Интегрированное внеурочное занятие на тему: "Весна-состояние души"
Оценка 4.8

Интегрированное внеурочное занятие на тему: "Весна-состояние души"

Оценка 4.8
doc
15.01.2021
Интегрированное внеурочное занятие  на тему: "Весна-состояние души"
урок Весна - состояние души.doc

Интегрированное внеклассное  мероприятие

 (литература – изо – музыка),

 

Весна- состояние души.

Весенний пейзаж в произведениях русских поэтов,  художников, композиторов.

    Цель урока:

·        формировать и совершенствовать навыки анализа стихотворения;

Задачи:

·        акцентировать внимание на работе с изобразительно-выразительными средствами языка (обнаружение их в тексте и определение их роли в конкретном художественном произведении);

·        учить замечать красоту природы, воспитывать любовь к родине через любовь к природе.

  Оборудование:

·        презентация (портреты поэтов, художников, композиторов, репродукции пейзажей);

·        выставка рисунков учащихся;

·        музыкальное сопровождение (пьесы из цикла П.И.Чайковского «Времена года» Март, Апрель, Май);

·        холст, для создания картины учащимися;

·        буклет.

Слайд

Ход урока

Время

1

Приветствие.

 

Улеглись снегоносные бури.

Обозначились дали ясней.

Вот и дожили мы, дотянули

До веселых, улыбчивых дней…

 

 Это строки стихотворения  о весне поэта видновского края Евгения Зубова.

В творческой мастерской художника.

Учитель: Приглашаю вас в творческую мастерскую художника  для того, чтобы полюбоваться весенними красками, внимательнее разглядеть весну.

 Прошу вас составить словарик цветов, которыми пользовался художник для создания картин.

 Выбираем слова, составляем палитру красок, цветовую гамму.

Создаём словарик цветов: изумрудный, сапфировый, лазурный …

 

2

3

4

 

Демонстрация слайдов: весенние пейзажи русских художников.

(дети замерли от восторга, ахнули)

 Учащиеся проговаривают  слова цветовой палитры (синее, лазоревое  небо, багровый, фиолетовый, лиловый…)

 

5-осень

 

6-

зима

Вот холст, он вам уже знаком. Помните, на уроках, посвящённых осени и зиме, мы создавали осенний и зимний пейзажи. Для этого  использовали приметы осени и зимы.

Мы сегодня тоже будем художниками и  создадим весенний пейзаж.

А помогут нам стихи поэта Видновского края Е. Зубова.

К уроку вы приготовили стихи Е. Зубова о весне.  Я думаю, вы увидели краски – средства выразительности, которыми пользовался поэт.  Они помогут нам создать прекрасный весенний пейзаж.

 

7

Учащийся представляет сообщение о Е.Зубове

Женя  Зубов родился в самой обыкновенной семье, где родители знали и любили друг друга с юности. Отец называл себя однолюбом, да и мать души в нём не чаяла. Женя был младшим в их многодетной семье, и его детство пришлось на голодные военные и послевоенные годы.  

Отец, Пётр Яковлевич, являлся большим любителем книг и имел хорошую библиотеку, был грамотным, начитанным и общительным человеком, работал в типографии. Писал необыкновенным каллиграфическим почерком, хорошо и образно говорил. Так что путь Жени в поэзию начался не на пустом месте…

Из автобиографии Е.Зубова.

О своей жизни писать трудно. Слишком бедна она событиями. Её можно пересказать несколькими словами.

Родился в 42 году. Начальная школа в Мисайлове.

Семилетка в Молокове .

Затем Москва. Полиграфическое училище.

2 года работы в типографии.

      И… инвалидность, крушение всех надежд и планов.

   Пребывание в четырёх стенах дома по 8 месяцев в году. Одиночество…

      Так было прожито  5…10…30 лет

 

       Говорят, что красота спасёт мир. В данном случае произошло именно так. Красота окрестных мест врачевала раны души, настраивала на творческий лад… Рождалась поэзия…

Е. Зубов был удивительно наблюдательным человеком, видел такие явления в природе, о которых никто и не подозревал…

Начало жизни, «громадьё» планов на будущее…и, как гром среди ясного неба, приговор врачей: « у вас неизлечимая болезнь. Максимум – 30 лет жизни»…

Услышать такое в 20 лет! И не сломаться духовно, не опустить руки от безысходности. Любому ли это под силу?

Евгений Зубов прошёл путь от прекрасных сочинений до прекрасных стихотворений. Одно из них:

Эту веру в «светлое, хорошее»  поддерживали его друзья, поэты из литературного объединения имени Шкулёва, заочным членом которого был и сам Евгений Зубов.

Герой зубовских стихотворений – «Великий фокусник Природа». Она врачует, исцеляет Поэта от душевной боли, от чёрных мыслей, благодарный поэт признаётся: «Я твой жизненный поклонник, великий фокусник Природа».

Нет у природы верней и преданней певца!

Есениным Видновского края называем мы своего земляка за верность родной земле, с которой он ощущал «самую жгучую, самую смертную связь».

Времена года Зубова сродни временам жизни человека: сначала рождение, взросление, расцвет, а потом – увядание, уход и …. Память.

Ежегодно, в день памяти Е.П. Зубова, в первое воскресенье июля, все знавшие поэта и почитатели его таланта собираются в Мисайлове у его дома с мемориальной доской, проходят в его комнату, а потом отправляются на сельское кладбище. Чтобы почтить память Поэта, поклониться его скромной могиле, поделиться воспоминаниями, почитать стихи…

 

 

 

 

 

8

 

Учитель: Приглашаю вас в творческую мастерскую поэта

Создавая образ весны, поэт, как и художник, использует краски – средства выразительности. Какие средства выразительности вы знаете? (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)

Ученик выразительно читает наизусть стихотворение Е.Зубова «Яблоня»

Сюжет  стихотворения поразил   меня.  Я хочу, чтобы яблоня Е. Зубова зацвела на нашем пейзаже. 

(На пейзаж прикрепляется элемент – цветущая яблоня.)

 

9

Ученик: выразительно читает наизусть стихотворение Е. Зубова «Одуванчик» (Дерменжи А.5б).

В этом стихотворении мне очень понравилось олицетворение «память взглянет сквозь пургу и увидит время это с одуванчиковым цветом на распахнутом лугу». Я хочу, чтобы на пейзаже зацвели одуванчики.

(На пейзаж прикрепляется элемент – одуванчики)

 

10

Ученик: выразительно читает наизусть стихотворение Е. Зубова «Лягушек радостное пенье…» 

Автор использует в стихотворении сравнение «…в раскрытых почках, словно в гнёздах, листочки свёрнутые спят». Я хочу, чтобы на картине появился элемент – почки, в которых спят листики.

(На пейзаж прикрепляется элемент – почки на деревьях)

 

11

Ученик: выразительно читает наизусть стихотворение Е. Зубова 

« Живой венок» 

Е. Зубов в этом стихотворении использует разные выразительные средства, например, сравнение «скрипят, как детские качели, в сырых лугах коростели». Автор использует художественный приём – олицетворение « весенний лес листву раскрыл», «соловей округе песню подарил», «жаворонок возносит трели».  Месяц май в этом стихотворении, точно живой «…цветы и песни воедино сплетает май в живой венок». Птицы весной прилетают с юга. В этом стихотворении много птиц: весёлый зяблик, соловей, любимец мая, жаворонок, коростели. Я хочу, чтобы на нашем пейзаже запели птицы.

 Птицы прикрепляются на пейзаж.

 

12

Ученик: выразительно читает наизусть стихотворение Е. Зубова «Капель»

Ну, какая весна  без капели, струящейся  со всех крыш. В стихотворении Е.Зубов использует олицетворения «капель рассказывает взахлёб», « сугроб в испарине худеет», «солнце рушит наст»

Я хочу, чтобы на картине зазвенела капель.

 

13

Ученик: выразительно читает наизусть стихотворение «Распускает март клубки сугробов…» ( Краснорепова Т. 8а)

Е. Зубов  в стихотворении создал прекрасный весенний пейзаж, перечисляя приметы весны, он использует олицетворения. Март в этом стихотворении, словно живой.  Он распускает клубки сугробов, лечит лес от зимнего озноба.  Автор использует метафору – в глубину пустых скворешен смотрит неба любопытный глаз.  Я прикрепляю на пейзаж элемент, как Март пришёл в посёлок.

На картине появляется элемент -  Март пришёл в посёлок.

 

14

Учитель: Приглашаю вас, ребята, в творческую мастерскую композитора.

Вы уже знакомы с творчеством П.И.Чайковского, и знаете о его цикле пьес «Времена года». Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

Сегодня мы послушаем три пьесы из этого цикла, посвящённые весне.

 

Март "Песня жаворонка"

 

Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны

                             А.Н.Майков

              Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка.

 

Апрель "Подснежник"

 

Голубенький чистый

Подснежник: цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастье ином...

                   А.Н.Майков

           Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса "Подснежник" построена на в  вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания.

 

Май "Белые ночи".

 

Какая ночь! На всем, какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист, твой вылетает май!

                                                    А.А.Фет

              Белые ночи - так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением.

         Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического и совершенно необычного пейзажа периода белых ночей. Пьеса « Белые ночи» - это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Она строится на коротких мелодиях - вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, о мечтах,  о счастье. Средняя часть имеет характер порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно-радостный характер. После все успокаивается, и вновь перед слушателем картина северной, белой, светлой ночи в величественном и строгом в своей неизменной красоте Петербурге.

 

Музыкальная викторина. Пьесы будут звучать не в том порядке, в котором я их представила. Ваша задача угадать пьесы-месяцы по музыкальным краскам, которые использовал композитор, и определить в каком порядке они звучали.  

 

Без слайда

Учитель:  Приглашаю вас, ребята, в  творческую мастерскую исполнителя. Искусство исполнителя имеет большое значение для создания художественного образа. Он тоже использует краски и средства выразительности, когда читает стихотворение.

Учащиеся выразительно читают стихи, приготовленные к уроку. Представляют свои рисунки на художественной выставке.

Учитель: Сегодня мы с вами побываем ещё в творческой мастерской юных поэтов.

Идёт время, а земля нашего края не скудеет талантами. Здесь подрастают новые Зубовы, новые авторы. Юные поэты - ученики школы совхоза им. Ленина: Воронова Мария, Агеева Наталья, Путятина Анна, Дерменжи Настя, Лунева Лиза, Дегтерёв Даниил.

Ежегодно вручаются областные литературные премии Зубова.

Среди победителей конкурса есть учащиеся и нашей школы. В это году выпущен сборник стихов юных поэтов. Я вам его представляю.

 

Сейчас прозвучат стихотворения о весне, которые вошли в этот сборник.

Учащиеся читают свои стихи

Творческая работа.

Учитель: Напишите, какие чувства вызывает у вас весна.

Ребята пишут на заготовленных лепестках яблони словосочетания или предложения о весне, читают вслух.

        

Учитель: А теперь завершим пейзаж.  Прикрепите цветы на картину, придумайте ей название (Многоцветная, разноголосая весна) и подпишите имя автора (учащиеся 5-9 классов).

         Посмотрите, какой прекрасный пейзаж у нас получился!

         Пусть весенний пейзаж будет напоминать нам об этом прекрасном весеннем дне! Чтобы увидеть прелесть, разнообразные краски природы, нужно уметь внимательно присматриваться к ней, и её надо беречь!

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта.

Интегрированное внеклассное  мероприятие

 (литература – изо – музыка),

проведённое в рамках Публичного отчёта

МОУ СОШ совхоза им. Ленина   в 5-9 классах 

27. 04.2012 г.

 

Весна- состояние души.

Весенний пейзаж в произведениях русских поэтов, 

художников, композиторов.

         Форма занятия:  творческая мастерская

         Цель:

·        пробудить интерес и любовь к творчеству русских поэтов, композиторов, художников  19-20 веков.

         Задачи:

·        показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, композиторов, художников;

·        помочь понять настроения, чувства, созданные поэтами, композиторами, художниками;

·        определить способы создания художественных образов;

·         научиться выразительно читать поэтические тексты.

Этап урока

Ход урока

В творческой мастерской

Время

1

Организационный момент.

Вступительное слово учителя

 

1

мин.

2

Вступительное слово учителя

Сообщение темы и постановка целей занятия.

 

2 мин.

3

 

·        Творческая мастерская художника.

 

·        Творческая мастерская поэта

 

·        Творческая мастерская  исполнителя

 

·        Творческая мастерская юных поэтов.

 

·        Выставка рисунков учащихся.

 

·        Моделирование весеннего пейзажа.

 

·        Выразительное чтение учащимися стихотворений из цикла « Времена года» поэта Видновского края Е. Зубова.

·        Представление поэтического мастерства учащихся.

 

·        Представление творческих работ учащихся.

35

мин.

 

 

 

 

 

 

4

Письменная творческая работа учащихся.

6 мин.

5

Обобщение.                                             Подведение итогов.

1 мин.

 Учитель русского языка и литературы    Маликова П.М.,

 Учитель химии, изобразительного искусства    Заева О.Н.


Интегрированное внеклассное мероприятие (литература – изо – музыка),

Интегрированное внеклассное мероприятие (литература – изо – музыка),

Вот холст, он вам уже знаком. Помните, на уроках, посвящённых осени и зиме, мы создавали осенний и зимний пейзажи

Вот холст, он вам уже знаком. Помните, на уроках, посвящённых осени и зиме, мы создавали осенний и зимний пейзажи

Евгений Зубов. Герой зубовских стихотворений – «Великий фокусник

Евгений Зубов. Герой зубовских стихотворений – «Великий фокусник

Месяц май в этом стихотворении, точно живой «…цветы и песни воедино сплетает май в живой венок»

Месяц май в этом стихотворении, точно живой «…цветы и песни воедино сплетает май в живой венок»

В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы

В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы

Она строится на коротких мелодиях - вздохах

Она строится на коротких мелодиях - вздохах

Технологическая карта. Интегрированное внеклассное мероприятие (литература – изо – музыка), проведённое в рамках

Технологическая карта. Интегрированное внеклассное мероприятие (литература – изо – музыка), проведённое в рамках

Форма занятия : творческая мастерская

Форма занятия : творческая мастерская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021