СОШ №30
г. Павлодар
Интегрированный урок информатики и математики
по теме «Микрокалькулятор»
для 4- х классов
Подготовила: Садакбаева Айнагуль Каирбековна
учитель начальных классов
СОШ №30 г.Павлодар
Интегрированный урок информатики и математики по теме «Микрокалькулятор»
В ходе интегрированного урока информатики и математики в 4 классе учащиеся знакомятся с основными принципами работы микрокалькулятора, вырабатывают навыки вычисления на микрокалькуляторе и работы на персональном компьютере, закрепляют знания, полученные на уроках информатики и математики. В ходе урока учащиеся сталкиваются с решением задач, содержащих многозначные числа и поэтому требующих применения калькуляторов. Ведь «лучше найти удовлетворительное решение задачи, но в срок, чем получить полное решение задачи к тому времени, когда оно станет бесполезным». При этом задачи знакомят ребят с новыми для них понятиями: «карат», «световой год»; расширяют их кругозор при вычислении массы воздуха, вдыхаемого человеком в сутки, и скорости движения Земли, а так же имеют практическую направленность (вычисление количества материала, требуемого для проведения ремонтных работ).
Учитывая возрастные особенности учащихся, большая часть урока построена в форме игры. Сначала в «Угадай-ке» нужно отгадать ключевые слова, связанные с историческими персонажами (Минос, Тесей, Дедал), решив 5 заданий. При введении правильных ответов компьютер, используя средства табличного процессора Excel, автоматически откроет буквы ключевого слова. Затем учащиеся вспоминают миф, связанный с перечисленными персонажами, и совершают увлекательное путешествие по «Лабиринту Минотавра», созданному в виде презентации Power Point.
Тема урока: Интегрированный урок информатики и математики в 4 классе на тему «МИКРОКАЛЬКУЛЯТОР»
Цель урока: создание условий для формирования представления у обучающихся о микрокалькуляторе, истории развития вычислительной техники и принципах выполнения арифметических действий с помощью микрокалькулятора.
Задачи урока:
• показать необходимость применения микрокалькулятора при выполнении трудоемкой работы за ограниченное время;
• познакомить с историей развития вычислительной техники, основными принципами и правилами работы на микрокалькуляторе;
• научить применять микрокалькулятор для выполнения арифметических действий над многозначными числами при решении задач;
• закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.
Оборудование: 4 компьютера, презентация урока, презентация игры «Лабиринт Минотавра», игра «Угадай-ка», карточки с заданиями, экспонаты для выставки.
Тип урока: интегрированный урок математики и информатики
Подготовительная работа: Один компьютер учитель использует для демонстрации своей презентации урока и презентаций, подготовленными обучающимися, поэтому желательно, чтобы к нему был подключен мульти медиа проектор, а при необходимости и выход в Интернет. На этот же компьютер желательно сбросить в корневой каталог локального диска папку с играми. На оставшиеся 3 компьютера необходимо также в корневые каталоги локальных дисков установить папки с играми для каждой команды и для экономии времени урока заранее загрузить «Угадай-ку» для каждой команды. Учителю необходимо распечатать карточки для игр .
Ход урока:
I. Организационный момент (слайды 1-3).
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель предлагает учащимся подсчитать, сколько секунд в календарном году, если продолжительность календарного года составляет 365 дней, 1 день – 24 часа, 1 час – 60 минут, 1 минута – 60секунд (слайд 4). При этом нескольким учащимся учитель разрешает решить задачу с помощью калькулятора. Затем сравнивается время решения вручную и с помощью калькулятора и предлагается ответить на вопрос: - В каких случаях возникает необходимость применять микрокалькулятор для вычислений? (слайд 5)
III. Объяснение нового материала.
Вопрос учителя: Почему прибор назвали «микрокалькулятор»?
1. Знакомство с правилами работы на микрокалькуляторах (слайд 7):
• избегать сильных ударов;
• не допускать резких нажатий клавиш;
• не трогать руками экран;
• не включать калькулятор на холоде (ниже 0 °С), в жаре (выше 40 °С) и при повышенной влажности (более 80%);
• не вскрывать калькулятор и не производить наладочные работы;
•
|
2.
Рисунок 3.3
• Назначение основных клавиш;
• Отличительные особенности инженерных микрокалькуляторов.
3. Составление программ для выполнения простейших арифметических действий на микрокалькуляторе (слайд 10-11).
45,614 + 20,542 = 66,156
510,78 - 248,81 = 261,97
76,2 . 2,45 = 186,69
821,1 : 34,5 = 23,8
IV. Закрепление изученного материала (слайд 12).
Класс разбивается на 3 команды.
Представление команд:
«Вот команда «Треугольник»:
Пусть узнает каждый школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!
Про команду номер два
Разошлась уже молва.
Называется «Квадрат»,
Им любой учёный рад.
У команды третьей здесь
Всех достоинств и не счесть.
Номер три зовется «Кругом» –
Стойкие и друг за друга».
Рисунок 3.4
(принцип работы программы и текст заданий см. в Приложении 1). Выполнив правильно задания, обучающиеся должны прочитать ключевые слова (слайд 13) (Минос, Тесей, Дедал)
* * * * Физкультминутка. * * * *
Обучающимся предлагается вспомнить и рассказать миф, связанный с перечисленными историческими персонажами («Миф о Тесее и Минотавре»).
Игра «Лабиринт Минотавра»
Учитель, заранее загрузив на своем компьютере «Лабиринт Минотавра», включает миф о Тесее и Минотавре и знакомит с правилами игры (принцип работы игры и текст заданий см. в Приложении 2) (рисунок 3.5).
Рисунок 3.5
Затем команды приступают к выполнению заданий, используя заранее подготовленные карточки. Так как время работы за компьютером для учащихся 5 класса ограничено (15 минут), то целесообразно использование карточек. По мере выполнения заданий командой, они вводят полученные результаты в компьютер. Побеждает та команда, которая быстрее отплывет от острова на корабле.
V. Итог урока.
В заключение урока обучающимся для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
• Назвать профессии, деятельность которых связана с применением микрокалькуляторов.
• Какого типа микрокалькуляторы используют люди данных профессий?
• С какой целью можно использовать микрокалькулятор в школе?
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Записать в словарики и обратить внимание на правильное написание новых слов: микрокалькулятор, табло, индикатор, клавиатура, клавиши.
Решать №15 (а-г – для слабых; д-е – для сильных учеников), 16 (а), 17
4.
Приложение 1.
Программа создана в среде табличного процессора Microsoft Excel. Она состоит из четырех листов: титульного и по одному листу с заданиями для каждой команды. Все листы защищены от доступа, за исключением ячеек, в которые будут вноситься данные. Для перехода к листам, содержащим задания, на титульном листе созданы кнопки с встроенными макросами. В ячейки D5-D9 заложены формулы, благодаря которым только при введении правильных ответов появятся буквы ключевого слова.
При использовании программы рекомендуется:
• не отключать макросы при загрузке программы;
• во время работы с программой необходимо отключить строку формул и обязательно включить Помощника;
• во время работы обращать внимание на сообщения Помощника. При активизации ячеек с ответами Помощник выдает важные подсказки для работы.
Задания для команды «Треугольник:
1. Найдите значения выражений:
а) 38,7 . (2,7943+3,8428) – 0,00577
в) 0,721287:0,963 . 1,18 – 0,05182
2. Решите уравнения:
а) 6,734 . (7,465+у)=77,441
1000 – 0,708р=999,57166
3. Решите задачу:
«Человек делает в минуту 15 вдохов, поглощая за каждый вдох 0,55 литров воздуха. Какова масса воздуха, вдыхаемого человеком за сутки (в кг), если один литр воздуха имеет массу 1,3г?»
Задания для команды «Квадрат»:
1. Найдите значения выражений:
а) (4,3257+2,8345) . 53,9 – 5,00478
в) 72,4176:85,6 . 4,35 – 0,0584
2. Решите уравнения:
а) (27,465+у) . 15,28=812,10144
в) 52,0911:х – 11,648=1,214
3. Решите задачу:
«Луч света за одну секунду пробегает расстояние 0,3 млн. км. Какое расстояние пробегает луч за год? Вспомните, сколько секунд в календарном году. Запомните, расстояние, которое пробегает световой луч за год, называется световым годом».
Задания для команды «Круг»:
1. Найдите значение выражения:
а) 43,5 . (387,38+392,43) – 920,035
в) 3,22226:4,39 . 0,245 – 0,04483
2. Решите уравнение:
а) 16,75 . (57,495+у)=1151,0265
в) 307,495 – 87,495:х=278,995
3. Решить задачу:
«Длина земной орбиты 939,3 млн. км. Определите скорость движения Земли (в км/с), если она обходит эту орбиту за один год».
Приложение 2.
Программа создана в виде презентации Microsoft PowerPoint. В первый (титульный) слайд заложено звуковое сопровождение мифа о Тесее и Минотавре, а также правил игры. Смена первых 4 слайдов осуществляется автоматически, а затем нужно выбирать номер задания или варианты ответов при помощи мыши. При выборе правильного варианта ответа программа поощряет игроков. В случае выбора неверного ответа, программа выдает сообщение об ошибке и рекомендует повторить попытку. При этом работа программы основана на гиперссылках. Для перехода от сообщения к следующему заданию нужно подвести указатель стрелки мышки на текст сообщения и нажать левую клавишу мыши.
При использовании программы рекомендуется:
• папку «Задания для команды…» скачать в корневой каталог локального диска (иначе начинаются проблемы при выполнении гиперссылок) ;
• не отключать макросы при загрузке программы;
• для экономии времени игры можно запустить «Лабиринт…» с 5 слайда, а миф и правила игры запустить с учительского компьютера.
Команде «Треугольник»:
1. Составьте программу и вычислите на микрокалькуляторе наиболее удобным способом: 4253 . 15,98 – 2978 . 15,98
2. Составьте программу и решите с помощью микрокалькулятора уравнение: 1505х + 1495х – 1685х = 277465
3. Составьте программу и вычислите на микрокалькуляторе:
43,5 . (387,38 + 392,42) – 2920,3
4. Составьте программу и решите при помощи микрокалькулятора задачу:
«При взвешивании драгоценных камней применяется единица массы – карат. В одном карате 0,2052г. Найдите массу алмаза в каратах, если в нем 0,7175г. Результат округлите до десятых».
Команде «Квадрат»:
1. Составьте программу и вычислите на микрокалькуляторе наиболее удобным способом: 2978 . 21,46 + 21,46 . 1447
2. Составьте программу и решите с помощью микрокалькулятора уравнение: 3249у – 2358у + 1467у = 294750
3. Составьте программу и вычислите на микрокалькуляторе:
38,7 . (2,7943 + 3,8428) – 0,00577
4. Составьте программу и решите при помощи микрокалькулятора задачу:
«Для ремонта 1 м2 деревянных полов требуется 0.0225 кг замазки. Сколько замазки потребуется для ремонта пола комнаты размером 4,4м х 7,5м. Результат округлите до десятых долей килограмма».
Команде «Круг»:
1. Составьте программу и вычислите на микрокалькуляторе наиболее удобным способом: 10,84 . 2419 + 1826 . 10,84
2. Составьте программу и решите с помощью микрокалькулятора уравнение: 2274m + 1385m – 2153m = 353910
3. Составьте программу и вычислите на микрокалькуляторе:
53.9 . (4.3257 + 2.8345) – 5,00478
4. Составьте программу и решите при помощи микрокалькулятора задачу: «Масса 1 дм3 железа равна 7,8 кг. Найдите массу железного куба, ребро которого 2,5 дм ».
Литература: |
1. «Интеграция основного и дополнительного образования как основа и результат реализации образовательной программы/ Трубина С.М. «Эксперимент и инновации в школе», 2010 №4, стр. 36-51.
2. «Интеграция. Структура и содержание урока на основе межпредметных связей» Э.Н. Корсун, С.Н. Кудрявцева/ «Образование в современной школе».2007.№5.стр. 30-37.
3. «Межпредметная интеграция как средство формирования мнформационно-познавательной компетентности у учащихся 5 – 8 классов». Исаева Д.И./ «Стандарты и мониторинг» - 2007, №4, стр. 59-62.
.
4. «Интеграция как фактор развития учащихся в процессе обучения и воспитания». Шантина Э.Д. / «Образование в современной школе» - 2006, №2, стр.17 – 22.
5. «Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе». Якиманская И. С. М.; 2000 г.
6. Бравина М.А. Интегрированный урок: суть, возможности, методика//Журнал история и обществознание в школе № 10 2007 г.стр. 12-14.
7. Кларин М.В. Технологии обучения: идея и реальность. Рига, 1999.
8. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Изд-во «Учитель» 2003.
9. Титова И. В. : « Методика интегрированного урока технологии». Инза, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.