Интегрированное занятие по развитию речи с детьми подготовительной комбинированной группы
Тема:«Путешествие в лес»
Коррекционно - образовательные задачи:
Расширение и углубление представлений о диких животных. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой». Развитие навыков словообразования и словоизменения; развитие навыков слогового анализа слов, определение однокоренных (родственных) слов, развитие грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие артикуляционной, пальчиковой моторики, речевого дыхания, слухового внимания, фонематических процессов, мимики, зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением. Закрепление звука Ш и других поставленных звуков в словах, развивать у детей умение создавать выразительный образ в игре- драматизации, развивать умение имитировать характерные действия персонажей ,способствовать развитию диалогической речи. Делать умозаключения и выводы. Развивать самостоятельность.
Воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать стремление оказывать помощь другим детям, которые оказались в трудной ситуации;
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование к занятию:
Шумовые музыкальные инструменты, ватные палочки, картинки с дикими животными. (заячья, волчья, лисья, медвежья семья), интерактивная панель, презентация, музыкальное сопровождение. Маски и атрибуты для сценки,
Интегрируемые образовательные области:
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
«Познавательное развитие (ФЭМП и Ознакомление с окружающим миром)»
Ход занятия:
СЛАЙД №1
I. Организационный момент
Логопед обращается к гостям: Здравствуйте, гости дорогие!
Садитесь рядком, садитесь ладком
Вы тихонько посидите,
Да всё сами поглядите!
(ДЕТИ СИДЯТ ПОЛУКРУГОМ)
Обращается
к детям:1,2, 3, 4, 5
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, четко говорить, не вертеться, не шалить.
В
лес сегодня на прогулку
Приглашаю
вас пойти.
Интересней
приключенья
Нам, ребята,
не найти.
По дорожкам,
по тропинкам,
По лесу
гулять пойдем.
И лесных
зверей мы с вами
Обязательно
найдем.
СЛАЙД №2
II. Основная часть Ребята, я предлагаю поехать в лес на лошадке. Чтобы не замёрзнуть в лесу нам необходимо тепло одеться. Что мы наденем?
(штаны, шапку, шубу, шарф, валенки, варежки.) – дети имитируют процесс одевания проговаривая слова, выделяя голосом звук ш.
СЛАЙД №3
Игра с шумовыми инструментами «Едем на лошадке»
Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)
Санки скрипят (вертушка)
Бубенчики звенят (бубенцы)
Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)
Ветер шумит (шуршалочка)
дятел стучит (ложки)
Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)
Птички поют (свистульки)
Ручейки бегут (колокольчики)
Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)
С горки покатились, (рубель) в лесу очутились! (тарелочки)
СЛАЙД №4
Появляется Лесовичок :
Это кто тут расшумелся?
Здравствуйте, дети!
Лесной вам привет!
Узнали меня, Лесовичка, или нет?
В этот зимний час,
Весело должно быть у вас.
А вы знаете, что в лесу шуметь нельзя.
(Дети вспоминают правила поведения в лесу )
СЛАЙД №5
· На прогулку в лес ходим только со взрослыми.
· Не шумим в лесу.
· Не ломаем ветки деревьев.
· Не пугаем и не забираем животных домой.
· Подкармливаем птиц зимой.
· Не оставляем мусор.
СЛАЙД№ 6
Лесовичок: - «Вчера одна ворона
Мне доставила конверт.
Нашел я в этом послании загадки.
Если вы ответ найдёте, то друзей приобретёте».
СЛАЙД№ 7
1.Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез
А зимою спит в берлоге.
От мороза пряча нос. (Медведь)
СЛАЙД№ 8
2.Серый, страшный и зубастый
Произвел
переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…(Волк)
СЛАЙД№ 9
3. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет.
А в деревне кур крадет (Лиса)
СЛАЙД№ 10
4. Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (Белка)
Как одним словом можно назвать их всех? Какие это животные? (Дикие)
Где они живут? (в лесу).
(Дети отгадывают загадки , определяя в слове-отгадке первый звук и делят слово на слоги )
Логопед: Ребята, а давайте мы расскажем Лесовичку одну историю про белочку необычным способом.
Артикуляционная гимнастика «Сказка про белочку».
Маленькая белочка Широко открыт рот, язык расслаблен.
Спала в теплом дупле «Лопаточка».
Вот она проснулась
И весело нам улыбнулась «Улыбка»
Почистила зубки «Чистим зубы»
Прополоскала ротик «Полоскание рта».
Попила чаю, чай был горячий Подуть
И пошла гулять, попрыгала по веткам
Вверх – вниз, вверх– вниз «Здороваемся с верхней и нижней губой».
Поболтала с воробьем «Белочка цокает» Щелкать языком, изменяя
форму рта.
Насобирала из запасов орехов «Орешки»
Устала. Вернулась в дупло.
И прилегла отдохнуть. Рот открыт, язык расслаблен.
СЛАЙД №11
Логопед: Ах, какой мороз в лесу! Давайте погреем наши ручки! (Дыхательное упражнение)
Вдох – нос, выдох – рот.
А чтобы наши ротики не замерзли предлагаю разогреть их с помощью чистоговорок.
(Детит повторяют чистоговорки, удерживая палочки между зубами)
Су-су –су – дикие животные живут в лесу
Веди-веди-веди – спят зимой медведи
Ов-ов-ов – не боимся мы волков
Га-га-га – у оленя ветвистые рога
Айка -айка-айка – скачет белый зайка
Лесовичок: Какие вы молодцы! Ребята, я для вас приготовил красивый сундучок с сюрпризом от лесных обитателей. Но чтобы открыть сундук, нужно собрать волшебные ключи. Каждый ключ - это правильно выполненное задание. Приступим.
1) Логопед: Вот первая интересная игра «Собери семью»
Ребята, дайте нам ответ. Есть у животных семья или нет?
Логопед: Это кто? (Дети: это - лисы)
Логопед: Значит это чья семья? (Дети: лисья) и т.д. заячья, медвежья, волчья.
- (Лесовичок вручает ключик)
2) Логопед: Ребята, давайте составим предложения по схеме.
- (Лесовичок вручает ключик)
Физминутка : Утром лисонька проснулась
Лапкой вправо потянулась
Лапкой влево потянулась
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала
Растирать все лапки стала
Лапки,ножки и бока
Вот какая красота!
А потом ладошкой
пошлёпала немножко
Ну красавица –лиса!
До чего же хороша!
3) Лесовичок играет с детьми в дидактическую игру: «Назови домик?» Как называется дом у волка? (Логово). Как называется дом у медведя? (Берлога). Как называется дом у белки? (Дупло). Как называется дом у лисы? (Нора). Как называется дом у зайца? ( Куст). Как называется дом ежа? (Нора)
(Лесовичок вручает ключик после выполнения задания)
4) «Найди животных»
Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем? (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо
меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют. (руки поднять вверх)
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)
Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак
и наоборот) -дети по очереди называют
диких животных
(Лесовичок вручает ключик после выполнения задания)
IV. Итог логопедического занятия.
Логопед: Вот мы и собрали все необходимые ключики , а Лесовичок открывает сундучок вручает детям сюрприз.(Красная книга)
Логопед: Ребята,
а вы знаете, что более ста видов разных зверей и птиц уничтожили люди. В конце
концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть
всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, составили Красную книгу. Как вы
думаете, почему Красную книгу назвали Красной, а не зеленой и не синей?
- Правильно, потому что красный цвет - это цвет опасности и предупреждения, а
животные и растения, которые внесены в нее, как раз находятся в опасности -
исчезнуть навсегда.
Логопед:
- Закончилось наше путешествие. Вам было интересно? (ответы детей). За какие
задания Лесовичок давал вам ключики?( ответы детей). Какие вы молодцы, ребята,
справились со всеми заданиями. Попрощаемся с Лесовичком, поблагодарим за
интересные задания и покажем ему и наши гостям сценку «Волк и лиса»
Серый
волк в густом лесу.
Встретил рыжую лису.
Волк: – Лизавета, здравствуй!
Лиса: – Как дела, зубастый?
Волк: – Ничего идут дела.
Голова ещё цела.
Лиса: – Где ты был?
Волк: – На рынке.
Лиса: – Что купил?
Волк: – Свининки.
Лиса: – Сколько взяли?
Волк: – Шерсти клок.
Ободрали правый бок.
Хвост отгрызли в драке.
Лиса: – Кто отгрыз?
Волк: – Собаки.
Лиса: – Сыт ли милый куманёк?
Волк: – Еле ноги уволок!
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи
(подготовительная группа)
«Путешествие в лес»
Составила учитель-логопед
Тонеева Ольга Владимировна
2023г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.