«Интегрированные уроки географии и физики в естественнонаучном образовании»
Мачука Л. М., учитель географии и физики МОУ СОШ пос МИС
Исходя из содержания географического образования и построения курса обучения, в преподавании географии в школе возникают противоречия. Например, знания по физике, химии, биологии и т.п. учащиеся получают, начиная с 7-8 класса, а многие основные понятия географии изучаются в 6 классе.
Можно сделать вывод: школьный курс географии «опережает» некоторые учебные дисциплины, в частности, физику. Многие понятия у ребят превращаются в абстракцию, что ведет к худшему усвоению материала, снижению познавательного интереса. Например, о давлении атмосферного воздуха ученики узнают в 6 классе, а уроки физики на эту тему пройдут у ребят почти через год. При изучении радиоактивности на уроках физики в 9 классе выясняется: роль и значение радиоактивности, где используются радиоактивные вещества, где, в каких странах они добываются и как производятся, а об этом в курсе географии дети узнают раньше.
Из опыта педагогической практики, можно отметить что именно методика интегрированного обучения является одним из решающих факторов формирования всесторонних знаний у обучающихся.
Интегрированное обучение географии создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность воспитания учащимся учебного материала. Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами.
На данном этапе обучения приходится решать одну немаловажную задачу: изучить уровень подготовленности учащихся, оценить их особенности и познавательные интересы.
Необходимо также отметить, что интегрированные уроки требуют большой подготовки. Более того, не каждый учитель географии захочет отказаться от времени на уроке в пользу химии или физики. Но «потерянное» время обязательно вернется учителю в будущем.
Например, в 6 классе при изучении темы «Атмосфера. Давление воздуха» можно продемонстрировать учащимся несколько опытов по физике. Тогда в 7 классе при изучении темы «Распределение атмосферного давления на Земле. Циркуляция атмосферы» у учащихся не возникнет проблем. Они легко будут объяснять образование муссонов, пассатов и т.д.
Однако, несмотря на все трудности, которые приходиться преодолевать в процессе подготовки и проведения урока, радует конечный результат интегрированного обучения.
Интегрированное образование способствует расширению содержания естественнонаучного образования. Интеграция физики и географии обеспечивает целостность и неразрывность содержания учебного материала, взаимосвязь между предметами естественнонаучного цикла.
Вместе с учителем физики были разработаны интегрированные бинарные уроки (физика + география), в основу которых положены разные педагогические технологии:
· «Определение свойств горных пород, как эффективное условие применения натурального камня » 7 класс;
· «Физические явления в пустынях Африки» 7 класс;
· «Теория литосферных плит и ее практическое значение» 7 класс;
· «Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности» 8 класс; 9 класс;
· "Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду» 9 класс;
· «Сейсмические волны» 9 класс и др.
Для проверки усвоения пройденного создали ряд проверочных материалов в виде практических работ, например, для 7 класса «Определение плотности различных видов натуральных камней», тестов и т.д.
Строго оценивания содержательный план своего предмета, каждый учитель может увидеть, что «изолированное» преподавание нередко ущербно, недостаточно. Можно отчетливо понять, что все в нашем мире взаимосвязано и что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не коснувшись при этом множества других. Это и есть «заявка» на объединение и интеграцию программ, хотя бы по отдельным темам. Но все же более глубока основа объединения, когда выявляешь в преподавании своих предметов такие поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели обучения.
На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.