Дата: Класс: 10 урок 30 |
|||
Тема: Роман «Война и мир» (главы). История создания. Многоплановость тематики и проблематики. Жанровое своеобразие. |
|||
Цель урока: ввести учащихся в историческую эпоху в России начала ХIХ века; погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого; познакомить с главными персонажами; учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей; закреплять навыки анализа эпизода, определять его роль в произведении; Развивающие: развивать умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивать свое суждение на основе прочитанного; развивать умения характеризовать героев через их речь и портретную деталь; |
|||
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
наглядности |
3 мин. |
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Разделение на группы по приему «Атомы и молекулы» |
Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы. |
|
5 мин. |
II. Мотивация к изучению нового. С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока. Беседа по выявлению восприятия основной идеи «Севастопольских рассказов».
Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие. Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году из ссылки.Встречаясь с декабристами в эти годы Толстой был поражен как нравственно сохранились эти люди и в своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд». Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа. Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».
Формирование замысла определил сам автор: 1856 год - начало замысла. "В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию". 1825 год - восстание декабристов. "Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя". 1812 год - война. "Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года". 1805- 1807 годы - заграничные походы русской армии. "Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама". |
Ученики отвечают на вопросы учителя. |
|
20 мин. |
III. Актуализация знаний Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание: По методу «ДЖИГСО» изучают новый
материал.
Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания.
Объяснение понятия "роман-эпопея". Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Роман-эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чащенесколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева.)
Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир». - Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение). - События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов). - Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников). - Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне). - Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.). - Огромное количество человеческих характеров. - Большая протяженность во времени (15 лет). - Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино
Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия. Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», — я выбрал бы «Войну и мир».
|
учебник
карточки
|
|
10 мин. |
Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока. Ответьте кратко на вопросы. 1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________ 2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________ 3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________ 4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Ученики делают внутренний и внешний круг. Внутренний- обсуждают тему, а внешний- наблюдает за их действиями. |
|
5 мин. |
V.Итог
урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» - Чему научил вас урок? |
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. |
фишки
стикеры |
2 мин. |
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. |
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.