лучшедома
Интегрированное занятие на тему "В гостях у Бабы Яги" (старший дошкольный возраст)

Интегрированное занятие на тему "В гостях у Бабы Яги" (старший дошкольный возраст)

docx
20.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Конспект.docx

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ 

НА ТЕМУ:  «В гостях у Бабы Яги»

(старший дошкольный возраст)

 

Интеграция образовательных областей: 

Ø «Художественная литература»

Ø «Социализация»

Ø «Познание»

Ø «Музыка»

 

Цель:  Расширить представление детей о духовной и материальной культуре народов Приднестровья. Воспитывать любовь к родному краю.

Задачи:

Ø Дать элементарные понятия о том, как учились дети в старину и кто их обучал, почему дети начинали учиться  зимой в день святого Наума.

Ø познакомить детей с многообразием устного народного творчества; показать детям, как в загадках, пословицах, поговорках проявляется народная мудрость;

Ø Познакомить с историей ручки, гусиного пера,  процессом её преобразования человеком.

Ø продолжать знакомить детей с   народной культурой, предметами старинного быта и их назначением.

Ø  закреплять знание содержания   народных сказок, учить узнавать сказку по героям, предметам, загадкам.

Ø развивать лексико-грамматический строй речи, диалогическую речь, выразительность речи.

Ø продолжать развивать фонематические функции.

Ø  развивать мыслительные операций: память, внимания, творческое воображения.

Ø воспитывать у детей чувство уважения к  народной культуре.

 

Инвентарь и оборудование:   предметы народного быта (печь, коромысло, ведра. посуда, одежда и т.д.), народные игрушки, мультимедийная презентация, большой платок, гусиные  перья,   фотографии, иллюстрации, рисунки, музыкальное сопровождение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В гостях у Бабы - Яги

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети заходят в зал, здороваются. Становятся полукругом.

Воспитатель:  Ой, ребята, как вы выросли, повзрослели, а какие изменения произошли в вашей жизни? начался у нас учебный год.

- Только у вас?

Нет у всех школьников, студентов, у всех, кто учится.

Задумывались ли вы, как учили детей  раньше?

 Когда  они начинали учиться?

Воспитатель:

Дети  раньше шли  в школу не осенью, а зимой. А как вы думаете, почему?

Дети:  Осенью  крестьяне  в поле урожай собирали, а дети помогали и в поле и дома. Зимой работы поменьше, а времени больше грамоту учить.

Воспитатель: Молодцы, именно в день святого пророка НАУМА   - 14 декабря начинали учить детей грамоте. В народе его так и называли  -  Грамотником

  Люди верили, что он помогает постичь грамоту, то есть научиться читать и писать. (Показ портрета.)

  А какой вы себе представляете школу   в прошлом? …

Воспитатель: Да и школой не назовёшь! Родители договаривались с учителем – приходским дьячком, т.е. помощником сельского священника. Поднимали детей в этот день ранёшенько,  приговаривали:

         Поднимайтесь ранёхонько!

         Умывайтесь белёхонько

         В Божью церковь собирайтесь.

         За азбуку принимайтесь!

         Святой Наум наставит на ум!

(музыка, выходит Баба  Яга)

Баба  Яга. Здравствуйте, вы кто?

Дети:  Мы  ребята из детского сада «Родничок».

Баба  Яга.  А о чем вы здесь разговариваете?

Дети:  О том, как учились дети раньше.

 Баба  Яга  Ну если вы так много знаете, у меня тоже к вам вопрос.

- А  чем писали раньше,  как вы думаете? (палочка, уголек,…. гусиным пером)

Баба  Яга:    Для письма годились только перья из хвостов гусей Перо макали в чернила и писали на бумаге. Чтобы чернила не стекали на бумагу и не делали клякс,

кончик пера расщепляли-делали небольшую щёлку, и когда нажимали на перо, по щели текли чернила. (Показ пера, чернильницы)

А вы хотите  попробовать написать что-нибудь пером!

Давайте вместе попробуем что-нибудь написать.

Берите по пёрышку и пробуйте.  Сложно? Не торопитесь, аккуратно!

Баба  Яга:  А сейчас вы пишете ручкой.  Как она называется? (шариковая) А почему так?

Дети: На конце ручки есть шарик, еле-еле заметный. Потрогайте кончик ручки, какой он? (твёрдый).

 Воспитатель: Но не только у шариковой ручки есть прародитель, а и у многих современных вещей. А сейчас выполним задание в группах, соедини линией в пары современные предметы и «пра-пра-прародителей.

Дидактическая игра: «Лента времени» (дети проверяют работы друг друга)

Баба  Яга:  Молодцы, справились. Я тоже собираю разные старинные предметы, у меня в избе даже небольшой музей и я вас приглашаю в гости. А что такое музей?

Дети: Музей – это место, где собирают, изучают, хранят и демонстрируют разные старинные предметы.

Воспитатель: Ну, что отправимся в гости? (вспоминают правила поведения в музее).

В музее нельзя – трогать экспонаты, громко разговаривать, бегать и т. д.

нужно внимательно слушать, можно задавать вопросы.

(Дети говорят на фоне слайдов)

Баба-яга: В мире очень много музеев самой разной тематики.

- Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

 Баба-яга: А  мой   музей называется этнографическим.

 повторили -  Этнографический музей .

- А что такое этнография?( Этногра́фия — часть исторической науки, изучающая народы , они называются по другому- этносы , их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. )

Молодцы.  А  знаете ли вы, в какой стране мы живем?

Дети: в Приднестровской Молдавской Республике.

Баба Яга: А какие народы проживают в нашей Республике?

Дети: Русский, молдавский и украинский и другие.

Баба Яга: А почему мы свою страну называем РОДИНОЙ?

Дети: потому, что мы здесь родились и живем.

Баба Яга: А знаете ли вы пословицы про Родину?

  • Родина — мать, умей за нее постоять.
  • Родина краше солнца, дороже золота.
  • Родина любимая — мать родимая.
  • Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
  • Ка ши помул дин грэдинэ, омул аре рэдэчинэ.
  • Унде-й болта май албастрэ, аколо е цара ноастрэ.

·         Рідна земля і в жмені мила.

·         Всюди добре, а дома найліпше.

  • Кожен край має свій звичай.

 

Многие пословицы и поговорки придуманы еще в давние времена, но мы их используем и сейчас. Они являются духовной ценностью народа. У разных народов они похожи по смыслу, почему?

 Дети:  Потому, что каждый народ относится с уважением и любовью к своей  Родине.

Баба-ягаИ у себя в избушке я собрала различные материальные и культурные  ценности народов, населяющих нашу республику. Сказки – это тоже народное богатство. А вы знаете, как меня называют в  разных сказках?  В молдавских сказках? В украинских сказках?

Дети: мума пэдурий, баба хырка,  баба клоаца, чаклунка, ведьма, богинка.

Посмотрите на эти портреты – это герои  сказок и былин разных народов. Вы кого -  нибудь узнали? А как вы определили?  ( Это Илья Муромец. Он герой русских сказок. А у русских богатырей – кольчуга, шишак, круглый  щит, короткий меч.

- Это герой молдавской сказки. Я его узнал по жилетке, кушме и   железной булаве.

- Это Катигорошек, герой украинской сказки. Его можно  узнать по красным широким шароварам, чубу,  деревянной палице.). Елена Прекрасная,  Иляна – Косынзяна,  Ганна - Пана.

Молодцы, всех героев узнали, а  еще сказки  знаете? Сейчас проверим. (отрывки)

1.     Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается... Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.                              (По щучьему велению. РНС)

2.     Замесил петушок тесто, натаскал дров, затопил печку. А как печь истопилась, посадил в нее пироги. (Колосок. УНС)

3.     Отдохнул  Фэт – Фрумос и ушел рано утром в туман по росе, верхом на коне с двумя псами. Ехал он через поля и виноградники, из села в село – то налево, то – направо, три  дня и три ночи.   (Фэт – Фрумос и Иляна – Косынзяна – сестра солнца . МНС)                                                                                   

Баба-яга: Есть у меня помощница - метла быстрая, да не простая, а волшебная.

Но вот кот Баюн из нее все веточки повыдергал. Попробую сделать новую (собирает из веток метлу, все рассыпается, не получается). Как же я теперь буду летать?

Помогите мне ребята, соберите новую метлу. Вот вам ветки, но и они заколдованные. Чтобы их от чар сказочных спасти, надо загадки отгадать да найти их в моей избе.

Д/игра «Найди предмет», слайд-шоу, за каждую отгадку дети получают по веточке, в конце предлагается связать из них метлу



1. Таять может, а не лед

Не фонарь, а свет дает. (свеча)

2. Дом стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется-

Ярким пламенем зажжется. (лампа)

3.Кто в избе рогат? (ухват)

4. Черный конь прыгает в огонь. (кочерга)

5. Парень дюжий он и крепкий,

Без труда глотает щепки.

Все семейство вечерком               Угощает он чайком. (самовар)

6.Привяжешь — пойдут,

Отвяжешь останутся. (Лапти, постолы)

7. Деревянная коробка.

Платья в ней, платки и кофты. (сундук)

8. Дарья с Марьей видятся, да не сходятся. (Пол и потолок) 

9. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит ведра... (Коромысло.)


Баба-яга:  А теперь отдохнем?

У нас вот такой платок и он поможет   провести игру.

Игра «Платочек»

Вот платочек расписной.

Он волшебный, не простой.

Буду с вами я играть

Всех платочком накрывать.

 

Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит

-  «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»

Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.

Баба-яга: Мой друг, кот Баюн любит песни распевать, да детишек в лес заманивать. Есть у него разные музыкальные инструменты, они будут звучать, а вы отгадывайте, а не то заворожит вас, уснете навек.

Д/игра «Узнай по звучанию» (колокольчик, трещотка, бубенцы, ложки, треугольник, шаркунок).

Баба-яга: Мы с вами слушали музыку и не заметили, что стоит в углу? Посмотрите, что это?

Дети: маленькая кроватка

-Как она называется и для чего она?

Дети: колыбель, люлька, чтобы качать малыша.

-А что вы ещё увидели в колыбели?

Дети: тряпочных кукол.

-Такие куклы назывались пеленашками.

Этими куклами играли наши предки, прабабушки и прадедушки. Куклы сделанные своими руками.

Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не только для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым.  Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение. (Слайды)

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

         Кроме кукол  у  детей разных народов есть свои национальные игрушки. Они пришли к нам из далекого прошлого. Посмотрите, у меня в избе собраны игрушки народов, живущих на территории нашей республики. Попробуйте узнать эти игрушки и определить, из чего они сделаны.

Ø Русская матрешка. Матрешки бывают разные, потому что делали их в разных уголках России. Их делают из  дерева, потом расписывают и покрывают лаком.

Ø Дымковская  барыня.  Из глины и расписана точками, полосками – дымковскими узорами.

Ø Каргопольский барашек – глиняный.

Ø Молдавская лошадка – на темном фоне элементы молдавских узоров. Глиняная.

Ø Украинская птичка – деревянная.

Ø Молдавский пастушок – национальная одежда, постолы, флуер.

Ø Украинский пан – глиняный.

Баба Яга: Народных игрушек еще очень много,  наша экспозиция еще собирается, но я могу вас познакомить на слайдах еще с некоторыми игрушками. (Слайды)

Вам понравилось в моем музее?

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем для Бабы Яги бусы. Она так много  интересного рассказала, мы  в музее побывали, разные старинные вещи повидали. Давайте оставим ей подарок.

Д/ игра «Бусы для Бабы Яги» Воспитатель произносит слово (лапти, ступа, печь, огород, избушка, кушак, метла, каша, окно, дым, ягода, ухват, самовар). Детям необходимо определить первый звук в этом слове и обозначить его красной или синей бусиной, в зависимости от того, гласный он или согласный. Из них складываются бусы. Баба-яга примеряет бусы, радуется, благодарит детей

Баба Яга: Спасибо, ребята, за то, что пришли в  Музей ко мне, но теперь мне пора колдовать. А вам пора отдыхать. На память я вам дарю свой портрет (изображение), вы поколдуйте над ним, сделайте цветным и про меня не забывайте, в гости приходите, со мной играйте. Спасибо за все, до свиданья!

Воспитатель: И тебе спасибо Баба-Яга. Встретила нас, все показала, поиграла. Ты, оказывается, совсем не страшная, а даже очень приветливая и добрая. Правда, ребята? Ну, а нам пора возвращаться домой и нам поможет волшебный платок.

Звучит музыка, детей накрывают большим платком, все вместе кружатся.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали.

Что нового узнали?

Какая Баба Яга на самом деле?

Что необычного есть в ее избушке, чего нет в современном доме?

Не забудьте  раскрасить портреты Бабы Яги цветными карандашами.

До свидания.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)