Интегрированный урок (литература + история) "Слово о полку Игореве". 8-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: подготовить учащихся к восприятию древнерусского памятника «Слово о полку Игореве»; помочь воссоздать картину времён написания произведения. Оформление урока: • выставка книг-переводов «Слова…». • карта Руси к 1185 году, карта «Киевская Русь в IX-XII веке”. • мультимедиапроектор. Проект урока. I. На экране слайд 1 с древнерусским текстом: «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславича? Начатии же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню!» Учитель литературы: Прочитайте текст. Легко ли его читать? На какие особенности текста вы обратили внимание? Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор на уроке? (Высказывания восьмиклассников.) Да, перед вами древнерусский текст. Так начинается «Слово о полку Игореве», произведение, которое является шедевром русской литературы. Слайд 2: Разворот издания «Слова о полку Игореве».
Иконка файла материала Слово о полку Игореве.doc
Интегрированный урок (литература + история) "Слово о полку Игореве". 8-й класс Цель: подготовить учащихся к восприятию древнерусского памятника «Слово о полку Игореве»; помочь  воссоздать картину времён написания произведения. Оформление урока:    выставка книг­переводов «Слова…». карта Руси к 1185 году, карта «Киевская Русь в IX­XII веке”. мультимедиапроектор. Проект урока. I. На экране слайд 1 с древнерусским текстом: «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных  повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславича? Начатии же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по  замышлению Бояню!» Учитель литературы: Прочитайте текст. Легко ли его читать? На какие особенности текста вы обратили  внимание? Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор на уроке? (Высказывания восьмиклассников.) Да,  перед вами древнерусский текст. Так начинается «Слово о полку Игореве», произведение, которое является  шедевром русской литературы. Слайд 2: Разворот издания «Слова о полку Игореве». – Вы знаете что­нибудь об этом произведении? Что? Учитель литературы (зачитывает): «Игорь к Дону воинов ведёт. Уже беду его подстерегают птицы по  дубравам…  О Русская земля! Ты уже за холмом!» – эти строки, кажется, всегда были с нами. Маленькое  произведение с удивительной судьбой, написанное ритмической прозой. История «Слова о полку Игореве»  началась с того, что граф Алексей Иванович Мусин­Пушкин увлёкся собиранием древностей. Слайд 3. Портрет А.И.Мусина­Пушкина. (1744­1817) В 1787 году ярославский архиепископ Арсений передаёт графу «старинные документы, среди которых  оказалось «Слово о полку Игореве», которое до того хранилось в Спасо­Преображенском монастыре. Слайд 4: Ярославль. Преображенский собор Спасского монастыря. В 1800 году Мусин­Пушкин стал переводить «Слово…» с древнерусского языка на язык, на котором говорили в  18 веке. Он сразу понял, что поэма уникальна. В этом же году вышло первое издание «Слова…». Граф с  оригинала сделал копию для Екатерины II. Во время французского нашествия 1812 года в огне сгорела вся  библиотека Мусина­Пушкина. Так был утрачен оригинал «Слова…» Если бы не екатерининская копия да  несколько экземпляров первого издания, «Слово…» для нас было бы потеряно. В настоящее время она хранится в Центральном го. Архиве древних актов в Москве. – Обычно вместе с названием произведения мы произносим имя его автора. А сегодня я не произнесла его  имени. Как вы думаете, почему? Да, мы не знаем его имени. Но его личность за каждой строкой произведения. Он размышляет о страшном  походе князя Игоря, оплакивает погибших воинов, радуется возвращению Игоря. Благодаря таланту  неизвестного автора, мы услышим свист стрел, увидим, как никнут от жалости к павшим травы, как «болотом»  течёт река Двина. Зачитываю текст: «Уже ведь, братия, невесёлое время настало…» до слов: «…а поганые со всех сторон  приходили с победами на землю Русскую». – Почему же это произошло? II. Слово учителя истории: На рубеже 11 – 12 веков единое древнерусское государство распалось на целый ряд отдельных  полусамостоятельных княжеств и земель, между которыми шли острые междукняжеские усобицы.Слайд 5: Карта «Киевская Русь в XI – XII веке». Эти усобицы были на пользу половецким ханам. В 70­х годах XII века их набеги на Русь участились. Они  превратились в «рать без перерыва» (лексическая работа). Перед лицом грозной опасности князья стали договариваться о совместных боевых действиях. В начале 80­х годов князь Святослав Всеволодович Киевский, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил  половцев в глубь причерноморских степей. Слайд 6: «Карта Руси к 1185 году». Весной 1185 года против кочевников выступил двоюродный брат киевского князя – Игорь Новгород­Северский Слайд 7. Илья Глазунов. Князь Игорь вместе с братом Всеволодом, сыном и племянником. Поход обернулся разгромом: всё войско Игоря погибло, а  сам он попал в плен. До Игоря никто из русских князей в плен не попадал. Это событие произвело тягостное  впечатление на современников. Слайд 8. В.Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. Игоря упрекали в легкомыслии и своеволии, в том, что пошёл на половцев, не договорившись со Святославом,  великим князем Киевским. Если бы не княжеская усобица, разве смогли бы воинственные соседи безнаказанно вторгаться в русские  пределы? – Ребята, как вы думаете, с какой целью автор написал «Слово…»? Только ли потому, чтобы рассказать о  неудачном походе князя Игоря? (Высказывания восьмиклассников). III. Слово учителя литературы. Верно. Поход Игоря против половцев и поражение его войска – это для автора и нас повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для горячего призыва объединиться и защитить  Русь. Эта мысль – единение русских против общих врагов – и является главной мыслью произведения. Причину  неудачного похода Игоря автор видит не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены,  действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы. Он взывает к русским князьям:  почему не пришли, не помогли Игорю, почему допустили его плен и гибель войска? IV. Слово учителя истории. Вспомните, в каком году князь Игорь предпринял поход? Значит, «Слово…»  написано по горячим следам от пожаров и набегов – в промежутке между 1185 – 1187 годами. К сожалению,  точной даты в летописях не сохранилось. V. Слово учителя литературы. Вспомните жанры древнерусской литературы. (Житие, летопись, хождение…  слово.) Словарная работа: «Слово». В древнерусской письменности «словом» назывались как церковно –  поучительные, так и повествовательные произведения. В самом тексте автор называет своё сочинение  «повестью». Откроем текст и прочитаем первый абзац. На экране проецируются слайды. Одновременно голос за кадром читает фрагменты статьи Д.С. Лихачёва  «Слово о полку Игореве»: Слайд 1. Портрет Д.С. Лихачёва. Слайд 2. Первые строки «Слова о полку Игореве». Художник. И. Голиков. Слайд 3. Илья Глазунов. Отправление войск. Слайд 4. М.Самсонов. Дружина Игоря в походе.  Слайд 5. И.Голиков. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Слайд 6. И.Блинов. Миниатюры из рукописи «Слова о полку Игореве». Слайд 7. Н.Рерих. Стрелы неба, копья земли. Слайд 8.  И.Глазунов. Ярославна. VI. Домашнее задание – рефлексия. Ответить на вопросы.