это? (грузовик)

     - Давайте подойдем к грузовику и вспомним как называются его части

      Назовите части грузовика. (кабина, кузов, колеса, фары, дверь) Молодцы!.

 

6. Игра с мячом «Что делает?»

  Актуализация словаря по теме «Транспорт».

 

Л: (дети встают в круг) Сейчас я буду называть транспорт и бросать вам мяч.

   Вы будете ловить его и говорить, что этот транспорт делает (машина, самолет, поезд, лодка, автобус, вертолет, грузовик, трамвай, трактор…)

 

7. Упражнение «Разноцветные кораблики»

    Развитие физиологического дыхания , формирование воздушной струи.

 

Л: Что у меня в руках. (бумажный кораблик) (включить песню про бумажный кораблик)

    -Послушаем стихи про кораблик, которые подготовили для вас ребята

 

Я кораблик смастерил,                        Плывет, плывет кораблик

По воде его пустил.                             В далекие края.

Ты плыви, кораблик, мой,                   Кто капитан кораблика?

А потом вернись домой!                      Конечно, это я!

 

Л: Сейчас я раздам вам бумажные кораблики, подойдем к тазу и пустим по воде наши цветные кораблики. Вдохнули через нос и выдохнули через рот-трубочку. 

 

- Ребята, у светофора на дорогах города очень много работы. Поэтому ему нужно спешить. Давайте скажем ему до свидания.

 

8. Упражнение «Узнай песенку самолета».

    Развитие фонематического слуха, дифференциация звука / и других звуков.

   (дети поднимают флажки, когда слышат звук У)

 

Л: (запись: звуки проезжающих машин по дороге) 

    - От транспорта на дорогах очень шумно. Давайте вспомним и произнесем звуки, которые мы слышим на городских улицах.

    - Как шины машины шуршат по дороге: ш-ш-ш 

    - Как гудит самолет: у-у-у

    - Как трещит мотоцикл: д-д-д

    - Какие звуки издает поезд: чух-чух-чух

 

Л: Сейчас я хочу проверить внимательные ли вы дети. Я буду петь то песенку самолета, то другие песенки. Вы поднимите флажок, когда услышите песенку самолета.

 

9.Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Экскаватор».

   Развитие артикуляционной моторики.

(показать картинку экскаватора и обратить внимание на его ковшик – положить язычок на нижнюю губу, загнуть края и поднять к верхним зубам) 

 

10. Подвижная игра « Автобус» (муз. Железновы «Автобус»)

Координация речи с движениями. Совершенствование навыка сопряженного              проговаривания потешки.

 

11.  Аппликация «Автобус», создание коллажа «На улицах города».

 

12. Итог занятия.

 

Л: Давайте вспомним о чем говорили, в какие игры играли, какие упражнения выполняли. Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

 

 - Ребята, кто хочет желает рассказать стихотворение о транспорте, которые учили на занятиях.

 - Все сегодня хорошо поработали. Молодцы!  (раздать сюрпризы)

 

 

«Самый главный на дороге,-
Говорили мне друзья -
Разноглазый, одноногий,
С ним шутить никак нельзя».
Я немного испугался
Слыша этот разговор,
Но увидев, догадался-
Это ж, просто,-  …

 «Грузовик»                                                                               «Самолет»

Нет, напрасно мы решили                                                Самолет построим сами 
Прокатить кота в машине:                                                Понесемся над полями.
Кот кататься не привык —                                               Понесемся над лесами.
Опрокинул грузовик.                                                        А потом вернемся к маме.

                                       

 

                                 «Кораблик»

 

 Матросская шапка.                     И скачут лягушки

 Веревка в руке.                            За мной по полям

 Тяну я кораблик                           И просят меня: - Прокати, капитан!

 По быстрой реке.                

 

 

       

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Самый главный на дороге,-
Говорили мне друзья -
Разноглазый, одноногий,
С ним шутить никак нельзя».
Я немного испугался
Слыша этот разговор,
Но увидев, догадался-
Это ж, просто,- светофор.

 

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, моргают —

Людям помогают.

 

 

Красным глазом засияет —

Нам идти не разрешает,

А зелёный глаз зажжёт —

Иди смело, пешеход!

 

 

Я кораблик смастерил,                                                  Плывет, плывет кораблик

По воде его пустил.                                                       В далекие края.

Ты плыви, кораблик, мой,                                             Кто капитан кораблика?

А потом вернись домой!                                                Конечно, это я!

 

 

 

 

 

«Грузовик»                                                             « Самолет»

Нет, напрасно мы решили                            Самолет построим сами 
Прокатить кота в машине:                            Понесемся над полями.
Кот кататься не привык —                            Понесемся над лесами.
Опрокинул грузовик.                                     А потом вернемся к маме.

                                       

 

                             

                            

                                 «Кораблик»

 Матросская шапка.                     И скачут лягушки

 Веревка в руке.                            За мной по полям

 Тяну я кораблик                           И просят меня: - Прокати, капитан!

  По быстрой реке.