Интегрированный урок "Комедия "Горе от ума" – зеркало эпохи – картина русского общества"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированный урок "Комедия "Горе от ума" – зеркало эпохи – картина русского общества" И еще раз об интегрированном уроке. Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. “Рост научных знаний, - отмечал В.В.Вернадский, - быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам”. Интеграция - (лат) восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала
Иконка файла материала Комедия Горе от ума.doc
Интегрированный урок "Комедия "Горе от ума" – зеркало эпохи – картина русского общества" И еще раз об интегрированном уроке. Интеграция в образовании ­ не мода, не очередная компания. Она  является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности.  “Рост научных знаний, ­ отмечал В.В.Вернадский, ­ быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все  более специализируемся не по наукам, а по проблемам”. Интеграция ­ (лат) восстановление, восполнение,  объединение частей в целое (integer ­ целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение,  взаимодействие, взаимовидение. Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью,  сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой  информативной емкостью материала.[5 c. 78] Интегрированное обучение не подразумевает только взаимосвязь знаний по разным предметам на   одном  уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и даже урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня  при использовании  большого количества приемов. Возможно   проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2­3  педагога. 60­80%  урочного времени отводится творчеству учащихся, используются различные способы  воздействия на учащегося: видео­художественный, музыкальный ряд, телевидение, декламация, чтение, показ    исторических документов, мультимедийное   сопровождение. [5 c. 105] Главное это не механическое соединение предметов, а общая точка, где находят соприкосновение все  образовательные линии. В данном случае структура урока была усложнена. Точкой пересечения двух образовательных линий было  решено выбрать сопоставление фамусовского общества и общества России первой четверти Х1Х века. Цель урока : интеграция учебного образовательного пространства, как средство создания у учащихся  целостного представления о связях явлений культурной и общественной жизни с характером эпохи на основе  интегрирования различных технологий, методов и форм обучения. Задачи урока: ­ развитие познавательной деятельности учащихся; ­ формирование умения анализировать и синтезировать различные общественно­политические события; ­ углубление навыков работы с историческими и литературными источниками ­ развитие творческих способностей учащихся; ­ совершенствование навыков работы видов заданий ­ развитие умений и навыков работы с телекоммуникационными технологиями ­ развитие коммуникативных навыков. Структура урока: урок рассчитан на 2 часа. В основе урока ­ подготовленный детский ролевой фильм­проект “ Салон З.А.Волконской”.  (Продолжительность фильма 15 мин.) На этапе исследовательской деятельности участникам было предложено разработать “ легенду” своего  героя : изучить биографию, найти отзывы этого героя на комедию А.С.Грибоедова, найти документы, письма,  мемуары, где прослеживалась бы его общественная позиция, подготовить костюмы, найти ноты вальса  Грибоедова и разучить его. Другая группа участников проекта инсценировали отрывки из комедии. Аналитический этап – отбор информации, составление сценария, съемка и монтаж фильма. Заключительный этап – демонстрация фильма на урокеОсновная идея: в салоне встречаются представители различных взглядов, приезжает Грибоедов и читает  отрывки из комедии, слушатели высказывают свое отношение к героям. Затем, когда автор уезжает, обсуждают  пьесу. Список гостей салона З.А.Волконской 1. Грибоедов А.С. – русский писатель, поэт, публицист, дипломат, композитор 2. Волконская З.А. – княгиня, писательница, хозяйка московского литературного салона. 3. Коновницына Е. П. ­ жена героя Отечественной войны, декабриста, генерала 4. Пестель П.И. – декабрист, организатор и вождь Южного тайного общества 5. Кюхельбекер В.К. – поэт, критик, декабрист, член Северного общества 6. Ухтомский Ф.И. – князь, помещик 7. Одоевский В.Ф. ­ писатель, музыковед, мыслитель 8. Сперанский М.Н. – главный советник царя Александра 1 по вопросам управления. I. Начало урока. Актуализация знаний по эпохе Александра 1. Задание 1.Обратитесь к схеме. Определите, на какие два периода делиться правление Александра.[ 1 c.38] Внутренняя политика в 1801­1812 гг. Задачи правления Александра 1 Усовершенствование государственного  Создание “Негласного комитета и  Решениестроя России с учетом влияния  прогрессивных сил. разработка реформ государственного  аппарата М.Сперанским “крестьянского  вопроса”. Курс реформ, предложенный Сперанским. Основные принципы функционирования государственного аппарата Отмена  сословного  деления  общества Разделение властей:  законодательная,  исполнительная,  судебная Выборность  распорядительных и  исполнительных органов  власти Независимость судебной  власти, ответственность  исполнительной власти перед законодательной Изменения в госаппарате. Предлагалось Учреждение Государственной Создание Государственного Думы (обсуждение законопроектов) Совета  (разработка и обсуждение законопроектов) Реформы Сперанского встретили жесткое сопротивление дворянства и были отвергнуты Александром 1. Государственные преобразования Александра 1.[ 1 c.41] Царь ограничился отдельными и непоследовательными мерами. 1803 г. – Указ о вольных хлебопашцах 1808,1809 – запрет продавать крестьян на ярмарках 1801 г. – Право недворян покупать землю с 1802 г. – реформа образования 1808 ­ создание Государственного  Совета Внутренняя политика Александра 1 в 1815­1825 гг.[ 1 c. 48] Либеральные меры Реакционная  политика   1815 г. – Конституция Царству Польскому 1816­1819 гг. Создание военных поселений Март 1818 г. Заявление о намерении ввести в России конституционные порядки 1818 г. Разработка Уставной грамоты для  России 1819,1821 – гонения на просвещение и печать 1822,1823,1824 гг. – запрещение крестьянам  жаловаться на помещика, право ссылать крестьян в  Сибирь 1818 ­ разработка проектов решения  крестьянского вопроса в России 1822 г. – запрещение тайных обществ Задание 2. Вспомните, какие три основные направления идеологии в это время формируются в России. Для  этого прочитайте: В.Ф.Раевский. О рабстве крестьян. “Взирая на помещика русского, я всегда воображаю, что он вспоен слезами и кровавым потом своих подданных;  что атмосфера, которою он дышит, составлена из вздохов сих несчастных; что элемент его есть корысть и  бесчувствие. Ниже сего я примерами изложу, сколько вредно рабство для народа русского, рожденного быть  свободным. Александр в речи своей к полякам обещал дать конституцию народу русскому. Он медлит, и миллионы скрывают  свое отчаяние до первой искры.Дворянство русское, погрязшее в роскоши, разврате , бездействии и самовластии, не требует перемен, с ужасом смотрит на необходимость потерять тираническое владычество над несчастными поселянами. Граждане! Тут не  слабые меры нужны, но решительный и внезапный удар!” [3 c. 218] Задание 3. Определите, мнения представителей какой идеологии представлены в документе. Назовите опорные фразы на основании которых вы сделали свои выводы. Задание 4. Сделайте вывод на основании вышесказанного, почему активно формируется радикальная  идеология. К чему это приведет ? Основная часть урока. Просмотр фильма – проекта “Салон З.А.Волконской. Перед просмотром фильма учащиеся получают опережающее задание. Задание 5. Разделите гостей салона З.А.Волконской на группы. Кто не принимает комедию? Кто одобряет? Кто относится критически? После просмотра фильма ­ проверка задания: ученики отвечают на вопрос: Какие гости салона к какому  направлению идеологии относятся? Далее урок продолжает учитель литературы. Задание 6. Разделите действующих лиц комедии на представителей века нынешнего и века минувшего.  Представителей какого лагеря можно встретить у Фамусова? Почему? Задание 7. Обратитесь к внесценическим персонажам комедии. Есть ли среди них представители передовой идеологии. [ 2  c.47] Задание 8. Обсудите, выйдет ли Чацкий на Сенатскую площадь. Опираясь на мнения гостей салона, выскажите свою точку  зрения. Как Грибоедов относился к декабристам?[ 4 c.206] Заключительная часть урока – дебаты. “Бессмертная” комедия Грибоедова. “Поэт в России больше, чем поэт”    Позиции писателя и общественного деятеля. Результатами урока могут быть:       интерес и активность учащихся; умение применять ранее полученные знания; умение готовиться и работать самостоятельно, используя различные источники, в т.ч. ИКТ; умение сопоставлять и противопоставлять явления, факты, источники; делать самостоятельные выводы; проявление творческих способностей. Список использованных источников и литературы. 1. История России, XIX век. Учебник для 8 класса.   Данилов А.А., Косулина Л.Г.  10­е изд. ­ М.: Просвещение  2009. ­ 287 с. 2. Грибоедов А.С. Горе от ума. М: Детская литература .­2000 .­ 53 с. 3. Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. М: Московский рабочий, 1989.­ 400 с. 4. Пиксанов Н. К. Творческая история “Горя от ума”. М., 1928;­ 278 c/ 5. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока, М:2003.­ 128с.6. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. М: Мысль.­ 1990.­189 с.

Посмотрите также