Интегрированный урок русского языка и математики в 5 классе по теме: «Единицы измерения на Руси»
Оценка 4.8

Интегрированный урок русского языка и математики в 5 классе по теме: «Единицы измерения на Руси»

Оценка 4.8
Работа в классе +1
doc
математика +1
5 кл
05.02.2020
Интегрированный урок русского языка и математики  в 5 классе по теме: «Единицы измерения на Руси»
Урок.doc

Интегрированный урок русского языка и математики

в 5 классе

по теме: «Единицы измерения на Руси»

 

Цели: 

Ø    познакомить детей с исконно русскими единицами измерения;

Ø    закрепить умение решать задачи с величинами (цена, количество, стоимость), переводить одни единицы в другие;

Ø    развивать интерес к произведениям устного  народного творчества.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Оборудование: таблица «Единицы измерения на Руси», презентация, толковые словари.

 

Ход урока:

 

1.     Организационный момент

Учитель русского языка (У.Р.Я.): Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, поприветствуем их. Начнем наш урок!

Просмотр фрагмента видеофильма «Наша планета» (http://www.youtube.com/watch?v=9K5m1yGgdlQ).

2.  Объявление темы и целей урока

У.Р.Я.: Ребята, наш мир един, целостен, неделим, но человек, изучая его, разделил все полученные знания на части. Таким образом появились различные области знаний. Однако науки не существуют отдельно друг от друга. Они, подобно пальцам на руке, помогают человеку изучать окружающий мир. А вы знаете, что многие гениальные открытия совершались именно на стыке наук? Например, при создании предметов, без которых вы сейчас уже не представляете свою жизнь (электрическая лампочка, фотография, телефон, компьютер), были задействованы ресурсы многих наук. И вот сегодня мы поговорим об интеграции. «Интеграция» - новое слово для вас, образованное от глагола «интегрировать», т.е. объединять части в целое.

Как вы считаете, можно ли найти точки соприкосновения таких разных предметов, как русский язык и математика? Ответ на этот вопрос мы попытаемся с вами найти на сегодняшнем уроке. Откройте тетради и запишите тему урока.

3.                 Решение задачи

Учитель математики (У. М.): Посмотрите на следующий слайд. Перед вами задача из первого учебника арифметики, автором которого является Леонтий Филиппович Магницкий:

Задача.jpg

 

У. Р. Я.: Попробуем прочитать текст задачи! Сложно? Почему?

Действительно, учебник был написан в 1703 году на старославянском языке. Вспомните, какие слова называются старославянизмами и каковы их особенности?

 У. М.: Вот так выглядит текст задачи в переводе на современный русский язык:

Некто    купил 4   аршина     ткани, заплатил   8  алтын.

Сколько   стоят 100 аршин  ткани?

 Давайте решим данную задачу!

План решения:

1)                8 : 4 = 2 (ал.) – заплатил некто за 1 аршин ткани.

2)                2* 100 = 200 (ал.)

Ответ: 200 алтын заплатил некто за 100 аршин ткани.

У. Р. Я.: Ребята, задачу мы решили, но понятен ли нам ответ? Вероятно, нет! Почему? Может быть, лексическое значение слов «алтын» и «аршин» нам  не известно? Давайте вспомним, что такое лексическое значение слова?

Употребляем ли мы данные слова в речи сегодня? Как же называются подобные слова?  Каким образом мы можем узнать лексическое значение слов, которые нам не понятны? Попробуем вместе, используя толковые словари, определить, что же означают слова «аршин» и «алтын»!

Работа с толковыми словарями

У.М.: Теперь, зная лексическое значение устаревших слов, переведем ответ в понятные нам единицы измерения.

Перевод единиц:

1 аршин = 70 см

100 аршин = 7000 см = 70 м

1 алтын = 3 коп.

200 алтын = 600 коп. = 6 р.

Ответ: 6 рублей заплатил некто за 70 метров ткани.

 

4.                 Работа с фразеологизмами

У.Р. Я.: Молодцы! Вы справились с поставленной задачей! Но ответьте еще на один вопрос: хватило бы нам знаний, полученных на уроке математики, для решения данной задачи?

Вы правы, у русского и языка и математики достаточно много общего!  Например, в русском языке существуют устойчивые словосочетания (фразеологизмы), включающие слова, которые обозначают устаревшие единицы измерения.

Посмотрите на следующий слайд и найдите подобные слова в данных устойчивых выражениях. Запишите фразеологизмы в тетрадь:

за семь верст киселя хлебать;

семи пядей во лбу;

косая сажень в плечах.

Попробуем с помощью толкового словаря определить лексическое значение слов «верста», «пядь», «сажень»!

Работа в парах по вариантам

У.Р.Я: Проверим полученные результаты! Чему равны «верста», «пядь» и «сажень»?

Просмотр слайдов.

Проведение физкультминутки: измерение длины парты в пядях, изучение различных видов саженей.

У.М.: Молодцы! Вы снова справились с поставленной задачей! Но смогли бы мы понять смысл фразеологизмов, если бы не соотнесли значение устаревших единиц измерения с современными?

Ребята, как вы считаете, нашли ли мы на сегодняшнем уроке точки соприкосновения таких  разных предметов, как математика и русский язык? Как правило, жизнь тоже ставит перед нами такие задачи, для решения которых не хватает знания одного предмета.

Так, науки, герои мультфильма «В стране невыученных уроков», объединяются, чтобы доказать двоечнику Вите Перестукину необходимость изучения в школе разных предметов. Только решив математическую задачу, Витя сможет добраться до дворца Грамматики.

Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков».

5.                 Домашнее задание

У. Р.Я.: Наш урок подходит к концу. Запишем домашнее задание:

определить лексическое значение слов «локоть», «вершок», «грош».

У.М.: Составить задачу с данными единицами измерения.

У.Р. Я: Спасибо, ребята, за урок!

У.М.: До свидания!

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Интегрированный урок русского языка и математики в 5 классе по теме: «Единицы измерения на

Интегрированный урок русского языка и математики в 5 классе по теме: «Единицы измерения на

И вот сегодня мы поговорим об интеграции

И вот сегодня мы поговорим об интеграции

У. Р. Я.: Ребята, задачу мы решили, но понятен ли нам ответ?

У. Р. Я.: Ребята, задачу мы решили, но понятен ли нам ответ?

Попробуем с помощью толкового словаря определить лексическое значение слов «верста», «пядь», «сажень»!

Попробуем с помощью толкового словаря определить лексическое значение слов «верста», «пядь», «сажень»!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020