Касторнова Т.А.
учитель начальных классов
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ И ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ (3 класс, 1-4)
ТЕМА: «Введение. Знакомство с содержанием незнакомой книги по ее элементам»
ЦЕЛИ: 1.Отрабатывать навыки определения элементов незнакомой книги (титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации);
2.Развивать читательскую самостоятельность
3.Познакомить с новыми понятиями: история, исторические источники.
4.Развивать чувство интереса к истории.
ХОД УРОКА
ВСТУПЛЕНИЕ
Сообщение темы.
-Сегодня вы впервые познакомитесь с книгой, с помощью которой будете путешествовать во времени.
-А какие формы времени вы знаете? (прошлое, настоящее, будущее)
Правильно, прошлое, настоящее и будущее тесно связаны друг с другом. Об этом мы будем узнавать из книги, которая лежит перед вами.
РАССМАТРИВАНИЕ ОБЛОЖКИ КНИГИ
-На обложке найдите и прочитайте, кто написал эту книгу?
( Елена Витальевна Саплина, Андрей Иванович Саплин)
-Прочитайте. Как называется книга («Введение в историю» - запись на доске)
- Как вы понимаете слово «введение». ( Это слово употребляется в двух значениях : 1. ввести; 2. вступительная, начальная часть книги, учебного курса, изложения)
-Что это за слово такое «история»?
-Что оно означает?
(Дети строят собственные гипотезы, что оно может означать)
Итак, история изучает прошлое: прошедшие события, жизнь людей, их занятия и культуру.
ЗАПИСЬ В ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
события жизнь история прошлое занятия людей культура
РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ КНИГИ Найдите на титульном листе, кто нарисовал иллюстрации? (художник Александр Чижиков)
Маленький человечек, который встретится на страницах книги, поможет вам путешествовать во времени.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ: ИСТОРИЯ ВСЕМИРНАЯ, ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
(размышления детей)
Вывод вместе: История – это дорога во времени, где главная роль принадлежит человеку.
ЗНАКОМСТВО С ОГЛАВЛЕНИЕМ КНИГИ (состоит из введения, 11 тем)
-Цепочкой прочитайте названия тем.
-Найдите по оглавлению страницу тем: «Название моего города» (стр.29), «Что и как изучает история» (стр.86) и т.д. (тренировка в умении пользоваться оглавлением)
-Подумайте и скажите, какие правила нужно помнить при работе с книгой? ( Дети перечисляют)
-А о чем думать во время чтения?
(Учитель открывает плакат, который будет помогать в работе. Правило 3-х «П»)
ПЕРЕЖИВАЙ, ПРЕДСТАВЛЯЙ, ПОНИМАЙ
Запись в конспект
РАБОТА С КНИГОЙ. ЧТЕНИЕ НА С.3 «ВВЕДЕНИЕ»
Итак, история – это не справочник по ушедшим эпохам, а интереснейший процесс познания себя и своих предков.
История показывает, какие глубокие корни имеет наша реальная жизнь. Незнание прошлого неизбежно приводит е непониманию настоящего.
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ
-Человек на земле оставляет множество свидетельств своей деятельности. Все, что он говорит или пишет, делает, к чему прикасается, дает нам сведения о нем. Маленькая бусинка, найденная в земле, пожелтевшие листы старой книги, египетская пирамида, герб на доме, медная монета и многое другое – все это следы прошлого. А ученые называют их историческими источниками. С них начинается познание прошлого.
РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ (с.3) «Чемодан путешественника».
ИТОГ УРОКА
-С какой книгой мы познакомились?
-Кто автор? Художник?
-О чем она?
-Что такое история?
-Что называют историческими источниками?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: рассказать своим друзьям, родственникам о том, что узнали на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.