Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»
Оценка 4.6

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
7 кл—9 кл
18.04.2019
Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»
Данный урок можно провести с учащимися 7 класса (география, экология) и 8-9 классы (география, экология, химия). Подготовка к занятию большая: каждому участнику дается задание самостоятельно подготовить сообщение по заданной теме, подобрать материалы для презентации и газеты. В ходе урока дети заполняют бланки заданий и в конце сдают. Урок-суд рассчитан на 2 часа.
«Прости, Земля!».doc
1 Аннотация к уроку. Данный урок можно провести с учащимися 7 класса (география,  экология) и 8­9 классы  (география, экология, химия).  Подготовка к занятию  большая: каждому участнику дается задание самостоятельно подготовить  сообщение по заданной теме, подобрать материалы  для презентации и газеты.  В ходе урока дети заполняют бланки заданий и в конце сдают.  Урок­суд  рассчитан на 2 часа.  Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»  Учитель химии Терлецкая Алла Ивановна Лицей «Эврика» Задачи  урока:  Образовательные:  расширить и углубить знания учащихся 7­9  классов о географических оболочках Земли;   показать   влияние   человека   на   окружающую   среду,   выделить экологические   проблемы,   использовать   приобретенные   знания   для оценки влияния химического загрязнения на окружающую среду. Развивающие:  формировать   природоохранную,   здоровьесберегающую, коммуникативную   компетенции   (умение   четко,   громко,   грамотно   и убедительно выступать перед аудиторией, умение общаться с детьми другого возраста);  совершенствовать навыки проведения демонстрационного эксперимента (8­9 классы); 2  развивать   умения     работать   с   дополнительными   источниками информации;  развивать интерес к предметам химии, географии и экологии.  Воспитательные:  воспитывать   разумное   отношение   к   природе,   экологическую грамотность. Тип  урока: интегрированный урок­суд. Методы обучения: сочетание словесных и  наглядных методов. Виды   деятельности:  элементы   проектной   деятельности   при   выпуске экологической   газеты,   компьютерной   презентации   и   подготовке   к   уроку, выполнение демонстрационного эксперимента, использование межпредметных связей с курсами химии, географии и экологии. Оборудование:  1. Сера,   сосуд,   наполненный   кислородом,   ложечка   для   сжигания, спиртовка, вода, лакмус, лучинка, концентрированная H2SO4, белок. 2. Компьютерная презентация  «Прости, Земля!»  3. Бланки заданий для 7 и 9 классов (см. приложение №1) 4. Статьи из сайта Allnews.md (http://allnews.md/sotsialnie/1292­problemi)  (см. приложение №2) 5. Физическая карта Молдовы Вступительное слово учителя.    ХОД   УРОКА 3 Известный   отечественный   эколог   Н.Ф.Реймерс   оставил   нам «Экологический манифест». Он писал: « Мы «улучшаем» природу, забывая, что сами нуждаемся в улучшении… Не природе нужна защита. Это нам нужно ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить…» Вдумайтесь в эти слова. Ведь действительно мы пытаемся перестроить окружающий нас мир, чтобы нам в нем было удобно жить: осушаем болота, вырубаем леса, строим мегаполисы, вносим тонны удобрений и пестицидов на поля, ездим на автомобилях… И совсем не задумываемся о будущем, которое ждет нас, наших детей, внуков… Мы не думаем о природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами… Нашу Землю нередко сравнивают с космическим кораблем, а мы, люди, всего   лишь   пассажиры   этого   корабля.   В   известной   нам   части   Вселенной только одна  Земля – голубая   и  зеленая планета  жизни. А  мы,  люди, так небрежно относимся к ней. Вот   сегодня   мы   и   решили   дать   слово   тому,   что   нас   окружает.   И представить, что же думает о нас, людях, всегда готовая прийти на помощь всепрощающая окружающая среда. Секретарь.     Встать! Суд идет.  Прошу ввести подсудимого – высшее разумное существо планеты Земля – Человека. Прокурора, защитников и присяжных прошу занять свои места. Всех присутствующих в зале прошу записывать ход судебного заседания по предложенным планам­протоколам. В конце заседания протоколы необходимо сдать для принятия объективного решения по слушаемому вопросу. Начинаем судебное заседание. Слово имеет судья. Судья. Слушанию   подлежит   жалоба   в   отношении   Человека.   Прокурор, 4 изложите суть обвинения. Прокурор. Получена   жалоба   от   планеты   Земля   в   отношении   деятельности Человека,   угрожающей   гибели   ее   дочерей   Атмосферы,   Гидросферы, Литосферы и Биосферы. Правда это длится уже довольно долго, но для таких дел нет срока давности. Предлагаю выслушать самих истиц и свидетелей со стороны обвинения. Судья.     Прошу пригласить планету Земля. Секретарь (пояснительная записка). Земля – третья планета Солнечной системы. По современным данным ей около 4.54 млрд лет. Это – единственная населенная планета системы. (Слайд 2) Земля. Да, я единственная среди своих сестер и братьев планета, на которой есть   живые   организмы.   Но   когда­то   на   мне   не   было   жизни.   Мне   было тоскливо.   Я   не   слышала   шелеста   листьев,   стрекотания   кузнечиков,   пения птиц… Но в результате эволюции появился человек разумный – Ноmоsapiens. Я сначала   обрадовалась.   «Ну,   ­   думаю,­   благоустроит   меня,   озеленит,   будет беречь, ведь ему здесь жить». Я ему для этого все условия предоставила. Воздух, которым можно легко дышать, реки и озера с пресной водой, чистые родники   и   минеральные   источники,   красоту   тайги   и   тропических   лесов, вкусные овощи, фрукты и ягоды, множество видов животных и растений… Да чем только я не стремилась ему помочь! Но что я взамен получила?! Ведь благодаря деятельности Человека мои девочки так разболелись, что людям еще долго придется расплачиваться за свои ошибки. Судья.    Слово имеет Атмосфера. 5 Секретарь (пояснительная записка). Атмосфера ­ воздушная оболочка Земли. Ее состав: 78% азота, около 21%   кислорода   и   1%   приходится   на   благородные   газы,   угарный   газ, углекислый газ и водяные пары. Причем жизнь Человека возможна только при таком соотношении газов. (Слайд 3) Атмосфера. Человек посягнул на самое дорогое – на мой состав. Он построил для   своего   благосостояния   города,   заводы,   фабрики;   пустил   автомобили, поезда, самолеты, ракеты; открыл ТЭС…, не задумываясь о моем здоровье. (здесь можно привести таблицы с данными о содержании вредных примесей в выхлопных газах) Судья.  Слово предоставляется представителю лаборатории по мониторингу окружающей среды. Свидетель 1. Представитель лаборатории по мониторингу окружающей среды. Ученые   предполагают,   что   60%   токсичных   примесей,   отравляющих воздух,   выделяется   автомобильными   двигателями.   Так,   1   легковой автомобиль   выбрасывает   за   сутки   1кг   выхлопных   газов,   содержащих   200 компонентов и только 5 из них не токсичны. (Слайд 4) Анализ   состояния   атмосферного   воздуха   за   последние   годы   выявил неуклонный   рост   объемов   выбросов   загрязняющих   веществ.   Ежегодно   в Молдове увеличивается количество автотранспорта, и в настоящее время он является крупнейшим загрязнителем окружающей среды– около 80 процентов от общего объема выбросов. По   результатам   мониторинга   загрязнения   атмосферного   воздуха вредными   примесями   с   1992   года   в   лаборатории   ведутся   наблюдения   за химизмом осадков по следующим ингредиентам: SO4, CL, HCO3, Ca, Mg, NH4. Для каждой пробы также измеряют водородный показатель pH. Ежемесячно в лаборатории   анализируются   суммарные   пробы   осадков   по   7   пунктам 6 республики (Кишинёв, Тирасполь, Дубоссары, Рыбница, Каменка, Корнешты, Леово). (Слайд 5) Мы   исследовали   атмосферный   воздух   г.Кишинева.   Наиболее загрязненные воздушные бассейны имеют улицы с интенсивным движением автотранспорта и высокой плотностью жилой застройки. Судья.   А что может произойти, если увеличится концентрация углекислого газа в атмосфере? Свидетель 2. Эколог. Если позволите, на этот вопрос отвечу я.  Нас   очень   волнует   проблема   выброса   углекислого   газа   в   атмосферу,   т.к. вместе   с   парами   воды   его   повышенное   содержание   может   привести   к парниковому   эффекту.   Его   еще   иногда   называют   тепличным   или оранжерейным.   Скажете,   какие­то   сельскохозяйственные   ассоциации! Название   действительно   оттуда:   стекло   или   прозрачная   пленка,   свободно пропуская солнечные лучи, задерживает тепло земли и водяные пары, не дает им   «уйти».   В   результате   в   теплице   поднимается   температура   и   резко увеличивается влажность воздуха. А вот теперь представьте, что в результате деятельности   Человека   в   атмосфере   накапливаются   углекислый   газ,   пыль, пары серной и азотной кислот, которые как и огородная пленка препятствуют тепловому   излучению   с   поверхности   Земли,   что   постепенно   ведет   к потеплению климата на всей планете. По данным ученых за последние 30 лет средняя температура повысилась на 10С. Если этот процесс не остановить, то через каких­то 30­50 лет это приведет к катастрофическим  последствиям. Начнут таять ледники, повысится уровень Мирового океана, что приведет к затоплению   огромных   территорий,   например,   Англии,   Франции,   Дании, российского Севера. Кстати, одна из версий гибели легендарной Атлантиды – затопление ее в результате таяния ледников. Земля. (реплика из зала) Уважаемый судья, можно я добавлю. Судья. Да, пожалуйста. Слово Земле. 7 Земля. В  нашей   семье   планет   есть   печальный   пример   действия   парникового эффекта.   Это   планета   Венера.   Ее   атмосфера   в   основном   состоит   из углекислого газа, который не дает теплу уйти с поверхности планеты. Из­за чего поддерживается тепловой баланс планеты при температуре гораздо выше земной. А ведь, возможно, эта планета раньше была населена! Судья.  Слово предоставляется лаборанту­экологу. Свидетель 3. Лаборант­эколог. Помимо   парникового   эффекта,   попадающие   в   атмосферу   вместе   с выхлопными газами, промышленными выбросами и дымом ТЭС, оксиды азота и серы вызывают так называемые кислотные дожди. Вот посмотрите, как это происходит(демонстрация опыта №1)  Опыт№1. Сжигание серы в кислороде, растворение полученного SO2 в воде, окраска   индикатора   в   полученной   кислоте,   действие   кислотой   на   мрамор. (Проведение опытов сопровождается словами.)  Оксиды   азота   и   серы,   попадая   в   воздух,   взаимодействуют   с атмосферной   влагой,   образуя   соответствующие   кислоты.   Ветер   уносит   их вдаль, где они выпадают в виде кислотных дождей, нанося серьезный ущерб зданиям, сооружениям, историческим памятникам; ухудшая развитие лесов, садов;   обедняя   почву   питательными   веществами,   снижая   урожайность сельскохозяйственных культур; в водоемах гибнет рыба. Кислотные дожди… Их последствия наблюдаются и в нашей стране, однако подлинным  бедствием это  стало для ряда стран Западной Европы, США, Канады. Погибло все живое в 4тыс. озер Норвегии и в 1300 озерах Канады.   Закислению   подверглись   10%   пресной   воды   Великобритании.   В Германии погибли деревья на площади 56тыс.га. И напоследок я хочу показать вам действие концентрированной серной кислоты   на   некоторые   вещества.   Правда,   кислотные   дожди   –   это   слабые 8 растворы кислот, но ведь они часто повторяются. Так что выводы делайте сами. Проведение опытов №2, №3:  Опыт №2. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с белком (все живые организмы образованы белками) Опыт №3. Обугливание древесины концентрированной серной кислотой. Судья.  Спасибо. Прошу присяжных принять к сведении проведенные опыты. А что обвинение может рассказать о действии озона на живые организмы? Прокурор. По этому вопросу выступит сам Озон. Озон. Я думаю, каждый из вас загорал  летом. Получить вашей коже красивый загар   в   некотором   роде   помогаю   я.   Я   сосредоточен   на   высоте   20­25   км, образуя   озоновый   слой,   который   защищает   Землю   от   вредного   в   больших концентрациях   ультрафиолетового   излучения   Солнца.   Вы   знаете,   что   при избытке этих лучей получаются ожоги. А знаете ли вы, что эти лучи могут вызвать рак кожи? Но сейчас в моем слое появились дыры… В   маленьких   концентрациях   я   уничтожаю   бактерии,   поэтому   меня используют для дезинфекции водопроводной воды и в медицине. Но сам по себе я – газ ядовитый. Моя ПДК=0,1мг/м3. В больших дозах я раздражаю глаза и слизистые оболочки, вызываю головные боли, затрудняю дыхание. Но знаете ли вы, что в жаркий солнечный день в больших городах из оксидов азота, выбрасываемых в атмосферу вместе с выхлопными газами, образуюсь я. А вместе с пылью мы называемся смогом. Слышали о таком? Это – бич всех мегаполисов. Судья. А теперь слово предоставляется Гидросфере. Секретарь. Гидросфера   –   водная   оболочка   Земли.   Состоит   из   трех   частей: Мирового океана, воды суши и воды в атмосфере. Большую часть гидросферы 9 составляет   соленая   вода   Мирового   океана   –   96,5%.   Океаническую   воду называют «жидкая руда» (в ней растворены никель, железо, серебро, золото). Океан заселен и растениями, и животными.  (Слайд 6)  Гидросфера. Навредив моей сестре, Человек не обошел стороной и меня. Население земного  шара  каждые   сутки  потребляет  7млрд  м3  воды.  Для  поддержания жизни каждый человек должен в сутки выпить 2литра чистой «живой» воды. Но   как   бездумно   он   порой   расходует   эти   ценные   запасы   пресной   воды, которые     так   ограничены!   Сточные   воды   своих   предприятий   Человек выбрасывает в реки и моря. В результате даже на глубине 300м в верхнем слое всех океанов имеются свинец, ртуть, кадмий, которые убивают рыбу, а при случае и людей.  Океан гибнет!  Море стало  сточной  ямой,  из  него  уходит жизнь.   Исчезают   коралловые   рифы   с   их   сказочной   красотой.   Химикаты обнаружены даже в теле пингвинов. А чего стоят аварии танкеров?! Океан седой гудит набатно,                                            Он таит обиду в глубине, Мазутные раскачивая пятна    На седой разгневанной волне. Судья. Приглашается свидетель – норвежский ученый  Тур Хейердал. (Слайд 7) Свидетель 4. Тур Хейердал. В 1969 году 7 человек из 7 стран мира ступили на борт папирусной лодки «Ра». Нам предстояло совершить плавание к берегам Америки. Для нас было   настоящим   ударом   видеть   до   какой   степени   загрязнен   океан.   Мы обгоняли пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут.   У   берегов   Америки   в   районе   Вест­Индийских   островов   до   самого горизонта поверхность моря оскверняли черные комки мазута с булавочную головку, с горошину и даже с картофелину. Если бы все люди Земли проявили 10 настоящую заботу об океане, проблема его загрязнения не стояла бы сейчас так остро. Судья.  Уважаемый   эколог,   Вы   подтверждаете   озабоченность   Гидросферы сбросом сточных вод? Свидетель 2. Эколог. Конечно.   И   загрязнено   не   только   море,   но     прежде   всего   реки.   В результате сброса отходов промышленных предприятий в реках не хватает кислорода для живущих в них бактерий. И живая вода на больших отрезках превращается в мертвые потоки.  Молдавские экологи встревожены состоянием реки Днестр и требуют от   властей   Республики   Молдова   предпринять   меры,   дабы   избежать экологической катастрофы. Исследователь из Института зоологии Академии наук Молдовы Елена Зубков   заявила,   что   проблема   Днестра   серьезная   и   связана   не   только   с загрязнением,   но   и   с   тем,   что   на   реке,   в   украинском   городе   Днестровске строится   гидротехнический   узел,   который   привел   к   кардинальным изменениям.   состояние   «Экологическое   К сожалению,температура и гидрологический режим привели к исчезновению 80 процентов речной фауны. Процессы самоочищения этой системы находятся на грани», ­ предупредила  Зубков. реки   катастрофическое. По ее словам в бассейне реки размещается все больше складов крайне опасных для здоровья человека пестицидов. (Слайд 9) «Необходимо, чтобы все действия, предпринимаемые на реке Днестр, документировались,   чтобы   не   было   такого,   когда   каждый   делает   на   его участке, что вздумается. Массивное загрязнение воды на территории Украины отражается   не   только   на   тамошнем   населении,   но   и   на   молдавских гражданах», ­ отметила эколог. Власти пока никак не отреагировали на заявления академиков. А ведь около трети населения страны используют для питья воду из естественных источников без прохождения ее через очистные сооружения. В столице проходят очистку менее половины стоков. С промышленными и бытовыми стоками в реки попадают ПАВ, которые распадаются   в   природе   от   2   месяцев   до   2   лет   и   способствуют   развитию 11 бронхитов, пневмонии, бронхиальной астмы, экзем, дерматитов, аллергий. И даже могут вызвать мутации органов у последующих поколений. А ведь эту воду мы пьем, поливаем ею огороды, поля… Судья. Слово предоставляется Литосфере. Секретарь. Литосфера   –   это   твердая   оболочка   Земли,   состоящая   из   земной   коры   и верхней части мантии. В переводе с греческого «литос» ­ камень. Состоит из горных пород и минералов. (Слайд 10) Литосфера.  До   того,   как   человек   начал   хозяйничать,   я   была   красива,   всегда ухожена, аккуратно и безукоризненно одета в зелень лесов, голубизну рек, морей, озер, кипельно­белые ледники, небольшие желтые пятна пустынь… А сейчас на мне груды консервных банок, пластиковых бутылок, битого стекла и   прочего   мусора.   Свалки   вдоль   дорог,   захламленные   территории, искалеченная природа – таков итог длительного господства индустриального мира.   Подсчитано,   что   в   результате   неразумной   деятельности   человека деградировало 15% суши нашей планеты. Послушайте, то об этом думают географы. Судья. Приглашается свидетель географ. Свидетель 5. Географ. Для своих хозяйственных нужд население Земли извлекает из земных недр около 100млрд т горючих ископаемых и стройматериалов, выплавляется более 800млн т разнообразных металлов. С каждым годом возрастает добыча минеральных ресурсов, что приводит к нарушению рельефа. На поверхности Земли возникают «лунные ландшафты» ­ горы пустой породы высотой до 50м, а под землей образуются пустоты, глубина которых достигает 500м и более. Отвалы горных пород дымятся и горят, а они содержат вредные вещества для 12 всего живого. Ярким примером такого антропогенного ландшафта является город Шахты (Ростовская область). (Слайд 11) Свидетель 6. Почва. Я являюсь особым природным телом и нахожусь в самой верхней части земной коры. Состою из частичек разрушенных горных пород и из гумуса (перегноя).     В   почве   всегда   находятся   вода,   воздух   и   множество   живых организмов.   Это   –   среда   обитания   различных   червей,   жуков   и   даже млекопитающих. Почва   образуется   очень   медленно   ­   нужны   сотни   и   тысячи   лет.   Но разрушить ее легко. За последние 100 лет на Земле разрушена почти четверть всех плодородных земель. Человек бездумно орошает пустыни, тем самым засоляя почву, осушает болота, не задумываясь, к чему это может привести. Он бездумно вносит на поля 500млн т удобрений и 4млн т ядохимикатов в год.  Пестициды – это, пожалуй, единственный вид загрязнителей, которые человек вносит в окружающую среду сознательно. Их отличительная черта – стойкость   к   воздействию   различных   факторов   окружающей   среды (температуры, влаги, солнечной радиации), они почти не разлагаются в воде и почве, накапливаются  в растениях и животных. Длительное их применение в неограниченном   количестве   приводит  к   накоплению   их   в  цепях   питания  – возникают   хронические   отравления   с   поражением   печени,   центральной   и периферической нервной  системы у животных и человека. Эти чужеродные для природы вещества обладают и мутагенным действием.  Судья. Слово  предоставляется Биосфере. Секретарь.  Биосфера   –   оболочка   жизни,   заселенная   и   измененная   живыми организмами.   В   ее   состав   входит   и   неживое   вещество,   созданное   или измененное живыми организмами. Она непрерывно расширяется. (Слайд 12) 13 Биосфера.  Я   –   самая   младшая   из   сестер.   Возникла   вместе   с   первыми   живыми существами   на   планете.   Как   радовало   меня   зарождение   новой   жизни,   ее приспособление к окружающей среде, появление первых разумных существ. Но с этих пор и начались мои проблемы. Иногда слышишь: человек – царь природы. Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить это невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дает Человеку природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. А как ведет себя человек? Где бы он ни появлялся, он всегда что­нибудь разрушал, кого­нибудь убивал. Цели разные. Кто­то хочет поохотиться в свое удовольствие.   Кто­то   –   получить   побольше   денег   за   шкурку   редкого животного или его меха. Кто­то, не  думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается.  Вместе со мной пришли сегодня и мои друзья – растения и животные. Судья.  Прошу внимания! Слово  предоставляется  представителям  флоры  и фауны. Тур.  Мне   трудно   говорить.   И   не   только   потому,   что   меня   уже   давно   не существует. Я боюсь, что еще много видов растений и животных исчезнут так же, как и мой вид.   Я не могу понять только одного: ведь Человек сам   ­ творение   природы.   Он   не   имеет   права   выносить   смертный   приговор   тем живым существам, которые по его мнению вредны или опасны. Неужели он не понимает, что нарушает природное равновесие, которое восстановить очень тяжело, (Слайд 13) Я   обвиняю   Человека   в   том,   что   он   уничтожил   такое   замечательное животное, как зебра­квагга. Когда люди стали осваивать Африку, они решили, что   зебры   занимают   пастбища,   пригодные   для   скота,   и   стали   убивать 14 «солнечных лошадок». Да разве только зебры? На территории Африки сейчас осталось не более 10% животных, живших там до прихода европейцев. (Слайд 14) А бизоны? К началу ХХ века почти не осталось бизонов. А было их не менее 70млн. За один год один охотник убивал не менее 2тыс. бизонов.  Последний странствующий голубь умер в зоопарке в начале ХХ века. Огромные стаи этих птиц были уничтожены ради вкусного мяса. (Слайд 15) Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили последнюю. (Слайд 16) Ливанский кедр… Когда­то это дерево росло повсюду, но его решили обменять на канаты, золото и другие товары, которые привозили из Египта. И вот результат –сейчас только в Ливане осталась роща из 400 деревьев. (Слайд 17) Дронты были нелетающими птицами величиной с гуся. Предполагается, что взрослая птица весила 20­25 кг, в высоту достигала метра. В отличие от пингвинов и страусов дронты не умели не только летать, но и хорошо плавать или быстро бегать: на островах не было сухопутных хищников и бояться было нечего. Дронты полностью вымерли с появлением на Маскаренских островах европейцев.   Охота   на   дронта   стала   источником   пополнения   корабельных запасов, на острова были завезены крысы, свиньи, кошки и собаки, которые поедали яйца беспомощной птицы. Для охоты на дронта к нему нужно было просто подойти и ударить палкой по голове. Не имевший ранее естественных врагов, дронт был доверчив. Возможно, именно поэтому моряки присвоили ему   имя   «додо»   —   от   простонародного   португальского   слова   глупый, сумасшедший. (Слайд 18) Но это было давно! А я хочу предложить вашему вниманию видеоролик с   youtube     «9   видов   животных,   вымерших   за   нашу   жизнь!».   А   также 15 видеоролик, в котором показаны виды животных и растений, занесенных в Красную книгу Молдовы. (Слайд 19).  Я призываю вас ­ оглянитесь, люди! Остановитесь! (Слайд 20) Ландыш.  Люди рвут меня, не задумываясь. А ведь,   чтобы я зацвел, с того времени,   как   упало   семечко   в   землю,   должно   пройти   10   лет.   Мальчик   и девочка, поступившие в первый класс, успеют закончить школу.  Судья.  Но ведь Вас, уважаемый ландыш, рвут и в лечебных целях? Ландыш. Да, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. А когда­то люди складывали обо мне легенды, устраивали праздники. Например, во Франции и у североамериканских индейцев я был священным   цветком.   Сейчас   из   меня   изготавливают   капли   для   людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а теперь я нуждаюсь в защите. А   мой   друг   ягель?     Если   на   него   наступит   человек,   цветок   будет восстанавливаться 30 лет, а после гусеничной машины – все 100. Колокольчик.  У нас в стране 18 тыс. видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу? Мы уменьшаем содержание пыли в воздухе в 2,5 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25тыс. видов высших растений.  Прокурор. Господин судья, узнав о нашем судебном заседании, сюда прибыл и просто   требует   слова   Лесник.   Он   хочет   рассказать   о   бесхозяйственном отношении Человека к его лесу. Прошу предоставить ему слово. (Слайд 21) Судья. Хорошо, слово предоставляется Леснику. Лесник.  Леса покрывают 25% суши нашей планеты. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом. Оглянитесь: мебель, пол, окна, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, деготь, скипидар и многое другое. Более 10тыс. различных изделий производятся из 16 древесины промышленностью нашей страны. Однако, с каждым годом лес все больше   нуждается   в   защите,   в   восстановлении   того,   что   бездумно истреблялось.  (Слайд 22). Тропические   леса   и   тайга   –   самые   крупные   природные   фабрики   по производству кислорода на нашей планете, естественный фильтр, очищающий земную   атмосферу.   1га   зеленых   насаждений   за   час   может   поглотить   2кг углекислого газа. Но за последние 100 лет площадь лесов на Земле сократилась вдвое. Ежегодно   уничтожается   площадь   тропических   лесов   примерно   равная площади Великобритании. Уже сейчас 50млн га лесов Европы повреждено из­ за загрязнения атмосферы, засоления почвы или болезней.  Адвокат. Я   возражаю.   Знает   ли   уважаемый   свидетель,   что,   например,   в   Швеции   за последние 100 лет площадь увеличилась в 2 раза и это – заслуга Человека, т.к. каждый житель этой страны сажает за год около 50 деревьев. Судья.  Вы можете возразить? Лесник.  Да.   Ведь   это   пример   одной   страны.   А   сколько   лесов   при   этом   бездумно уничтожается по всему миру! Вот если бы каждый человек планеты сажал в год столько же деревьев. А так… взять хотя бы лесные пожары. Их называют стихийными   бедствиями.   Вспомните,   сколько   лесов   уничтожаются   летом таким образом! Но так ли уж они стихийны? По данным статистики, из­за ударов молний  и  самовозгорания  торфа  возникает  только 10% пожаров,  а остальные 90% ­ по вине Человека. Причины: непотушенный костер в лесу, непогашенная   спичка   или   сигарета,   осколки   стеклянной   посуды,   которые могут сработать как линзы, сконцентрировав солнечные лучи. (Слайд 23) Пожар отклокотал и умер. И умер лес, отзеленев… Трагедию исчислил в сумме один хозяйственный отдел. 17 Медведь ушел, удрали зайцы, хватили горя комары. В жилищах птиц сварились яйца от неестественной жары. Стоял, как братская могила, безрукий, безволосый лес! Что ни пихта – иссякла сила, что ни лиственница – крест! Я уходил из этой жути с большой тревогой за людей… Не люди лес сожгли, не люди, не человек… Злодей. Злодей! Прокурор.  Я   слышал,   на   территории   Нью­Йоркского   зоопарка   имеется символическое кладбище вымерших животных. Нескончаемыми рядами стоят белые   плиты   –   печальные   надгробия.   На   каждом   написано   название животного,   перечеркнутое   наискосок   надписью   «Вымер».   Эта   лаконичная надпись   констатирует   факт   исчезновения   с   лица   Земли   представителей фауны. Лесник.  Да, есть такое кладбище. Исчезли многие животные. Одни из них исчезли с территории например Ростовской области, но еще встречаются за ее пределами, например, тетерев, кречетка, дятел зеленый, сеноставка степная, бурый медведь, кулан, зубр. Другие животные вообще вымерли на Земле. Это – тарпан, который встречался в 60­х годах XIXв. в степях и тур, который был обычен на территории России в начале II тысячелетия. (Слайды  24, 25, 26) Собака.  Но ведь Человек пытался вернуть животных! Он завозил их из тех районов, где данные виды сохранились. Так были восстановлены некоторые виды животных и птиц, такие как: серый гусь, орлан­белохвост, фазан, кабан, олень, косуля, лось, сайгак, бобр. Судья.     Итак, суд заслушал свидетелей и экспертов со стороны обвинения. Слово предоставляется защите. Адвокат. Да, необходимость охраны природы очевидна. Означает ли это, что человечество должно отказаться от использования природных ресурсов ради сохранения природы? 18 Конечно же нет! Некоторые люди считают, что главное внимание нужно уделять   охране отдельных живописных мест, редких растений и животных, созданию заповедников и заказников. Но этого недостаточно. Главная задача – научиться   использовать   природу,   не   нарушая   в   ней   биологического равновесия. Прежде всего надо поддерживать чистоту   окружающей среды. Природа способна к самоочищению. Но когда в окружающую среду попадает слишком   много   загрязняющих   веществ,   природа   сама   не   справляется   и   на помощь приходит Человек. Реплика из зала.  Что же он, интересно, делает? Судья. Прошу тишины. Давайте заслушаем все показания свидетелей защиты. Защитник   (по   охране   атмосферы)   .  Известно,   что   автомобильные   пробки сильно   загрязняют   атмосферу.   В   крупных   городах   строят   подземные переходы,   ограничивают   въезд   автомобилям,   сооружают   объездные   пути, кольцевые   дороги,   скоростные   магистрали.   Общественный   транспорт переводят   на   электротягу: метрополитены. Специалисты работают над созданием электромобиля.   троллейбусы,   трамваи,   электропоезда, Одним из средств борьбы с загрязнением  атмосферы может служить перевод   автомобилей   на   сжиженный   газ,   который   сгорает   более   полно.   В некоторых странах в качестве топлива используется этиловый спирт. Так же можно использовать и водород, при горении которого получается вода. Уменьшения токсичности выхлопных газов на 60­70% можно добиться, используя   электронные   нейтрализаторы,   которые   регулируют   состав   газов, улучшают качество топлива. Серийный выпуск нейтрализаторов, например в Москве, способен за 6­7лет снизить вредные выбросы в атмосферу в 2­2,5 раза, но для этого потребуется несколько тонн платины и палладия и тысячи тонн никельсодержащей стали.  На трубах заводов и фабрик ставят пылеуловители. Несомненно, что в дальнейшем будут созданы такие аппараты и разработаны такие замкнутые 19 технологические циклы, что ни одного грамма токсичного вещества не сможет попасть в окружающую среду из абсолютно герметичных   аппаратов. Будут созданы беструбные и бессточные заводы, ведь Человек понимает, что «или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей. Так   что   нельзя   говорить,   что   Человек   стоит   на   месте   и   ничего     не предпринимает для восстановления окружающей среды. Судья.  Приглашается защитник по охране гидросферы. Защитник   (по   гидросфере).  Все   суда,   плавательные   средства   и   установки, находящиеся   в   Черном   и   Азовском   морях,   оснащены   необходимым оборудованием для очистки или сбора нефтесодержащих вод, мусора. Во всех портах суда­нефтесборщики очищают поверхность и дно акватории. Ученые предлагают использовать бактерии, которые питаются нефтепродуктами. В Голландии   ученые   используют   сети,   «обросшие»   пресноводными   мидиями, устанавливая их перед стенами водохранилищ и шлюзами, чтобы они играли роль   своеобразных   фильтров   для   очистки   воды   от   токсичных   веществ   и тяжелых металлов. Предприятия оборудуются очистными сооружениями. К предприятиям   –   злостным   загрязнителям   окружающей   среды   применяются штрафные санкции. Судья. Как же Человек защищает растения и животных от вымирания? Собака. Можно я расскажу? Человек старается исправлять свои ошибки. В 1832г.   в Америке, где природе был нанесен сокрушительный удар, был создан первый заповедник. А в 1872г. там  же  создали  первый   Национальный  парк.  Еще  Человек   создал Красную книгу, куда заносит названия редких растений и животных, чтобы оберегать их. Судья.  Давайте   подведем   итоги   нашего   заседания.   Слово   предоставляется обвинению. 20 Прокурор (обращаясь к судье и присяжным). Начну   с   того,   что   в   афоризм   «автомобиль   не   роскошь,   а   средство передвижения»,   можно   внести   поправку.   Да,   средство,   но   только   очень опасное для всех без исключения. А пока человек на пути уменьшения этой опасности, мы чистим воздух своими легкими. В неустроенности и сумятице нашей нынешней жизни мы забываем о том, какая грозная опасность нависла перед нами. Все   чаще   слышим   грустные   предсказания,   касающиеся   будущего человечества  –  осталось  40  лет,   осталось  30!   Становится   все   страшнее   за умирающие   реки,   озера,   леса,   когда­то   цветущие   земли.   Многие   виды животных и растений внесены в Красную книгу, но разве это спасет их от гибели? Те, кто уничтожает живую природу, не понимают самого главного: ведь мы с вами всего лишь звено в сложнейшей цепи биологического мира. Даже самая умная книга, будь то Красная или какая­либо другая, не способна   уберечь   беззащитных   зверей   и   птиц     от   властелина   планеты, владеющего   высоко   токсичными   веществами,   могучей   техникой,   грозным оружием, индустриальными городами. Мне кажется, сама красота природы должна   остановить   каждого,   посягнувшего   на   нее   и   научить   бережно   и трепетно   относиться   ко   всему   живому.   Я   предлагаю   осудить   Человека   и подойти к этому вопросу со всей строгостью закона. Судья.  Слово предоставляется защите. Адвокат.  Сегодня мы   много говорили о влиянии человека  и его  мира на окружающую среду. Но люди бывают разные. И я уверен: виноваты те, кто мало   знает   в   области   естествознания   и   мало   знаком     с   этикой взаимоотношений человека и природы. Разве грамотный и любящий природу человек смог бы дать распоряжение о строительстве целлюлозно­бумажного комбината на берегу озера Байкал? Или пустить Черонобыльскую атомную станцию,   не   получившую   лицензию   на   безопасную   эксплуатацию   атомного 21 реактора ни в одной из западных стран? Или сделать когда­то чистейшую реку Рейн «сливной ямой Европы»? Невозможно   представить,   что   психически   здоровый   и   образованный человек   способен   выбрасывать   автомобильные   шины   в   реку   или   озеро, оставлять   консервные   банки   на   поляне   леса,   бить   стеклянные   бутылки   на пляже или на улице, или сливать масло из двигателя автомобиля на обочине дороги.   Ведь   вещества,   из   которых   состоят   эти   предметы,   разлагаются   в природных условиях годами, десятилетиями, а то и веками. Поэтому я прошу суд быть снисходительным к Человеку и дать ему возможность исправить то, что он натворил. Судья.  Человек, Вы можете сказать что­нибудь в свою защиту? Человек. Я даже не знаю, что сказать. Единственное, что  хочу ­  попросить уважаемый суд о помиловании. Я только сейчас понял, что наделал. Сколько работы по восстановлению окружающей среды мне предстоит! Ведь своим невниманием я навредил не только Земле, но и самому себе! Милая Земля, дорогие   Атмосфера,   Гидросфера,   Литосфера   и   Биосфера,   реки,   моря, животные и растения, ПРОСТИТЕ МЕНЯ!!! Судья.   Суд удаляется для вынесения вердикта. (Пока   судья   и   присяжные   вместе   с   учителем   выносят   свое   решение, знакомятся   с   заполненными   учащимися   планами­протоколами,   с   классом общаются «журналисты») Журналисты. К сегодняшнему уроку мы подготовили для вас несколько статей, взятых из электронного сайта  Allnews.md  (http://allnews.md/sotsialnie/1292­problemi), в которых говорится о всех нарушениях экологии, существующих в Молдове на сегодняшний день. Секретарь.  Встать! Суд идет. Судья. Прошу всех сесть. 22  Суд принял решение признать Человека виновным в посягательстве на чистоту   Атмосферы,   в   загрязнении   Гидросферы,   неразумном   потреблении богатств   Литосферы,   в   небрежном   отношении   к   животным   и   растениям Биосферы, а, следовательно, в преступно­равнодушном отношении к своему дому – планете Земля. Несмотря на доказанную вину Человека, суд решил не наказывать его, ибо нет более тяжелого наказания, чем то, которому он подверг себя. Человек сам вынес себе условный приговор. И пока он не научится оглядываться на результаты своей деятельности, человечество обречено… На этом наше судебное разбирательство прошу считать закрытым. Заключительное слово учителя. В одном из современных документов Международной стратегии охраны природы говорится: «Мы не унаследовали Землю у наших отцов, мы взяли ее в   долг   у   наших   детей».   Поэтому   давайте   жить   по   поэтическому   наказу Н.Старшинова: Нам жить в одной семье, Нам жить в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полете… Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке И клюкву на болоте. Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. (Слайд 27) 23 Приложение №1 БЛАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ 7 КЛАССА (заполняется в течение урока) 1. Основные источники загрязнения атмосферы:                   ­                   ­                   ­ 2. Основные источники загрязнения гидросферы:             ­             ­             ­ 3. Основные источники загрязнения литосферы:             ­ ­ 4. Считаете ли Вы человека виновным в загрязнении окружающей среды? 24 5. Какое наказание Вы бы предложили человеку? БЛАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ 8­9 КЛАССОВ (заполняется в течение урока) 1) Последствия воздействия человека на атмосферу: а)  б) в) 2) Осуществите превращения:  S  ­­­  SO2  ­­­  SO3  ­­­  H2SO4   3) Вам предложили 2 стакана с водой. В одном – чистая вода, а в другом – загрязненная сточными водами и не прошедшая соответствующей очистки. Можно ли определить, из какого стакана нельзя пить? 25 4) Влияние человека на литосферу:            а)            б) 5) Правильно ли ведет себя человек по отношению к биосфере? Чего нельзя делать «любителям» природы? 6) Что делает человек, чтобы предотвратить экологическую катастрофу? (2­3 примера) 7) Считаете ли Вы человека виновным в загрязнении окружающей среды? 8) Нужно ли наказать человека и , если да, то как? Приложение №2 Выявлены острые экологические проблемы Кишинёва  20.12.2013 22:12 alexandr 26 ходе которой обсуждались экологические проблемы столицы Республики Молдова. На этой неделе, состоялась пресс­конференция, в Представители   организация,   борющихся   с   экологическими   проблемами,   представили общественности, так называемую  «Чёрную книгу», в которой содержится вся информация о самых серьёзных экологических проблемах города Кишинёва. Глава   «Экологического   движения   Молдовы»   Владимир   Гараба   рассказал   о   всех   тех нарушениях экологии, которые существуют в столице на сегодняшний день.  Первой из них является мусорная свалка, которая образовалась у шахты Пурчел и уже в течение целого года продолжает собирать в себе отходы города. По его словам, это самая большая по величине неофициальная свалка во всей Европе. Тут же, он отметил, что власти столицы не спешат с решением данной проблемы и будто бы даже не задумываются о необходимости постройки перерабатывающей фабрики. Экологи   и   люди,   защищающие   окружающую   среду,   которые   ранее   рассказывали   о необходимости   купить   лодку   под   мотор   в   Новосибирске,   выступили   с   призывом, обращённым   к   муниципалитету,   усилить   контроль   над   вырубкой   деревьев,   которая становится причиной сильного загрязнения воздуха, пишет юг­моторс.рф.  Плюс к этому, коснулись проблемы с загрязнением реки Бык, в которую попадают все промышленные отхода, а так же отходы от автомоек и автозаправок. Помимо этого, река богата на различный мусор. По итогу, защитники окружающей среды заявили о своём намерении предъявить «Чёрную книгу» кишинёвским властям для того, чтобы они приняли меры по их решению. Если этого не произойдёт, то придётся привлечь судебные инстанции. Молдова задыхается под грудой мусора  11.11.2013 22:47 ksenia 27 лидирующих позиций среди самых загрязненных стран в Европе. Республика Молдова занимает одну из  У молдавских граждан за несколько десятилетий вошло в привычку выкидывать мусор, где попало. Чаще всего этим местом ­ "где попало", являются берега рек и окраины сёл. Такие  манеры привели к появлению большого количества бескрайних свалок.  Люди никак не  осознают, что за санитарию нужно платить, особенного жители сёл. По словам местного советника села Гура­Быкулуй Виктора Шипитка, в летний сезон, зоны  для отдыхающих скорее смахивают на какую­то "экологическую катастрофу". Мусор  практически везде и его достаточно много для того, чтобы он привлёк бездомных собак и  неимоверное количество мух. Он также отметил, что, не смотря на штрафы, которые полагаются за выбрасывание мусора в неположенном месте, люди продолжают делать это, потому что другого выхода, по сути,  нет. Шипитка сообщил, что совсем недавно, администрация заключила договор с компанией,  которая согласилась создать официальную свалку в сельских окрестностях, но при  условии, что для неё добудут гравий. Даже если свалку и организуют, то для того, чтобы  добраться для него, нужно будет проложить к ней дорогу, а на это средств, конечно же,  нет, с огорчением подчеркнул советник. Предприниматель пояснил,  что иностранный инвесторы в силах помочь в сложившейся  ситуации. Он напомнил о городе Унгены, в котором около шести лет назад компания из  Австрии положила старт пилотного проекта, но развиться дальше ему суждено не было. Представитель компании Марка Цвейга отметил, что молдавских граждан будет очень  тяжело убедить в том. Что санитарные услуги нуждаются в оплате. Следует отметить, что в более развитых странах, у людей есть весомый стимул для того,  чтобы содержать местность в чистоте, ведь сорок тонн пластика можно обменять на 10000  евро. 28

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии и экологии «Прости, Земля!»

Интегрированный урок по химии, географии, биологии  и экологии  «Прости, Земля!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2019