Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Оценка 4.8

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русская литература
5 кл
28.04.2017
Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Цель урока: познакомить с содержанием стихотворения «Бородино», с особенностями его исторической основы. Задачи :-раскрыть содержание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»; -основные художественные приёмы, используемые для создания ключевых образов. -определять авторскую позицию и находить средства её выражения; - собирать материал для письменного ответа на вопрос; -аргументировать свою точку зрения по вопросу: «Достоинства и недостатки современников» на основе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»; Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель урока: познакомить с содержанием стихотворения «Бородино», с особенностями его исторической основы. Задачи :-раскрыть содержание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»; -основные художественные приёмы, используемые для создания ключевых образов. -определять авторскую позицию и находить средства её выражения; - собирать материал для письменного ответа на вопрос; -аргументировать свою точку зрения по вопросу: «Достоинства и недостатки современников» на основе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»; Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Бородино5.doc
Алейникова Ольга Александровна ,  учитель русского языка и литературы  ОСШГ №11 города  Актобе  «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»» Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе Тема урока:  «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»» Цель урока: познакомить с содержанием стихотворения «Бородино», с  особенностями его исторической основы. Задачи :­раскрыть содержание стихотворения М.Ю. Лермонтова  «Бородино»; ­основные художественные приёмы, используемые для создания ключевых  образов. ­определять авторскую позицию и находить средства её выражения; ­ собирать материал для письменного ответа на вопрос; 14 ­аргументировать свою точку зрения по вопросу: «Достоинства и недостатки  современников» на основе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»; Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Оборудование: компьютер, проектор,  презентация, раздаточный материал. Ход урока: Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, – сильно, пламенно и нежно. М.Ю.Лермонтов 1. Оргмомент. Вступительное слово учителя литературы: ­ Имеет ли право человек гордиться собой? При каких условиях? ­ А что может являться  предметом гордости всего народа?  (Ребята называют исторические события). ­Россия  имеет богатую историю. Мы можем гордиться своей Родиной. Одна   из   великих   страниц   Бородинское сражение.   Российской   истории   ­   год   1812…   ­ ­Кто участвовал в нём? (Звучит музыка.)  2. Сообщение темы и целей  урока. ­Обратите внимание на эпиграф к уроку. (Чтение эпиграфа) ­ Как вы понимаете слова М.Ю.Лермонтова? ­Есть ли взаимосвязь между Лермонтовым и Бородинским сражением? 14 (М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Бородино», посвящённое Бородинскому сражению) ­   Сегодня,   ребята,   мы   совершим     экскурсию       в   литературу   и   историю одновременно   с   целью   ознакомления     с   содержанием   стихотворения «Бородино», с особенностями его исторической основы. ­ При помощи чего достигается выразительность поэтической речи?   (При помощи переносного значения слова) ­ Как называются такие средства?  (Эпитеты, метафоры, олицетворения) ­ Что они обозначают?  (Затрудняются ответить) ­ Этих сведений нам не хватает. В процессе урока  необходимо познакомиться и с литературными тропами. 3. Предтекстовый этап. Актуализация опорных знаний. Слово учителя истории 14 (Слайд) Когда­то жил во Франции капрал. Он сильно, дерзко воевал, Был генералом, славился в народе. Не ведал поражений он,  А звался Бонапарт Наполеон, Всех европейцев  жаждал  он Собрать  в народ единый, став кумиром. И все бы  вышло у него,   Не доставало  одного: Гордыню  присоединить Россию. Не тут­то было! Русских не уговоришь: Зачем какой­то нам Париж! У нас Москва, реликвии  святые. Беда, коль жаден человек.  Он не насытится  вовек,  И сколько ты не дай ему­ все мало! (Слайд) Изрёк тогда он: « Се ля ви!» Собрал  огромные  войска свои –  И им поведал: «Франция, вперед! К Москве!   Великая награда ждет!» (Слайд) Родимая  столица дорога,  Но было ­ отступали  от врага,  (Слайд) Войсками русскими тогда Великий царь командовал. Беда,  Коль в полководце нет  таланта. Смоленск был сдан.  ­ Как нам остановить француза силу?! ­ Куда податься? – Как нам быть? 14 ­ Как Бонапарта нам разбить? ­ Спаси, Господь, и сохрани Россию! (Слайд) И пронеслась  благая весть: У нас теперь Кутузов есть!  Нам, братцы, некуда  бежать. Глянь, впереди, уже Можайск,  А там – Москва родная ­ древняя столица. Остановились  у Бородино. Вот так –то лучше.  Будем на смерть здесь сражаться! (Слайд) Балладу сказывать и дальше я могла бы,  Да уступить приходит срок (Мне с классиком тягаться не пристало)­  Пусть лучше Лермонтов для Вас Про эту битву свой рассказ В стихах сейчас поведает,  ребята. Аудиозапись стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Постановка проблемного вопроса. ­ Кто показан истинными героями в стихотворении М.Ю. Лермонтова? 4. Текстовый этап. Беседа по вопросам к  тексту стихотворения «Бородино». ­Вы   прочитали   стихотворение   дома,     прослушали   его   аудиозапись сейчас. Ответьте на вопросы: 14 ­Какова     тема   стихотворения?(Отечественная   война   1812   года  , Бородинское   сражение  )   ­В   какой   форме   оно     написано?(Первая   и   вторая   строфа стихотворения   представляют   собой   диалог.     Солдат­новобранец задает вопрос старому солдату). 14 ­ Из скольких строф состоит стихотворение? ( Из 14) ­ Далее следует рассказ бывалого солдата. В какой форме он представлен? (Монолог)  ­ Сколько строф в стихотворении ему отведено? (13) ­   Почему?   (Чтобы   придать   большую   достоверность   рассказу,   так   как говорит сам участник боевых событий). ­   Прочитайте   первую   строфу   стихотворения.   Каковы   знаки   препинания   в конце предложений? (Вопросительные и восклицательные знаки) ­   С   какой   целью   Лермонтов   использует   такую   пунктуацию?   (Усиление эмоциональности) ­ Этот приём называется риторическим восклицанием. ­Прочтите определение в учебнике. ­ Найдите в тексте стихотворения строки с риторическим восклицанием. С какой   целью   оно   употребляется?   (Показывает   неудержимое   желание защищать Родину). 14 ­Посмотрите на картину П. Е. Заболоцкого “Старый солдат”. Именно таким увидел   художник   этого   солдата.  Какие   качества   характера   вы   увидели     в образе этого человека? ­   Прочитайте   выразительно   3,4,   5   строфы   и   скажите   ,   каким   стилем   они написаны.Докажите   свою   точку   зрения.  (Разговорным   стилем,   т.к. используются выражения: «у наших ушки на макушке», «брат мусью» и т.д.) ­Чему  посвящена   третья  строфа   стихотворения?  (Кратко  излагается  ход Отечественной   войны     1812   года   и   дана   исторически   верная характеристика настроений русской армии во время отступления). 14 ­Что рисует фраза “Есть разгуляться,  где на воле” (широту русской души и мощь   русской   армии). ­  Какими словами  старый солдат характеризует полковника?(«слуга царю, отец солдатам») ­Какое чувство выражают эти слова?(Уважение, почтение) ­ Как полковник обращается к солдатам? Прочитайте ­Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые   на   призыв   своего   командира­   “отца”   отвечают   клятвенным 14 обещанием   умереть   под   Москвой,   защищая   подступы   к   сердцу   Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.  (И умереть мы обещали И клятву верности сдержали  Мы в бородинский бой.) ­В какой строфе начинается описание боя? (В 10) ­Как отражена динамичность боя?  (Автор использует большое количество глаголов).  Прочтите.   Чем   еще   увеличивается   впечатление   динамичности? (Перечислением предметов и действий)   ­   Какими   выражениями     передана   ожесточенность   боя?  (“гора   кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались в кучу кони, люди, звуки орудий)). ­Как   вы   думаете,   с   какой   интонацией   мы   должны   это   читать?  (Усиление голоса, нагнетающая интонация). ­Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их. (“Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”) ­Как называется такой приём? (Риторическое восклицание) ­ Прочитайте определение в учебнике. ­Какой фрагмент Бородинского сражения изображён на фрагменте панорамы А.Ф. Рубо? Чтение текста 14 ­Что использует автор для создания живой картины боя? (Изобразительно­ выразительные средства) Словарная работа (Запись слов: редут, лафет, картечь, бивак, кивер, булат, улан, драгун, басурманы ­  в тетрадь с их объяснением) Работа с  использованием интерактивной доски. Эпитеты Сравнения Метафоры Средства выразительности   как Двинулись, тучи Бой удалый Дым летучий Протяжный вой Картечь визжала Звучал булат Носились знамена, как тени ­   Посмотрите   на   доску.   Перед   вами   средства   выразительности   речи, используемые   в   тексте.   Выделите   среди   них   эпитеты   и   занесите   в соответствующую графу. Запишите в тетрадь ­Прочитайте определение эпитета в учебнике. 14 ­ Для чего автор использует эпитеты в тексте? (Чтобы образно передать картину боя) ­   Прочитайте   10   строфу.   С   чем   сопоставляет   Лермонтов   наступление французской армии? (С тучами) ­ Как можно назвать такой приём? (Сравнение) ­Прочитайте определение  в учебнике. ­А   сейчас   заполните     в   таблице   графу   «сравнения».   Запишите   в   тетрадь сравнения. ­Какова   роль   сравнений   в   тексте?   (Позволяют   здесь   ярко   изобразить схватку) ­Прочитаем   11   строфу.   Назовите   слова,   употреблённые   в   переносном значении.(Звучал, визжала) На чём основано использование этих слов? (На сходстве  издаваемых звуков) ­   Это   и   есть   новый   для   вас   троп,   называющийся   метафорой.   Прочитайте определение в учебнике . ­Заполните последнюю графу таблицы. ­Для   чего   автор   использует   изобразительно­выразительные   средства?  (Для создания яркого образа битвы). ­Выпишите   слова.   Которыми   автор   называет   врага.(Француз,   мусью, басурманы) ­А сейчас выпишите слова,   которыми Лермонтов называет русских солдат. (Богатыри, братья, командиры и т.д.) 14 ­Можно ли определить отношение  по этим словам  к русским и французским солдатам ?( К русским ­ уважительное, к французским ­ негативное.  )  ­ В каких словах наиболее ярко отражается героизм и отвага русских воинов? (Богатыри!)  ­Как вы понимаете выражение “до конца стоять”? (До победы ценой жизни.) ­Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика,   поднимается   голова,   и   твердым   голосом,   с   полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”. ­Что хочет подчеркнуть поэт вместе со своим героем?     (Он считает, что современники недостойны называться богатырями) 6 . Посттекстовый этап. 14 ­   Какие   средства   выразительности   речи   помогают   раскрыть   картину Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова? С какими из них вы познакомились сегодня? (эпитет,   метафора, сравнение, риторическое восклицание.) ­ Кто в стихотворении   является истинными героями Бородинской битвы? (Солдаты­ богатыри, народная армия.) ­Каким   показан   русский   солдат   в   стихотворении   М.Ю.Лермонтова «Бородино»? (Настоящим героем) 7.Подведение итогов: Учитель истории: Теперь я расскажу финал. Увы, француз не ликовал. Был вынужден плестись назад Домой без боя Бонапарт. Пришло возмездие: лишен Короны был  Наполеон,  Приговорен на остров к заточенью... И только русская земля Стоит под звездами Кремля! Рефлексия ­ Как вы оцениваете совместную работу учителей  и учащихся на   сегодняшнем уроке? ­ Учитывая результаты сегодняшней работы, скажите, в  постижении знаний  вы были похожи на  русских­ победителей  или французов­побеждённых? Отметьте на доске при помощи   соответствующих знаков (головные уборы русских или  французских воинов). 14 ­ Спасибо! 7. Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино» (по выбору, но не меньше половины) Письменный   ответ   на   вопрос:   «Каким   изображён   русский   солдат   на Бородинском поле в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»?» 8. Выставление оценок (в соответствии   с  выставленными   в  ходе урока  значками, символизирующими определённый набор баллов за  работу на уроке). 14

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории и русской словесности «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Интегрированный урок по истории  и русской словесности   «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017