Л.Н. Толстой. Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские рассказы».
Оценка 4.9

Л.Н. Толстой. Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские рассказы».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
15.02.2018
Л.Н. Толстой. Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские рассказы».
Цель урока: Познакомить с особенностями биографии и мировоззрения писателя; этапами творческого пути; Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя. Развивать умение работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.
00000000.docx
Дата:                                                                                           Класс: 10    урок 29 Тема: Л.Н. Толстой. Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские  рассказы». Цель урока: Познакомить с особенностями биографии и мировоззрения писателя; этапами творческого  пути; Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя. Развивать умение работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться  различными источниками для получения информации, обобщать факты. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя. Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядно сти 3  мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Разделение на  группы по стратегии «Выбери меня» 10  мин. 15  мин. II. Проверка пройденного материала.  По методу «ДЖИГСО» учитель организует проверку  домашнего задания. III. Актуализация знаний Группе дается задание: Стратегия «Послушать – сговориться – обсудить»,  составить постеры и выступить с ним перед классом.  Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа (9 сентября) в Ученики осмысливают  поставленную цель.  Дети делятся на группы с помощью наводящих  вопросов учителя.  Ученики  демонстрируют свои  знания. Ученики работают над  постером. учебник постеры маркеры усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”. “Радостный период детства” Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно­ насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство". Составляют кластер. Ученики составляют хронологическую таблицу. Год смерти писателя. 1829 Рождение Л.Н. Толстого 1830 Смерть матери писателя 1837 Смерть отца писателя 1844 Поступает в Казанский университет. 1847 Поселился в Ясной поляне. 1863 Пишет роман­эпопею «Война и мир» 1910                           (Задание для группы:  1 группа: . Рассказ «Севастополь в декабре» Особенность рассказа заключается в его построении.  Повествование ведётся от лица рассказчика, свидетеля  боевых действий. Он знакомит человека, попавшего в  Севастополь впервые, с тем, как живут в осажденном  городе. Рассмотрите эпизод «В госпитале». На каких художественных деталях автор акцентирует  внимание, характеризуя персонажей? Какие черты русского характера ярко представлены в  эпизоде? Приведите примеры из текста, выражающие чувства  рассказчика в момент встречи с ранеными. 2 группаРассказ «Севастополь в декабре» Проанализируйте эпизод «Четвертый бастион». Какие черты характера русского человека проявляются  в боевых действиях, происходящих на четвертом  бастионе? Что поражает рассказчика, а затем и читателя в  движениях и словах раненого солдата? Карточка №3. Рассказ «Севастополь в декабре» Если «Севастопольские рассказы» повествуют о войне  русской армии против союзников Турции, то почему  автор начинает и заканчивает рассказ описанием  природы? Сформулируйте авторскую позицию и идею текста,  обратившись к послесловию.       . Рассказ «Севастополь в мае» Охарактеризуйте штабс­капитана Михайлова  (социальное положение, внешность, речь, поступки).  Определите отношение автора к герою. Сформулируйте  свою точку зрения (главы 2, 3, 4, 13). Карточка № 5. Рассказ «Севастополь в мае» Охарактеризуйте адъютанта Калугина (социальное  положение, внешность, речь, поступки). Определите  отношение автора к герою. Сформулируйте свою точку  зрения (главы 3, 5, 9, 12). 3 группа:  Рассказ «Севастополь в мае» Охарактеризуйте подполковника Нефердова и  ротмистра Праскухина. Рассмотрите эпизоды смерти  героев? Определите роль эпизодов в раскрытии авторского замысла. Сформулируйте свою точку зрения  (главы 3, 8, 10, 12, конец 15). Охарактеризуйте графа Гальцина (главы 3, 7, 16) и  юнкера барона Песта (главы 11, конец 15 и 16).  Определите их роль в тексте отношение автора к  героям. Подумайте, почему автор дважды рассказывает о  прогулках офицеров в городе? 3 группа:  Сформулируйте авторскую позицию и идею текста,  обратившись к следующим эпизодам: «Перемирие 12  мая» (глава 16), «Восход и закат солнца» (главы 2, 4,  конец 16). формулируйте авторскую позицию и идею текста,  обратившись к следующим эпизодам: «Перемирие 12  мая» (глава 16), «Восход и закат солнца» (главы 2, 4,  конец 16). Какие важные вопросы рассматривает Л.Н. Толстой,  рассказывая в первых главах о том, как добираются  Козельцовы и другие офицеры к месту службы (главы 1­ 5). Карточка № 10. Рассказ «Севастополь в августе» Охарактеризуйте Михаила Козельцова (внешность, речь  – глава 1; отношение к брату – глава 7; к солдатам  девятой роты – глава 16). Обратите внимание на эпизод, в котором рассказывается о смерти героя (глава 25). В чем вы видите отличие М. Козельцова от офицеров,  представленных в рассказе «Севастополь в мае». Самостоятельное    задание для группы  Охарактеризуйте Владимира Козельцова (внешность,  речь – глава 6; мысли героя – главы 8, 10). Обратите  внимание на эпизод общения героя с солдатами (глава  22). Расскажите, как погибает герой (глава 26)? Как через смерть героя автор сумел выразить своё  отношение к происходящим событиям? Сформулируйте позицию автора, используя материал  Заполните таблицу на основании ответов учащихся Севастополь в декабре Севастополь в мае Севастополь в Темы: Идея Герои Темы: Идея Герои Авторская позиция Авторская  Авторская позиция августе Темы: Идея Герои позиция 10  Закрепление урока. По методу «Мозговой штурм» проводит  Ученики обсуждают мин. закрепление урока.                       Итоговые вопросы: Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? (Народ;  жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам;  гордый Севастополь.) Выводы. Главный герой Севастопольской эпопеи — простой  народ, правдиво показанный Л. Н. Толстым. Война показана здесь не в виде красивого зрелища «с музыкой и барабанным боем, с развевающимися  знамёнами и гарцующими генералами, а в её настоящем выражении ­ в крови, в страданиях, в  смерти»       Своеобразие русского национального характера в том, что,  медлительный в мирной жизни, он уверенно действует  в условиях опасности.       По мысли Толстого, в конечном счете народ, массы  решают коренные вопросы истории, определяют судьбу  государства.       Это те основные позиции, которые позднее найдут  отражение в романе «Война и мир». V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить. Написать  пожелание себе с точки зрения изученного на уроке. ­ Что нового я узнал на уроке? ­ За что я могу похвалить себя? ­ Что мне не удалось сделать? Над чем надо поработать? VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения  домашней работы. 5  мин.  2  мин. данную тему;  выступают со своими  идеями. фишки стикеры Оценивают работу  своих одноклассников,  пишут телеграммы. На стикерах  записывают свое мнение по поводу урока. Записывают домашнюю  работу в дневниках.

Л.Н. Толстой. Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские рассказы».

Л.Н. Толстой. Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские рассказы».

Л.Н. Толстой. Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские рассказы».

Л.Н. Толстой. Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские рассказы».

Л.Н. Толстой. Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские рассказы».

Л.Н. Толстой. Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские рассказы».

Л.Н. Толстой. Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские рассказы».

Л.Н. Толстой. Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские рассказы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018