Конспект урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Подготовка к сочинению", 10 класс
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Подготовка к сочинению", 10 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
03.04.2018
Конспект урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Подготовка к сочинению", 10 класс
Тип урока: "открытие" новых знаний. Технология: развитие критического мышления через чтение и анализ художественного текста. Реализуемая программа: по литературе общеобразовательных учреждений. 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной. М.: «Просвещение». Цель урока: формирование умения анализировать и систематизировать изучаемый материал. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Подготовка к сочинению.
Отцы и дети. Подготовка к сочинению..docx

Диденко Л.Д.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 11 г. Брянск.

Тема  урока:  Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Подготовка к сочинению.

Класс: 10 класс.

Предмет: литература.

Тип урока:   "открытие"  новых знаний 

Технология: развитие критического мышления через чтение и анализ художественного текста

Реализуемая программа:  по литературе общеобразовательных  учреждений. 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной. М.: «Просвещение», 2008г.

Цель урока: формирование  умения анализировать и систематизировать изучаемый материал. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Подготовка к сочинению.

Задачи урока: 1) образовательные: формирование  умения выявлять особенности языка в художественном произведении; расширение кругозора учащихся; формирование умения аргументированно доказывать собственное мнение ( выяснить, смогли ли герои романа «Отцы и дети» достойно пройти испытание любовью; всегда ли любовь – это благо)

2) воспитательные: воспитание трепетного отношения к женщине, к любви; совершенствованию читательского вкуса;

3) развивающие: обогащение  словарного запаса обучающихся, развитие творческих способностей, критического мышления, коммуникативных возможностей.

Место проведения: МБОУ СОШ №11 им. П.М.Камозина

Ход урока.

1. Актуализация изученного с подведением к теме урока.

Более 2000 лет назад святой Апостол Павел сказал: «А теперь пребывают …вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». В любом романе И.С.Тургенева герои проходят испытание любовью. И не случайно. Это чувство было хорошо знакомо писателю. Любовь к Полине Виардо он пронёс через всю жизнь. Ему не удалось создать семьи с этой женщиной, но Тургенев был благодарен судьбе за то, что ему была дарована страстная, не объяснимая разумом любовь. И он достойно пронёс это чувство, потому что считал, что любовь есть благо, даже, если она не взаимна.

2. Построение проекта выхода из затруднения. (Сообщение темы и целей урока).

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

- Давайте посмотрим, как я её сформулировала. Согласны? (открываю запись на доске). Запишите тему урока в свои тетради.

-  Сформулируйте, пожалуйста, цели и задачи  нашего урока.  Давайте посмотрим, как я их  сформулировала. Согласны? (Цель и задачи записаны за доской).

- На уроке мы попытаемся выяснить, смогли ли герои романа «Отцы и дети» достойно пройти испытание любовью и всегда ли любовь – это благо.

3. Реализация построенного проекта. (Анализ произведения и проверка д/з).

- Отвечая на вопросы, постарайтесь приводить доказательства из текста, т.е. цитаты. Дома многие цитаты, которыми вы сегодня сможете воспользоваться, вы выписывали в тетрадь.

Скажите, как относились к любви Николай Петрович Кирсанов и его сын Аркадий?

Для них любовь – это семья, где царят уважение, взаимопонимание, и лад. Любовь -  это всеобъемлющее чувство. Н.П. очень любит своего сына. Об этом говорит и сцена встречи (гл.1, с.53-54), и объяснение отца с сыном по поводу Фенечки (гл.3, с.57). Н.П. боится оскорбить сына её присутствием, ведь она другого социального статуса. А. уважает отца (гл.5, с.66: «Сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда ни в чём не стеснял моей свободы».), защищает его перед Базаровым, вступается и за своего дядю (гл.6, с.72: «Ну, полно, Евгений. … Ты увидишь, что он не такой человек, каким ты его воображаешь. Он скорее сожаления достоин, чем насмешки».).

Это дети (у Н.П. их было двое и у А. в конце романа тоже двое детей: Митя и Коля, с. 222). Это нежность по отношению к женщинам. Н.П.( гл.8, с.82: «Ему всё мерещилось это чистое, нежное, боязливое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы…»

А.: «…я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…», «Катя обожала природу, и Аркадий её любил, хоть и не смел признаться в этом», « С Катей он был, как дома…»

В их понимании любовь – это земное, естественное и всеобъемлющее чувство.

- Заполните таблицу.

Герои

Отношение к любви

Николай Петрович и Аркадий

Любовь – это счастливая семейная жизнь, основанная на взаимопонимании и уважении. Любовь ведёт к продолжению рода человеческого.

 

 

 

 

 

- А что вы можете сказать о Павле Петровиче и его отношении к любви?

Любовь П.П. к княгине Р. не была взаимной. Он произносит: «Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым?», с.    .

- Самому Тургеневу было знакомо чувство неразделённой любви. Можно предположить, что в уста П.П. он вкладывает собственные мысли по этому вопросу. Ведь после расставания с  княгиней Р. П.П. не смог жить по-прежнему. Он скучает, о женитьбе и не думает, проводит время в обществе холостяков. А что происходит с ним после смерти княгини?

Он переезжает жить в дом своего брата. Как и Тургенев когда-то писал о себе, живёт «на краю чужого гнезда».

- Вспомните, что говорит П.П. своему брату по поводу отношений Н.П. с Фенечкой. Прочитайте. (гл.24, с.190)

«Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!… Женись на Фенечке…Она тебя любит, она – мать твоего сына».

- И эти слова произносит принципиальный П.П.! «Ты это говоришь, Павел, ты, которого я считал самым непреклонным противником подобных браков!». Для П.П. любовь сильнее социальных предрассудков. Он понимает, что любовью надо дорожить, при необходимости перешагнуть через общепринятые правила. Для него любовь была трагичной, но он проносит это чувство красиво, достойно через всю свою жизнь.

- Заполните таблицу.

Герои

Отношение к любви

Николай Петрович и Аркадий

Любовь – это счастливая семейная жизнь, основанная на взаимопонимании и уважении. Любовь ведёт к продолжению рода человеческого.

Павел Петрович

Любовь – это благо, которое необходимо беречь. Надо уметь достойно пронести это чувство, даже если оно не взаимно.

 

 

         - Как вы считаете, счастлив ли П.П.? Почему?

Счастлив, т.к. человек, испытавший любовь, не может быть несчастным. Уже сам факт, что тебе довелось испытать это чувство – уже счастье. Любовь облагораживает душу человека, делает человека чище, добрее. Как заботлив П.П. по отношению к брату, к его семье!

-А Базаров? Был ли он счастлив? Почему?

Нет. Б. не верил в любовь. Б. долгое время пренебрегал этим чувством. ( гл.17, с.126: «Базаров был великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтичном, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».

Он пытался отрицать любовь, как и всё остальное. Евгений -  разрушитель по натуре. В споре с П.П. он произносит: «Сперва нужно место расчистить». У него нет плана строить и создавать, а любовь-то, она созидательна. И.С.Тургенев противопоставляет разрушительному характеру Б. созидательный характер П.П. Нигилизм  Евгения Базарова не оправдал себя. Как ни отрицай любовь, она сильнее. Она может настигнуть и даже сломать. Б. утверждал (гл.19, с.143): «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».

Б. чрезмерно самоуверен. Он пытается себя поставить выше любви, а это невозможно.

- Мне вспоминается ещё одна цитата, сказанная Апостолом Павлом: «Любовь долготерпит, …, любовь не превозносится, не гордится, не раздражается». Б. пытается перешагнуть через свою любовь к Одинцовой. Он превозносится. Б. утверждает: «Сам себя не сломал, так и бабёнка тебя не сломает». Но он ошибается.  Бабёнка-то, может, и не сломает, а вот любовь… Базаров раздражается на своё чувство, на самого себя. Он противится самой природе.

- Случайно ли именно Б. умирает в конце произведения?

Нет. Не смог он достойно пронести своё чувство по жизни. Нет будущего у человека, не понимающего, что любовь – это всегда благо. Поэтому не продолжается и род Базарова в отличие от Кирсановых.

- Существует  такая версия: Б. умирает но неверия: вера основана на любви. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого, традиций, убеждений.

Этот аспект современен и сегодня. Неслучайно патриарх Кирилл, недавно выступая с проповедью по телевиденью, сказал: «Всякая вера без любви мертва». Это ещё раз подтверждает: любовь – главное в жизни.

- Заполните таблицу.

Герои

Отношение к любви

Николай Петрович и Аркадий

Любовь – это счастливая семейная жизнь, основанная на взаимопонимании и уважении. Любовь ведёт к продолжению рода человеческого.

Павел Петрович

Любовь – это благо, которое необходимо беречь. Надо уметь достойно пронести это чувство, даже если оно не взаимно.

Базаров

Отрицает любовь, поэтому умирает от любви, без любви, от одиночества,  неверия и разрушительной силы собственной натуры.

- Я желаю всем вам испытать это прекрасное чувство и помнить, что любовь – это всегда благо. Сумейте достойно, красиво пронести любовь через всю жизнь. Не впадайте в отчаянье, если любовь не будет взаимной. Никогда не опускайте руки. «Не возгордитесь, не вознеситесь…», как говорил всё тот же Апостол Павел.

4. Стадия «Рефлексия»

(обобщение материала, подведение итогов)

1) Закончить наш урок мне бы хотелось словами Омар Хайяма:

Изначальней всего остального – любовь.

В песне юности первое слово – любовь.

О, несведущий в мире любви горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа - … («любовь»,- говорят все хором)

- Какое синтаксическое средство использовал Омар Хайям в этом стихотворении для раскрытия его идеи?

Эпифору.

- А мы с вами на уроке довольно часто прибегали к использованию рефрена. Какого? Не подскажете?

Любовь – это благо.

- Я думаю, мы достигли целей, поставленных на уроке.

2) Оценки за урок.

6. Д/з 

 - Пусть наши знания будут впрок,

  Спасибо, ребята,  вам за урок.

  А чтобы  упрочить ваши знания,

  Даю домашнее задание:

Напишите сочинение-миниатюру: «Любовь – это благо». Кто так считает, тот ставит точку, кто считает иначе – вопросительный знак и доказывает свою точку зрения. В сочинении используйте один аргумент из произведения, другой из общих знаний, из жизни.

Список используемой литературы:

1. И.С.Тургенев «Отцы и дети» и тексты других произведений;

2. Энциклопедия. «Русская литература». Т.9, ч.1, М. «Аванта+», 1998.

3. «Я иду на урок литературы». 10 класс. Книга для учителя. М., «Первое сентября», 2000.

4. О.Монахова, М.Стишова. «Русская литература XIXв.» М., «Олма-пресс», 1999 (пособие для школьников и поступающих в вузы);

 


 

Диденко Л.Д., учитель русского языка и литературы

Диденко Л.Д., учитель русского языка и литературы

Более 2000 лет назад святой Апостол

Более 2000 лет назад святой Апостол

А. уважает отца (гл.5, с.66: «Сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда ни в чём…

А. уважает отца (гл.5, с.66: «Сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда ни в чём…

Он скучает, о женитьбе и не думает, проводит время в обществе холостяков

Он скучает, о женитьбе и не думает, проводит время в обществе холостяков

А Базаров? Был ли он счастлив?

А Базаров? Был ли он счастлив?

Этот аспект современен и сегодня

Этот аспект современен и сегодня

Эпифору. - А мы с вами на уроке довольно часто прибегали к использованию рефрена

Эпифору. - А мы с вами на уроке довольно часто прибегали к использованию рефрена
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018