Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"
Оценка 4.6

Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
10 кл
18.02.2017
Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"
Данный нетрадиционный урок проводится совместно учителями биологии и физики. На уроке показана тесная связь физики и биологии, физики и медицины, а также показано, что без глубокого понимания физических процессов в организме человека, знаний различных физических законов, невозможно правильно назначить физиотерапевтическое или лекарственное лечение, дать пациенту необходимые рекомендации для оптимального образа и ритма жизни. Урок проходит в форме медицинского консилиума в клинике, на котором присутствуют доктора различных специальностей, роли которых исполняют учащиеся, заранее приготовившие презентации о своей области медицины.Интегрированный урок по биологии
Физика в професии врача.doc
Интегрированный урок по теме «Физика в профессии врача» Цель урока: показать учащимся значение курса физики в медицине и её роль в профессии врача  различных  специальностей. Оформление доски: Тема: Физика в профессии врача  Наука   представляет   собой   внутренне   единое   целое.   Её   разделение   на Эпиграф: отдельные   области   обусловлено   не   столько   природой   вещей,   сколько   ограниченной способностью   человеческого  познания.  В действительности   существует   непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая   ни     разорвана… Макс Планк, физик   может   быть   не в   одном   месте Приборы и материалы: фонендоскоп (стетоскоп), кровяное давление, гипертония, гипотония, аппарат Рива­Роччи, тонометр, 36,5ºС, термометр, шприц, психрометр, барометр, лазер, рентген, УЗИ,   электрокардиограмма,   рентгено­компьютерная   томография,   магнитно­резонансный томограф, ядерно­магнитный резонанс, лапароскопическая хирургия. Демонстрации:  таблицы, различные виды весов, прибор для измерения давления, фонендоскоп, различные виды термометров, аппарат Рива­Роччи, шприц,   капельница, барометр, гигрометр, электрокардиограмма, свинцовый воротник, рентгеновский снимок, различные виды линз,  очки, шприц, пипетка, банки. Ход урока Ι . Организационный момент  (приветствие, отмечаем отсутствующих).  Помощники («врачи», «медицинские сестры») садятся на первый ряд. Они одеты в белые халаты, у каждого на столе табличка с названием специальности, на халат прикреплен идентификатор. Ι Ι   . Вступительное слово учителя.      Физика и медицина…  Физика – наука, занимающаяся изучением простейших и вместе с тем наиболее общих свойств окружающего нас материального мира. Поэтому понятия физики и ее законы   лежат   в   основе   любого   раздела   естествознания.   Физика   очень   тесно   связана   с астрономией,   геологией,   химией,   биологией   и   другими   естественными   науками.   Знания физических законов, явлений часто используются на различных уроках других предметов для объяснения   различных   явлений.   Физика   дала   другим   наукам   еще   и   методы   исследований, различные   приборы.   Физика   связана   и   с   медициной   –   наукой   о   болезнях   человека,   их предупреждении и их лечении. Современное медицинское образование – важнейшее звено общей системы непрерывного образования в России, направленное на обеспечение здоровья населения и формированию   у   людей   здорового   образа   жизни.   В   настоящее   время   обширна   линия соприкосновения физики и медицины. Не существует ни одной области медицины, где бы не применялись физические приборы для профилактики,   диагностики заболеваний и их лечении. Физико­математические   дисциплины   приобретают   все   более   важное     значение     в   связи   с проникновением точных наук в медицину. Это связано,  прежде всего,  с совершенствованием и усложнением   методов   диагностики,   диагностического   и   лабораторного   оборудования, сложностью экспериментальных исследований. Без глубокого понимания физических процессов в организме человека, физических основ воздействия на него внешних факторов окружающей среды,   знания   различных   физических   законов   невозможно   правильно   назначить физиотерапевтическое или лекарственное   лечение, дать пациенту необходимые рекомендации для оптимального образа и ритма жизни.            Сегодня на уроке мы с вами попытаемся показать тесную связь физики и медицины на основе уже полученных на уроках физики знаний, познакомимся с некоторыми методами применения физических законов в медицине.          У нас на уроке учитель биологии сегодня выступает в роли врача­консультанта. В роли консультанта­физика выступает учитель физики. Сейчас мы с вами перенесемся на медицинский консилиум   в   клинике,   на   котором   присутствуют   доктора   различных   специальностей.   Все остальные  учащиеся  будут выступать в роли  студентов, находящихся на практике  в данной клинике. В течение урока вы должны заполнить специальные карточки ­   отчеты по практике, которые по окончании урока должны сдать. Физическое явление, закон Применение в медицине Ι Ι Ι     . Основная часть – медицинский консилиум. Главный врач. Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались, чтобы рассмотреть историю болезни нескольких   пациентов.   Я   пригласил   на   консилиум   врачей   –   терапевта,     рентгенолога,   хирурга,   анастазиолога,   стоматолога,   психолога, физиотерапевта,   кардиолога,   окулиста,   неонотолога. Итак, заслушаем историю болезни первого пациента. Вам слово, терапевт. Терапевт. Больной – мужчина, возраст 60 лет. Поступил в клинику со следующими симптомами: головокружение, слабость, повышение   температуры, боли в сердце, кашель, боли в животе, в течение двух месяцев у него понизилось зрение. Главный врач. Какие были Ваши действия?  Терапевт.  Пациент   направляется   на   консультацию   к   следующим   врачам:   рентгенологу, физиотерапевту,   кардиологу,   окулисту.   (Демонстрация   презентации   с   комментариями   и демонстрацией приборов, измерение температуры, давления).  Главный   врач.  Я   познакомлю   вас   с   устройством   и   принципом   действия   фонендоскопа. Фонендоскоп   –   прибор,   который   состоит   из   мембраны   и   резиновой   трубки   наушников.   С помощью фонендоскопа врач выслушивает работу сердца, движение воздуха в легких, артерию, которая сдавлена при измерении давления кроки. Кровь ударяет в стенку артерии. Колебание стенки артерии (пульсация) передается на мембрану, колебание мембраны приводят в движение воздух,   находящийся   в   трубке   и   через   наушники   передается   на   барабанную   перепонку   уха. Механические   колебания   во   внутреннем   ухе   преобразуются   в   ощущения   звука.   Аналогично можно прослушать работу клапанов сердца, движение воздуха в легких. Более простой прибор – стетоскоп (отсутствует мембрана). Желающему можно прослушать сердце, легкие.  Первый   врач­рентгенолог.  Демонстрация   презентации   с   комментариями   и   объяснение   с помощью таблицы. Второй   врач­рентгенолог.  Демонстрация   презентации   с   комментариями   и   демонстрацией рентгеновского снимка и свинцового воротника. Врач­физиотерапевт. Демонстрация презентации с комментариями. Врач­кардиолог.  Демонстрация   презентации   с   комментариями   и   демонстрацией электрокардиограммы. Врач­окулист. Демонстрация презентации с комментариями и объяснение с помощью таблицы. Рекомендации по сохранению зрения. Главный врач. Итак, мы выслушали всех специалистов, какой поставлен диагноз, какое лечение ему назначим? Терапевт. Наш пациент получил консультацию у различных специалистов, получил современную диагностику, ему поставлен диагноз: гипертония, левосторонняя пневмония, на почве давления осложнения   на   глаза   –   снижение   зрения.   Он   направлен   на   лазерную   коррекцию   зрения, физиопроцедуры,   медикаментозное   лечение.   Как   видим,   пациент   с   запущенной   формой заболеваний и с наличием осложнений, в частности проблемы с сердцем, нарушение зрения.  Медицинская   сестра.   Больному   назначено   медикаментозное   лечение.   Введение   лекарства внутримышечно  или  внутривенно  осуществляется   с  помощью  шприца.   Шприц   –  инструмент, состоящий из стеклянного цилиндра с нанесенной на него шкалой и поршня. Принцип действия: поршень прижат к входу. Объем воздуха в цилиндре минимальный. При выдвигании поршня жидкость поднимается за счет разряженного воздуха до определенной врачом метки, а затем при вдвигании поршня лекарство попадает в иглу и через кожу проникает в тело человека. Формула давления р=F|S, поэтому игла должна быть максимально заостренна, так как чем острее игла, тем быстрее прокалывается кожа и меньше ощущается боль.  Главный врач. Спасибо. Если вопросов нет, заслушаем историю болезни последнего больного. Терапевт. Больной, возраст 40 лет, поступил с жалобами на головокружение, слабость, тошноту, боли   в   животе.   Больной   осмотрен   и   направлен   на   консультацию     к   следующим   врачам: рентгенологу, кардиологу, анастазиологу, хирургу, стоматологу. Терапевт.  Наш   пациент   получил   также   консультацию   у   различных   специалистов,   получил современную диагностику, поставлен диагноз цирроз печени, направлен на лапароскопическую операцию, а также на лечение к врачу стоматологу. Стоматолог. Демонстрация презентации с комментариями. Анастазиолог.  Демонстрация презентации с комментариями. Первый хирург. Демонстрация презентации с комментариями. Второй хирург. Демонстрация презентации с комментариями. Главный   врач. консультацией к врачу­неонотологу.   Наличие   стольких   заболеваний  ставит   необходимость   обратиться   за Врач­неонотолог. Демонстрация презентации с комментариями. Хирург.  Операция прошла без осложнений. Самочувствие больного удовлетворительное. Все показатели в норме. Но после операции у больного наступила депрессия и он направлен на консультацию к врачу­психологу. Психолог. Демонстрация презентации с комментариями. Ι V. Заключительная часть.  Учитель физики. Закончился наш консилиум, поставлены диагнозы, даны рекомендации нашим виртуальным   больным.   Консилиум   продемонстрировал   нам,   что   для   успешного   обучения   в выбранном вами классе медицинского профиля,  а также для успешного поступления и обучения в медицинских вузах, вам необходимы не только знания по биологии, но и знания физики.  Учитель биологии. В заключение хочется поблагодарить всех родителей­медиков, участвующих в подготовке и проведении урока. Все учащиеся, подготовившие выступления и презентации, получат поощрения в виде отличной отметки. Урок закончен. Учитесь хорошо и будьте здоровы.

Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"

Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"

Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"

Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"

Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"

Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"

Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"

Интегрированный урок по теме "Физика в профессии врача"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017