«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.
Оценка 4.8

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
20.02.2018
«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.
“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Сегодня мы посвящаем наш урок любви. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества. Сегодня мы поговорим о самом романтическом чувстве, о любви между мужчиной и женщиной. Об этой любви сложено множество стихов, написано огромное количество повестей и романов. Нет ни одного писателя или поэта, который бы не обращался к этой теме в своём творчестве.Разработка урока
урок ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ.docx
«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин. Тип урока: комбинированный  Цели:   углубить Обучающая:   представления   учащихся   о   мастерстве А.И.Куприна   в   изображении   мира   человеческих   чувств;   на   основе непосредственных   впечатлений   от   прочтения   рассказа,   провести комплексный анализ произведения Развивающая:   развивать   коммуникативные   навыки,  диалогическую   и монологическую   речь,   умение   выделять   главное,   аналитическое мышление. Воспитывающая:   на   примере   главного   героя   воспитывать   лучшие человеческие   качества,   способствовать   обогащению   духовного   опыта представлением о настоящей любви. ХОД УРОКА 1. Орг.момент 2. Вступительное слово В начале урока звучит Лунная соната Людовика  ван Бетховена. “Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Сегодня мы  посвящаем наш урок любви. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из  актуальнейших тем для всего человечества. Сегодня мы поговорим о самом романтическом чувстве, о любви между  мужчиной и женщиной. Об этой любви сложено множество стихов, написано  огромное количество повестей и романов. Нет ни одного писателя или поэта,  который бы не обращался к этой теме в своём творчестве.  Я вас любил: любовь ещё, быть  может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не  тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно,  безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так  нежно, Как дай вам Бог любимой быть  другим Вы узнали эти стихи А.С.Пушкина? В течение урока определим, созвучны ли они повести А.И.Куприна? 3. Постановка целей урока 4. Групповая работа Первая группа: ­ Какие положительные чувства может  вызывать ЛЮБОВЬ? (любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь  способна победить всё, способна поднять человека на вершину  блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви  жить нельзя) Вторая  группа: ­ Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ? (любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование,  неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека,  заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину  горя. Лучше жить без любви) Третья  группа: ­ ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет? (да, любовь возвышает человека, меняет его в лучшую сторону.  Любовь приносит радость, но и причиняет боль) Четвёртая группа: ­ Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ (любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная,  счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная,  разрушающая) 5. Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 году,  посвящен одной из главных тем его творчества­ любви. В основе  произведения лежит реальный факт­ история любви скромного  чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова.  Из воспоминаний Л.Любимова:  (ученик) «В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала  получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что  разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на  взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в  моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом  выяснилось­ Желтый ( в рассказе Желтков), писал, что он служит на  телеграфе, в одном письме он сообщил, что под видом полотера проник  в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был  ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она  никак не реагировала на его изъяснения… Вначале эти письма всех забавляли, но потом моя мать перестала их  даже читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая очередное  послание влюбленного телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей  матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец , тогда бывший женихом  моей матери, отправились к Желтому. Но Желтый, как и Желтков, жил  на шестом этаже. Он ютился в убогой мансарде. Его застали за  составлением очередного послания. Отец больше молчал во время  объяснения. Он рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую­то  тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать  больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о  дальнейшей судьбе его ничего не известно». Задуманный небольшой, в печатный лист (двадцать одна страница), рассказ  неожиданно для автора давался с трудом, разрастался до размеров повести.  Работа продолжалась более трёх месяцев. Первая публикация состоялась в  альманахе “Земля”, зимой 1911 года.  6. Фронтальный опрос ­ Почему так разрослась в объёме эта анекдотическая история? Что изменил в ней автор?  (История перестала быть анекдотом, а  стала историей о возвышенной любви, случающейся один раз в  тысячу лет) Когда вы читали произведение, я думаю,  обратили внимание на то, что  этот рассказ о любви очень символичен, здесь каждая деталь имеет  скрытое значение, выражая авторскую идею. В связи с этим обратимся к самому началу. Выразительное чтение начала рассказа (описание природы). ­ Какова общая тональность пейзажных зарисовок в рассказе?  ­В каких деталях она проявляется? Какое настроение создаёт у  читателя?(Тревога, появление мотива смерти, которые вдруг  сменяются светлой грустью ясных осенних дней) ­ Какое отношение этот пейзаж имеет к сюжету рассказа?(Осень в  природе совпадает с осенью в жизни главной героини Веры  Николаевны Шеиной. Но и осень способна неожиданно, как бы  напоследок, осветить жизнь ярким солнцем, этим солнцем для  княгини Веры станет любовь Желткова.)   Первая группа:   Образ Веры Николаевны Шеиной 1) Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых  главах повести?(холодность, равнодушие, царственное  спокойствие, чувство превосходства) Способна ли она на пылкую, страстную любовь?(В юности и  ранней молодости княгиня была способна на сильное,  всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя  страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной,  истинной дружбы”) Считает ли она свой брак счастливым?(В разговоре в Аносовым  она уверена, что её судьба сложилась единственно правильным  образом. Своё жизненное спокойствие она принимает за счастье.  Единственное, что не сложилось у них с мужем – отсутствие  детей) 2) Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы. Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное,  единственное по глубине произведение. И душа её как будто бы раздвоилась.  Она единовременно думала о том, что мимо неё прошла большая любовь,  которая повторяется только один раз в тысячу лет. вспомнила слова генерала  Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил её слушать именно  это бетховенское произведение, и ещё против её желания? И в уме её  слагались слова. Они так совпадали в её мысли с музыкой, что это были как  будто бы куплеты, которые кончались словами: “Да святится имя Твоё”. “Вот сейчас я вам покажу в нежных чувствах жизнь, которая покорно и  радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни  упрёка... ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: “Да  святится имя Твоё”. Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой  грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания.  Но я не причиню тебе горя. Я ухожу, молча, так угодно Богу и судьбе. “Да  святится имя Твоё”. Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была  прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с  жизнью всё­таки пою – слава Тебе”. Вопросы: 1. 2. 3. В чём состоит в этой части произведения изобразительная задача  автора? Какую роль играет в рассказе музыкальная тематика? охарактеризуйте текст с точки зрения метафорического  наполнения, образности, стилистических особенностей, ритмической  организации, логичности и непротиворечивости мысли 4. Какую роль играет в рассказе музыкальная тематика?(Музыка  удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой  звучат слова: “Да святится имя Твоё”, через музыку её душа словно  соединяется с душой Желткова. В этих нежных звуках – жизнь,  которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и  смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой  грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) 5. Почему несколько раз повторяются слова «Да святится имя Твоё»? (Чтобы показать, что любовь героя выше всего земного.Она  божественного происхождения) 6. «Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили  друг друга только одно мгновение, но навеки», ­ говорит Желтков.  Почему же речь идёт о взаимной любви как о свершившемся факте, если чувство героя оставалось безответным? (Желтков имеет в виду прощальный визит Веры, когда она в знак своей любви подарила  ему красную розу.) 7. Действительно ли безнадёжная любовь Желткова сделала его  несчастным? Почему плачет Вера Николаевна? От осознания своей  вины перед Желтковым? От жалости к нему? Или отчего­то ещё? (Желтков вовсе не считает себя несчастным. Напротив, любовь  стала главным смыслом его жизни, возвысила его над обывателями. Куприн показал великий талант любви, приравнивая его к талантам  признанных гениев: Пушкина и Наполеона.Вера же поняла, что её  размеренное существование было лишь подобием жизни, трагедия  Желткова раскрыла ей глаза на окружающий мир и место человека  в нём)   Вторая группа:   Второстепенные персонажи Чтобы оттенить образ Веры Николаевны автор вводит в повествование ещё  один женский персонаж – её сестру Анну. 1) Сравните внешность и характеры двух сестёр. (Вера  представляет собой западную аристократическую красоту, в  основе которой лежит сдержанность, а Анна унаследовала  восточную привлекательность, страстность натуры,  эмоциональность.) Как сложилась судьба Анны Николаевны Фриессе (Она вышла  замуж по расчёту за глупого человека, который ничем не  интересуется, презирает его, но хранит верность, родила ему двух  детей.) Что общего в столь разных замужествах двух сестёр: Анны  Николаевны и Веры Николаевны Шеиной? (Они обе живут в браке  без любви, любовь ушла из жизни людей.) 2) Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы. Любовь до самоуничижения и – даже – самоуничтожения, готовность  погибнуть во имя любимой женщины, ­ тема эта расцветает в волнующем,  мастерски выписанном “Гранатовом браслете”. Стремясь воспеть красоту  высокого, но заведомо безответного чувства, на которое “способен, быть  может, один из тысячи”, А.И. Куприн, однако, наделяет этим чувством  крошечного чиновника Желткова. Его любовь к княгине Вере Шеиной  безответна, не способна “выпрямить”, окрылить его. Замкнутая в себе, эта  любовь не обладает творческой, созидательной силой. Богатство души  Желткова не оборачивается ли её бедностью? Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных  традиций: 1) тема востока; 2) монгольская кровь отца Веры и Анны,  татарского князя, вводит в рассказ тему любви­страсти, безрассудности; 3)  упоминание о том, что мать сестёр – англичанка вводит тему рассудочности в  сфере чувств, власти разума над сердцем. Вопросы: 1.Как бы вы ответили на поставленный вопрос? 2.Согласны ли вы с такой расширительной трактовкой  проблематики рассказа? 3.Приведите дополнительные основания в поддержку или  опровержение точек зрения, заявленных в тексте   Третья группа  : Образ Желткова 10 глава 1) Каким предстаёт Желтков перед нежданными гостями? Опишите  героя и его дом.(Желтков «был высок ростом, худощав, с длинными  пушистыми, мягкими волосами», «очень бледный, с нежным  девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским  подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было  около тридцати, тридцати пяти». Он заметно волнуется, о чём говорят следующие детали: его руки  постоянно бегают по пуговицам пиджака, он два раза предлагает  гостям присесть, говорит сбивчиво, всё время извиняется) Как и почему меняется его поведение во время разговора?(Поведение  меняется после того, как Николай Николаевич угрожает Желткову  обратиться в полицию. Его чувству не смогли помешать ни сословные  рамки, ни время, ни безразличие Веры Николаевны. Тем более ему не  смогут помешать «власти». Его любовь – не преступление, унижающее  человека, а возвышающий его «дар Божий».) Почему Желтков принимает решение уйти из жизни?(Для него нет  другого способа «покончить» со своей любовью, и, когда он узнал, что его  чувство досаждает княгине Вере Николаевне, он сразу же решает  расстаться с жизнью.) 2) Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы. Перед смертью Желтков оставляет прощальное письмо для Веры  Николаевны. Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как  громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в  жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем  счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь  чувствую, что каким­то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если  можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и  ничто Вам обо мне не напомнит. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял  себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую Богу было угодно за что­то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Николая  Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твоё”. Вопросы: 1. Связана ли, на ваш взгляд, способность любить высоко и красиво с  уровнем интеллектуального и духовного развития человека или  “любовь” выпадает человеку, как выигрыш в лотерею? 2. 3. Оцените в этой связи выделенные слова и смысл всего письма  Желткова Как, по вашему мнению, решает этот вопрос автор рассказа? Четвёртая группа:     Образ Аносова 1) Почему слова генерала Аносова имеют большой вес в  рассказе? (Аносов – незаурядный, добрый, достойный и очень  мудрый человек, много повидал в жизни, пользуется  уважением окружающих, имеет заслуженный своей  принципиальностью, непререкаемый авторитет. Пересказ его  истории.) Почему он считает, что любовь ушла из жизни людей?(Он  анализирует свои истории любви и истории отношений, которых был свидетелем. Выразительное чтение истории его женитьбы) Почему Аносов не считает брак Шеиных счастливым? Почему именно любовь Желткова Аносов считает той, «о  которой грезят женщины и на которую больше не способны  мужчины»? 2) Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы. Ну хорошо… скажем – исключение… Но вот в большинстве­то случаев  почему люди женятся? Возьмём женщину. Стыдно оставаться в девушках,  особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним  ртом в семье. Желание быть хозяйкой главною в доме, дамой,  самостоятельной… К тому же… физическаяпотребность материнства, и  чтобы начать вить своё гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во­первых,  усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных  обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от  бесцеремонных товарищей, и прочее… Во­вторых, чувствуешь, что семьёй  жить выгоднее, здоровее и экономнее. В­третьих, думаешь: вот пойдут детишки, ­ я­то умру, а часть меня всё­таки останется на свете… нечто вроде  иллюзии бессмертия. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где  же любовь­то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды?  Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”? понимаешь, такая любовь,  для которойсовершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение –  вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять  хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почём  знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты.  Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией.  Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и  компромиссы не должны её касаться. Вопросы: 1. 2. 3. Каковы воззрения на любовь иных персонажей рассказа? Какие из выделенных выражений являются фразеологизмами? какие вопросы в тексте являются риторическими? В состоит их  смысл? 7. ВЫВОДЫ  БРАСЛЕТ­ символ  замкнутого пространства, из которого не  вырваться;   символ святой любви – повесить на икону??? Три вещи могут объяснить всё:  ЛЮБОВЬ, МУЗЫКА, СМЕРТЬ­ соната  Бетховена.  8. Рефлексия ­Как сложится жизнь Шеиных через 10­20  лет??? СИНКВЕЙН Гранатовый браслет 9. Итог урока. 10. Д/З  « …что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу  А.И.Куприна «Гранатовый браслет».) Письмо одному из героев Первая группа:   Образ Веры Николаевны Шеиной 1) Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых  главах повести?(холодность, равнодушие, царственное  спокойствие, чувство превосходства) Способна ли она на пылкую, страстную любовь?(В юности и  ранней молодости княгиня была способна на сильное,  всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной,  истинной дружбы”) Считает ли она свой брак счастливым?(В разговоре в Аносовым  она уверена, что её судьба сложилась единственно правильным  образом. Своё жизненное спокойствие она принимает за счастье.  Единственное, что не сложилось у них с мужем – отсутствие  детей) 2) Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы. Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное,  единственное по глубине произведение. И душа её как будто бы раздвоилась.  Она единовременно думала о том, что мимо неё прошла большая любовь,  которая повторяется только один раз в тысячу лет. вспомнила слова генерала  Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил её слушать именно  это бетховенское произведение, и ещё против её желания? И в уме её  слагались слова. Они так совпадали в её мысли с музыкой, что это были как  будто бы куплеты, которые кончались словами: “Да святится имя Твоё”. “Вот сейчас я вам покажу в нежных чувствах жизнь, которая покорно и  радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни  упрёка... ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: “Да  святится имя Твоё”. Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой  грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания.  Но я не причиню тебе горя. Я ухожу, молча, так угодно Богу и судьбе. “Да  святится имя Твоё”. Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была  прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с  жизнью всё­таки пою – слава Тебе”. Вопросы: 1. В чём состоит в этой части произведения изобразительная задача  автора? 2. Какую роль играет в рассказе музыкальная тематика?       3. охарактеризуйте текст с точки зрения метафорического  наполнения, образности, стилистических особенностей, ритмической  организации, логичности и непротиворечивости мысли Вторая группа:   Второстепенные персонажи Чтобы оттенить образ Веры Николаевны автор вводит в повествование ещё  один женский персонаж – её сестру Анну. 1) Сравните внешность и характеры двух сестёр. (Вера  представляет собой западную аристократическую красоту, в  основе которой лежит сдержанность, а Анна унаследовала  восточную привлекательность, страстность натуры,  эмоциональность.) Как сложилась судьба Анны Николаевны Фриессе (Она вышла  замуж по расчёту за глупого человека, который ничем не  интересуется, презирает его, но хранит верность, родила ему двух  детей.) Что общего в столь разных замужествах двух сестёр: Анны  Николаевны и Веры Николаевны Шеиной? (Они обе живут в браке  без любви, любовь ушла из жизни людей.) 2) Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы. Любовь до самоуничижения и – даже – самоуничтожения, готовность  погибнуть во имя любимой женщины, ­ тема эта расцветает в волнующем,  мастерски выписанном “Гранатовом браслете”. Стремясь воспеть красоту  высокого, но заведомо безответного чувства, на которое “способен, быть  может, один из тысячи”, А.И. Куприн, однако, наделяет этим чувством  крошечного чиновника Желткова. Его любовь к княгине Вере Шеиной  безответна, не способна “выпрямить”, окрылить его. Замкнутая в себе, эта  любовь не обладает творческой, созидательной силой. Богатство души  Желткова не оборачивается ли её бедностью? Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных  традиций: 1) тема востока; 2) монгольская кровь отца Веры и Анны,  татарского князя, вводит в рассказ тему любви­страсти, безрассудности; 3)  упоминание о том, что мать сестёр – англичанка вводит тему рассудочности в  сфере чувств, власти разума над сердцем. Вопросы: 1.Как бы вы ответили на поставленный вопрос? 2.Согласны ли вы с такой расширительной трактовкой  проблематики рассказа? 3.Приведите дополнительные основания в поддержку или  опровержение точек зрения, заявленных в тексте Третья группа  : Образ Желткова 10 глава 1) Каким предстаёт Желтков перед нежданными гостями? Опишите  героя и его дом.(Желтков «был высок ростом, худощав, с длинными  пушистыми, мягкими волосами», «очень бледный, с нежным  девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским  подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было  около тридцати, тридцати пяти». Он заметно волнуется, о чём говорят следующие детали: его руки  постоянно бегают по пуговицам пиджака, он два раза предлагает  гостям присесть, говорит сбивчиво, всё время извиняется) Как и почему меняется его поведение во время разговора?(Поведение  меняется после того, как Николай Николаевич угрожает Желткову  обратиться в полицию. Его чувству не смогли помешать ни сословные  рамки, ни время, ни безразличие Веры Николаевны. Тем более ему не  смогут помешать «власти». Его любовь – не преступление, унижающее  человека, а возвышающий его «дар Божий».) Почему Желтков принимает решение уйти из жизни?(Для него нет  другого способа «покончить» со своей любовью, и, когда он узнал, что его  чувство досаждает княгине Вере Николаевне, он сразу же решает  расстаться с жизнью.) 2) Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы. Перед смертью Желтков оставляет прощальное письмо для Веры  Николаевны. Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как  громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в  жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем  счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь  чувствую, что каким­то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если  можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и  ничто Вам обо мне не напомнит.Я бесконечно благодарен Вам только за то,  что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея  – это любовь, которую Богу было угодно за что­то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Николая  Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твоё”. Вопросы: 4. Связана ли, на ваш взгляд, способность любить высоко и красиво с  уровнем интеллектуального и духовного развития человека или  “любовь” выпадает человеку, как выигрыш в лотерею? 5. 6. Оцените в этой связи выделенные слова и смысл всего письма  Желткова Как, по вашему мнению, решает этот вопрос автор рассказа? Четвёртая группа:     Образ Аносова 1) Почему слова генерала Аносова имеют большой вес в  рассказе? (Аносов – незаурядный, добрый, достойный и очень  мудрый человек, много повидал в жизни, пользуется  уважением окружающих, имеет заслуженный своей  принципиальностью, непререкаемый авторитет. Пересказ его  истории.) Почему он считает, что любовь ушла из жизни людей?(Он  анализирует свои истории любви и истории отношений, которых был свидетелем. Выразительное чтение истории его женитьбы) Почему Аносов не считает брак Шеиных счастливым? Почему именно любовь Желткова Аносов считает той, «о  которой грезят женщины и на которую больше не способны  мужчины»? 2) Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы. Ну хорошо… скажем – исключение… Но вот в большинстве­то случаев  почему люди женятся? Возьмём женщину. Стыдно оставаться в девушках,  особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним  ртом в семье. Желание быть хозяйкой главною в доме, дамой,  самостоятельной… К тому же… физическаяпотребность материнства, и  чтобы начать вить своё гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во­первых,  усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных  обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от  бесцеремонных товарищей, и прочее… Во­вторых, чувствуешь, что семьёй  жить выгоднее, здоровее и экономнее. В­третьих, думаешь: вот пойдут  детишки, ­ я­то умру, а часть меня всё­таки останется на свете… нечто вроде  иллюзии бессмертия. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где  же любовь­то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды?  Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”? понимаешь, такая любовь,  для которойсовершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение –  вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять  хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почём  знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты.  Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией.  Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и  компромиссы не должны её касаться. Вопросы: 4. 5. 6. Каковы воззрения на любовь иных персонажей рассказа? Какие из выделенных выражений являются фразеологизмами? какие вопросы в тексте являются риторическими? В состоит их  смысл? Цели урока: 1. Показать на примере литературного произведения, что любовь­  редчайший дар; мастерство Куприна в изображении мира человеческих  чувств; роль детали в повести. 2. 3. Развивать филологическое мышление учащихся. Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды  искусства: литературу, музыку. Методические приёмы:     аналитическая беседа; кластер («паучок»); выразительное чтение; рассказ. Любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскресение и смерть, иначе­ она скучное долголетнее сожительство под благословенным покровом церкви и закона. А. И. Куприн ( Звучит «Лунная соната» Бетховена.) На фоне музыки звучат строки: В душе померк бы день, И тьма настала б вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь. Лишь тот блаженства знал, Кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, Тот всё равно, что не жил. Ж. Б. Мольер ­ Многие произведения А.И.Куприна посвящены богатому, сложному и не  всегда объяснимому чувству любви. Писатель касался разных граней этого  «тонкого и хрупкого» чувства, которое требует от личности духовной  одарённости, душевной щедрости. Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами  одно из самых замечательных созданий А.И. Куприна рассказ «Гранатовый  браслет». Сам писатель называл его «милым» и признавался, что ничего более  целомудренного не писал». Посвящено это произведение вечной теме­ теме  любви. В основе рассказа лежит реальный факт­ история любви скромного  чиновника, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Итак, тема нашего урока «Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Сформулируйте цель нашего урока. ­ Ученики формулируют цель. ­ Перед тем, как мы перейдём к анализу произведения, давайте проверим  домашнее задание. Как вы понимаете слова «талант любви?»  «Паучок» (кластер) ­ и записывают вокруг слов «талант любви», написанных  на доске.) Например, После этого делаем вывод: Любовь­ это дар, который даётся не каждому, а  избранным, способным любить бескорыстно, отдавая всего себя. Аналитическая беседа. ­Кого наделил Куприн в рассказе «Гранатовый браслет» таким редким  талантом? Что представляет собой этот герой? ( Желткова. Звучит характеристика героя ). ­Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну  Шеину? (Характеристика). ­ Что отодвигает любовь героя в сферу недоступной мечты? (Социальные преграды). ­ С чего же начинается развитие действия? Определите завязку рассказа? (Получение подарка от Желткова). ­Как отреагировали на подарок княгиня и её близкие? ( Ответ зачитывается из произведения). ­ Какое они принимают решение? ( Отдать браслет и покончить с этой историей навсегда). ­Кто отправляется к Желткову? Перескажите этот фрагмент рассказа.  Опишите поведение героев во время беседы. ­ Что произошло после этой беседы? Как развиваются события? ­Почему Желтков ушёл из жизни? Что оставил перед смертью своей  любимой? (Вслух зачитывается письмо героя к Вере). ­Что вы можете сказать о главном герое, как о человеке, после прочтения  письма? ­ Почему Вера пришла к умершему? (Чувство вины, желание узнать истину: та ли это любовь, которая бывает «раз  в тысячу лет?) ­ Почему Вера, посетив Желткова, неожиданно заплакала? Неужели причиной слёз стало «впечатление смерти», или есть другая причина? (Она поняла, что мимо неё прошла настоящая любовь). Учитель зачитывает фрагмент 13 главы до слов, которые рождаются в голове  у Веры. Дальше читают юноши по куплету. Чтение осуществляется на фоне  «Сонаты № 2» Бетховена. ­ Вот так трагически закончилась любовь бедного чиновника к даме из  высшего света. Огромную роль в раскрытии истинной сути произведения играют детали,  которые мастерски использует Куприн в своём произведении. Так, эпиграфом к произведению он взял первую нотную строку из второй сонаты Бетховена,  чтобы мы вспомнили и поняли, что любовь сродни музыке. Таким образом,  эпиграф ­ гимн человеческим чувствам. Также перевод эпиграфа (скорбные  чувства) помогает понять нам смысл произведения. Любовь героя закончилась трагически. Какие факты произведения  предполагают печальный исход? ( 13 глав; 13 гостей за столом; гранаты, сверкающие как кровь; печальные  события в экспозиции рассказа; печальный конец комического рассказа  Василия Львовича и т.д.) ­ С какой целью автор даёт подробное описание подарков, преподнесённых  Вере до браслета, а также точное описание самого браслета? Как на этом  фоне выглядит подарок Желткова? ( Браслет в сравнении выглядит низкопробной безделушкой, но Желтков в  отличие от других дарит самое ценное, что у него есть. Это символ его  безнадёжной, восторженной, бескорыстной любви). ­ Куприн включил в содержание небольшие рассказы о любви, которые  преподносит нам генерал Аносов, прекрасный русский офицер, человек чести  и долга. Напомните их содержание. ­ Включение этих рассказов многие литературоведы оценивали как сюжетные  излишества. Как вы думаете, с какой целью Куприн включает их в основной  сюжет ? ( Чтобы оттенить возвышенность чувств Желткова. Эти пошлые истории о  любви представителей высшего света, которые считают себя выше других не  только по табели о рангах, но и по интеллектуальному уровню и  нравственным достоинствам, подчёркивают душевное превосходство  полунищего мелкого служащего, который обнаружил такую высоту любви.) ­ Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную словами: « Да  святится имя твоё». Почему несколько раз повторяется эта строчка из  молитвы? (Чтобы показать, что любовь героя выше всего земного. Она божественного  происхождения) ­ До встречи с героем душа Веры находилась в дрёме. Об этом  свидетельствует пейзажная зарисовка. Любовь­ это пробуждение. Умирает  Желтков, но пробуждается княгиня. Ей открылось нечто не доступное ранее,  та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои  любили друг друга одно мгновение, но навеки. Куприн показал великий  талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.

«Всякая любовь – величайшее счастье, даже если она не разделена…» И.А. Бунин.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018