Интегрированный урок по произведению "Юшка" А.П.Платонова
Оценка 4.8

Интегрированный урок по произведению "Юшка" А.П.Платонова

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
7 кл
14.01.2024
Интегрированный урок по произведению "Юшка" А.П.Платонова
«Образ главного героя в рассказе А. Платонова «Юшка»».
Интегрированный урок по произведению Юшка.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ

 

Тема: «Образ главного героя в  рассказе А. Платонова «Юшка»».

 

Цели: 1) создать условия для формирования чувств через сопереживание главному герою литературного произведения и выражение  своих эмоций в изобразительном искусстве.

 

Задачи:

    - Познакомиться с техникой граттаж;

- Актуализировать эмоциональный опыт детей;

- Повторить понятие колорита в изобразительном искусстве;

- Вспомнить литературное  произведение, дать характеристику герою.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

Структура урока:

 

1.Организационный этап. (5 мин)

 Приветствие, подготовка к уроку

Готовим: Кисти, палитру, воду, ватман, акварель, восковые мелки, черную гуашь

 

 

2.Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. ( 20 мин)

 

- Ребята, как вы думаете, а можно изобразить то, что невидимо?

- Мы сейчас прослушаем стихотворение, а вы должны мне назвать, какое чувство оно у вас вызывает. 

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.

 

- Кто автор стихотворения? (Афанасий Фет)

 

- Какое чувство у вас вызывает данное стихотворение? (счастье, радость)

- Давайте изобразим на листе (А4 разделим на половину) восковыми мелками,  что такое радость? Как вы ее видите, представляете? Постараемся изобразить, быстро, за 5-7 минут, нужно заполнить весь лист , плотно (учащиеся пытаются передать эмоцию в цвете).

- А что является противоположным радости, антоним? (грусть)

- Давайте изобразим грусть. 5-7 минут акварелью, нужно заполнить весь лист    (учащиеся пытаются передать эмоцию в цвете).

- Настолько разные они у вас получились. Вот это именно то, что мы не видим, но можем изобразить.

 

-Окружающий нас мир очень сложен и богат. Мы каждый день сталкиваемся с различными чувствами и эмоциями.

- Художники в произведениях искусства передают все многообразие чувств и эмоций. Мы сейчас посмотрим картины. Обращаем внимание на то, каким образом художник передает свою идею. Какие средства выразительности использует. С помощью чего достигает поставленной цели. (о Колорите, композиции, фактуре, линии, пятне)

-Как вы думаете, что здесь изобразил художник?
- Какое чувство, отношение хотел передать?
-Что главное?

- Что для вас радость?

Радость - это активная положительная эмоция, которая выражается в хорошем настроении и ощущении удовольствия. 

Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет нам восхищаться и наслаждаться им. Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии, воспринимает людей в их лучших проявлениях.

Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром.

- Какой колорит?

- Какая композиция? Что на первом плане изображено? Что второстепенное? Играют ли какую-либо роль детали в композиции?

-Как вы думаете, что здесь изобразил художник?

Грусть. В противовес чувству радости. Что  такое грусть - чувство печали, легкого уныния. Грусть возникает, когда у человека что-то не получается, он расстроен.

-Какие чувства близки по значению  к грусти? (печаль, тоска, уныние, скорбь, меланхолия).

 Но самое интересное то, что именно в искусстве грусть нередко становилась двигателем, а то и основной философской составляющей произведения.

- Какой колорит?

- Какая композиция? Что на первом плане изображено? Что второстепенное? Играют ли какую-либо роль детали в композиции?

 

- Какое чувство, отношение хотел передать художник?

Гнев. Совершенно иным, более сильным по эмоциональной окраске является чувство Гнева. Гнев выражается в недовольстве каким-либо явлением или событием. Гнев тесно связывают с агрессией.

Визуально человек в гневе выглядит: напряженные мышцы лица; тело непроизвольно вытягивается; зубы и кулаки сжимаются; к лицу резко приливает кровь; щеки начинают «гореть», пощипывать; разум сложно поддается контролированию (зачастую контроль вообще отсутствует), по сути именно это и становится объектом изображения в изобразительном искусстве.

- Какой колорит?

- Какая композиция? Что на первом плане изображено? Что второстепенное? Играют ли какую-либо роль детали в композиции?

- Как вы думаете, что здесь изобразил художник?

 

Доброта во все времена приносила человечеству силу и энергию жизни. Это качество играет большую роль в нашем мире, так как, совершая добрые поступки, мы наполняемся радостью и наполняем ею других людей - становимся более счастливыми. Многие считают, что доброта - это проявление силы, а некоторые думают, что это - слабость. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 

- Какой колорит?

- Какая композиция? Что на первом плане изображено? Что второстепенное? Играют ли какую-либо роль детали в композиции?

- Какое чувство, отношение хотел передать художник?

Сострадание – это качество личности или способность поставить себя на место другого человека. Умение сочувствовать чужому страданию, и быть готовым помочь в любой ситуации.

Милосердие. Очень близко по значению к состраданию, понятие милосердие. Милосердие – это черта личности, готовность помочь, простить, поддержать без преследования личных интересов.


Цвет, композиция, жесты, мимика, освещение создают настроение и передают чувства. Т.е. художник находит и передаёт типичное, чтоб мы поняли и почувствовали, задумались.

 

- Вы уже прочитали, проанализировали рассказ Платонова «Юшка». Какие чувства вызвал у вас главный герой произведения?

- На основе того, что мы сейчас увидели и о чем поговорили, изобразили, начали разговор о рассказе, как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Образ главного героя в  рассказе А. Платонова «Юшка)

-Какая цель? (Как передать образ героя, отношение к герою средствами изобразительного искусства).

 

3. Актуализация знаний. ( 3 мин)

 

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии (о понятии иллюстрация, истории иллюстрации, зачем нужна иллюстрация, задача художника иллюстратора, иллюстрации Васнецова, иллюстрации к  балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).

- Что называют иллюстрацией? (Иллюстрация  — изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст).

- Где впервые были созданы иллюстрации?  (Древнем Египте)

- Зачем нужна иллюстрация? (Иллюстрация помогает пояснить смысл текста, сделать его многограннее и объемнее. Иллюстрация помогает создать образ героев, портрет, костюмы, место действия (пейзаж, интерьер помещения, приметы исторической эпохи.)

- В чем состоит задача художника иллюстратора? (передать содержание произведения, место,  часть «кусочек»).

 

4.Первичное усвоение новых знаний. (15 мин)

 

Сегодня мы с вами познакомимся с техникой граттаж.

 

 Граттаж - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью, гуашью. Граттаж также называют воскографией, так как перед заливкой тушью бумагу предварительно покрывают тонким слоем воска. В отличие от гравюры в этой технике мастер создает не форму для печати оттисков, а готовое для демонстрации зрителю изображение.
История граттажа берет свое начало с античных времен. В Древней Греции и Риме была распространена техника декорирования стен зданий путем процарапывания верхнего тонкого слоя штукатурки — «сграффито». Пик ее популярности приходится на эпоху раннего Возрождения, до сих пор в разных городах Европы можно встретить дома, декорированные в технике сграффито.
Изобретением графической техники граттажа современное искусство обязано гениальному немецкому авангардисту Максу Эрнсту. Ему первому в 1925 году при случайном рассматривании старого паркета пришла в голову мысль создавать произведения путем процарапывания бумажной или картонной основы. Уже через год в Париже был напечатан его сборник граттажных рисунков «Естественная история», а чуть позже состоялась первая персональная выставка работ, выполненных в новой технике.
В последующие годы к граттажу в своем творчестве обращались многие выдающиеся деятели авангардного искусства. 

- посмотрим видео как работать в данной технике

-В начале занятия мы не случайно с вами рисовали чувства или эмоции разными материалами. Попробуем поработать с разным способом. Сейчас мы с вами лист с акварелью покроем воском, плотно.

- Затем  два листа покроем черной гуашью с тушью.

5. Первичная проверка понимания. (15минут)

 

-Пока высыхают наши работы мы перейдем к работе с произведением.

- Произведение «Юшка» написано в 1935 году. И  данный рассказ Платонова – последний, который он написал уже будучи тяжело больным.

- Давайте определим тему рассказа.  О чем рассказывается в произведении? (тема милосердия, сострадания, доброты, человеческой жестокости)

- А что  вы знаете об  имени  Юшка?  Что оно обозначает?

 

- Юшка- это слово из местного диалекта русских южан имеет 2 смысла: 1.Жидкая похлебка; 2. Кровь. В название рассказа Платонов вкладывает оба смысла. Первый, что герой мягкий, не имеющий четкой формы, словно жидкость. Подразумевая второй смысл, автор предсказывает, что герою предстоит пройти трудный и мучительный путь, страдая от людской жестокости.

-Как звучит полное имя Юшки?  (Ефим Дмитриевич)

 

- Ефим – благочестивый, благожеланный, священный.

 

-Случайно ли автор дает ему это имя? (Нет. Полностью характеризует его)

 

- Мы обратились к очень сложному, многогранному образу. Здесь нет прямых и однозначных ответов. Мы не можем сказать правильно это или нет? Каждому дан свой опыт. Как передать те чувства, которые у вас вызвал этот рассказ средствами изобразительного искусства? Каким образом мы могли бы передать образ героя, его состояние, переживания средствами изобразительного искусства?

-  Посмотрим работы, которые возможно помогут вам в выборе идеи для своей иллюстрации.
          - Сейчас мы будем работать в группах.

(Работа в группах решает задачу раскрытия образа главного героя литературного произведения, уточняет детали образа для более успешной самостоятельной творческой работы (1 группа - «В кузнице», 2 группа - «Умудренная старость», 3 группа - «Образ монашества. Смирение»)).

Проанализируем картины и составляем рассказ на основе наводящих вопросов:

- Насколько реалистично изображены главные герои в картине?

- Сколько героев?

- Как выделяется главное в картине? (светлое/темное, крупные/мелкие детали, расположение в картине);

- Какой образ главного героя? (сильный/крепкий/крупный);

- Колорит картины (теплый/холодный, основные цвета);

- Роль деталей в картине.

Дополнительные вопросы группам во время беседы, которые помогают раскрыть  образ главного героя, опираясь на произведения изобразительного искусства: Как вы себе представляете главного героя? Как он одет?  Как он ходит? Как говорит? И что бы вы хотели изобразить в своей иллюстрации? в своем произведении?

Комментарий к ответам учащихся, основные моменты, на которые нужно обратить внимание, в процессе работы с произведением изобразительного искусства (в группах).

- «В кузнице»

 Вспомним основные моменты рассказа: кем работает Ефим?
Какая работа в кузнице? Справляется ли он?

Он работает много лет, поскольку помогает девочке учиться.
Работа кузнеца довольно тяжёлая: кувалда, молот, металлические изделия.

- «Умудренная старость»

Как он считал, что люди к нему относятся? Прав ли он? Почему он так считал?

Цитаты из произведения:

- Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку;

- Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?

Юшка представляется нам умудренным  опытом, человеком, который производит впечатление старика

В искусстве много обращений к образу старшего человека, человека который делится опытом. Мы можем говорить о нарицательном образе деда, как человека уважаемого и почитаемого. Человека, умудренного опытом.

Тема в искусстве: старик и дети (молодое поколение учится у старшего поколения,  старость уважаема, почитаема)

Взаимодействие старшего поколения и младшего многогранно. Этому учит нас искусство: искусство слова, искусство живописи. Мы должны учиться у этих людей и очень уважительно к ним относиться.

- «Образ монашества. Смирение»

Ещё одна главная идея рассказа - это смирение. Мы говорим о смирении, о согласии с жизнью, о полном ее принятии. Такой образ в живописи  чаще всего представлен изображением монахов, старцев.

Смирение – от слова «мир». Это приобретение мира в душе. Смирение – это не душевная добродетель, не телесная, а духовная.

И вот такой человек Юшка - он болен туберкулезом, чахоткой. Но у него есть цель в жизни. И каждый день он приближает ее реализацию. Он всю жизнь помогал приемной дочери. Ограничивал себя во всем, но помогал ей. И не зря.

-Что мы узнаем в конце рассказа о девочке?

 

6.Первичное закрепление. ( 20 мин)

 

-Вернемся к нашим работам, они уже высохли.

Подумайте, чтобы вы хотели изобразить. С чем у вас ассоциируется радость, а с чем грусть. Можно, едва касаясь карандашом, наметить, что вы хотите изобразить и острым предметом прорисовывать.

 

 

 

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. ( 1 мин)

Подумать над композицией иллюстрации к рассказу (эскизы)

 

8. Рефлексия (подведение итогов занятия). ( 3 мин)

 

-Посмотрите на сколько разные работы у вас получились.

(обсуждение работ)


 

ПЛАН-КОНСПЕКТ Тема: «Образ главного героя в рассказе

ПЛАН-КОНСПЕКТ Тема: «Образ главного героя в рассказе

Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет,

Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет,

Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет нам восхищаться и наслаждаться им

Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет нам восхищаться и наслаждаться им

Какой колорит? - Какая композиция?

Какой колорит? - Какая композиция?

Вы уже прочитали, проанализировали рассказ

Вы уже прочитали, проанализировали рассказ

История граттажа берет свое начало с античных времен

История граттажа берет свое начало с античных времен

А что вы знаете об имени Юшка?

А что вы знаете об имени Юшка?

Колорит картины (теплый/холодный, основные цвета); -

Колорит картины (теплый/холодный, основные цвета); -

В искусстве много обращений к образу старшего человека, человека который делится опытом

В искусстве много обращений к образу старшего человека, человека который делится опытом

Подумать над композицией иллюстрации к рассказу (эскизы) 8

Подумать над композицией иллюстрации к рассказу (эскизы) 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2024