Интегрированные уроки "Химия и слово"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой» А.С. Пушкин Творческое объединение учителей и учеников школы «Chemistry & Co» существует уже более 10 лет. Плодами творчества этой компании стали интегрированные уроки в форме химических спектаклей, литературные гостиные, интеллектуальные игры и другие творческие проекты. Мы хотим рассказать об одном из направлений нашей деятельности – о создании, разработке и реализации интегрированных уроков-исследований химии и литературы. Наши методические разработки мы объединили названием «Химия и Слово», на наш взгляд, наиболее точно отражающим суть авторской концепции. Первоначально авторские тексты и задания к ним были задуманы учителем химии как нестандартная задача для учеников. Опыт работы в школе показал, что работа с текстом (его анализ, поиск нужного слова или словосочетания, умение сделать вывод) вызывает у ребят большие затруднения. Тем не менее, сама форма интегрированной работы «химия-филология» на уроке вызывает у учеников большой интерес. Так, с годами, образовалась система интегрированных заданий «Химия и Слово» и полноценных интегрированных уроков, проводимых совместно учителем-словесником и учителем химии на основе произведений классиков русской литературы.
Иконка файла материала Интегрированные уроки Химия и слово.doc
Интегрированные уроки "Химия и слово"  «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой» А.С. Пушкин Творческое объединение учителей и учеников школы «Chemistry & Co» существует уже более 10 лет. Плодами  творчества этой компании стали интегрированные уроки в форме химических спектаклей, литературные  гостиные, интеллектуальные игры и другие творческие проекты. Мы хотим рассказать об одном из направлений  нашей деятельности – о создании, разработке и реализации интегрированных уроков­исследований химии и  литературы. Наши методические разработки мы объединили названием «Химия и Слово», на наш взгляд, наиболее точно  отражающим суть авторской концепции. Первоначально авторские тексты и задания к ним были задуманы учителем химии как нестандартная задача для учеников. Опыт работы в школе показал, что работа с текстом (его анализ, поиск нужного слова или  словосочетания, умение сделать вывод) вызывает у ребят большие затруднения. Тем не менее, сама форма  интегрированной работы «химия­филология» на уроке вызывает у учеников большой интерес. Так, с годами,  образовалась система интегрированных заданий «Химия и Слово» и полноценных интегрированных уроков,  проводимых совместно учителем­словесником и учителем химии на основе произведений классиков русской  литературы. Наш педагогический опыт показал, что систематическое использование подобных фрагментов на уроке и во  внеурочной деятельности приносит положительные результаты как, впрочем, и любой другой систематический  вид деятельности человека, а именно:    повышает положительную мотивацию учеников к изучению окружающего мира, раскрывает содержание литературного произведения с новой, неожиданной стороны, даёт возможность ученикам с выраженными гуманитарными наклонностями преуспеть в области  естественных наук, в частности, в химии. Цель нашей работы определяется желанием показать единство мира, в котором мы живем, силу и  многозначность слова, которым человек выражает свои мысли и доказать это на конкретных примерах с  помощью интеграции химии и литературы. Мы могли бы определить задачи нашей деятельности следующим образом: 1) показать гармонию и единство мира науки и искусства; замечательное высказывание М.Горького «В  пустыне нет красоты, красота – в душе араба» ­ прекрасное начало любого урока; 2) продолжить работу над развитием умения анализировать художественный текст с разных позиций; 3) приобретение и закрепление знаний в области химии, развитие логики мышления, умения рассуждать; эта задача остается главной на любом уроке химии, с учётом чего и выбираются фрагменты из произведения  художественной литературы, формулируются вопросы к нему. Цель достигается в поиске правильного ответа на поставленный вопрос. Поставить оригинальный, нестандартный, интригующий вопрос к известному по  содержанию материалу (химической реакции, объекту природы, личности ученого) – мастерство педагога.  Формулировка вопроса должна требовать от ученика рассуждений, поиска взаимосвязей между объектами,  упомянутыми в тесте, а также хорошего знания текста литературного произведения; 4) развитие образного мышления и творчества на уроке; предлагаемый ученикам текст должен содержать известные образы, а поставленные вопросы требовать  творческого подхода к их выполнению. Мы выбираем произведение одного из классиков русской литературы,  изучаемое на уроках по программе в данном классе, анализируем его с точки зрения химии и готовим  интегрированный урок. Вопрос, поставленный учителем, может потребовать знаний учеников в области  биологии, географии, английского языка и т.д. Ответы на некоторые вопросы требуют умения составлять схемы  и даже рисовать;5) воспитательные задачи; прежде всего, отметим повышение положительной мотивации к изучению и химии, и литературы, и жизни.  Содержание текста и заданий предполагает рассуждения на «вечные» темы параллельно с рассмотрением  химических процессов. Уроки проводятся с использованием ИКТ, сопровождаются презентацией, помогающей выразительно  проиллюстрировать нужный фрагмент урока. Компьютерная презентация выдержана в строгих воспитательных  традициях: музыкальные фрагменты – это лучшие образцы классической музыки, для оформления лирических  отступлений, эпиграфа и эпилога используются произведения художников, знаменитые полотна, созерцание  которых вызывает определенные чувства, эмоции и мысли у учеников. Вместе с тем, использование ИКТ  позволяет сократить расход времени на уроке, например, на составление структурных формул веществ  сложного строения или запись анализируемого названия вещества. Задания к уроку сформулированы учителем с учетом особенностей работы в конкретном классе и рассчитаны  как на групповую, так и на индивидуальную работу учащихся. Некоторые задания содержат элементы игровой  формы работы. Задания могут быть распределены и по вариантам, а в менее сильных классах из общего  задания могут исключаться некоторые вопросы. Предлагаем вам познакомиться с образцами наших методических разработок на примере уроков, проведенных в  нашей школе. 1. «Алхимия сердца» – урок­исследование химии и литературы из серии уроков «Химия и Слово» по  повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» в 10­м классе  2. Интегрированный урок­размышление «История загубленной жизни» по рассказу М.А. Булгакова  «Морфий» в 10­м классе