Интегрированный урок литературы, права и истории в 6-м классе

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каким должен быть современный урок? Конечно, разным. Это зависит и от цели урока, и от характера учителя, но одно бесспорно: на этом уроке ученик должен чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы свободно работала мысль, только тогда результат общего труда учителя и ученика будет успешным. Комфортно – это значит работать, не испытывая страха, наоборот, стремясь выполнять все предложенные задания. Комфортно – это когда учитель видит в каждом ученике личность. Это возможно только в том случае, если на уроке создается атмосфера доброжелательности на протяжении всего учебного занятия. Поэтому на первый план выступает необходимость продумывания такой формы урока, которая располагала бы к этому, и тогда можно добиться высокой мотивации действий учащихся, что является непременным условием достижения успехов в учебной деятельности. Подобную возможность нам предоставляют уроки-мастерские. Мастерская построена так, что рассчитана на инициативу, свободу действий каждого. Действительно, участник мастерской для выполнения задания должен осуществить самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Многократное возвращение к выполнению одного задания направляет внимание на поиск новой проблемы в знакомой, казалось бы, хорошо изученной ситуации. Обнаруживается зависимость между отдельными элементами. Таким образом, проблема рассматривается разносторонне. После изучения особенностей построения уроков-мастерских, подготовки и проведения нескольких таких уроков (подготовка требует очень много времени, долгого вынашивания идеи), стало ясно, что эта форма уроков удовлетворяет обе стороны, участвующие в учебном процессе: и учителей, и учеников. Почему? Просто учитель не подавляет своим авторитетом учеников, а те в свою очередь свободно мыслят, не испытывая напряжения, вызванного невольным страхом ответить неправильно.
Иконка файла материала Интегрированный урок литературы, права и истории в 6-м классе.doc
Интегрированный урок литературы, права и истории в 6-м классе Каким должен быть современный урок? Конечно, разным. Это зависит и от цели урока, и от характера учителя,  но одно бесспорно: на этом уроке ученик должен чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы свободно  работала мысль, только тогда результат общего труда учителя и ученика будет успешным. Комфортно – это  значит  работать, не испытывая страха, наоборот, стремясь выполнять все предложенные задания. Комфортно  – это когда учитель видит в каждом ученике личность. Это возможно только в том случае, если на уроке  создается атмосфера доброжелательности на протяжении всего учебного занятия. Поэтому на первый план  выступает необходимость продумывания такой формы урока, которая  располагала бы к этому,   и  тогда можно  добиться высокой мотивации действий учащихся, что является непременным условием достижения успехов в  учебной  деятельности. Подобную возможность нам предоставляют уроки­мастерские. Мастерская построена так, что рассчитана на инициативу, свободу действий каждого. Действительно, участник  мастерской для выполнения задания должен осуществить самостоятельный перенос знаний и умений в новую  ситуацию. Многократное возвращение к выполнению одного задания направляет внимание на поиск новой  проблемы в знакомой, казалось бы, хорошо изученной ситуации. Обнаруживается зависимость между  отдельными элементами. Таким образом, проблема рассматривается разносторонне.  После изучения особенностей построения уроков­мастерских, подготовки и проведения нескольких таких уроков (подготовка требует очень много времени, долгого вынашивания идеи), стало ясно, что эта форма уроков  удовлетворяет обе стороны, участвующие в учебном процессе: и учителей, и учеников. Почему? Просто учитель  не подавляет своим авторитетом учеников, а те в свою очередь свободно мыслят, не испытывая напряжения,  вызванного невольным страхом ответить неправильно. Особый интерес в этом плане представляют интегрированные уроки, так как они позволяют выявить связи  между учебными дисциплинами, с разных сторон посмотреть на предлагаемые для исследования факты,  предметы, явления. На таких уроках идет естественный процесс сопоставления. А подобный способ анализа  очень продуктивен: одновременно с выработкой более глубоких представлений о мире  появляется возможность развития конструктивного критического мышления. Цели урока:  Обучающие: o усвоение понятия «конфликт»: столкновение разных позиций, противоречие, исходно не  имеющее разрешения; o показать, что точка зрения и взгляды на различные явления меняются на протяжении  человеческой истории. Развивающие: o развитие речи, мышления учащихся, умения анализировать ситуацию конфликта,  аргументированно защищать свою точку зрения, искать пути решения конфликта. Воспитательные: o воспитание толерантности, понимания учащимися необходимости подчинения поведения    человека гуманитарным ценностям, общечеловеческим нормам. Урок проводится в форме урока­мастерской. Учащиеся сидят по группам, получают задания (либо одинаковые  по содержанию карточки, но вопросы разные; либо вопрос один для всех, а карточки по содержанию разные).  Урок рассчитан на 2 часа, учащиеся самостоятельны в выборе  способа решения задачи. Учитель  не  вмешивается в ход урока. Его задача – подводить учащихся к необходимым выводам с помощью тщательно  подготовленных и заранее выверенных заданий (при этом проблему, поставленную на уроке, можно решить  несколькими путями), каждый ученик получает возможность высказаться, и мнение его надо уважать,  однозначно правильных ответов может и не быть. В этой ситуации более важен сам процесс познания, нежели  его результат. ХОД УРОКА Прослушивание музыкального фрагмента (например, «Полёт шмеля» Римского­Корсакова). Учитель литературы: Какое настроение создаёт прослушанный фрагмент. Попробуйте отразить его в  символическом рисунке (5 минут – рисование, затем рисунки вывешиваются на доске с помощью скотча, ребята  подходят, рассматривают, затем желающие комментируют рисунки – 5 минут).Учитель права беседует с учащимися о природе конфликта, о причинах возникновения конфликта. Учащиеся  также говорят о том, какие чувства испытывает человек в конфликтной ситуации. Учитель литературы:    Конфликт возникает в результате соперничества людей, как вы все правильно  утверждаете. И поражение, и победа в соперничестве вызывает сильные эмоциональные переживания. Иногда  они толкают проигравших к ответным действиям –   к мести, к желанию отплатить за обиду. Месть – явление  сложное и противоречивое, и его оценка во многом зависит от исторической эпохи, национальных и культурных  традиций. Познакомьтесь с переложением на современный язык летописного сказания о мести княгини Ольги  древлянам, убившим  её мужа. (5 минут) (УМК «Вокруг тебя – мир…», книга для ученика, 6 класс, 1999 г., стр. 59) Вопросы для беседы (отвечают по очереди в каждой группе): – Какие чувства возникли у тебя во время чтения? – Как ты, человек другого века, другой цивилизации, относишься к мести княгини Ольги? Чтение отрывка из статьи историка С.М. Соловьёва  Вопрос учащимся: – А какую оценку этому событию даёт историк Соловьёв? Учитель говорит, что  в древности существовал обычай кровной мести. – А как иначе можно было наказать обидчика или убийцу? (Учащиеся подводятся к мнению о необходимости  правового регулирования конфликтов.) Учащимся даётся время для прочтения начала отрывка из повести   В. Закруткина «Матерь человеческая»  ( карточка № 3). После прочтения каждая группа должна пересказать свою часть рассказа. Учитель читает фрагмент из повести, где повествуется о желании Марии отомстить немцу за погибших сына и  мужа, не завершая чтение эпизода, задаёт вопрос: – А что, по­вашему мнению,  дальше сделает Мария? Выслушивается мнение каждого учащегося, а также его аргументы, почему он считает именно так. Чтение продолжения фрагмента Задание: – Выразите рисунком (цветовой гаммой или формой) то настроение, то чувство, которое вы испытывали, когда  читали этот отрывок. Ученики рисуют, прикрепляют рисунки  к доске, и каждый объясняет, что он хотел выразить своим рисунком (10– 15 минут). Учитель права: Вы уже сделали вывод о том, что месть – чувство, недостойное человека. Но вы видите, что оно  присутствует даже в международных конфликтах. Где? Приведите примеры. (Учащиеся говорят о терактах в  разных странах и дают свою оценку этим конфликтам). Учитель литературы предлагает каждому написать мини­сочинение, в котором необходимо дать развёрнутый  ответ на вопросы: – Приходилось ли тебе испытывать чувство мести? К кому? За что?  – Что ты ощущал в тот момент?  – Чем закончилась конфликтная ситуация? Рефлексия: – Нужен ли был этот разговор? – Как вы ощущали себя на уроке? Библиография: 1. «Вокруг тебя – мир…». Книга для ученика 6 класса. М., Международная академическая издательская  компания «Наука/Интерпериодика».19992. К.Н. Поливанова, Б. И. Хасан. Общество и я.