Интегрированный урок математики и нформатики на тему "Микрокалькулятор" 4 класс
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Интегрированный урок математики и нформатики на тему "Микрокалькулятор" 4 класс

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Документация
doc
математика
4 кл—5 кл
26.02.2020
Интегрированный урок математики и нформатики на тему "Микрокалькулятор" 4 класс
Интегрированный урок математики и информатики в 4 классе на тему "Микрокалькулятор"
Конспект_разработка урока.doc

СОШ №30

г. Павлодар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированный урок информатики и математики

по теме «Микрокалькулятор»

для 4- х классов

 

 

 

 

 

 

       Подготовила:   Садакбаева Айнагуль Каирбековна

                                учитель начальных классов

                                           СОШ №30 г.Павлодар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированный урок информатики и математики по теме «Микрокалькулятор»

 

В ходе интегрированного урока информатики и математики в 4 классе учащиеся знакомятся с основными принципами работы микрокалькулятора, вырабатывают навыки вычисления на микрокалькуляторе и работы на персональном компьютере, закрепляют знания, полученные на уроках информатики и математики. В ходе урока учащиеся сталкиваются с решением задач, содержащих многозначные числа и поэтому требующих применения калькуляторов. Ведь «лучше найти удовлетворительное решение задачи, но в срок, чем получить полное решение задачи к тому времени, когда оно станет бесполезным». При этом задачи знакомят ребят с новыми для них понятиями: «карат», «световой год»; расширяют их кругозор при  вычислении массы воздуха, вдыхаемого человеком в сутки, и скорости движения Земли, а так же имеют практическую направленность (вычисление количества материала, требуемого для проведения ремонтных работ).

Учитывая возрастные особенности учащихся, большая часть урока построена в форме игры. Сначала в «Угадай-ке» нужно отгадать ключевые слова, связанные с историческими персонажами (Минос, Тесей, Дедал), решив 5 заданий. При введении правильных ответов компьютер, используя средства табличного процессора Excel, автоматически откроет буквы ключевого слова. Затем учащиеся вспоминают миф, связанный с перечисленными персонажами, и совершают увлекательное путешествие по «Лабиринту Минотавра», созданному в виде презентации Power Point.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Интегрированный урок информатики и математики в 4 классе  на тему «МИКРОКАЛЬКУЛЯТОР»

Цель урока: создание условий для формирования представления у обучающихся о микрокалькуляторе, истории развития вычислительной техники и принципах выполнения арифметических действий с помощью микрокалькулятора.

Задачи урока:

     показать необходимость применения микрокалькулятора при выполнении трудоемкой работы за ограниченное время;

     познакомить с историей развития вычислительной техники, основными принципами и правилами работы на микрокалькуляторе;

     научить применять микрокалькулятор для выполнения арифметических действий над многозначными числами при решении задач;

     закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.

Оборудование: 4 компьютера, презентация урока, презентация игры «Лабиринт Минотавра», игра «Угадай-ка»,  карточки с заданиями, экспонаты для выставки.

Тип урока: интегрированный урок математики и информатики

Подготовительная работа: Один компьютер учитель использует для демонстрации своей презентации урока и презентаций, подготовленными обучающимися, поэтому желательно, чтобы к нему был подключен  мульти медиа проектор, а при необходимости и выход в Интернет. На этот же компьютер желательно сбросить в корневой каталог локального диска папку с играми. На оставшиеся 3 компьютера необходимо также в корневые каталоги локальных дисков установить папки с играми для каждой команды и для экономии времени урока заранее загрузить «Угадай-ку» для каждой команды. Учителю необходимо распечатать карточки для игр .

Ход урока:

                  I.                       Организационный момент (слайды 1-3).

               II.                       Актуализация опорных знаний.

Учитель предлагает учащимся подсчитать, сколько секунд в календарном году, если продолжительность календарного года составляет 365 дней, 1 день – 24 часа, 1 час – 60 минут, 1 минута – 60секунд (слайд 4). При этом нескольким учащимся учитель разрешает решить задачу с помощью калькулятора. Затем сравнивается время решения вручную и с помощью калькулятора и предлагается ответить на вопрос: - В каких случаях возникает необходимость применять микрокалькулятор для вычислений? (слайд 5)

Из перечисленных учащимися вариантов ответов учитель выделяет основной – трудоемкая работа с многозначными числами в ограниченное время.

           III.                       Объяснение нового материала.

Вопрос учителя: Почему прибор назвали «микрокалькулятор»?

1.               Знакомство с правилами работы на микрокалькуляторах (слайд 7):

     избегать сильных ударов;

     не допускать резких нажатий клавиш;

     не трогать руками экран;

     не включать калькулятор на холоде (ниже 0 °С), в жаре (выше 40 °С) и при повышенной влажности (более 80%);

     не вскрывать калькулятор и не производить наладочные работы;

    

С

 
после включения калькулятора нажать на клавишу        .

 

2.              


Знакомство с принципами работы микрокалькулятора (слайд 8-9) (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3

 

     Назначение основных клавиш;

     Отличительные особенности инженерных микрокалькуляторов.

3.          Составление программ для выполнения простейших арифметических действий на микрокалькуляторе (слайд 10-11).

45,614 + 20,542 = 66,156

510,78 - 248,81 = 261,97

76,2 . 2,45 = 186,69

821,1 : 34,5 = 23,8

            IV.      Закрепление изученного материала (слайд 12).

Класс разбивается на 3 команды.

Представление команд:

«Вот команда «Треугольник»:

Пусть узнает каждый школьник,

Будут им, сказать хочу,

Все заданья по плечу!

Про команду номер два

Разошлась уже молва.

Называется «Квадрат»,

Им любой учёный рад.

У команды третьей здесь

Всех достоинств и не счесть.

Номер три зовется «Кругом» –

Стойкие и друг за друга».


Команды вступают в состязание, выполняя задания игры «Угадай-ка». Каждой команде выдаются карточки с заданиями. Получив ответы, они вносят их в соответствующие ячейки своих страничек игры (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4

 (принцип работы программы и текст заданий см. в Приложении 1). Выполнив правильно задания, обучающиеся должны прочитать ключевые слова (слайд 13) (Минос, Тесей, Дедал)

* * * *      Физкультминутка.      * * * *

Обучающимся предлагается вспомнить и рассказать миф, связанный с перечисленными историческими персонажами («Миф о Тесее и Минотавре»).

 

Игра «Лабиринт Минотавра»

Учитель, заранее загрузив на своем компьютере «Лабиринт Минотавра», включает миф о Тесее и Минотавре и знакомит с правилами игры (принцип работы игры и текст заданий см. в Приложении 2) (рисунок 3.5).

     

Рисунок 3.5

Затем команды приступают к выполнению заданий, используя заранее подготовленные карточки. Так как время работы за компьютером для учащихся 5 класса ограничено (15 минут), то целесообразно использование карточек. По мере выполнения заданий командой, они вводят полученные результаты в компьютер. Побеждает та команда, которая быстрее отплывет от острова на корабле.

               V.      Итог урока.

В заключение урока обучающимся для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

     Назвать профессии, деятельность которых связана с применением микрокалькуляторов.

     Какого типа микрокалькуляторы используют люди данных профессий?

     С какой целью можно использовать микрокалькулятор в школе?

Выставление оценок.

      VI.      Домашнее задание.

Записать в словарики и обратить внимание на правильное написание новых слов:  микрокалькулятор, табло, индикатор, клавиатура, клавиши.

Решать №15 (а-г – для слабых; д-е – для сильных учеников), 16 (а), 17

 

 

 

4. 

 

Приложение 1.

Принцип работы игры «Угадай-ка»

Программа создана в среде табличного процессора Microsoft Excel. Она состоит из четырех листов: титульного и по одному листу с заданиями для каждой команды. Все листы защищены от доступа, за исключением ячеек, в которые будут вноситься данные. Для перехода к листам, содержащим задания, на титульном листе созданы кнопки с встроенными макросами. В ячейки D5-D9 заложены формулы, благодаря которым только при введении правильных ответов появятся буквы ключевого слова.

При использовании программы рекомендуется:

     не отключать макросы при загрузке программы;

     во время работы с программой необходимо отключить строку формул и обязательно включить Помощника;

     во время работы обращать внимание на сообщения Помощника. При активизации ячеек с ответами Помощник выдает важные подсказки для работы.

 

Карточки с заданиями для игры «Угадай-ка»

Задания для команды «Треугольник:

1.                      Найдите значения выражений:

а) 38,7 . (2,7943+3,8428) – 0,00577

в) 0,721287:0,963 . 1,18 – 0,05182

2.  Решите уравнения:

а) 6,734 . (7,465+у)=77,441

1000 – 0,708р=999,57166                                                                

3.  Решите задачу:

«Человек делает в минуту 15 вдохов, поглощая за каждый вдох 0,55 литров воздуха. Какова масса воздуха, вдыхаемого человеком за сутки (в кг), если один литр воздуха имеет массу 1,3г?»                   

Задания для команды «Квадрат»:

1.                 Найдите значения выражений:

а) (4,3257+2,8345) . 53,9 – 5,00478

в) 72,4176:85,6 . 4,35 – 0,0584

2. Решите уравнения:

а)  (27,465+у) . 15,28=812,10144

в) 52,0911:х – 11,648=1,214                                                                               

         3. Решите задачу:

«Луч света за одну секунду пробегает расстояние 0,3 млн. км. Какое расстояние пробегает луч за год? Вспомните, сколько секунд в календарном году. Запомните, расстояние, которое пробегает световой луч за год, называется световым годом».

Задания для команды «Круг»:

1.                 Найдите значение выражения:

а) 43,5 . (387,38+392,43) – 920,035                   

в) 3,22226:4,39 . 0,245 – 0,04483                       

    2. Решите уравнение:

а) 16,75 . (57,495+у)=1151,0265                        

в) 307,495 – 87,495:х=278,995                          

    3. Решить задачу:

«Длина земной орбиты 939,3 млн. км. Определите скорость движения Земли (в км/с), если она обходит эту орбиту за один год».                 

 

Приложение 2.

Принцип работы игры «Лабиринт Минотавра»

Программа создана в виде презентации Microsoft PowerPoint. В первый (титульный) слайд заложено звуковое сопровождение мифа о Тесее и Минотавре, а также правил игры. Смена первых 4 слайдов осуществляется автоматически, а затем нужно выбирать номер задания или варианты ответов при помощи мыши. При выборе правильного варианта ответа программа поощряет игроков. В случае выбора неверного ответа, программа выдает сообщение об ошибке и рекомендует повторить попытку. При этом работа программы основана на гиперссылках. Для перехода от сообщения к следующему заданию нужно подвести указатель стрелки мышки на текст сообщения и нажать левую клавишу мыши.

 

При использовании программы рекомендуется:

     папку «Задания для команды…» скачать в корневой каталог локального диска (иначе начинаются проблемы при выполнении гиперссылок) ;

     не отключать макросы при загрузке программы;

     для экономии времени игры можно запустить «Лабиринт…» с 5 слайда, а миф и правила игры запустить с учительского компьютера.

 
Карточки с заданиями для игры «Лабиринт Минотавра»

Команде «Треугольник»:

1.     Составьте программу и вычислите на микрокалькуляторе наиболее удобным способом:         4253 . 15,98 – 2978 . 15,98

2.     Составьте программу и решите с помощью микрокалькулятора уравнение:                       1505х + 1495х – 1685х = 277465

3.     Составьте программу и вычислите на микрокалькуляторе:

     43,5 . (387,38 + 392,42) – 2920,3

4.     Составьте программу и решите при помощи микрокалькулятора задачу:

«При взвешивании драгоценных камней применяется единица массы – карат. В одном карате 0,2052г. Найдите массу алмаза в каратах, если в нем 0,7175г. Результат округлите до десятых».

 

Команде «Квадрат»:

1.     Составьте программу и вычислите на микрокалькуляторе наиболее удобным способом:        2978 . 21,46 + 21,46 . 1447

2.     Составьте программу и решите с помощью микрокалькулятора уравнение:                      3249у – 2358у + 1467у =  294750

3.     Составьте программу и вычислите на микрокалькуляторе:

                               38,7 . (2,7943 + 3,8428) – 0,00577

4.     Составьте программу и решите при помощи микрокалькулятора задачу:

«Для ремонта 1 м2 деревянных полов требуется 0.0225 кг замазки. Сколько замазки потребуется для ремонта пола комнаты размером 4,4м х 7,5м. Результат округлите до десятых долей килограмма».

 

Команде «Круг»:

1.     Составьте программу и вычислите на микрокалькуляторе наиболее удобным способом:        10,84 . 2419 + 1826 . 10,84

2.     Составьте программу и решите с помощью микрокалькулятора уравнение:                      2274m + 1385m – 2153m =  353910

3.     Составьте программу и вычислите на микрокалькуляторе:

                                        53.9 . (4.3257 + 2.8345) – 5,00478

4.  Составьте программу и решите при помощи микрокалькулятора задачу: «Масса 1 дм3 железа равна 7,8 кг. Найдите массу железного куба, ребро которого 2,5 дм ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

       

1.     «Интеграция основного и дополнительного образования как основа и результат реализации образовательной программы/  Трубина С.М. «Эксперимент и инновации в школе», 2010 №4, стр. 36-51.

2.     «Интеграция. Структура и содержание урока на основе межпредметных связей» Э.Н. Корсун, С.Н. Кудрявцева/ «Образование в современной школе».2007.№5.стр. 30-37.

3.     «Межпредметная интеграция как средство формирования мнформационно-познавательной компетентности у учащихся 5 – 8 классов». Исаева Д.И./ «Стандарты и мониторинг» - 2007, №4, стр. 59-62.

.

4.     «Интеграция как фактор развития учащихся в процессе обучения и воспитания». Шантина Э.Д. / «Образование в современной школе» - 2006, №2, стр.17 – 22.

5.     «Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе». Якиманская  И. С. М.; 2000 г.

6.     Бравина М.А. Интегрированный урок: суть, возможности, методика//Журнал история и обществознание в школе № 10 2007 г.стр. 12-14. 

7.            Кларин М.В. Технологии обучения: идея и реальность. Рига, 1999.

8.           Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Изд-во «Учитель» 2003.

9.            Титова И. В. : « Методика интегрированного урока технологии». Инза, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СОШ №30 г. Павлодар

СОШ №30 г. Павлодар

Интегрированный урок информатики и математики по теме «Микрокалькулятор»

Интегрированный урок информатики и математики по теме «Микрокалькулятор»

Тема урока: Интегрированный урок информатики и математики в 4 классе на тему «МИКРОКАЛЬКУЛЯТОР»

Тема урока: Интегрированный урок информатики и математики в 4 классе на тему «МИКРОКАЛЬКУЛЯТОР»

С), в жаре (выше 40 °С) и при повышенной влажности (более 80%); • не вскрывать калькулятор и не производить наладочные работы; •

С), в жаре (выше 40 °С) и при повышенной влажности (более 80%); • не вскрывать калькулятор и не производить наладочные работы; •

Команды вступают в состязание, выполняя задания игры «Угадай-ка»

Команды вступают в состязание, выполняя задания игры «Угадай-ка»

Записать в словарики и обратить внимание на правильное написание новых слов: микрокалькулятор, табло, индикатор, клавиатура, клавиши

Записать в словарики и обратить внимание на правильное написание новых слов: микрокалькулятор, табло, индикатор, клавиатура, клавиши

Задания для команды «Круг»: 1

Задания для команды «Круг»: 1

Команде «Квадрат»: 1.

Команде «Квадрат»: 1.

Литература: 1

Литература: 1

Интегрированный урок математики и нформатики на тему "Микрокалькулятор" 4 класс

Интегрированный урок математики и нформатики на тему "Микрокалькулятор" 4 класс
Скачать файл