М.Е. Салтыков-Щедрин: аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов-персонажей.
Оценка 5

М.Е. Салтыков-Щедрин: аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов-персонажей.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
15.02.2018
М.Е. Салтыков-Щедрин: аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов-персонажей.
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина, познакомить с романом «Господа Головлевы», его проблематикой, системой образов-персонажей; развивать аналитическое и образное мышление, чувство юмора и иронии, память, речь; воспитывать гражданственность и гуманизм, нетерпимое отношение к неправде и злу, пошлости жизни; формировать читательскую культуру, позитивное отношение к семье, уважение к своей семье, нетерпимость к пошлости, накопительству. Ожидаемые результаты: Знание содержания романа «Господа Головлевы», понимание идеи, проблемы произведения; Умение давать характеристику главным героям романа; Умение сравнивать и анализировать жизни, судьбы главных героев; Умение графически изображать свою точку зрения; Умение образно выражать свои мысли; -Умение делать выводы и рефлексировать.
00000000.docx
Дата:                                                                                            Класс: 10            урок 25 Тема: М.Е. Салтыков­Щедрин: аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов­персонажей: Цель  урока:  продолжить   знакомство   учащихся   с   творчеством   М.Е.   Салтыкова­Щедрина,   познакомить   с романом «Господа Головлевы», его проблематикой, системой образов­персонажей;  развивать   аналитическое   и   образное   мышление,   чувство   юмора   и   иронии,   память,   речь;   воспитывать гражданственность   и   гуманизм,   нетерпимое   отношение   к   неправде   и   злу,   пошлости   жизни;   формировать читательскую культуру, позитивное отношение к семье, уважение к своей семье, нетерпимость к пошлости, накопительству. Ожидаемые результаты:   Знание содержания  романа «Господа Головлевы», понимание идеи, проблемы произведения; Умение давать характеристику главным героям романа; Умение сравнивать и анализировать жизни, судьбы главных героев; Умение графически изображать свою точку зрения; Умение образно выражать свои мысли; ­Умение делать выводы и рефлексировать. наглядности Бумага А4 Деятельность учителя 3 мин. Организационный момент. Активизация учащихся,  создание ситуации успеха.Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для  создания психологической атмосферы проводит игру  «Джунгли». 10 мин. II. Проверка пройденного материала.  По методу «ДЖИГСО» организует взаимопроверку  домашнего задания  «Господа Головлевы» ­ роман о семье, роман о  подлинных и мнимых ценностях, о том, для чего живет  человек на Земле.  И сейчас я хотела бы, чтобы вы показали  идеальную семью, какие, все­таки, должны быть  ценности в идеальной семье. Составление кластера или рисунка, символизирующего  «вашу» семью Деятельность обучающихся Проявление интереса  к материалу изучения. Ученики делятся на  группы. Осмысливают  поставленную цель. Осуществляют  взаимопроверку  домашнего задания,  оказывают  необходимую  взаимопомощь  (работать  в паре). 20 мин. III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Снежный ком» осуществляет  усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися.  Предлагает ученикам семантические карточки. Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал. Учащиеся заполняют семантические карты. 3      Задание: Изобразить, какой вы видите семью Головлевых, какими вы видите всех членов  семьи.  Объяснить, почему вы их видите именно такими. Критерии, на которые вы будете опираться при подготовке задания. 1. Соблюдение регламента: подготовка 10 минут, выступление 5 минут. 2. Символическое изображение семьи Головлевых. 3. Аргументация / Почему вы видите семью, членов семьи именно такой , такими/       4.Знание и понимание содержания, идеи, проблемы романа. (При выступлении)  (Индив.оценивание) Семья Головлевых (по роману М. Е. Салтыкова­Щедрина «Господа Головлевы») В «Господах Головлевых» автор исследует природу того, что неумолимо отдаляет людей друг от  друга. Он исследует такие стремления, которые начинаются с исступленного желания наилучшим  образом устроить свой дом, обеспечить будущее своего рода. Дом, семья, род ­ вот ценности  подлинные, а не мнимые. И именно им самозабвенно отдает всю свою яркую жизненную  одаренность родоначальница и глава семейства Арина Петровна Головлева. И вроде бы  добивается успеха: могущество головлевского рода неоспоримо. Она сама это горделиво осознает:  «Какую махину выстроила!». Но когда цель, как кажется, достигнута, выясняется, что она была  иллюзорной, что все потеряно, а жизнь, своя собственная и близких, была бессмысленно  принесена в жертву. Роман, посвященный упорному созиданию «семейной твердыни»,  кончается полным человеческим крахом: опустением дома и распадом родственных связей. Итак, в романе изображена семья, состоящая из главы ­ Арины Петровны ­ и ее детей.  Головлева ­ властная и энергичная помещица, хозяйка всего имения, натура сложная и  целеустремленная, но испорченная беспредельной властью над семьей и окружающими. Она  единолично правит всем имением, превратив мужа в ненужный придаток и калеча жизнь  «постылым детям». Ее большой страстью несомненно является накопительство. Денежные отношения ­ основополагающая, самая прочная нить, которая связывает мать и ее  сыновей ­ Степана, Павла и Порфирия. Старший сын, Степан, от природы наделен остроумием  и наблюдательностью. Но он ­ бездеятельный, пассивный. «Постылый Степка­балбес», спивается,  умирает. Другой сын ­ Павел ­ чудак, который презирает общество живых людей и живет в своем  волшебном мире наедине с самим собою. Так и проходила его безрадостная жизнь, пока его не  одолел смертельный недуг. Младший сын, Порфирий, наверное самая выделяющаяся персона в этом семействе.  Тираническая власть Арины Петровны, материальная зависимость от матери воспитали в нем  лживость и подхалимство. Используя хитрость, Порфирий добивается доверия жестокой и жадной  помещицы­крепостницы. Порфирий с детских лет умел опутать «доброго друга маменьку»  паутиной лжи и подхалимажа, за что и получил от других членов семьи прозвища «Иудушка» и  «кровопийца». Предательство и подхалимство ­ вот характеризующие его черты. Он предает всех и  всегда. Все Иудушкины поступки настолько мелки и ничтожны, что вызывают негодование и  омерзение. Даже обращаясь к Богу, он откровенно практичен. Господь для него ­ нечто вроде  высшей инстанции, к которой можно обращаться со своими гнусными прошениями. Порфирий  безжалостно отбирает у матери все накопленное ей, разоряет родных братьев. Именно Иудушка  становится причиной смерти двух ее сыновей. Потрясает сцена Иудушки с «мертвыми душами»: покойной матерью, братьями, давно умершими  слугами. Отвернувшись от живой жизни, герой общается с призраками, пока внезапное пробуждение «одичалой совести» не заставит его с ужасом спросить: «Что такое сделалось?!.. где... все?..». Вся тяжесть ответственности за гибель рода Головлевых падает на Порфирия. Его же Салтыков  заставит и очнуться ­ «за всех». Иудушка наконец понимает, что есть настоящие человеческие  отношения, законы человеческой связи. Он осознает эгоистическую разъединенность  головлевского рода и ответ за все многочисленные семейные грехи возьмет на себя.  Порфирий сам вынесет себе смертный приговор ­ его найдут замерзшим недалеко от могилы матери. Хотя финал романа вызывает у читателя сомнение. Может ли у такого человека, как Иудушка,  проснуться совесть? В психологическом романе Салтыкова­Щедрина «Господа Головлевы» показана не только  физическая, но и нравственная гибель трех поколений. Так почему же головлевский род обречен на вымирание? Почему мать и дети так и не нашли общего языка? Ответ совершенно ясен:  деспотизм, привычное подавление личности младших повлекло за собой неумение «головлят»  распорядиться собственными судьбами. Отсутствие в семье нравственных устоев, беспредельная власть денег ­ все это приводило к разложению семьи и каждого из Головлевых. Будущие  крушения детей подготовлены здесь, в родных стенах. В богатый, но ненавистный родной угол  головлевская молодежь возвращается только погибать. сфетофор стикеры Оценивают работу  своих  одноклассников. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока. 10 мин. IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную  работу по личным достижениям.  1. В группах (на отдельных листочках) составляют схему Создание постера. «Причины гибели семьи Головлевых»: Затем учащиеся дают характеристику каждой причине, которая ведет к духовному распаду семьи. ВЫВОД: Какой механизм запущен в этой семье? (В этой семье запущен механизм разрушения, разъединения семьи; нравственная и физическая гибель). ­ Ярким представителем лицемерия, стяжательства и накопительства является главный герой Иудушка Ответить на вопросы. ­ Каковы основные этапы духовного распада Иудушки? ­ Докажите,   что   в   Порфирии   воплощены   все   пороки головлевской семьи. ­ Как в речи Иудушки выражается его сущность?  ­ Какую   роль   в   раскрытии   образа   Иудушки   играет портрет? ­ Что роднит Иудушку с Плюшкиным, Собакевичем? ­ Как   вы   понимаете   финал   романа   «Господа Головлевы»? ­ Что   нового   внес   писатель   в   тему   дворянского оскудения?  ­ В   чем   причина   постепенного   вырождения головлевского рода? ­ Как   связаны   с   содержанием   романа   «Господа Головлевы» изображенные в нем картины природы? Проводит рефлексию. ­ Понравился ли вам урок? ­ Что было трудным для вас? ­ Что вам больше понравилось?  2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают  домашнюю работу в  дневниках.

М.Е. Салтыков-Щедрин: аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов-персонажей.

М.Е. Салтыков-Щедрин: аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов-персонажей.

М.Е. Салтыков-Щедрин: аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов-персонажей.

М.Е. Салтыков-Щедрин: аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов-персонажей.

М.Е. Салтыков-Щедрин: аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов-персонажей.

М.Е. Салтыков-Щедрин: аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов-персонажей.

М.Е. Салтыков-Щедрин: аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов-персонажей.

М.Е. Салтыков-Щедрин: аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов-персонажей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018