Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"
Оценка 4.6

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
01.03.2018
Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"
аудиозапись монолога Катерины "Почему люди не летают?"
№2 Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему.docx
Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему «Город Калинов и его обитатели» 1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжаем изучение драмы Александра Николаевича Островского «Гроза».  Тема  нашего сегодняшнего урока – «Город Калинов и его обитатели». Урок наш необычный.  Мы будем  раскрывать эту тему с помощью средств географии. И поможет нам в этом ваш учитель географии  Елена Николаевна. Разговор наш будет вестись о городе Калинове – его географическом положении,  климате, растительности. И в то же время , исходя из темы урока, мы должны будем эти реальные  географические факты соотнести с авторским описанием в пьесе. Вторая часть нашей темы – его обитатели. Мы постараемся их охарактеризовать через анализ  текстового материала и выявить авторское отношение к происходящему. В конце урока мы должны  будем ответить на следующие вопросы: • • •  1.Что из себя представляют жители Калинова? От кого зависит духовная атмосфера в городе? 2. Как реальные географические факты соотносятся с авторским описанием в пьесе? 3. Каково авторское отношение к происходящему?  Каких же целей урока мы должны достигнуть? Переведите вопросы в формулировку проблем, т.е.  целей  урока, как мы делаем в сочинении ЕГЭ. 2. Постановка целей урока Цели урока: • • • 1. Охарактеризовать нравы жителей Калинова – прежде всего тех, от кого зависит  духовная атмосфера в городе. 2. Соотнести реальные географические факты с авторским описанием в пьесе. 3. Выявить авторское отношение к происходящему.  3. Повторение  Викторина на знание сюжета. Вначале вспомним некоторые моменты произведения. А) Сколько времени занимает действие? (12 дней) Б) Где происходит действие? ( 4 действия из 5 происходят в городе) В) Какая роспись была на стене старинной, начинающей разрушаться постройки? («Это геенна  огненная) Г) Какое событие является кульминацией пьесы? (признание Катерины) Д) От чего пытаются укрыться жители в этом старинном здании? (от грозы) Е) Жанр деятельности литератора А.Н.Островского? (драматург) 4. Новый материал А) Прообраз города Калинова В классической драматургии принципы построения любого произведения определяются единством  трёх условий: места, времени, действия. Время занимает 12 дней драматургической жизни героев.  Место автор определил достаточно точно – некий город Калинов, в пространстве которого развёртываются трагические хитросплетения сюжета пьесы. Только одно из 5 действий 2 –  происходит в интерьере дома Кабановых., остальные же имеют публичный, городской характер.   Летом 1855 года  Морское министерство России снарядило этнографическую экспедицию для  изучения быта и культуры поволжских городов. В экспедиции принимал участие и А.Н.Островский.  Впечатления от поездки нашли отражение во многих произведениях драматурга. По мнению  исследователей, «прообразом» города Калинова в пьесе «Гроза» могли быть Кострома, Торжок или  Кинешма. С Костромой его связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного суда, с  Торжком – местные нравы. Правильнее будет сказать, что Калинов – обобщённый образ  провинциальных городов России. Б) Каково же географическое место этих городов? (выступление географов) ­ Давайте  рассмотрим эти города с географической точки зрения и выясним точки соприкосновения реальных   городов   и   вымышленного   города   Калинова.   Для   начала   обратим   внимание   на   карту   и определим в каком регионе расположены они? (Центральная Россия) Первый город:  Торжок  и его ГП, он расположен в предгорье Валдайской возвышенности на реке Тверце. В 64 километрах к юго­ востоку находится Тверь, а в 239 километрах — Москва. В начале своей истории город Торжок имел название Новый Торг., что по мнению исследователей связывает Торжок и Калинов (местные нравы) Костромская область  расположена в центральной части Восточно­Европейской равнины на берегу великой русской реки Волги между. Граничит на севере с Вологодской областью, на юге –Ивановской и Нижегородской обл., на западе – Ярославской обл., на востоке – Кировская и Нижегородской обл. ии К нешма  — город расположен на северо­восточной части Ивановской области Административный центр   Кинешемского   района.   Город   расположен   на   правом   берегу   Волги   (Горьковское водохранилище),  в  400 км  северо­восточнее  Москвы,  в 100  км от  областного центра Иваново,  и занимает площадь 48,9 км², протянувшись вдоль берега реки более чем на 11 километров[4]. Что же  эти города связывает с вымышленным (река) в случае с Костромой , Кинешмой и Калиновом это …(Волга) В) Сравним растительность центральной России с описанием? ­   Посмотрим   на   карту   природных   зон   и   определим   в   какой   природной   зоне   расположена ЦР(Смешанные и широколиственные леса). Вспомним какая растительность характерна для этой зоны Широколиственные леса обычно многоярусны. Верхний ярус образуют дубы или липы, второй – чаще всего клён, вяз, ясень, далее – кустарники орешника, бересклета, жимолости и др. Самые нижние ярусы   представлены   широкотравьем   (дубравнотравьем)–   травянистыми   растениями   с   широкими листовыми пластинками. Густы и многоярусны леса субтропиков. В первом ярусе – дуб, бук, каштан, тис, во втором – граб, дзельква, в третьем – вечнозелёные кустарники лавровишни, рододендрона, самшита; в травянистом покрове – много эфемероидов.( экологическая группа травянистых однолетних растений с очень коротким вегетационным периодом (некоторые заканчивают полный цикл) Леса встречаются в степной зоне в поймах рек (урёмы) и по склонам долин и балок (байрачные леса). Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрим картину И.И.Левитана «Вечер. Золотой плёс».  Охарактеризуйте, что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги в тех местах, где происходило  действие пьесы? (Сочная, залитая лучами восходящего солнца зелень кустарников.  Г) Работа с картиной ­  Какую растительность вы можете отметить? (кустарники орешника, жимолости, лавровишни, из деревьев – каштан. Землю устилает  широкотравье. Оранжевые, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман.  Противоположный берег лежит в серовато­сизой дымке). ­ Кто из героев пьесы по достоинству оценивает красоту этих мест? (Кулигин и Катерина). Докажите словами текста.  ­ Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!.. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё  наглядеться не могу! (Кулигин) ­ Отчего люди не летают? …   Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда  кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла  руки и полетела. (Катерина) 5. Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность её конфликта. Пейзажный фон «Грозы» даёт определённый эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.  Итак, атмосфера жизни калиновцев душная. Сегодня мы ещё раз убедимся в этом. А каков реальный климат этих мест? Д) Климат ­ На протяжении пьесы идет описания погоды города Калинова, давайте опишем реальную картину климата ЦР? Климат  Центральной   России   умеренно­континентальный.   Удаленность   от   морей   приводит   к значительным   перепадам   годовых   температур.   Для   центральных   регионов   России   характерны длительные   морозные   зимы,   довольно   короткое   и   теплое,   даже   жаркое   лето,   затяжные   весны   с возвратными холодами и продолжительная, дождливая осень. ­ Т.к действие происходит летом, поэтому заострим своё внимание на этом времени года, на самом деле там часто идет дождь в сопровождении грозы? Лето  в   Центральной   России   довольно   короткое,   но   теплое,   с   умеренной   влажностью.   Порой устанавливается   изнуряющая   жара,   когда   температура   воздуха   приближается   к   30­градусным отметкам, но на непродолжительное время. Обычно днем бывает 22­25 градусов. Летом в центр России часто приходят атлантические циклоны, которые приносят с собой влажный прохладный воздух. Пасмурных дней много, дожди зачастую сопровождаются грозами, бывают ливни, град, штормовые ветра. Туманы более характерны для конца июля и августа. Нередко ситуация меняется на противоположную: приходит антициклон и погода становится сухой и жаркой. В целом летняя погода в Центральной России весьма комфортна и устойчива. Е) определение нравственной географии пространства драмы Итак, российская провинция. Волга. Лето. Город, где все живут по старинке. В общественном саду на  берегу реки сидит изобретатель­самоучка Кулигин  и от полноты чувств, видимо, поёт, любуясь  заречными сельскими видами, райскими красотами. Так начинается драма. Здесь, на высоком берегу  Волги, проходит граница между чудом заволжской природы и городом –местом, где сосредоточено  зло и несчастье. Недаром тонкая и поэтичная Катерина хочет стать птицей и улететь в дивные  красоты и дали, которые видит её измученная бытом и злонравием родных душа. А вот что говорит  про городскую жизнь и обычаи наблюдательный Кулигин: «,,,жестокие нравы в нашем городе, сударь,  жестокие». Видно, и сам немало натерпелся уже и почти смирился. Действительно, что­то страшное и  недоброе постоянно совершается здесь. Мы видим, что  чёткое определение нравственной географии пространства драмы – это царство  несвободы. Свобода, покой, любовь – там, за Волгой. Недаром туда уходят ночами влюблённые  Кудряш и Варвара. Недаром вся истинная человеческая жизнь происходит под покровом ночи, когда  засыпают тяжёлым сном все эти кабанихи, дикие, феклуши.  Ж) вывод по второй цели урока Какой вывод мы можем сделать из данного географического и литературного материала, исходя из второй цели нашего урока? Таня, посылаю тебе вывод по второй цели урока: 2. Соотнести реальные географические факты с авторским описанием в пьесе. Сами вы его, скорее всего, затруднитесь сформулировать. В ходе урока, когда я спрошу: «Какой вывод мы можем сделать из данного географического и литературного материала, исходя из второй цели нашего урока?», ты помоги классу, пожалуйста, ответь. • Мы познакомились с растительностью и климатом Центральной России, в частности,  Поволжья, и узнали, что летом там может быть изнуряющая жара, но атлантический циклон  может приносить с собой влажный прохладный ветер, грозы. В нравственной географии  пространства драмы мы видим душную атмосферу невежества и самодурства, «тёмное  царство», в которое попала Катерина как лучик света, которая своим стремлением к свободе,  протестом, вызовом прогремела над силами этого тёмного царства, как гроза.  З) Анализ текстовой характеристики действующих лиц. К сегодняшнему уроку вы подбирали высказывания действующих лиц – представителей «тёмного  царства» города Калинова. Сейчас мы прослушаем ваши текстовые характеристики и дадим описание  героя. Дикой ­ Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит… (Кудряш) ­ Уж такого­то ругателя, как наш Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.  (Шапкин) ­Унять­то его некому, вот он и воюет… (Шапкин) ­ Как не ругать! Он без этого дышать не может… (Кудряш) ­ Он прежде наломается ад нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все­таки тем, что не даст ничего…(Борис) ­ У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет  стоит. (Кудряш) ­ На него­то и свои никак угодить не могут, а где уж мне…(Борис) ­ Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из­за  денег. Ни одного расчета без ругательств не обходится. Другой рад от своего отступиться,  только бы унялся. А беда, как поутру его кто­нибудь рассердит! Целый день ко всем  придирается. (Кудряш) ­ А вот беда­то, когда обидит его такой человек, которого он обругать не смеет, тут уж  домашние держись! (Борис) ­Уж немало я дивлюсь на тебя: сколько у тебя народу в доме, а на тебя одного угодить не  могут. (Кабанова) ­Нет над тобой старших, вот ты и куражишься…(Кабанова) Примерная характеристика, выполненная учащимися: (Дикой – дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басовитым голосом…Слывет в городе грубым и жестоким  человеком. Самодур. Самодурство его основано на власти денег, материальной зависимости и  традиционной покорности калиновцев. Откровенно обсчитывает мужиков. Сознает свою силу –  это сила денежного мешка. Дорожит каждой копейкой и раздражается при встрече с Борисом, претендующим на часть наследства. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений  героев пьесы. Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по сути он малодушен и  труслив. Речь Дикого груба, насыщенна грубой просторечной лексикой и обилием ругательств:  «Дармоед! Пропади ты пропадом!... Тьфу ты, проклятый! Что как столб стоишь­то!...  Провались ты! Я с тобой и говорить­то не хочу с иезуитом!) Кабаниха. ­Хороша тоже и Кабаниха!... Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия… (Кудряш) ­Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. (Кулигин) ­Не уважишь тебя, как же… (Варвара) ­…что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем (Тихон) ­…поедом ест, проходу не дает… (Тихон) ­Точит она его (Тихона) теперь, как ржа железо… У нее сердце все изноет, что он на своей воле  гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу –  побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано. (Варвара) ­Коли маменька посылает, как же я не поеду. (Тихон) ­Ну, я Богу молиться пойду, не мешайте мне…(Кабанова) ­ Молодость­то что значит… Смешно смотреть­то даже на них!...ничего­то не знают, ни  какого порядка…Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом­то и держится, пока живы.  (Кабанова)  ­Не очень­то нынче старших уважают…(Кабанова) ­Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом­то опостылел; стены­то даже  противны… (Катерина) ­…многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами украшаются: оттого все и  делается прохладно и благочинно… (Феклуша) ­Некуда нам торопиться­то, милая, мы и живем неспеша…(Кабанова) ­Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! (Кабанова Дикому) ­Положим, у нее хоть муж и дурак, да свекровь­то больно люта… (Кудряш) ­Маменька­то у вас больно крута. (Кулигин) ­Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! (Тихон) ­Маменька ее поедом ест, а она ,как тень, ходит безответная… (Тихон) ­Я­то бы ничего, а маменька­то…разве с ней сговоришь…(Тихон) ­Уж это надо прямо сказать, что от маменьки (Варвара убежала из дома), потому стала ее  тиранить и на замок запирать… (Тихон) ­свекровь мучает меня, запирает… все смеются мне прямо в глаза, на каждом слове тобой  попрекают…(Катерина) ­Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…(Тихон) Примерная характеристика, выполненная учащимися: (Высокая грузная старуха, носит старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно. Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно  точит домашних. Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы  жизни. Кабаниха убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы. Ее образ  вырастает до символа патриархальной старины. Опираясь на авторитет старины, Кабаниха  широко использует в речи народную фразеологию, пословицы: «Что ты сиротой­то  прикидываешься? Что ты нюни­то распустил?», «Чужая душа – потемки». Размеренный,  монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов и словосочетаний: «…кабы своими  глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не  дает, со свету сживает…». Зависимые от Кабанихи домочадцы по­разному относятся к ее  поучениям.) Феклуша и другие жители города. ­Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый,  добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! (Феклуша) ­Все в огне гореть будете неугасимом! Все в смоле будете кипеть неутолимой! (Барыня) ­Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет­то. (Феклуша) ­Кто вас разберет, вы все друг на друга клеплете…все соритесь, да перекоряетесь. (Глаша) ­А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть… Сладко  поесть люблю. (Феклуша) ­Я …далеко не ходила, а слыхать – много слыхала… (Феклуша) ­А то есть еще земля, где все люди с песьими головами …За неверность. (Феклуша) ­Еще хорошо, что добрые люди есть: нет­нет да и услышишь, что на белом свете делается; а то бы так дураками и померли. (Глаша) ­Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние…Вот у вас…редко кто и за ворота выйдет посидеть…а в Москве­то по улицам гульбища и игрища, индо  стон стоит… Да чего, огненного змия стали запрягать…(Феклуша) ­Тяжелые времена­то… уж и время­то стало в умаление приходить…время­то короче  становится…за наши грехи все короче и короче делается…(Феклуша) ­Что ж такое Литва? – Так она Литва и есть. – А говорят, братец ты мой, она на нас с неба  упала… ­ Не умею тебе сказать, с неба, так с неба.. (Горожане) Примерная характеристика, выполненная учащимися: (Мир города неподвижен и замкнут: его жители имеют смутное представление о своем  прошлом и не знают ничего о том, что происходит за пределами Калинова. Нелепые рассказы  Феклуши создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх. Она несет в общество тьму, невежество. Вместе с Кабановой она скорбит о конце доброго старого  времени, осуждает новые порядки. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы  домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о «последних временах».  Патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Жизненная позиция Феклуши  предопределяет и особенности ее речи. Она стремиться расположить к себе окружающих,  поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее  присловием «милая». Островский показывает целую толпу горожан, олицетворяющих калиновское мещанство. Для  них характерны суеверный страх перед грозой, настороженное отношение к словам Кулигина,  невежественные разговоры о Литве, покорность перед власть имущими.) Тихон Кабанов. ­ Да как же я могу, маменька, вас ослушаться. (Кабанов) ­Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…(Кабанов) ­…что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем… (Кабанов) ­Что ты сиротой­то прикидываешься? Что ты нюни­то распустил? Ну какой ты муж?  Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого. (Кабанова) ­Да я, маменька и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить! (Кабанов) ­Дурак! Что с дураком и говорить, только грех один… (Кабанова) ­Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть­то  на тебя. (Варвара) ­Знай свое дело – молчи, коли уж ничего не умеешь… (Варвара) ­Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю как вырваться­то, а ты еще со мной  навязываешься. (Кабанов) ­С этакой­то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь… Какой ни на есть, я все­таки  мужчина…всю жизнь вот этак жить…так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что  недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?  (Кабанов) ­А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька  приказала….Вот я и убиваюсь, глядя на нее. (Кабанов) ­Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить. (Кулигин) ­Нет, говорят своего­то ума. И, значит, живи век чужим. Примерная характеристика, выполненная учащимися: (Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремиться убедить ее в своем послушании.  Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи  уничижительный характер. Он понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.  Но Тихон – человек безвольный, который смиряется с лютым нравом матери.) Варвара и Кудряш. ­Мало у нас парней­то на мою стать, а то бы мы его озорничать­то отучили… (Кудряш) ­Он чует носом­то своим, что я свою голову дешево не продам…Это он вам страшен, а я с ним разговаривать­то умею. (Кудряш) ­Я грубиян считаюсь…Я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. (Кудряш) ­Да не спускаю и я: он е слово, а я десять…Нет уж, я перед ним рабствовать не стану. (Кудряш) ­Больно лих я на девок­то… (Кудряш) ­Что мне тебя судить, у меня свои грехи есть… (Варвара) ­А что за охота сохнуть­то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя!... Так какая ж неволя себя мучить­то! (Варвара) ­Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь. (Варвара) ­И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…(Варвара) ­А по­моему делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. (Варвара) ­Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься. (Кабанова) ­Варвару маменька точила­точила, а та не стерпела, да и была такова, ­ взяла да и ушла… Говорят с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут… от маменьки, потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, ­ говорит, ­ хуже будет». Вот так и вышло. (Кабанов) Примерная характеристика, выполненная учащимися: ( Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. Она иронизирует над матерью, осуждает ее. В любви варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. Варвара не любит, а только «гуляет». Автор изображает «вольное» поведение молодежи.) и) вывод по первой цели урока Итак, какой вывод по первому вопросу или цели нашего урока? Перед нами раскрываются не только яркие колоритные образы жителей города Калинова, обладающие характерной внешностью и индивидуальными речевыми особенностями, но и острые столкновения  героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв. Каково авторское отношение к жителям города Калинова? ( то есть вывод по третьей цели К) вывод по третьей цели урока? нашего урока) Осуждение грубости, жестокости, насилия, лицемерия, невежества, процветающего  среди его  жителей. И всё же устои «тёмного царства» постепенно рушатся. Катерина бросается с обрыва в  Волгу. Она как бы растворяется в пейзаже Заволжья, там, где любовь и свобода. Прозревает Тихон  Кабанов. Вот они, последние слова драмы: «Хорошо тебе, Катя! А я­то зачем остался жить на свете  да мучиться!» 5. Рефлексия . 1. Достигли мы с вами поставленных целей? 2. Что показалось необычным в нашем необычном уроке? (сравнение географического положения города Калинова и нравственного пространства пьесы ;  климата летнего грозового Калинова и душной атмосферы невежества и самодурства). 3. Какой синквейн вы составили? (при наличии времени; если не успели, то перенести в домашнее  задание) Город Калинов Купеческий, ограниченный Властвуют, боятся, существуют «Жестокие нравы в городе, жестокие!» Капкан 6. Домашнее задание. 1)Составить синквейн по теме урока,  письменный ответ на вопрос: «Как соотносятся реальные географические факты с авторским  описанием в пьесе?» (типичная растительность и пейзаж картины И.И.Левитана «Вечер. Золотой  плёс»; климат Поволжья и душная нравственная атмосфера грубости, жестокости, невежества и  лицемерия в драме) 2)Определить координаты городов Торжок, Кострома, Кинешма.

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"

Интегрированный урок литературы и географии в 10 классе на тему "Город Калинов и его обитатели"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018