Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
10 кл
18.02.2017
Данный нетрадиционный урок проводится совместно учителями биологии и физики. На уроке показана тесная связь физики и биологии, физики и медицины, а также показано, что без глубокого понимания физических процессов в организме человека, знаний различных физических законов, невозможно правильно назначить физиотерапевтическое или лекарственное лечение, дать пациенту необходимые рекомендации для оптимального образа и ритма жизни. Урок проходит в форме медицинского консилиума в клинике, на котором присутствуют доктора различных специальностей, роли которых исполняют учащиеся, заранее приготовившие презентации о своей области медицины.Интегрированный урок по биологии
Физика в професии врача.doc
Интегрированный урок по теме «Физика в профессии врача»
Цель урока: показать учащимся значение курса физики в медицине и её роль в профессии врача
различных специальностей.
Оформление доски:
Тема: Физика в профессии врача
Наука представляет собой внутренне единое целое. Её разделение на
Эпиграф:
отдельные области обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченной
способностью человеческого познания. В действительности существует непрерывная
цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь,
которая ни
разорвана…
Макс Планк, физик
может быть
не
в
одном месте
Приборы и материалы: фонендоскоп (стетоскоп), кровяное давление, гипертония, гипотония,
аппарат РиваРоччи, тонометр, 36,5ºС, термометр, шприц, психрометр, барометр, лазер, рентген,
УЗИ, электрокардиограмма, рентгенокомпьютерная томография, магнитнорезонансный
томограф, ядерномагнитный резонанс, лапароскопическая хирургия.
Демонстрации: таблицы, различные виды весов, прибор для измерения давления, фонендоскоп,
различные виды термометров, аппарат РиваРоччи, шприц, капельница, барометр, гигрометр,
электрокардиограмма, свинцовый воротник, рентгеновский снимок, различные виды линз, очки,
шприц, пипетка, банки.
Ход урока
Ι
. Организационный момент
(приветствие, отмечаем отсутствующих). Помощники («врачи»,
«медицинские сестры») садятся на первый ряд. Они одеты в белые халаты, у каждого на столе
табличка с названием специальности, на халат прикреплен идентификатор.
Ι Ι
. Вступительное слово учителя.
Физика и медицина… Физика – наука, занимающаяся изучением простейших и вместе с тем
наиболее общих свойств окружающего нас материального мира. Поэтому понятия физики и ее
законы лежат в основе любого раздела естествознания. Физика очень тесно связана с
астрономией, геологией, химией, биологией и другими естественными науками. Знания
физических законов, явлений часто используются на различных уроках других предметов для
объяснения различных явлений. Физика дала другим наукам еще и методы исследований,
различные приборы. Физика связана и с медициной – наукой о болезнях человека, их
предупреждении и их лечении. Современное медицинское образование – важнейшее звено общей
системы непрерывного образования в России, направленное на обеспечение здоровья населения и
формированию у людей здорового образа жизни. В настоящее время обширна линия
соприкосновения физики и медицины. Не существует ни одной области медицины, где бы не
применялись физические приборы для профилактики, диагностики заболеваний и их лечении.
Физикоматематические дисциплины приобретают все более важное значение в связи с проникновением точных наук в медицину. Это связано, прежде всего, с совершенствованием и
усложнением методов диагностики, диагностического и лабораторного оборудования,
сложностью экспериментальных исследований. Без глубокого понимания физических процессов
в организме человека, физических основ воздействия на него внешних факторов окружающей
среды,
знания различных физических законов невозможно правильно назначить
физиотерапевтическое или лекарственное лечение, дать пациенту необходимые рекомендации
для оптимального образа и ритма жизни.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся показать тесную связь физики и медицины на
основе уже полученных на уроках физики знаний, познакомимся с некоторыми методами
применения физических законов в медицине.
У нас на уроке учитель биологии сегодня выступает в роли врачаконсультанта. В роли
консультантафизика выступает учитель физики. Сейчас мы с вами перенесемся на медицинский
консилиум в клинике, на котором присутствуют доктора различных специальностей. Все
остальные учащиеся будут выступать в роли студентов, находящихся на практике в данной
клинике. В течение урока вы должны заполнить специальные карточки отчеты по практике,
которые по окончании урока должны сдать.
Физическое явление, закон
Применение в медицине
Ι Ι Ι
. Основная часть – медицинский консилиум.
Главный врач. Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались, чтобы рассмотреть историю болезни
нескольких пациентов. Я пригласил на консилиум врачей – терапевта,
рентгенолога,
хирурга, анастазиолога, стоматолога, психолога,
физиотерапевта, кардиолога, окулиста,
неонотолога. Итак, заслушаем историю болезни первого пациента. Вам слово, терапевт.
Терапевт. Больной – мужчина, возраст 60 лет. Поступил в клинику со следующими симптомами:
головокружение, слабость, повышение температуры, боли в сердце, кашель, боли в животе, в
течение двух месяцев у него понизилось зрение.
Главный врач. Какие были Ваши действия?
Терапевт. Пациент направляется на консультацию к следующим врачам: рентгенологу,
физиотерапевту, кардиологу, окулисту. (Демонстрация презентации с комментариями и
демонстрацией приборов, измерение температуры, давления).
Главный врач. Я познакомлю вас с устройством и принципом действия фонендоскопа.
Фонендоскоп – прибор, который состоит из мембраны и резиновой трубки наушников. С
помощью фонендоскопа врач выслушивает работу сердца, движение воздуха в легких, артерию,
которая сдавлена при измерении давления кроки. Кровь ударяет в стенку артерии. Колебание
стенки артерии (пульсация) передается на мембрану, колебание мембраны приводят в движение
воздух, находящийся в трубке и через наушники передается на барабанную перепонку уха.
Механические колебания во внутреннем ухе преобразуются в ощущения звука. Аналогично можно прослушать работу клапанов сердца, движение воздуха в легких. Более простой прибор –
стетоскоп (отсутствует мембрана). Желающему можно прослушать сердце, легкие.
Первый врачрентгенолог. Демонстрация презентации с комментариями и объяснение с
помощью таблицы.
Второй врачрентгенолог. Демонстрация презентации с комментариями и демонстрацией
рентгеновского снимка и свинцового воротника.
Врачфизиотерапевт. Демонстрация презентации с комментариями.
Врачкардиолог. Демонстрация презентации с комментариями и демонстрацией
электрокардиограммы.
Врачокулист. Демонстрация презентации с комментариями и объяснение с помощью таблицы.
Рекомендации по сохранению зрения.
Главный врач. Итак, мы выслушали всех специалистов, какой поставлен диагноз, какое лечение
ему назначим?
Терапевт. Наш пациент получил консультацию у различных специалистов, получил современную
диагностику, ему поставлен диагноз: гипертония, левосторонняя пневмония, на почве давления
осложнения на глаза – снижение зрения. Он направлен на лазерную коррекцию зрения,
физиопроцедуры, медикаментозное лечение. Как видим, пациент с запущенной формой
заболеваний и с наличием осложнений, в частности проблемы с сердцем, нарушение зрения.
Медицинская сестра. Больному назначено медикаментозное лечение. Введение лекарства
внутримышечно или внутривенно осуществляется с помощью шприца. Шприц – инструмент,
состоящий из стеклянного цилиндра с нанесенной на него шкалой и поршня. Принцип действия:
поршень прижат к входу. Объем воздуха в цилиндре минимальный. При выдвигании поршня
жидкость поднимается за счет разряженного воздуха до определенной врачом метки, а затем при
вдвигании поршня лекарство попадает в иглу и через кожу проникает в тело человека. Формула
давления р=F|S, поэтому игла должна быть максимально заостренна, так как чем острее игла,
тем быстрее прокалывается кожа и меньше ощущается боль.
Главный врач. Спасибо. Если вопросов нет, заслушаем историю болезни последнего больного.
Терапевт. Больной, возраст 40 лет, поступил с жалобами на головокружение, слабость, тошноту,
боли в животе. Больной осмотрен и направлен на консультацию к следующим врачам:
рентгенологу, кардиологу, анастазиологу, хирургу, стоматологу.
Терапевт. Наш пациент получил также консультацию у различных специалистов, получил
современную диагностику, поставлен диагноз цирроз печени, направлен на лапароскопическую
операцию, а также на лечение к врачу стоматологу.
Стоматолог. Демонстрация презентации с комментариями.
Анастазиолог. Демонстрация презентации с комментариями. Первый хирург. Демонстрация презентации с комментариями.
Второй хирург. Демонстрация презентации с комментариями.
Главный врач.
консультацией к врачунеонотологу.
Наличие стольких заболеваний ставит необходимость обратиться за
Врачнеонотолог. Демонстрация презентации с комментариями.
Хирург. Операция прошла без осложнений. Самочувствие больного удовлетворительное. Все
показатели в норме. Но после операции у больного наступила депрессия и он направлен на
консультацию к врачупсихологу.
Психолог. Демонстрация презентации с комментариями.
Ι
V. Заключительная часть.
Учитель физики. Закончился наш консилиум, поставлены диагнозы, даны рекомендации нашим
виртуальным больным. Консилиум продемонстрировал нам, что для успешного обучения в
выбранном вами классе медицинского профиля, а также для успешного поступления и обучения
в медицинских вузах, вам необходимы не только знания по биологии, но и знания физики.
Учитель биологии. В заключение хочется поблагодарить всех родителеймедиков, участвующих
в подготовке и проведении урока. Все учащиеся, подготовившие выступления и презентации,
получат поощрения в виде отличной отметки. Урок закончен. Учитесь хорошо и будьте здоровы.
Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"
Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"
Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"
Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.