Разработка урока "Петербург Достоевского" (10 класс)
Оценка 4.8

Разработка урока "Петербург Достоевского" (10 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
10.04.2018
Разработка урока "Петербург Достоевского" (10 класс)
Урок-путешествие в 10 классе "Петербург Достоевского" построен с использованием игровой технологии. Учащиеся вместе с учителем путешествуют по маршруту главного героя Раскольникова, чтобы понять причины поступков героя, истоки возникновения его теории. Они являются активными участниками урока: экскурсоводами, составителями маршрута и карты, художниками-создателями интерьеров жилищ героев.
Петербург Достоевског1.docx
Петербург Достоевского. (урок­путешествие) 1. Погружение в тему. Видеоряд о Санкт­Петербурге, чтение отрывка из  произведения А.С.Пушкина «Медный всадник»: Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой строгий, стройный вид,  Невы державное теченье, Береговой её гранит… ­ Каково ваше впечатление от посещения города на Неве? (сообщение  учащегося) 2. Целеполагание. Какие вопросы возникают у нас при чтении темы урока?  (запись 3­4 вопросов на доске). Экскурсия по городу Достоевского окунает нас в мир его романа, познакомит с героем, его душевным состоянием. 3.Ход урока. ­ где мы встречаем героя романа? ­ куда отправляется Раскольников, выйдя из дома? (просмотр начала художественного фильма «Преступление и наказание») ­ проследим первый маршрут Раскольникова. Учащийся­экскурсовод сообщает по карте движение героя по городу: 1) Какая атмосфера царит на улице, по которой идёт молодой человек? –  зачитать отрывок «духота стояла страшная…» 2) Мы смотрим на город глазами героя. Что он в это время думает, видя  вокруг себя омерзительную картину? – зачитать о трусости 3) Важную роль играют описания жилищ: экскурсоводы о жилище  главного героя, жилище старухи процентщицы. Случайно ли так  детально описываются комнаты? 4) Пойдём за героем по улицам города. Куда он направляется дальше?  Почему в распивочную? Смог ли герой спрятаться здесь от удушливой  атмосферы города? 5) Продолжим экскурсию. Рассказать о том, куда приходит Раскольников  после распивочной. (Демонстрация интерьера комнаты Мармеладовых) – О чём говорит описание этой комнаты? ( Жизнь этих людей доведена  до крайней нищеты, однако они не встречают не то что помощи, даже  сочувствия – «ко всему подлец­человек привыкает») Как герой  прокомментировал то, что увидел у Мармеладовых? 6) Итак, мы вслед за героем прошли по улицам Петербурга и к каким  выводам пришли? (город­символ бесчеловечности) Как может  чувствовать себя человек в такой обстановке? (город закрытых  форточек – хочется уйти, спрятаться, глотнуть свежего воздуха) А куда спрятаться главному герою? 7) Демонстрация интерьера комнаты Раскольникова. Зачитайте описание  его жилища. Можно ли это считать домом? Как должен чувствовать  себя человек в такой обстановке? О чём говорят детали интерьера? ­ Вывод: Не может в такой обстановке родиться в душе и мозгу  человека что­то светлое, радостное. Именно здесь у доведённых до  отчаяния людей рождаются страшные, нелепые идеи.  ­ проследим Второй маршрут Раскольникова. ( сообщение учащегося­ экскурсовода) ­ Душно и тесно герою в этой жёлтой каморке, похожей на шкаф или  сундук. Взор и мысли просили простора. Итак, Раскольников снова  выходит на улицу. Проведите нас по улицам Петербурга вслед за  героем. (В­й проспект  к Васильевскому острову через К­й бульвар. 8) Что произошло с молодым человеком на бульваре? (о пьяной  девушке). Что думает об этом происшествии сам герой? (о проценте) О  каких остальных рассуждает Раскольников? Что заставляет его идти  дальше? ­ Васильевский остров, Малая Нева, перешёл мост и поворотил на  острова. 9) Что здесь поражает героя? Пейзаж завораживает! Чем этот  городской пейзаж не похож на тот, о котором мы уже говорили?  Мы видим, насколько резкая антитеза, рассекающая Петербург  Достоевского на два противостоящих мира. Чтобы преодолеть пропасть между ними, нужны неимоверные усилия. Не эта ли мысль захватывает  нашего героя? ­ Петровский остров, Т­в мост ­«Я отрекаюсь от этой мечты моей»! Что заставило Раскольникова так  думать? ­ продолжаем экскурсию через Сенную площадь, через К­в переулок. 10) Что здесь происходит с героем? Заканчивая это путешествие, как  пишет Достоевский, Раскольников вошёл к себе «как приговорённый к  смерти». Почему? ­ Достоевский выносит приговор окружающей действительности,  заставляющей человека метаться, искать выходы, быть рабом  обстоятельств. Идя на преступление, о прекрасном пейзаже думает  герой (выразительное чтение отрывка). 4. Выводы по уроку. Смогли ли мы ответить на поставленные нами  вопросы?

Разработка урока "Петербург Достоевского" (10 класс)

Разработка урока "Петербург Достоевского" (10 класс)

Разработка урока "Петербург Достоевского" (10 класс)

Разработка урока "Петербург Достоевского" (10 класс)

Разработка урока "Петербург Достоевского" (10 класс)

Разработка урока "Петербург Достоевского" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018