ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тема: «Образ главного героя в рассказе А. Платонова «Юшка»».
Цели: 1) создать условия для формирования чувств через сопереживание главному герою литературного произведения и выражение своих эмоций в изобразительном искусстве.
Задачи:
- Познакомиться с техникой граттаж;
- Актуализировать эмоциональный опыт детей;
- Повторить понятие колорита в изобразительном искусстве;
- Вспомнить литературное произведение, дать характеристику герою.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Структура урока:
1.Организационный этап. (5 мин)
Приветствие, подготовка к уроку
Готовим: Кисти, палитру, воду, ватман, акварель, восковые мелки, черную гуашь
2.Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. ( 20 мин)
- Ребята, как вы думаете, а можно изобразить то, что невидимо?
- Мы сейчас прослушаем стихотворение, а вы должны мне назвать, какое чувство оно у вас вызывает.
Я пришел к тебе с
приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что
лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с
той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что
отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
- Кто автор стихотворения? (Афанасий Фет)
- Какое чувство у вас вызывает данное стихотворение? (счастье, радость)
- Давайте изобразим на листе (А4 разделим на половину) восковыми мелками, что такое радость? Как вы ее видите, представляете? Постараемся изобразить, быстро, за 5-7 минут, нужно заполнить весь лист , плотно (учащиеся пытаются передать эмоцию в цвете).
- А что является противоположным радости, антоним? (грусть)
- Давайте изобразим грусть. 5-7 минут акварелью, нужно заполнить весь лист (учащиеся пытаются передать эмоцию в цвете).
- Настолько разные они у вас получились. Вот это именно то, что мы не видим, но можем изобразить.
-Окружающий нас мир очень сложен и богат. Мы каждый день сталкиваемся с различными чувствами и эмоциями.
- Художники в произведениях искусства передают все многообразие чувств и эмоций. Мы сейчас посмотрим картины. Обращаем внимание на то, каким образом художник передает свою идею. Какие средства выразительности использует. С помощью чего достигает поставленной цели. (о Колорите, композиции, фактуре, линии, пятне)
-Как
вы думаете, что здесь изобразил художник?
- Какое чувство, отношение хотел передать?
-Что главное?
- Что для вас радость?
Радость - это активная положительная эмоция, которая выражается в хорошем настроении и ощущении удовольствия.
Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет нам восхищаться и наслаждаться им. Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии, воспринимает людей в их лучших проявлениях.
Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром.
- Какой колорит?
-
Какая композиция? Что на первом плане изображено? Что второстепенное? Играют ли
какую-либо роль детали в композиции?
-Как вы думаете, что здесь изобразил художник?
Грусть. В противовес чувству радости. Что такое грусть - чувство печали, легкого уныния. Грусть возникает, когда у человека что-то не получается, он расстроен.
-Какие чувства близки по значению к грусти? (печаль, тоска, уныние, скорбь, меланхолия).
Но самое интересное то, что именно в искусстве грусть нередко становилась двигателем, а то и основной философской составляющей произведения.
- Какой колорит?
-
Какая композиция? Что на первом плане изображено? Что второстепенное? Играют ли
какую-либо роль детали в композиции?
- Какое чувство, отношение хотел передать художник?
Гнев. Совершенно иным, более сильным по эмоциональной окраске является чувство Гнева. Гнев выражается в недовольстве каким-либо явлением или событием. Гнев тесно связывают с агрессией.
Визуально человек в гневе выглядит: напряженные мышцы лица; тело непроизвольно вытягивается; зубы и кулаки сжимаются; к лицу резко приливает кровь; щеки начинают «гореть», пощипывать; разум сложно поддается контролированию (зачастую контроль вообще отсутствует), по сути именно это и становится объектом изображения в изобразительном искусстве.
- Какой колорит?
-
Какая композиция? Что на первом плане изображено? Что второстепенное? Играют ли
какую-либо роль детали в композиции?
- Как вы думаете, что здесь изобразил художник?
Доброта во все времена приносила человечеству силу и энергию жизни. Это качество играет большую роль в нашем мире, так как, совершая добрые поступки, мы наполняемся радостью и наполняем ею других людей - становимся более счастливыми. Многие считают, что доброта - это проявление силы, а некоторые думают, что это - слабость. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Какой колорит?
-
Какая композиция? Что на первом плане изображено? Что второстепенное? Играют ли
какую-либо роль детали в композиции?
- Какое чувство, отношение хотел передать художник?
Сострадание – это качество личности или способность поставить себя на место другого человека. Умение сочувствовать чужому страданию, и быть готовым помочь в любой ситуации.
Милосердие. Очень близко по значению к состраданию, понятие милосердие. Милосердие – это черта личности, готовность помочь, простить, поддержать без преследования личных интересов.
Цвет, композиция, жесты, мимика, освещение
создают настроение и передают чувства. Т.е. художник находит и передаёт
типичное, чтоб мы поняли и почувствовали, задумались.
- Вы уже прочитали, проанализировали рассказ Платонова «Юшка». Какие чувства вызвал у вас главный герой произведения?
- На основе того, что мы сейчас увидели и о чем поговорили, изобразили, начали разговор о рассказе, как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Образ главного героя в рассказе А. Платонова «Юшка)
-Какая цель? (Как передать образ героя, отношение к герою средствами изобразительного искусства).
3. Актуализация знаний. ( 3 мин)
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии (о понятии иллюстрация, истории иллюстрации, зачем нужна иллюстрация, задача художника иллюстратора, иллюстрации Васнецова, иллюстрации к балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
- Что называют иллюстрацией? (Иллюстрация — изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст).
- Где впервые были созданы иллюстрации? (Древнем Египте)
- Зачем нужна иллюстрация? (Иллюстрация помогает пояснить смысл текста, сделать его многограннее и объемнее. Иллюстрация помогает создать образ героев, портрет, костюмы, место действия (пейзаж, интерьер помещения, приметы исторической эпохи.)
- В чем состоит задача художника иллюстратора? (передать содержание произведения, место, часть «кусочек»).
4.Первичное усвоение новых знаний. (15 мин)
Сегодня мы с вами познакомимся с техникой граттаж.
Граттаж
- способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом
бумаги или картона, залитых тушью, гуашью. Граттаж также называют воскографией,
так как перед заливкой тушью бумагу предварительно покрывают тонким слоем
воска. В отличие от гравюры в этой технике мастер создает не форму для печати
оттисков, а готовое для демонстрации зрителю изображение.
История граттажа берет свое начало с античных времен. В Древней Греции и Риме
была распространена техника декорирования стен зданий путем процарапывания
верхнего тонкого слоя штукатурки — «сграффито». Пик ее популярности приходится
на эпоху раннего Возрождения, до сих пор в разных городах Европы можно
встретить дома, декорированные в технике сграффито.
Изобретением графической техники граттажа современное искусство обязано
гениальному немецкому авангардисту Максу Эрнсту. Ему первому в 1925 году при
случайном рассматривании старого паркета пришла в голову мысль создавать
произведения путем процарапывания бумажной или картонной основы. Уже через год
в Париже был напечатан его сборник граттажных рисунков «Естественная история»,
а чуть позже состоялась первая персональная выставка работ, выполненных в новой
технике.
В последующие годы к граттажу в своем творчестве обращались многие выдающиеся
деятели авангардного искусства.
- посмотрим видео как работать в данной технике
-В начале занятия мы не случайно с вами рисовали чувства или эмоции разными материалами. Попробуем поработать с разным способом. Сейчас мы с вами лист с акварелью покроем воском, плотно.
- Затем два листа покроем черной гуашью с тушью.
5. Первичная проверка понимания. (15минут)
-Пока высыхают наши работы мы перейдем к работе с произведением.
- Произведение «Юшка» написано в 1935 году. И данный рассказ Платонова – последний, который он написал уже будучи тяжело больным.
- Давайте определим тему рассказа. О чем рассказывается в произведении? (тема милосердия, сострадания, доброты, человеческой жестокости)
- А что вы знаете об имени Юшка? Что оно обозначает?
- Юшка- это слово из местного диалекта русских южан имеет 2 смысла: 1.Жидкая похлебка; 2. Кровь. В название рассказа Платонов вкладывает оба смысла. Первый, что герой мягкий, не имеющий четкой формы, словно жидкость. Подразумевая второй смысл, автор предсказывает, что герою предстоит пройти трудный и мучительный путь, страдая от людской жестокости.
-Как звучит полное имя Юшки? (Ефим Дмитриевич)
- Ефим – благочестивый, благожеланный, священный.
-Случайно ли автор дает ему это имя? (Нет. Полностью характеризует его)
- Мы обратились к очень сложному, многогранному образу. Здесь нет прямых и однозначных ответов. Мы не можем сказать правильно это или нет? Каждому дан свой опыт. Как передать те чувства, которые у вас вызвал этот рассказ средствами изобразительного искусства? Каким образом мы могли бы передать образ героя, его состояние, переживания средствами изобразительного искусства?
-
Посмотрим работы, которые возможно помогут вам в выборе идеи для своей
иллюстрации.
-
Сейчас мы будем работать в группах.
(Работа в группах решает задачу раскрытия образа главного героя литературного произведения, уточняет детали образа для более успешной самостоятельной творческой работы (1 группа - «В кузнице», 2 группа - «Умудренная старость», 3 группа - «Образ монашества. Смирение»)).
Проанализируем картины и составляем рассказ на основе наводящих вопросов:
- Насколько реалистично изображены главные герои в картине?
- Сколько героев?
- Как выделяется главное в картине? (светлое/темное, крупные/мелкие детали, расположение в картине);
- Какой образ главного героя? (сильный/крепкий/крупный);
- Колорит картины (теплый/холодный, основные цвета);
- Роль деталей в картине.
Дополнительные вопросы группам во время беседы, которые помогают раскрыть образ главного героя, опираясь на произведения изобразительного искусства: Как вы себе представляете главного героя? Как он одет? Как он ходит? Как говорит? И что бы вы хотели изобразить в своей иллюстрации? в своем произведении?
Комментарий к ответам учащихся, основные моменты, на которые нужно обратить внимание, в процессе работы с произведением изобразительного искусства (в группах).
- «В кузнице»
Вспомним основные
моменты рассказа: кем работает Ефим?
Какая работа в кузнице? Справляется ли он?
Он работает много лет, поскольку помогает девочке
учиться.
Работа кузнеца довольно тяжёлая: кувалда, молот, металлические изделия.
- «Умудренная старость»
Как он считал, что люди к нему относятся? Прав ли он? Почему он так считал?
Цитаты из произведения:
- Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку;
- Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?
Юшка представляется нам умудренным опытом, человеком, который производит впечатление старика
В искусстве много обращений к образу старшего человека, человека который делится опытом. Мы можем говорить о нарицательном образе деда, как человека уважаемого и почитаемого. Человека, умудренного опытом.
Тема в искусстве: старик и дети (молодое поколение учится у старшего поколения, старость уважаема, почитаема)
Взаимодействие старшего поколения и младшего многогранно. Этому учит нас искусство: искусство слова, искусство живописи. Мы должны учиться у этих людей и очень уважительно к ним относиться.
- «Образ монашества. Смирение»
Ещё одна главная идея рассказа - это смирение. Мы говорим о смирении, о согласии с жизнью, о полном ее принятии. Такой образ в живописи чаще всего представлен изображением монахов, старцев.
Смирение – от слова «мир». Это приобретение мира в душе. Смирение – это не душевная добродетель, не телесная, а духовная.
И вот такой человек Юшка - он болен туберкулезом, чахоткой. Но у него есть цель в жизни. И каждый день он приближает ее реализацию. Он всю жизнь помогал приемной дочери. Ограничивал себя во всем, но помогал ей. И не зря.
-Что мы узнаем в конце рассказа о девочке?
6.Первичное закрепление. ( 20 мин)
-Вернемся к нашим работам, они уже высохли.
Подумайте, чтобы вы хотели изобразить. С чем у вас ассоциируется радость, а с чем грусть. Можно, едва касаясь карандашом, наметить, что вы хотите изобразить и острым предметом прорисовывать.
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. ( 1 мин)
Подумать над композицией иллюстрации к рассказу (эскизы)
8. Рефлексия (подведение итогов занятия). ( 3 мин)
-Посмотрите на сколько разные работы у вас получились.
(обсуждение работ)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.