Каким должен быть современный урок? Конечно, разным. Это зависит и от цели урока, и от характера учителя, но одно бесспорно: на этом уроке ученик должен чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы свободно работала мысль, только тогда результат общего труда учителя и ученика будет успешным. Комфортно – это значит работать, не испытывая страха, наоборот, стремясь выполнять все предложенные задания. Комфортно – это когда учитель видит в каждом ученике личность. Это возможно только в том случае, если на уроке создается атмосфера доброжелательности на протяжении всего учебного занятия. Поэтому на первый план выступает необходимость продумывания такой формы урока, которая располагала бы к этому, и тогда можно добиться высокой мотивации действий учащихся, что является непременным условием достижения успехов в учебной деятельности. Подобную возможность нам предоставляют уроки-мастерские.
Мастерская построена так, что рассчитана на инициативу, свободу действий каждого. Действительно, участник мастерской для выполнения задания должен осуществить самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Многократное возвращение к выполнению одного задания направляет внимание на поиск новой проблемы в знакомой, казалось бы, хорошо изученной ситуации. Обнаруживается зависимость между отдельными элементами. Таким образом, проблема рассматривается разносторонне.
После изучения особенностей построения уроков-мастерских, подготовки и проведения нескольких таких уроков (подготовка требует очень много времени, долгого вынашивания идеи), стало ясно, что эта форма уроков удовлетворяет обе стороны, участвующие в учебном процессе: и учителей, и учеников. Почему? Просто учитель не подавляет своим авторитетом учеников, а те в свою очередь свободно мыслят, не испытывая напряжения, вызванного невольным страхом ответить неправильно.
Интегрированный урок литературы, права и истории в
6-м классе
Каким должен быть современный урок? Конечно, разным. Это зависит и от цели урока, и от характера учителя,
но одно бесспорно: на этом уроке ученик должен чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы свободно
работала мысль, только тогда результат общего труда учителя и ученика будет успешным. Комфортно – это
значит работать, не испытывая страха, наоборот, стремясь выполнять все предложенные задания. Комфортно
– это когда учитель видит в каждом ученике личность. Это возможно только в том случае, если на уроке
создается атмосфера доброжелательности на протяжении всего учебного занятия. Поэтому на первый план
выступает необходимость продумывания такой формы урока, которая располагала бы к этому, и тогда можно
добиться высокой мотивации действий учащихся, что является непременным условием достижения успехов в
учебной деятельности. Подобную возможность нам предоставляют урокимастерские.
Мастерская построена так, что рассчитана на инициативу, свободу действий каждого. Действительно, участник
мастерской для выполнения задания должен осуществить самостоятельный перенос знаний и умений в новую
ситуацию. Многократное возвращение к выполнению одного задания направляет внимание на поиск новой
проблемы в знакомой, казалось бы, хорошо изученной ситуации. Обнаруживается зависимость между
отдельными элементами. Таким образом, проблема рассматривается разносторонне.
После изучения особенностей построения уроковмастерских, подготовки и проведения нескольких таких уроков
(подготовка требует очень много времени, долгого вынашивания идеи), стало ясно, что эта форма уроков
удовлетворяет обе стороны, участвующие в учебном процессе: и учителей, и учеников. Почему? Просто учитель
не подавляет своим авторитетом учеников, а те в свою очередь свободно мыслят, не испытывая напряжения,
вызванного невольным страхом ответить неправильно.
Особый интерес в этом плане представляют интегрированные уроки, так как они позволяют выявить связи
между учебными дисциплинами, с разных сторон посмотреть на предлагаемые для исследования факты,
предметы, явления. На таких уроках идет естественный процесс сопоставления. А подобный способ анализа
очень продуктивен: одновременно с выработкой более глубоких представлений о мире появляется возможность
развития конструктивного критического мышления.
Цели урока:
Обучающие:
o усвоение понятия «конфликт»: столкновение разных позиций, противоречие, исходно не
имеющее разрешения;
o показать, что точка зрения и взгляды на различные явления меняются на протяжении
человеческой истории.
Развивающие:
o развитие речи, мышления учащихся, умения анализировать ситуацию конфликта,
аргументированно защищать свою точку зрения, искать пути решения конфликта.
Воспитательные:
o воспитание толерантности, понимания учащимися необходимости подчинения поведения
человека гуманитарным ценностям, общечеловеческим нормам.
Урок проводится в форме урокамастерской. Учащиеся сидят по группам, получают задания (либо одинаковые
по содержанию карточки, но вопросы разные; либо вопрос один для всех, а карточки по содержанию разные).
Урок рассчитан на 2 часа, учащиеся самостоятельны в выборе способа решения задачи. Учитель не
вмешивается в ход урока. Его задача – подводить учащихся к необходимым выводам с помощью тщательно
подготовленных и заранее выверенных заданий (при этом проблему, поставленную на уроке, можно решить
несколькими путями), каждый ученик получает возможность высказаться, и мнение его надо уважать,
однозначно правильных ответов может и не быть. В этой ситуации более важен сам процесс познания, нежели
его результат.
ХОД УРОКА
Прослушивание музыкального фрагмента (например, «Полёт шмеля» РимскогоКорсакова).
Учитель литературы: Какое настроение создаёт прослушанный фрагмент. Попробуйте отразить его в
символическом рисунке (5 минут – рисование, затем рисунки вывешиваются на доске с помощью скотча, ребята
подходят, рассматривают, затем желающие комментируют рисунки – 5 минут).Учитель права беседует с учащимися о природе конфликта, о причинах возникновения конфликта. Учащиеся
также говорят о том, какие чувства испытывает человек в конфликтной ситуации.
Учитель литературы: Конфликт возникает в результате соперничества людей, как вы все правильно
утверждаете. И поражение, и победа в соперничестве вызывает сильные эмоциональные переживания. Иногда
они толкают проигравших к ответным действиям – к мести, к желанию отплатить за обиду. Месть – явление
сложное и противоречивое, и его оценка во многом зависит от исторической эпохи, национальных и культурных
традиций. Познакомьтесь с переложением на современный язык летописного сказания о мести княгини Ольги
древлянам, убившим её мужа. (5 минут)
(УМК «Вокруг тебя – мир…», книга для ученика, 6 класс, 1999 г., стр. 59)
Вопросы для беседы (отвечают по очереди в каждой группе):
– Какие чувства возникли у тебя во время чтения?
– Как ты, человек другого века, другой цивилизации, относишься к мести княгини Ольги?
Чтение отрывка из статьи историка С.М. Соловьёва
Вопрос учащимся:
– А какую оценку этому событию даёт историк Соловьёв?
Учитель говорит, что в древности существовал обычай кровной мести.
– А как иначе можно было наказать обидчика или убийцу? (Учащиеся подводятся к мнению о необходимости
правового регулирования конфликтов.)
Учащимся даётся время для прочтения начала отрывка из повести В. Закруткина «Матерь человеческая»
( карточка № 3). После прочтения каждая группа должна пересказать свою часть рассказа.
Учитель читает фрагмент из повести, где повествуется о желании Марии отомстить немцу за погибших сына и
мужа, не завершая чтение эпизода, задаёт вопрос:
– А что, повашему мнению, дальше сделает Мария?
Выслушивается мнение каждого учащегося, а также его аргументы, почему он считает именно так.
Чтение продолжения фрагмента
Задание:
– Выразите рисунком (цветовой гаммой или формой) то настроение, то чувство, которое вы испытывали, когда
читали этот отрывок.
Ученики рисуют, прикрепляют рисунки к доске, и каждый объясняет, что он хотел выразить своим рисунком (10–
15 минут).
Учитель права: Вы уже сделали вывод о том, что месть – чувство, недостойное человека. Но вы видите, что оно
присутствует даже в международных конфликтах. Где? Приведите примеры. (Учащиеся говорят о терактах в
разных странах и дают свою оценку этим конфликтам).
Учитель литературы предлагает каждому написать минисочинение, в котором необходимо дать развёрнутый
ответ на вопросы:
– Приходилось ли тебе испытывать чувство мести? К кому? За что?
– Что ты ощущал в тот момент?
– Чем закончилась конфликтная ситуация?
Рефлексия:
– Нужен ли был этот разговор?
– Как вы ощущали себя на уроке?
Библиография:
1. «Вокруг тебя – мир…». Книга для ученика 6 класса. М., Международная академическая издательская
компания «Наука/Интерпериодика».19992. К.Н. Поливанова, Б. И. Хасан. Общество и я.