Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русская литература
5 кл
28.04.2017
Цель урока: познакомить с содержанием стихотворения «Бородино», с особенностями его исторической основы.
Задачи :-раскрыть содержание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»;
-основные художественные приёмы, используемые для создания ключевых образов.
-определять авторскую позицию и находить средства её выражения;
- собирать материал для письменного ответа на вопрос;
-аргументировать свою точку зрения по вопросу: «Достоинства и недостатки современников» на основе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель урока: познакомить с содержанием стихотворения «Бородино», с особенностями его исторической основы.
Задачи :-раскрыть содержание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»;
-основные художественные приёмы, используемые для создания ключевых образов.
-определять авторскую позицию и находить средства её выражения;
- собирать материал для письменного ответа на вопрос;
-аргументировать свою точку зрения по вопросу: «Достоинства и недостатки современников» на основе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Бородино5.doc
Алейникова Ольга Александровна ,
учитель русского языка и литературы
ОСШГ №11 города Актобе
«Бородинская битва и русский солдат в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе
Тема урока: «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Цель урока: познакомить с содержанием стихотворения «Бородино», с
особенностями его исторической основы.
Задачи :раскрыть содержание стихотворения М.Ю. Лермонтова
«Бородино»;
основные художественные приёмы, используемые для создания ключевых
образов.
определять авторскую позицию и находить средства её выражения;
собирать материал для письменного ответа на вопрос;
14 аргументировать свою точку зрения по вопросу: «Достоинства и недостатки
современников» на основе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
Москва, Москва!.. люблю тебя,
как сын,
Как русский, – сильно, пламенно
и нежно.
М.Ю.Лермонтов
1. Оргмомент.
Вступительное слово учителя литературы:
Имеет ли право человек гордиться собой? При каких условиях?
А что может являться предметом гордости всего народа?
(Ребята называют исторические события).
Россия имеет богатую историю. Мы можем гордиться своей Родиной.
Одна из великих страниц
Бородинское сражение.
Российской истории год 1812…
Кто участвовал в нём?
(Звучит музыка.)
2. Сообщение темы и целей урока.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. (Чтение эпиграфа)
Как вы понимаете слова М.Ю.Лермонтова?
Есть ли взаимосвязь между Лермонтовым и Бородинским сражением?
14 (М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Бородино», посвящённое
Бородинскому сражению)
Сегодня, ребята, мы совершим экскурсию в литературу и историю
одновременно с целью ознакомления
с содержанием стихотворения
«Бородино», с особенностями его исторической основы.
При помощи чего достигается выразительность поэтической речи? (При
помощи переносного значения слова)
Как называются такие средства? (Эпитеты, метафоры, олицетворения)
Что они обозначают? (Затрудняются ответить)
Этих сведений нам не хватает. В процессе урока необходимо познакомиться
и с литературными тропами.
3. Предтекстовый этап.
Актуализация опорных знаний.
Слово учителя истории
14 (Слайд)
Когдато жил во Франции капрал.
Он сильно, дерзко воевал,
Был генералом, славился в народе.
Не ведал поражений он,
А звался Бонапарт Наполеон,
Всех европейцев жаждал он
Собрать в народ единый, став кумиром.
И все бы вышло у него,
Не доставало одного:
Гордыню присоединить Россию.
Не тутто было!
Русских не уговоришь:
Зачем какойто нам Париж!
У нас Москва, реликвии святые.
Беда, коль жаден человек.
Он не насытится вовек,
И сколько ты не дай ему все мало!
(Слайд)
Изрёк тогда он: « Се ля ви!»
Собрал огромные войска свои –
И им поведал: «Франция, вперед!
К Москве! Великая награда ждет!»
(Слайд)
Родимая столица дорога,
Но было отступали от врага,
(Слайд)
Войсками русскими тогда
Великий царь командовал. Беда,
Коль в полководце нет таланта.
Смоленск был сдан.
Как нам остановить француза силу?!
Куда податься? – Как нам быть?
14 Как Бонапарта нам разбить?
Спаси, Господь, и сохрани Россию!
(Слайд)
И пронеслась благая весть:
У нас теперь Кутузов есть!
Нам, братцы, некуда бежать.
Глянь, впереди, уже Можайск,
А там – Москва родная древняя столица.
Остановились у Бородино.
Вот так –то лучше. Будем на смерть здесь сражаться!
(Слайд)
Балладу сказывать и дальше я могла бы,
Да уступить приходит срок
(Мне с классиком тягаться не пристало)
Пусть лучше Лермонтов для Вас
Про эту битву свой рассказ
В стихах сейчас поведает, ребята.
Аудиозапись стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Постановка проблемного вопроса.
Кто показан истинными героями в стихотворении М.Ю. Лермонтова?
4. Текстовый этап.
Беседа по вопросам к тексту стихотворения «Бородино».
Вы прочитали стихотворение дома, прослушали его аудиозапись
сейчас. Ответьте на вопросы:
14 Какова тема стихотворения?(Отечественная война 1812 года ,
Бородинское
сражение
)
В какой форме оно
написано?(Первая и вторая строфа
стихотворения представляют собой диалог. Солдатновобранец
задает вопрос старому солдату).
14 Из скольких строф состоит стихотворение? ( Из 14)
Далее следует рассказ бывалого солдата. В какой форме он представлен?
(Монолог)
Сколько строф в стихотворении ему отведено? (13)
Почему? (Чтобы придать большую достоверность рассказу, так как
говорит сам участник боевых событий).
Прочитайте первую строфу стихотворения. Каковы знаки препинания в
конце предложений? (Вопросительные и восклицательные знаки)
С какой целью Лермонтов использует такую пунктуацию? (Усиление
эмоциональности)
Этот приём называется риторическим восклицанием.
Прочтите определение в учебнике.
Найдите в тексте стихотворения строки с риторическим восклицанием. С
какой целью оно употребляется? (Показывает неудержимое желание
защищать Родину).
14 Посмотрите на картину П. Е. Заболоцкого “Старый солдат”. Именно таким
увидел художник этого солдата. Какие качества характера вы увидели в
образе этого человека?
Прочитайте выразительно 3,4, 5 строфы и скажите , каким стилем они
написаны.Докажите свою точку зрения.
(Разговорным стилем, т.к.
используются выражения: «у наших ушки на макушке», «брат мусью» и
т.д.)
Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход
Отечественной войны
1812 года и дана исторически верная
характеристика настроений русской армии во время отступления).
14 Что рисует фраза “Есть разгуляться, где на воле” (широту русской души и
мощь
русской
армии).
Какими словами старый солдат характеризует полковника?(«слуга царю,
отец солдатам»)
Какое чувство выражают эти слова?(Уважение, почтение)
Как полковник обращается к солдатам? Прочитайте
Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат,
которые на призыв своего командира “отца” отвечают клятвенным
14 обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины.
Найдите в тексте строки, подтверждающие это.
(И умереть мы обещали
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.)
В какой строфе начинается описание боя? (В 10)
Как отражена динамичность боя? (Автор использует большое количество
глаголов). Прочтите. Чем еще увеличивается впечатление динамичности?
(Перечислением предметов и действий)
Какими выражениями передана ожесточенность боя? (“гора кровавых
тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное
перечислением (“смешались в кучу кони, люди, звуки орудий)).
Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление
голоса, нагнетающая интонация).
Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик
прерывает свое сообщение. Прочитайте их. (“Ну ж был денек!”, “Вам не
видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит
русский бой удалый, наш рукопашный бой!”)
Как называется такой приём? (Риторическое восклицание)
Прочитайте определение в учебнике.
Какой фрагмент Бородинского сражения изображён на фрагменте панорамы
А.Ф. Рубо?
Чтение текста
14 Что использует автор для создания живой картины боя? (Изобразительно
выразительные средства)
Словарная работа
(Запись слов: редут, лафет, картечь, бивак, кивер, булат, улан, драгун,
басурманы в тетрадь с их объяснением)
Работа с использованием интерактивной доски.
Эпитеты
Сравнения
Метафоры
Средства
выразительности
как
Двинулись,
тучи
Бой удалый
Дым летучий
Протяжный вой
Картечь визжала
Звучал булат
Носились знамена,
как тени
Посмотрите на доску. Перед вами средства выразительности речи,
используемые в тексте. Выделите среди них эпитеты и занесите в
соответствующую графу. Запишите в тетрадь
Прочитайте определение эпитета в учебнике.
14 Для чего автор использует эпитеты в тексте? (Чтобы образно передать
картину боя)
Прочитайте 10 строфу. С чем сопоставляет Лермонтов наступление
французской армии? (С тучами)
Как можно назвать такой приём? (Сравнение)
Прочитайте определение в учебнике.
А сейчас заполните в таблице графу «сравнения». Запишите в тетрадь
сравнения.
Какова роль сравнений в тексте? (Позволяют здесь ярко изобразить
схватку)
Прочитаем 11 строфу. Назовите слова, употреблённые в переносном
значении.(Звучал, визжала)
На чём основано использование этих слов? (На сходстве издаваемых звуков)
Это и есть новый для вас троп, называющийся метафорой. Прочитайте
определение в учебнике .
Заполните последнюю графу таблицы.
Для чего автор использует изобразительновыразительные средства? (Для
создания яркого образа битвы).
Выпишите слова. Которыми автор называет врага.(Француз, мусью,
басурманы)
А сейчас выпишите слова, которыми Лермонтов называет русских солдат.
(Богатыри, братья, командиры и т.д.)
14 Можно ли определить отношение по этим словам к русским и французским
солдатам ?( К русским уважительное, к французским негативное.
)
В каких словах наиболее ярко отражается героизм и отвага русских воинов?
(Богатыри!)
Как вы понимаете выражение “до конца стоять”? (До победы ценой жизни.)
Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина
рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной
ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди
в наше время, могучее лихое племя”.
Что хочет подчеркнуть поэт вместе со своим героем? (Он считает, что
современники недостойны называться богатырями)
6 . Посттекстовый этап.
14 Какие средства выразительности речи помогают раскрыть картину
Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова? С какими из них
вы познакомились сегодня? (эпитет, метафора, сравнение, риторическое
восклицание.)
Кто в стихотворении является истинными героями Бородинской битвы?
(Солдаты богатыри, народная армия.)
Каким показан русский солдат в стихотворении М.Ю.Лермонтова
«Бородино»? (Настоящим героем)
7.Подведение итогов:
Учитель истории:
Теперь я расскажу финал.
Увы, француз не ликовал.
Был вынужден плестись назад
Домой без боя Бонапарт.
Пришло возмездие: лишен
Короны был Наполеон,
Приговорен на остров к заточенью...
И только русская земля
Стоит под звездами Кремля!
Рефлексия
Как вы оцениваете совместную работу учителей и учащихся на
сегодняшнем уроке?
Учитывая результаты сегодняшней работы, скажите, в
постижении знаний вы были похожи на русских победителей
или французовпобеждённых? Отметьте на доске при помощи
соответствующих знаков (головные уборы русских или
французских воинов).
14 Спасибо!
7. Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино» (по выбору, но не
меньше половины)
Письменный ответ на вопрос: «Каким изображён русский солдат на
Бородинском поле в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?»
8. Выставление оценок (в соответствии с выставленными в ходе
урока значками, символизирующими определённый набор баллов
за работу на уроке).
14
Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.