Интегрированный урок-альманах "Наши верные друзья"
Оценка 4.6

Интегрированный урок-альманах "Наши верные друзья"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
30.11.2017
Интегрированный урок-альманах "Наши верные друзья"
Оформление - иллюстрации, картины, фотографии с изображением собак, выставка книг о собаках. Техническое обеспечение – компьютер, аудиосистема, проектор, экран. На доске запись: « Они - наше зеркало, зеркало хозяина, зеркало нашего общества». (В. Корабельников) Цели урока: • выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к четвероногим друзьям; • совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения; продолжить работу над полным и кратким пересказом прочитанных по теме книг; • развивать творчество, воображение, умение размышлять, осмысливать, делать самоанализ.
Интегрированный урок-альманах Наши верные друзья.docx
Интегрированный урок­альманах  (литература и биология )         «Наши верные друзья»                        6 класс Т.Р.Наумова,  учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 18» г. Воткинска                  Мы в ответе за тех, кого приручили. А. Экзюпери. Оформление   ­   иллюстрации,   картины,   фотографии   с   изображением   собак, выставка книг о собаках. Техническое   обеспечение   –   компьютер,   аудиосистема,   проектор,   экран. На   доске   запись:   «   Они   ­   наше   зеркало,   зеркало   хозяина,   зеркало   нашего общества».  (В. Корабельников) Цели урока:    выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными,  воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к четвероногим друзьям; совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения;  продолжить работу над полным и кратким пересказом прочитанных по  теме книг;  развивать творчество, воображение, умение размышлять, осмысливать,  делать самоанализ. Учитель   литературы   зачитывает   отрывок   из   рассказа   А.   П.   Чехова «Каштанка» (эпизод, рассказывающий о том, как потерялась Каштанка ). Звучит аудиозапись детской песни «Пропала собака». Учитель   литературы:  «Вернись   поскорее,   мой   маленький   друг!»   И   он обязательно вернется, потому что нет вернее друга, чем собака. Именно об этом брате нашем меньшем мы и поговорим на уроке. Урок этот будет необычным, это интегрированный урок. Учитель биологии расскажет вам о жизни, привычках, повадках, породах собак. И параллельно с этим будем говорить о литературных произведениях, посвященных собакам. \Учитель биологии: (О разнообразии животных; о том, что животные раньше были дикими, но их удалось приручить; первой была приручена собака.) Учащиеся   отвечают   на   вопрос:  «Какие   особенности   у   собаки   послужили причиной того, что собака приручена первой?» Учитель   литературы:  Как   же   это   произошло?  На   этот  вопрос  нам   ответил великий английский писатель Редьярд Киплинг. Давайте послушаем отрывок из сказки Киплинга «Кошка, которая гуляет сама по себе» Учащиеся читают отрывок  по ролям. Учитель   литературы:  Ибо   ­   заявляли   древние   мудрецы   ­   «не   может   дом существовать   сам   по   себе,   без   овчарной   собаки,   без   домашнего   пса». Удивительное стихотворение есть у Д. Нароватова «Человек и собака»:                                    …Было такое. Дорогою древней, Глядя на эти же звездные блики, Тихо брели к первобытной деревне В шкурах охотник и пес полудикий. Лес им не страшен, ведь стало их двое! Объединились, друг другу поверя, Чтоб защититься от волчьего воя, Прачеловек и подобие зверя... Время течет, изменяются взгляды. Кто ­ то неумный сказал, что он вреден ­ Пес, к батарее таскавший снаряды И защитивший меня от медведя. Я перед ним в долгу буду вечном. И не понять тем, кто мыслит иначе, Что человеку, чтоб стать человеком, Преданность надо увидеть собачью. Как я хочу, чтоб в грядущем столетье, Так же как мы, средь осеннего мрака Шли по тропе под созвездием этим Двое друзей ­ человек и собака. Учитель  биологии:  (Используя   презентацию,   о   разнообразии   пород   собак. Несколько   слов   о   бультерьере.   Демонстрация   слайда   с   изображением бультерьера.) Учитель литературы: Ну и вид! Да и характер — врагу не пожелаешь. Но одно  качество этого  животного подкупает нас безраздельно. И Эрнест Сетон ­  Томпсон именно эту черту характера показал нам в своем рассказе «Снап или  история бультерьера». А какое это качество, скажете вы после того, как послушаете  отрывок из этого рассказа в исполнении профессиональных актеров (слушаем  отрывок из рассказа в аудиозаписи). Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Учитель биологии: (О том, что бультерьер ­ это не единственная собака ­ охотник. О  породах охотничьих собак. О лайке. Демонстрация слайда с изображением лайки.) Учитель литературы: Виталий Бианки удивительно рассказал нам о лайке по кличке Лай в своем произведении «Лай» (чтение одного отрывка из рассказа). Учитель биологии: Однако лайки могут охотиться и на крупного зверя, и в этом  им помогают такие качества... (ведет рассказ о качествах лайки). Учитель литературы: Да и у Бианки Лай особенный (чтение второго отрывка из  рассказа). Что помогло Лаю победить в смертельной схватке?  Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Учитель литературы: В каком еще рассказе мы встречались с собакой этой  породы?   Учащиеся отвечают, что встречались с лайкой в рассказе М. Пришвина  «Кладовая солнца». (Зачитывается сцена охоты Травки на зайца) Учитель литературы: Красивое описание охоты гончих собак оставил  Н. А. Некрасов: «В Банники, ­ крикнул помещик, ­ набрось !» Борзовщики разъезжаются врозь, А предводитель команды собачьей В острове скрылся, крикун ­ доезжачий. Горло завидное дал ему бог: То затрубит оглушительно в рог, То закричит: «Добирайся, собаки! Да не давай ему, вору, потачки!» То заорет: «Го ­ го ­ го ! Ту ­ ту ­ту!» Вот и нашли ­ залились на следу. Варом ­ варит закипевшая стая, Внемлет помещик, восторженно тая, В мощной груди занимается дух, Дивной гармонией нежится слух Одноплеменников слух музыкальный Душу уносит в тот мир идеальный. Хор так певуч, мелодичен и ровен. Что твой Россини! Что твой Бетховен! Учитель биологии: (О том, какую еще работу выполняют собаки. О собаках ­  артистах цирка) Какие породы собак вы видели на арене цирка?   Учащиеся  называют породы цирковых собак и среди них пуделя. Учитель литературы: О, эти удивительные артисты ­ пудели. Чего только они не  умеют! Об одном таком артисте, белом пуделе, поведал нам А. И. Куприн в своем  рассказе «Белый пудель» (чтение отрывка из рассказа учителем или  подготовленным ранее учеником). А в каком еще произведении мы встречались с собакой ­ артистом?    Учащиеся  называют рассказ А. П. Чехова «Каштанка». Учитель литературы: Наша Каштанка нашла теперь не хозяина, а друга. Да,  именно так и говорят: В хозяине человек нашел друга. Я бы сказала иначе: «В  собаке человек сотворил себе друга, потому мы в ответе за тех, кого приручили». Это слова  великого французского летчика и писателя Антуана ­ де ­ Сент Экзюпери.  Именно они являются эпиграфом нашего урока. Именно они должны стать  девизом нашей жизни. Учитель биологии: (О необходимости охранять окружающую среду, в т.ч. животных  и собаку. О редких собаках. Об естественном отборе. О невозможности истребления  человеком собак, щенков особенно) Учитель литературы: (Читает стихотворение С. Есенина «Песнь о собаке») К большому сожалению, человек бывает безжалостным. И это ужасно. В каком  еще произведении мы, к несчастью, видим смерть маленькой собачки?  Учащиеся отвечают, что с таким эпизодом они знакомились в рассказе  И. С. Тургенева «Муму» и в рассказе Элеоноры Фарджон «Щенок ­ спаниэль».  Зачитывают отрывки из рассказов. Учитель биологии: Как же все это несправедливо! Да разве можно погубить такое  безобидное существо, как спаниэль? (Рассказывает о породе спаниэль, показывает с  лайд презентации) Учитель литературы: Нет! Конечно же, нет, мы не должны так жестоко  поступать со своими друзьями. И героям рассказа Л. Андреева «Кусака» хочется  крикнуть: «Остановитесь, люди! Вы в ответе за тех, кого приручили!»  (Зачитывает отрывок из рассказа Л. Андреева .) Вы знаете, ребята, я уверена, что вы никогда  так не поступите со своими друзьями. Да, те, кто написал такие сочинения о  собаке, благородны и чисты. Они не сделают дурного поступка. Предлагаю вам  прочитать свои сочинения. Учащиеся  зачитывают свои работы (было дано опережающее домашнее задание  – написать сочинение на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили») Учитель литературы: Давайте закончим наш урок великолепным сочинением С. Есенина «Собаке Качалова». Учащиеся читают стихотворение наизусть.

Интегрированный урок-альманах "Наши верные друзья"

Интегрированный урок-альманах "Наши верные друзья"

Интегрированный урок-альманах "Наши верные друзья"

Интегрированный урок-альманах "Наши верные друзья"

Интегрированный урок-альманах "Наши верные друзья"

Интегрированный урок-альманах "Наши верные друзья"

Интегрированный урок-альманах "Наши верные друзья"

Интегрированный урок-альманах "Наши верные друзья"

Интегрированный урок-альманах "Наши верные друзья"

Интегрированный урок-альманах "Наши верные друзья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017