УРОК ПО ТЕМЕ: «ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»
Урок
Предмет |
Химия и физика |
Класс 8 |
|
Дата |
||
Тема учебного занятия |
«Физические явления» |
|||||
Цель и задача учебного занятия |
Сформировать представления о химической реакции и признаках, отличающих химическую реакцию от физического явления. |
|||||
Основные понятия |
Физические явления. Физические тепловые процессы. Химические явления (химические реакции). |
|||||
Тип и форма учебного занятия |
урок – изучение нового материала |
|||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
Знать определение химической реакции, признаки и условия протекания химических реакций. Уметь отличать физические процессы от химических реакций. |
Формировать умения ставить вопросы, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения. |
Формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. Развивать коммуникативную компетентность, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы. |
||||
Основные виды деятельности учащихся |
Учиться наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов. Пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой. |
|||||
Демонстрация |
Примеры физических и химических явлений: изменения, происходящие при растворении сахара в воде, при нагревании сахара, при плавлении и горении парафина, при взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария. |
|||||
Лабораторный опыт |
Изучение физических и химических явлений. |
|||||
Средства обучения, дидактическое обеспечение урока |
Презентация, интерактивная доска, учебник, лабораторное оборудование |
|||||
Организационная структура урока |
||||||
Этапы урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учеников |
I. Мотивационно- целевой этап
|
Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. |
Настраивание на восприятие материала урока. |
II. Актуализация опорных знаний
|
Учитель физики: «Давайте вспомним из курса физики, что такое вещество и физическое тело? Приведем примеры тел и вещества.» Учитель химии: «Давайте также вспомним, по каким признакам различают вещества и какие бывают агрегатные состояния вещества?» Учитель физики: «Какие свойства имеют разные агрегатные состояния вещества?» |
Ученики активно работают на уроке и отвечают на вопросы учителей. 1. Физическое тело – это все то, что нас окружает 2. Вещество – это то, из чего состоят все тела 3. Агрегатные состояния вещества – твердое, жидкое, газообразное, плазма Ученики называют свойства различных агрегатных состояний и приводят примеры из реальной жизни |
III. Постановка проблемы урока (мотивация и целеполагание)
|
Учитель физики: «Ребята, вспомните из курса физики, какие изменения могут происходить с веществами?» Ответ: вещество может изменять агрегатное состояние и менять форму, в зависимости от агрегатного состояния разное расстояние у молекул Учитель химии: «Верно, ребята. А к каким явлениям это относится? Физическим или химическим?» Ответ: Физическим Учитель физики: «Верно, тогда давайте вместе составим тему и поставим перед собой цели и задачи сегодняшнего урока»
|
Отвечают на вопросы учителя Ученики называют тему урока и вместе с учителями ставят цели урока: 1. Изучить физические явления 2. Изучить химические явления 3. Рассмотреть лабораторные опыты (так как на столе у учителей стоят лабораторное оборудование) 4. Определить разницу между химическими и физическими явлениями |
IV. Изучение нового материала
|
Учитель химии: «Изучение физических и химических явлений, признаков химических реакций можно осуществить традиционным путём. Учитель физики демонстрирует физические явления: испарение воды, разрезание бумаги, растворение сахара в воде, сгибание гвоздя — и подводит к выводу, что рассмотренные вещества не превращаются в другие, т. е. эти изменения веществ относятся к физическим явлениям. (При этом учитель называет каждый физический процесс) Учитель химии демонстрирует химические явления: сгорание спирта, ржавление железа (поставить опыт заранее), скисание молока, выпадение осадка при взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария — и подводит к выводу, что при таких изменениях исходные вещества превращаются в новые вещества, т. е. эти |
Ученики наблюдают за демонстрацией опытов и делают записи в тетради. Работают с учебником.
Делают промежуточные выводы по рассмотренным демонстрациям.
|
|
изменения относятся к химическим явлениям, или химическим реакциям. Учитель химии объясняет, как провести опыты и учащиеся выполняют данную работу (с. 21— 22 учебника) – учителя следят за выполнением работы и помогают ученикам По каким признакам химических реакций можно узнать, что образовалось новое вещество? Ответ: вещество становится теплым, изменяется окраска, появляется запах, образовывается осадок, образовываются пузырьки в веществе. Важнейшие условия возникновения химических реакций: 1. Измельчение и перемешивание веществ. 2. Предварительное нагревание веществ до определенной температуры. |
Внимательно слушают объяснения учителя и проводят лабораторные опыты, в случае непонимания обращаются к учителю за помощью. При проведении опытов делает выводы о том, что относится к химическим реакциям |
V. Закрепление изученного материала |
Для закрепления знаний можно сыграть в небольшую интерактивную игру (См. скриншот упражнения в приложении 1 рис.1) Ссылка для игры - https://learningapps.org/display?v=piswkoj5522
Задание упражнения заключается в том, что экран поделен на две части (Физические явления и химические явления), высвечиваются карточки и детям по картинкам необходимо определить, что относится к каким явлениям (ранее были проведены опыты, они для повторения также присутствуют на картинках). Учителя проговаривают каждую картинку и что на ней изображено, дети называют куда направить картинку (влево/вправо). – см. приложение рис. 2. За активное участие и правильные вопросы – учителя начисляют баллы и ставят оценки за работу на уроке |
Дети внимательно слушают задания упражнения и работают по командам (1 ряд – 1 команда), смотрят карточки на экране и поднимают руку. Дают ответы.
|
VI. Рефлексия учебной деятельности
|
Рассмотреть вопросы на с. 24 Тестовые задания |
Участвуют в эвристической беседе. |
САМОАНАЛИЗ |
Учитель физики: «Давайте сделаем выводы по окончанию урока, что мы сегодня узнали? Выполнили ли мы все поставленные цели урока? Понравился ли вам такой тип урока?» Ответ учеников: тему составили правильно. Была поставлена цель и задачи. Цель и задачи были выполнены. Планируемые результаты: Предметные – закрепили и повторили. |
![]() |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис 1 – вид интерактивного упражнения для закрепления материала
Рис 2 – результат прохождения упражнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.