Интегрированный урок (литература + история) по теме "Героическое прошлое России. М.Ю.Лермонтов "Бородино"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • Образовательные: опираясь на раннее изученные биографические сведения поэта, познакомить с содержанием стихотворения “Бородино”, обратить особое внимание на его художественные достоинства. • Развивающие: развитие у школьников умения делать анализ художественного текста, развитие речи, мышления, внимания и памяти учащихся; развитие умения логично и быстро отвечать на поставленные вопросы. • Воспитательные: воспитание у учащихся уважения к великому прошлому России; воспитание эмоционально-эстетического восприятия мира; воспитание чувства патриотизма. Тип урока: изучение новой темы. МПС: изобразительное искусство, история Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, исследовательский, метод творческого чтения Оснащение: индивидуальные карточки, интерактивная доска
Иконка файла материала Героическое прошлое России. М.Ю.Лермонтов.doc
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Героическое прошлое России. М.Ю.Лермонтов "Бородино" Цели:  Образовательные: опираясь на раннее изученные биографические сведения поэта, познакомить с  содержанием стихотворения “Бородино”, обратить особое внимание на его художественные  достоинства. Развивающие: развитие у школьников умения делать анализ художественного текста, развитие речи,  мышления, внимания и памяти учащихся; развитие умения логично и быстро отвечать на поставленные  вопросы. Воспитательные: воспитание у учащихся уважения к великому прошлому России; воспитание  эмоционально­эстетического восприятия мира; воспитание чувства патриотизма.   Тип урока: изучение новой темы. МПС: изобразительное искусство, история Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, исследовательский, метод творческого чтения Оснащение: индивидуальные карточки, интерактивная доска Ход урока Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, ­ сильно, пламенно и нежно. М.Ю.Лермонтов I. Вступительное слово учителя. Учитель: Откройте ваши тетради по литературе, запишите сегодняшнее число. А вот тему я вам говорить пока  не буду, хочу, чтобы вы мне сами ее отгадали. Перед вами шифровка, в которой спрятана тема нашего урока. Чтобы ее разгадать, вам надо вспомнить  некоторые факты биографии русского поэта, писателя М.Ю. Лермонтова, которого один из критиков назвал  “Нераспустившимся цветком русской поэзии”. Учитель: “Героическое прошлое России”. Как вы это понимаете? Я попрошу 1 ряд объяснить мне значение слова “героическое”. 2 ряд объясняет значение слова “прошлое”. 3 ряд – “Россия” с помощью подбора синонимов,  словосочетаний. Вывод: Героическое прошлое России – это подвиги людей, совершивших их очень давно, во имя Родины и  будущего. II. Беседа с учащимися. Учитель: Бородино – знакомо ли вам это слово? Предполагаемый ответ. Да. О Бородинском сражении мы узнали на уроке истории. Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, ее могущества. Бородино же  расположено в 120­ти километрах от Москвы. Мы знаем, что 26 августа (7 сентября) 1812 года здесь произошло  кровопролитное сражение с армией Наполеона. Главнокомандующим в стане русских был назначен  прославленный Кутузов. Учитель: Но вначале обратимся к словам М.Ю.Лермонтова. Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,Как русский, ­ сильно, пламенно и нежно. Имеет ли отношение пламенное выражение поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора? Что значило проиграть бой под Бородином? Предполагаемый ответ. Открыть дорогу на Москву – значило низвергнуть символ мощи и непобедимости  государства. Учитель: Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды французской конницы.  Семь раз огнем и штыком русские воины отбрасывали врага. “За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!” ­  таков был приказ. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: “Трудно себе представить ожесточение  обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепляясь друг с  другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми.  Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью;  раскаленные пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском...” [1] Учитель: История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения  М.Ю.Лермонтова. 1. Выскажите свое предположение, о чем же это стихотворение? Предполагаемый ответ. О Бородинском сражении 1812 года, о героической битве русских с французами­ захватчиками под Бородино. Учитель: Прежде чем послушать стихотворение, обратим внимание на лексическое значение слов, которые  встретятся нам в стихотворении. редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя; мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин; картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле; лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; бивак – стоянка войск под открытым небом; кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи; булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки; улан, драгун – солдаты конных полков; басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги. К каким лексическим группам относятся эти слова? Предполагаемый ответ. Это слова иноязычного происхождения, профессионализмы. Учитель: Правильно, ведь речь пойдет о военных событиях 1812 года; прозвучавшие слова помогают автору  приблизить время для читателя, точнее рассказать о жизни людей в прошлом. 2. Чтение вслух стихотворения “Бородино” "Скажи­ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана. Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Не даром помнит вся Россия Про день Бородина!" ­ Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри ­ не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля.....Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы. Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют что ли командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?" И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки ­ Французы тут­как­тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой­ка, брат, мусью: Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: "Пора добраться до картечи!" И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам.... Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!" ­ И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись как тучи, И всё на наш редут. И даны с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед вами, Все побывали тут.Вам не видать таких сражений!... Носились знамена как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!... Земля тряслась ­ как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой.... Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять.... Вот затрещали барабаны ­ И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри ­ не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы. Учитель: Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, ­ сильно, пламенно и нежно. Можно ли сказать, что М.Ю. Лермонтов смог передать в стихотворении всю свою сыновью любовь и  преданность своей Родине? III. Д/З: иллюстрация стихотворения. Список литературы: 1. Фризман Л.Г. 1812 год в русской поэзии. – М.: Знание. – С. 18­19.

Посмотрите также