Интегрированный урок: история и литература.
Оценка 4.9

Интегрированный урок: история и литература.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история +1
11 кл
22.04.2017
Интегрированный урок: история и литература.
Урок предназначен для учащихся 11 класса. Тема: Судьба страны в судьбе поэтов в контексте добра и зла. Цель: осмыслить трагическую судьбу писателей «серебряного века» сквозь судьбу страны.Урок имеет сильное воспитательное значение: чувство сопричастности и толерантности к сложным и неоднозначным периодам отечественной истории.
Урок Судьба страны в судьбе поэтов..docx
Тема: Судьба страны в судьбе поэтов в контексте добра и зла. Тип: интегрированный урок истории и литературы. Форма проведения: дискуссия, работа в группах.  Цель:  осмыслить трагическую судьбу писателей «серебряного века» сквозь судьбу страны. Задачи:  Знакомство   с   жизнью   и   творчеством   поэтов   Серебряного   века О.Э. Мандельштама, А.А. Блока, М.И. Цветаевой.   Развитие   критического   мышления в оценке противоречивых явлений советской действительности в 20­30­е гг. XX века.  Формирование  чувства   прекрасного,   умение   читать   стихи   и эмоционально на них откликаться, совершенствование навыков анализа поэтического текста.   Воспитание   чувства   сопричастности   и   толерантности   к   сложным   и неоднозначным периодам отечественной истории. Планируемый результат: Личностные УУД:  осмысление   социально­нравственного   опыта   предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;  чувство прекрасного – умение  чувствовать  красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;   устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Метапредметные УУД:  умение объяснять явления и процессы социальной действительности с различных позиций;   способность   анализировать   реальные   социальные   ситуации,   выбирать адекватные   способы   деятельности   и   модели   поведения   в   рамках реализуемых социальных ролей;  использование элементов причинно­следственного анализа;  определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные УУД: знакомство с историей и литературой XX века;   формирование   умений   применять   учебные   знания   по   литературе   и истории   в   различных   ситуациях   языкового   и   информационного пространства;  умения   находить   нужную   социальную   информацию   в   различных источниках; адекватно её воспринимать;   преобразовывать   в   соответствии   с   решаемой   задачей   (анализировать, обобщать,   систематизировать,   конкретизировать   имеющиеся   данные, соотносить их с собственными знаниями);   давать   оценку   взглядам,   подходам,   событиям,   процессам   с   позиций одобряемых   в   современном   российском   обществе   социальных ценностей. Регулятивные УУД:  целеполагание  как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;   планирование  как   способность   самостоятельно   определять последовательность выполнения действий;   контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;   саморегуляция  как   способность   начинать   и   заканчивать   учебные действия в нужный момент;   коррекция  как   способность   исправлять   промежуточные   и   конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;   самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.   Коммуникативные УУД:  планирование   учебного   сотрудничества  с   учителем   и   сверстниками (например,   распределение   ролей   при   парной,   групповой   или коллективной работе);   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;  умение   разрешать   конфликтные   ситуации,  принимать   решение,   брать ответственность на себя.  Приёмы   обучения:  проблемная   дискуссия,  творческого   чтения,  анализ конкретных   ситуаций;   работа   с   текстом;   кодирование   информации (заполнение   таблицы);   предъявление   требований,   поощрение   и   наказание (похвала,   благодарность,   порицание);   формальная   оценка   (отметка); наглядные   (жетон,   условный   знак);   создание   атмосферы   эмоционального комфорта … Применение технологий: деятельность, ИКТ­технология.    проблемно­диалогическая,   проектная Средства: СМИ, Интернет­ресурсы, дополнительная литература по теме,  мультимедиа, презентация, серебряный колокольчик, свечи как символ  вечности творчества поэта. Музыкальный ряд:  ­ «Вокализ» С.В. Рахманинова. ­ «Ноктюрн»  А. Хачатуряна из балета «Спартак». ­ легким паром!» «Мне нравится, что вы больны не мной!».  Песня на   стихи   М.   Цветаевой  из фильма «Ирония   судьбы,   или   С Предметный   материал  тоталитарное государство, террор, репрессии. (основные   понятия):  тоталитаризм, Структура:  1. Вводно­мотивационная часть: организационный момент и актуальность проблемы. 2. Учебная   деятельность:   обсуждение   проблемных   ситуаций,   групповая работа, анализ стихотворений. 3. Итоги и рефлексия. ХОД УРОКА I. Вводно­мотивационная часть. Эпиграф: Добро и зло давно не новы. Огонь и лёд, свобода и оковы. Подъём и бездна, случай и судьба. Ложь и правда, счастье и тоска. Чёрное и белое, начало и конец. Ну что же ты, поделаешь, Тяжёл судьбы венец… Добро и зло в судьбе страны моей переплелись, И если грешен ты, то кайся и молись… Учитель литературы:  (звенит   в  колокольчик)   Слышите?  Звон  …  Серебряный   звон  …  Звенит   он тихо, но голос его мелодичный, звонкий, чистый. Не потому ли он надолго останется   в   наших   сердцах,   даже   если   мы   зажмём   маленький   серебряный колокольчик в кулаке. Поэты Серебряного века!  Не потому ли  и назван этот век серебряным, что звон   голосов   поэтов   через   толщу   лет,   месяцев,   дней   до   сих   пор   до   нас доносится, причём всё громче и громче. Учитель истории: Судьба   литературы   Серебряного   века   трагична:   кровь,   хаос   и   беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу её существования. Непростой оказалась и биография большинства писателей в годы сталинщины. Учитель литературы: Покинули   родину:   Дмитрий   Мережковский,   Зинаида   Гиппиус,   Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Иван Бунин, Александр Куприн, Иван Шмелёв, Евгений Замятин, Алексей Толстой, Игорь Северянин… Учитель истории: В годы «красного террора» и сталинщины были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли: Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Николай Клюев. Покончили   жизнь   самоубийством:   Сергей   Есенин,   Владимир   Маяковский, Марина Цветаева. Учитель литературы:  Почти все эти имена на долгие десятилетия были преданы забвению. Сегодня мы подробнее остановимся  на некоторых именах. Кто они? Александр Блок.  Марина Цветаева.  Осип Мандельштам. Учитель истории: Есть ли в названии урока определённая проблема? Сформулируйте её? Проблема:   Как история страны повлияла на судьбы поэтов? II. Учебная деятельность: групповая работа. Учитель истории: Работать предлагаем в группах,  ваша задача – выполнить задания   и   найти   ответы   на   вопросы   по   жизни   и   творчеству   поэта. (приложения) Время на самостоятельную работу 7 минут. (Перед выступлением групп зажигается свеча)  Первая группа: Александр Блок. Учитель литературы: /«Вокализ» С.В. Рахманинова/. Блок является одним из чудотворцев русского стиха... Обыкновенный поэт отдаёт людям свои творения, … самого себя. Н. Гумилев. М. Цветаева посвятила ему такие строки: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке. Одно­единственное движение губ. Имя твоё – пять букв. БЛОКЪ – так по правилам грамматики дореволюционной России писали это имя. Блок – одна из ярких фигур поэзии серебряного века. Его читали и почитали  не  только  простые  читатели,  но  и  поэты  разных  литературных течений. Расскажите,   что   вы   знаете   об   этом   поэте?  (ученики   рассказывают   о биографии поэта) Учитель истории: Февральскую и Октябрьскую революции  Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. Блок   был   одним   из   тех   деятелей   искусства   Петрограда,   кто   не   просто принял советскую власть, но согласился работать на её пользу. Власть широко начала использовать имя поэта в своих целях. На протяжении 1918—1920 гг. Блока,   зачастую   вопреки   его   воле,   назначали   и   выбирали   на   различные должности в организациях, комитетах, комиссиях. Постоянно возрастающий объём   работы   подорвал   силы   поэта.   Начала   накапливаться   усталость.   в частном письме в январе 1919 г. он писал: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…».                        Тяжёлые нагрузки,   проживание   в   голодном   и   холодном   революционном   Петрограде окончательно   расшатали   здоровье   поэта —   у   Блока   возникли   проблемы   с сердцем,   зимой   1920   года началась цинга. Весной 1921 г. Александр Блок вместе с Фёдором Сологубом просили выдать им выездные визы. Вопрос рассматривало  политбюро ЦК РКП(б). В выезде было отказано.   появились   психические   расстройства, Оказавшись   в   тяжёлом   материальном   положении,   он   серьёзно   болел   и 7 августа 1921 года умер. Анализ стихотворения «Россия».  (выступление учащихся) Опять, как в годы золотые,  Три стёртых треплются шлеи,  И вязнут спицы расписные  В расхлябанные колеи...  Россия, нищая Россия,  Мне избы серые твои,  Твои мне песни ветровые, —  Как слёзы первые любви!  Тебя жалеть я не умею  И крест свой бережно несу...  Какому хочешь чародею  Отдай разбойную красу!  Пускай заманит и обманет, —  Не пропадёшь, не сгинешь ты,  И лишь забота затуманит  Твои прекрасные черты...  Ну что ж? Одной заботой боле —  Одной слезой река шумней  А ты всё та же — лес, да поле,  Да плат узорный до бровей...  И невозможное возможно,  Дорога долгая легка,  Когда блеснёт в дали дорожной  Мгновенный взор из­под платка,  Когда звенит тоской острожной  Глухая песня ямщика!.. Произведение   написано   18   октября   1908.   Этот   период   в   жизни Александра   Александровича   Блока   был   особенно   плодотворен.   Тогда   он говорил,   что   посвящает   всю   свою   жизнь   Родине,   что   все   его   стихи   о России. Само название стихотворения уже говорит о чём пойдёт речь. Для А. Блока   Россия   –   и   мать,   и   жена,   и   невеста.   Поэт   восхищается   своей Родиной, её стойкостью перед трудностями, при этом не жалея её «тебя жалеть   я   не   умею»,   так   как   считает   Россию   великой   державой,   в которую необходимо верить. Вопросы для анализа стихотворения: (на карточке) Учитель литературы:  Любовь к Родине, восхищение ею проходят через все стихотворение. Блок, сравнивает Россию с любовью к женщине. Но жалеть   он   ее   не   хочет,   в   эту   загадочную   женщину   можно   «только верить» и восхищаться. И как всё актуально!. Учитель   истории:  Страна   меняется,   но   жизнь   «глубинки»   остается прежней.   Так   было   раньше,   так   же   остается   и   сейчас,   все   те   же «расхлябанные колеи» и «нищая» Россия все та же.  Учитель литературы: Однако Блок надеется на будущее, этот символ в «мгновенном взгляде из – под платка» простой деревенской девушки, есть надежда даже вопреки мрачной, плохой дороге и «глухой песне ямщика». У России – есть будущее! 2. Осип Мандельштам. /Звучит отрывок из рассказа Варлама Шаламова «Шерри­бренди» под  «Ноктюрн»  А. Хачатуряна из балета «Спартак»./ Учитель литературы: (на фоне композиции) «Поэт   умирал.   Большие,   вздутые   голодом   кисти   рук   лежали   на   груди,   не прячась от холода. Раньше он совал их за пазуху, на голое тело, но теперь там было слишком мало тепла. Тусклое электрическое солнце, загаженное мухами и   закованное   круглой   решёткой,  было   прикреплено   высоко   под   потолком. Свет падал в ноги поэта – он лежал, как в ящике, в тёмной глубине нижнего ряда сплошных двухэтажных нар. Поэт   умирал   так   долго,   что   перестал   понимать,   что   умирает.   Иногда приходила, болезненно и почти ощутимо проталкиваясь  через мозг, какая­ нибудь   простая   и   сильная   мысль   –   что   у   него   украли   хлеб,   который   он положил под голову. И это было так обжигающе страшно, что он готов был спорить, ругаться, драться, искать. Но сил для всего этого не было, и мысль о хлебе ослабла. Жизнь входила в него и выходила, и он умирал. Он верил в бессмертие, в настоящее   человеческое   бессмертие...он   вовсе   не   устал   жить.   Он   верил   в бессмертие своих стихов. Вся его жизнь была литературной книгой, сказкой, сном, и только настоящий день был подлинной жизнью... К вечеру он умер. Но списали его на два дня позднее – изобретательным соседям его удавалось  при раздаче хлеба двое суток получать хлеб на мертвеца, мертвец поднимал  руку как кукла­марионетка». Жизнь – кому сыто, кому решено: Всех не помилуешь. В осыпь всеобщую Вас­то за что, Осип Эмильевич? Учитель истории:  Было – за что. Дважды в жизни, дважды в своём поэтическом творчестве Мандельштам,   великий   поэт,   человек   небольшого   роста,   непоседливый, задиристый, с гордо вскинутой головой и длинными ресницами, с молодости жизнерадостный   и   легкомысленный,   дважды   в   жизни   этот   странник, чувствующий себя как дома, в мировой культуре и бесприютный и бездомный на Родине, далёкий от текущей политики и гражданских страстей, отважился на  акт  жертвенного  мужества, ожидать   от  которого  было   как  бы  даже  не возможно. В 1918 году он прославил революцию и её вождя, Ленина, а в 1933 году   убийственными   стихами   заклеймил   и   осмеял   наследника   и   палача революции, её продолжателя всемогущего “кавказского горца” Сталина. Учащиеся читают биографию, стихотворение и анализ *** Мы живём, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца ­ Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны. Тараканьи смеются усища И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет ­ Он один лишь бабачит и тычет Как подковы, куёт за указом указ ­ Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него, ­ то малина И широкая грудь осетина. Учитель литературы: Это стихотворение поэт прочитал нескольким близким друзьям. Те в ужасе выслушали и… – донесли. Учитель истории:   О. Мандельштам умер от голода и нервного истощения в пересыльном лагере  “Вторая речка” под Владивостоком 27 декабря 1938 года. Учитель истории:  О дальнейшем рассказывать грустно и больно. Голод, скитания по стране не могли выжить его из своей земли. В это трудное время он встретил свою звезду   Наденьку,   Надю   Хазину.   Она   была   его   спутником,   другом, возлюбленной, душеприказчицей. Ссылка в 1934 году в Чердынь Пермской области последовала сразу же после написания злополучного стихотворения. Попытка самоубийства/выбрасывается из окна больницы/, потом – Воронеж, скитания по провинциальным городам. Второй арест – 3 мая 1938 года, а через 3 месяца тройка ОСО приговаривает его за антисоветскую агитацию к 5 годам исправительно­трудовых лагерей. Дальше – темнота. 3. Марина Цветаева. Учитель литературы:  Красною кистью рябина зажглась, Падали листья. Я родилась. Так   написала   о   дне   своего   рождения  Марина   Цветаева  ­   одна   из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Ещё одна поэтесса ­ ещё одна трагическая судьба. Обострённость   мировосприятия,   атмосфера   душевного   горения, безмерность чувств, острейшие драматические конфликты ­ всё это мы найдем на страницах её поэзии. Её   стихи   напоминают   маленькие   музыкальные   пьесы,   которые завораживают гибким ритмом, напевностью.  /Звучит     песня   на   стихи   М.  Цветаевой   «Мне   нравится,  что   вы   больны   не мной»/ Учитель истории:  Тягчайшие испытания уготовила ей судьба: стремительный взлет к вершинам поэзии,   обожание,   поклонение   сменились   жестоким,   унизительным, нищенским   существованием   после Октября   1917   года   (отсутствие собственного   угла,   постоянная   тревога   за   судьбу   своих   близких   и   друзей, сплетни, травля, невозможность печататься…). Единственное, что спасало, – творчество, осознание своего избранничества.  Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной   жизни   поэтесса   видела   смысл   своего   существования   в   служении поэзии.   Бытие,   произраставшее   из   упорного   подвижнического   труда, побеждало быт. «Стихи – есть бытие», – так утверждала Марина Цветаева. И можно добавить: «Её бытие – в стихах». Учащиеся читают биографию, стихотворение и анализ Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти – нечитанным стихам! – Разбросанным в пыли по магазинам (где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. III. Итоги и рефлексия. Учитель истории: Самая   полная  диктатура   называется   тоталитаризмом:   её  цель  –  подчинить человека тотально, поставить под контроль власти не только его поступки, но и мысли». Поэты «серебряного века» творили в очень сложное время – время катастроф и социальных потрясений, революций и воин. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью.  Итак, подумайте и ответьте на главный вопрос урока: Как повлияла история страны на судьбу поэта в контексте добра и зла? (Многие поэты были высланы за пределы страны, сосланы на каторжные работы, других попросту расстреливали. Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. А источником вдохновения стала она – родная страна- Россия!) Учитель истории: Александр Александрович Блок – умер по вине властей от болезни сердца и нервного расстройства. Осип Эмильевич Мандельштам – за стихи против Сталина ссылается в Чердынь.   Попытка   самоубийства.   Смена   места   ссылки   –   Воронеж. Окончание   срока   ссылки,   вновь   арест.   Приговорён   к   пяти   годам исправительно­трудовых лагерей за контрреволюционную деятельность. В 1938   году   умирает   от   болезни   и   истощения   в   больничном   бараке пересыльного лагеря «Вторая речка» под Владивостоком. Марина Ивановна Цветаева – эмигрировала, 3 с половиной года прожила в Чехии, 14 лет в Париже, сначала смерть дочери Ирины, затем гибель сына в витебской области в армии, затем арест дочери Ариадны и мужа Сергея Эфрона. Эвакуирована в Елабугу на пароходе. В Елабуге под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии Марина Цветаева покончила с собой. Учитель литературы (гасит свечу): Добро и зло давно не новы. Огонь и лёд, свобода и оковы. Подъём и бездна, случай и судьба. Ложь и правда, счастье и тоска. Чёрное и белое, начало и конец. Ну что же ты, поделаешь, Тяжёл судьбы венец… Добро и зло в судьбе страны моей переплелись, И если грешен ты, то кайся и молись… Приложение 1. 1. Биография поэта 2. Анализ стихотворения:  Выразительное чтение стихотворения!!!  Тема (о чём?),   Символические образы (предметы, худ. картины)  Средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения,  метафоры, гиперболы, олицетворения)  Проблема (чего?),  Отношение лирического героя к проблеме  Идея (для чего? Что хотел сказать автор?)  ­Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Итог урока: Как повлияла история страны на судьбу поэта: Какое добро она привнесла поэту? И какое зло причинило ему? Приложение 2. Александр   Блок  родился   и   воспитывался   в   высококультурной   дворянско­ интеллигентской семье 16 ноября (28 ноября) 1880 г. Его отец, Александр Львович был профессором   Варшавского   университета   на   кафедре   государственного   права.   По отзывам   сына,   он   был   способным   музыкантом,   знатоком   литературы   и   тонким стилистом.   Однако   его   деспотический   характер   стал   причиной   того,   что   мать будущего   поэта,   Александра   Андреевна,   литератор,   переводчица,   была   вынуждена уйти от мужа. Атмосфера  литературных  интересов  очень  рано  пробудила  в  нём непреодолимую   тягу   к   поэзии.  Первые   стихи   Блок   написал   в   пять   лет. В юности Александр   Блок   мечтал   стать   актёром,   занимался   декламацией, участвовал   в   любительских   спектаклях. В 1903    году Блок   женился   на Любови Менделеевой,   дочери Д.     Менделеева,   героине   его   первой   книги   стихов   «Стихи   о Прекрасной Даме».       И.      В   кругу   символистов   Блок   занимает   особое   место.   Разделяя   во   многом   их   эстетические убеждения,   он   всё   же   не   был   сторонником   крайнего   индивидуализма   и   пессимизма экспериментатором, отрицающим предшествующую  традицию. Используя  и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо. Стихотворение «Россия».  Восприятие,   толкование,   оценка   Стихотворение   «Россия»   было   создано   А.А. Блоком в 1908 году. Основная тема его — тема Родины, России. Мы можем отне­ сти произведение к гражданской, патриотической лирике. Также мы видим здесь попытку   философского   осмысления   судьбы   России.   В   первой   строфе стихотворения   возникает   тема   дороги.   Картина   создается   конкретными деталями: мы видим «три стертые шлеи», «спицы расписные», «расхлябанные колеи». Затем лирический герой признается в своей любви к Родине: Россия, нищая   Россия,   Мне   избы   серые   твои,   Твои   мне   песни   ветровые,   ­   Как   слезы первые   любви!   Мы   понимаем,   что   судьба   его   и   судьба   России   неразделимы. Герой со смирением принимает все происходящее в стране, он готов разделить с Родиной ее участь, ее трудности и невзгоды: «И крест свой бережно несу…». Он осознает, что страну ожидает непростая, драматическая судьба. Ведь недаром «глухая   песня   ямщика»   звенит   «тоской   острожной»,   а   краса   России   — «разбойная».   Здесь   возникает   едва   уловимый   мотив   русского   бунта,   и   этот момент   всегда   был   в   центре   внимания   поэта.   Образ   России   в   произведении двойственен.   С   одной   стороны,   это   нищая,   сирая   страна,   где   «серые   избы», «расхлябанные   колеи».   С   другой   стороны,   это   страна   огромного   внутреннего потенциала,   духовных   откровений:   здесь   «невозможное   возможно».   В   этих строках звучит вера лирического героя в Россию, в ее скрытые силы. Россия предстает у него в образе прекрасной женщины, матери, жены, возлюбленной (в этом   отличительная,   оригинальная   черта   патриотической   лирики   Блока,   это придает   патриотическим   чувствам   лирического   героя   и   этой   теме   особую интимность).   Поэт   наделяет   ее   конкретными   чертами:   у   нее   —   «разбойная краса», «плат узорный до бровей». В финале стихотворения вновь возникает мотив дороги. И здесь мы вспомним лирическое отступление Н.В. Гоголя о Руси­ тройке   из   поэмы   «Мертвые   души»,   стихотворение   Н.   А.   Некрасова   «Тройка». Таким   образом,   произведение   имеет   кольцевую   композицию   —   начинается   и завершается   оно   образом   дороги,   что   само   по   себе   символично:   Россия находится в вечном движении, в поиске своего пути. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует  различные средства художественной выразительности: эпитеты («в годы золотые», «разбойную красу»), сравнение и инверсию («Как слезы первые любви»), фразеологизм («И крест свой бережно несу»).  Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве в семье коммерсанта, так и не сумевшего создать состояние. Но родным городом стал для поэта Петербург: здесь вырос, окончил одно из лучших в тогдашней России Тенишевское училище, затем учился на романо-германском отделении филологического факультета университета. В Петербурге Мандельштам начал писать стихи, печататься и в 1913 году выпустил первую свою книгу “Каменный” . Покинув вскоре город на Неве, Мандельштам еще будет возвращаться сюда, “в город, знакомый до слёз, до прожилок, до детских припухших желез” — но всякий раз возвращаться ненадолго. Пробовать свои силы в поэзии Мандельштам начал, очевидно, в 1907—1908 годах, впервые его стихи были опубликованы в августовской книжке журнала “Аполлон” в 1910 году. Пройдёт совсем немного времени, и поэзия станет смыслом и содержанием его жизни. Стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…» (1933) стало одним из тех, которое  было направлено против правящей верхушки. Это произведение было равносильно самоубийству. Ведь здесь Мандельштам очень зло и непочтительно отзывается о «земном боге».     Поэт рисует весьма неприглядную картину окружающей его действительности. Он говорит о  том, что люди, словно куклы, живут одним днем. Они не чувствуют значимости своей жизни и  жизней окружающих людей:     Все вокруг подчинено страху за свою судьбу и будущее, которого, если что не так, может и не  быть.     Очень интересно и смело, на мой взгляд, изображает Мандельштам «земного бога». Перед  нами возникает образ, совсем не возвышенный и даже не человеческий. Это существо похоже на  что­то землянистое, пресмыкающееся. У него толстые пальцы, похожие на черви, тараканьи  глаза.     Но основной характеристикой этого «бога» являются его слова. Они, «как пудовые гири  верны», следовательно, никто из окружающих не смеет противоречить им или их опровергать.     Далее поэт показывает, что каков вождь, таково и его окружение:     А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей, Кто свистит, кто мяучит, кто хнычит, Он один лишь бабачет и тычет. Таким образом, несмотря на то, что вокруг вождя много людей, только «кремлевский горец»  вправе казнить и миловать.     Люди, которые окружают вождя, очень мало похожи на людей. Поэт говорит о них, как о  полулюдях. Но это не мифические существа, имеющие получеловеческое, полубожественное  происхождение. Здесь речь идет о существах, не имеющих ничего человеческого именно в  нравственном и духовном плане. Поэтому во внешнем облике этих людей появляется много  животного: «Кто свистит, кто мяучит, кто хнычит…»     Кремлевский горец, на мой взгляд, становится тем существом, которое взяло на себя роль  Бога:     Как подкову дарит за указом указ –  Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз, ­   Что ни казнь, у него­то малина И широкая грудь осетина.     Вождь ­ единственный, кто решает судьбы окружающих его людей. Он чрезвычайно жесток:  «что ни казнь для него – то малина». Следовательно, людские жизни не имеют для этого  усатого монстра никакого значения и никакой ценности. И для Мандельштама в этом  заключается истинная трагедия России. Поэт не может смириться с подобной ситуацией.  Автору очень тяжело осознавать, что его страной управляют кровавые монстры, не имеющие  никаких представлений о нравственности и морали.     В тексте автор прибегает к сравнениям: «пальцы, как черви, жирны», «слова как пудовые гири  верны». Также Мандельштам использует инверсию, которая и придает стихотворению большую  выразительность и подчиненность выбранной теме. Цветаева Марина Ивановна (1892—1941) Марина Цветаева родилась в Москве 26 октября 1892 года в высококультурной семье, преданной интересам науки и искусства. Отец её, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) . Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была натурой художественно одаренной, талантливой пианисткой. Умерла она еще молодой в 1906 году, и воспитание двух дочерей, Марины и Анастасии, и их сводного брата Андрея стало делом глубоко их любившего отца. Он старался дать детям основательное образование, знание европейских языков, всемерно поощряя знакомство с классиками отечественной и зарубежной литературы и искусства. В шестнадцать лет Марина Цветаева самостоятельно осуществила поездку в Париж, где прослушала в Сорбонне курс старо французской литературы. Учась же в московских частных гимназиях, она отличалась не столько усвоением предметов обязательной программы, сколько широтой своих общекультурных интересов. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и по-французски, по-немецки. А когда ей исполнилось восемнадцать лет, выпустила свой первый сборник “Вечерний альбом” (1910) , включавшей в основном все то, что писалось на ученической скамье. Сборник был замечен, появились рецензии. Это стихотворение, написанное в 1913 году, когда Марине Цветаевой был 21  год (а поэту Марине Цветаевой ­ уже 14, ведь начала она писать стихи, по ее собственным воспоминаниям, в 7 лет) , ­ обычное для ее поэзии соединение  личного, частного ­ и высокого, вечного; биографии ­ и поэзии.. Выбор  судьбы, ожидание того, что должно совершиться, хотя и не совершается  пока, становится движущей силой стихотворения. Все стихотворение ­ одно  предложение, причем предложение с обратным порядком слов. Цветаева  выбирает образы, которые подчеркивают подвижность, неустойчивость  стихов ­ и в то же время помещает их в царство покоя и бездвижности ­  "святилище", "пыльные магазины". Именно здесь находятся сейчас (в момент  создания стихотворения) ее стихи, никем не читанные, и никому не нужные.  Но поэт верит, что наступит другое время, когда эти стихи оценят по  достоинству.  Поэтесса не ошиблась и в том, как именно будут восприниматься ее стихи сквозь года. Сегодня они по-прежнему напоминают «брызги из фонтана» и «искры из ракет», так как Цветаева смогла вдохнуть в них жизнь, которую так любила. При этом тема загробного существования, которой увлекалась поэтесса, придала ее произведениям магическое очарование и вселила уверенность в том, что даже после смерти люди продолжают существовать если и не в своей физической оболочке, то в памяти других. Или же в собственных стихах, которые являются самым лучшим напоминанием о тех, кто ушел.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.

Интегрированный урок: история и литература.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017