Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)
Оценка 5

Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
28.04.2017
Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)
Формирование мировоззрения — главное в обучении. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. Задача современной педагогики — соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них.Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления
ИнтеграцияMicrosoft Office Word (2).docx
Интегрированный урок русского языка и биологии в 7 классе на тему: «О  стрекозах, нимфах и адмиралах» Цели: Образовательные:  Образовательные: создать условия для понимания значения русского языка  в освоении биологии; речевой     развитию   Развивающие: способствовать культуры, орфографической   и   пунктуационной   грамотности   обучающихся;   развитие умения планировать общие способы работы; работать в группе; Воспитательные: способствовать   развитию   интереса   к   изучению гуманитарных и естественных наук. Планируемые результаты: Личностные: понимать значение русского языка для изучения разных наук. Предметные: 1) объяснять орфограммы и знаки препинания в предложении с причастным оборотом; 2) указывать грамматические признаки причастий. Метапредметные: 1)   ставить   цель   деятельности   на   основе   определенной   проблемы   и существующих возможностей; 2)   определять   необходимые   действия   в   соответствии   с   учебной   и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; 3) строить логическое рассуждение; 4) выделять общий признак нескольких предметов и объяснять их сходство; 5) определять возможные роли в совместной деятельности; 6)   строить   позитивные   отношения   в   процессе   учебной   и   познавательной деятельности; 7) организовывать учебное взаимодействие в группе; 8) владеть монологической контекстной речью.   Ход урока 1.  Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.    Здравствуйте, ребята! Народная мудрость гласит: «Тот, кто учится не  размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться,  окажется в затруднении». Поэтому, чтобы не оказаться в затруднительной  ситуации, давайте думать, размышлять, предполагать. 2. Актуализация знаний 1. Интеллектуальная разминка «В мире насекомых». 1. Что мы называем осиной талией? 1) талию осы; 2) перемычку осины; 3) очень тонкую женскую талию; 4) ось вращения. 2. Откуда взялось название бабочки «махаон»? 1) из греческой мифологии; 2) из римской мифологии; 3) от глагола «махать»; 4) от фамилии энтомолога. (В   греческой   мифологии   Махаон   ­   сын   Асклепия,   герой­врачеватель.   Под Троей он участвовал в боях, исцелял героев). 3. Эвмены ­ это: 1) культовое наименование подземных богинь родовой мести; 2) подсемейство насекомых из группы одиночных ос; 3) пункты обмена валюты восточных стран; 4) слово, родственное слову «эврика». (Эвмениды (или эринии) ­ культовое наименование подземных богинь родовой мести   в   древнегреческой   мифологии.   Осы­эвмены,   жалящие   своих   жертв, сродни этим богиням мести.) 4. Водолюб ­ это: 1) семейство насекомых отряда жуков; 2) любитель воды; 3) знак зодиака; 4) семейство насекомых отряда прямокрылых. 5.Какому поэту принадлежат строки: «Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…» 1.М.Ю. Лермонтову;  2) Н.А.Некрасову;  3) А.А. Фету;  4) А.С. Пушкину. (ответ 4 стих. «Осень»). 3. Объявление темы. И определение цели урока. Тема нашего урока необычна. Что объединяет стрекоз, нимф и адмиралов? А объединяет их одно русское слово ­ энтомология.   Как правило, мы не задумываемся, какое значение в изучении самых разных  наук имеет русский язык. Это наш родной язык, мы говорим, пишем, читаем  по­русски. Но достаточно ли умений, чтобы свободно оперировать научными  понятиями, чтобы глубоко разбираться в многообразии окружающего мира?    Попытаемся показать роль русского языка в изучении природы на примере  биологии.    Во­первых, что означает слово биология? Заглянем в словарь . В переводе с греческого bios ­­ жизнь, logos ­­ учение. Значит, биология –это  наука о жизни, о живом. Точнее, это совокупность наук о живой природе.     Целый блок в любом словаре отведён для слов, начинающихся с греческого  слова био: биогеография, биогеография, бионика, биосфера, биофизика,  биохимия и т.д. Проясним значение этих слов. 4.Работа со словарём. Задание: выяснить с помощью словаря значение слов с корнем био, имеющих  отношение к науке биологии. Например: Биогеография – наука о закономерностях распространения и распределения  по земному шару животных, растений и микроорганизмов. Бионика – наука, пограничная между биологией и техникой, решающая  инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности  организмов. Биосфера – оболочка Земли, основные особенности которой обусловлены  прошлой или современной деятельностью живых организмов. Биофизика – наука, изучающая физические и физико­химические процессы,  протекающие в живых организмах. Биохимия – наука, изучающие свойственные живой материи химические  процессы. Как мы видим, все эти термины относятся к наукам, изучающим явления в  закономерности природы, то есть к естественным наукам.     Насекомые – пионеры в мире животных. Они первыми вышли на сушу,  первыми научились летать и первыми создали сложнейшие общественные  поселения. ­ Какое место класса насекомых в многообразии животного мира? (насекомых на Земле больше, чем всех остальных видов животных и растений  вместе взятых  5.Работа у доски  Насекомые – это самая многочисленная группа животных,  насчитывающая около полутора миллионов видов. Запишем это предложение на доске и в тетрадях, объясним  орфограммы(удвоенные согласные, сложные слова) и знаки препинания,  отметим грамматические характеристики причастия ). 6.Физкультминутка.            Спал цветок и вдруг проснулся,               Больше спать не захотел.               Шевельнулся, потянулся,               Взвился вверх и полетел.               Солнце утром лишь проснется,              Бабочка кружит и вьется. 7. Исследовательская деятельность учащихся Сообщение ученика «Происхождение слова насекомое»    Слово энтомология – греческое по происхождению: entomon – насекомое.    В словаре русского языка под ред. А.П. Евгеньевой, поясняется, насекомое – это название класса беспозвоночных членистоногих животных , к которому  относятся муха, пчела, муравей и др. Что же означает русское слово насекомое?    В учебнике «Биология животных» сказано: «Своё название насекомые  получили за характерные насечки на брюшке».    Одной из самых характерных черт насекомых является рассечение тела на  сегменты, резкое его деление на голову, грудь и брюшко, которые соединены  короткими и иногда очень тонкими перемычками.   Понятно, что слова насечка и насекомое – однокоренные, мы наблюдаем  обычное для русского языка чередование согласных в корне ­сек­ ­­ ­сеч­.    А какой частью речи является слово насекомое?     Оно восходит к глаголу насекать в одном из его значений – «делать  насечки». Получается, что слово насекомые  ­ это страдательное причастие  настоящего времени от глагола насекать, так же как например – ведомый –  страдательное причастие настоящего времени от глагола вести.     Заметим, что причастие насекомое давно уже перешло в разряд имён  существительных. Впрочем, слово животное тоже воспринимается как  существительное, хотя по происхождению это прилагательное от  существительного живот в устаревшем значении «жизнь».   8.Объяснительный диктант. ­ В учебнике «Биология животных» читаем: «Насекомые освоили все среды жизни – наземную, воздушную, водную,  почвенную. Среди этих животных немало прекрасных летунов, бегунов,  пловцов, землекопов и других «специалистов». Есть насекомые,  предпочитающие жить в одиночку: например, хищные жуки, наездники.  Есть общественные насекомые, живущие большими семьями: муравьи,  термиты, пчёлы ». ­ Запишем этот отрывок в тетради, объясним орфограммы, знаки препинания,  дадим характеристику причастий: предпочитающие, живущие.  9.Роль насекомых в природе. Сообщение ученика) Роль   насекомых   в   природе   необычайно   разнообразна.   Они   участвуют   в круговороте   веществ,   так   как   используют   самые   разнообразные   источники пищи   (от   живого   растения   и   тела   других   животных   до   разлагающихся остатков животного и растительного происхождения), выполняют санитарную функцию, активно участвуют в почвообразовательном  процессе. Велика их роль в опылении цветковых растений. Насекомые дают ценную пищевую и техническую продукцию (медоносные пчёлы, шелкопряды, лаковые червецы и др.).   Некоторые   насекомые   полезны   истреблением   вредителей   и   сорняков, многие   виды   служат   пищей   для   ряда   промысловых   животных   – млекопитающих,   птиц   и   рыб.   Остатки   ископаемых   насекомых   помогают определить   геологический   возраст   отложений. Слово учителя      Мы, большие и сильные люди, так редко обращаем внимание на маленьких букашек и жучков, а ведь насекомые очень интересны! И вы сегодня еще раз в этом убедились.    Маленькие букашки, а сколько пользы приносят природе!   Замечательные  поэты знают об этом, и спешат поделиться со своими маленькими читателями  интересными наблюдениями за жизнью этих крох­трудяг. И в конце нашего  урока я хочу познакомить вас  с замечательными словами поэта Николая  Олейникова  В чертогах смородины красной  Живут сто семнадцать жуков,  Зеленый кузнечик прекрасный,  Четыре блохи и пятнадцать сверчков.  Каким они воздухом дышат!  Как сытно и чисто едят!  Как пышно над ними колышет  Смородина свой виноград! <1934> 10.Рефлексия. «Что может измениться в моей жизни после сегодняшнего урока? » 11. Домашнее задание. (звучит песня «В траве сидел кузнечик» ) ­ Конечно, вы узнали эту популярную детскую песенку. Получается ,что  насекомые оказывались источником вдохновения для творческих людей.  Поэтому мы тоже предлагаем вам творческие задания по выбору. 1.Подборка звуков насекомых  2 Подборка пословиц о насекомых.

Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)

Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)

Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)

Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)

Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)

Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)

Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)

Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)

Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)

Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)

Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)

Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)

Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)

Интегрированный урок по русскому языку и биологии на тему:«О стрекозах, нимфах и адмиралах»(7класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017