Интегрированный урок "Путешествие по городам Дона-Аминадо"
Оценка 4.9

Интегрированный урок "Путешествие по городам Дона-Аминадо"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география +2
6 кл
23.01.2017
Интегрированный урок "Путешествие по городам Дона-Аминадо"
Публикация является частью публикации:
Технологическая карта.docx

Технологическая карта

Тема

Путешествие по городам Дона -Аминадо

Тип урока

Интегрированный урок литературы, музыки и географии

Цель

 

Научиться работать с образным строем стихотворения через  музыкальное оформление и культуроведческий комментарий

Планируемый результат

Предметные умения

Формирование УУД

Овладеть понятием «худ. образ», «образ-запах»;научиться работать с худ. образом, постигать значение образа-запаха

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Л-8,9,11

Р-1-3,6,9

К-5,8,10-13

П-2.4,5,6-9

Межпредметные связи

музыка ,география

Ресурсы:

Презентация, музыкальное сопровождение урока(фонограмма и пианино) ,видео

ЭОР/ЦОР

Источники :

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:A1-Aminado.jpg
  2. http://www.dreampics.ru/picture.php?id=9361
  3. http://www.rossita-travel.com/rest/italy/tury-v-italiyu/otdyh-v-neapol
  4.  Леонид Афремов, Неаполь, закат над В…http://www.artes.su/wallpapers/816/3.html
  5. ARTinvestment.RU / Новости искусства / Антикварная ярмарка O…http://

artinvestment.ru/news/artnews/20120606_shishikin_in_olympia.htm…

Порт Пирей. . Греция. . 1962 Картон, темпера Дмитрий Налбалдян.

6. http://ostrovok.ru/hotel/events/City/DE/hamburg/festival-porta-gamburg

7. http://putevrad.com/2014/09/09/Сырный-фестиваль/

8. http://venividi.ru/blog?page=1257

9. http://blogs.privet.ru/community/ESPANIA?tag_id=308544

10. http://www.ArtFile.ru/b.php?i=660054

11. http://www.open2000.com/news/9-1-2012/56

12. http://morecity.ru/vesennij-parizh-eto-romantika-skazka-mechta.html

13. http://francomania.net/prazdnik-kashtanov-vo-francii/

14. http://ru.glamourapartments.com/tag/французская-кухня/

15. http://www.liveinternet.ru/users/4153045/post148250946/

16 http://mariaoleg.mybb.ru/viewtopic.php?id=29&p=3

http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/41074_uzh_rezhe_solnyshko_blist

17. http://huchet.ru/comments/by_user_eff

 

Организация пространства

Индивидуальная, фронтальная и групповая работа

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветствие учителя.

Сегодня у нас не совсем традиционный урок литературы .Обратите внимание на предметы ,лежащие на моём столе -глобус и нотная тетрадь.(урок проводится в кабинете искусств ,где есть фортепиано)

Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

 

Мы отправимся в музыкальное путешествие по страницам стихотворения Дона -Аминадо «Города и годы».А помогут нам в этом маршрутные листы ,на которых указаны те страны ,которые мы с вами посетим .А вы должны отметить особенности каждого города. Экскурсоводом нашим будет Дон -Аминадо. Вы слышали это имя ?Это реальное лицо или вымышленный герой? Это реальное лицо -поэт. писатель ,автор стихотворения «Города и годы»,именно по нему поведёт нас в путешествие автор. Ну что, готовы? Давайте начнём.

Отвечают на ?? учителя, знакомятся с маршрутными листами

3. Усвоение новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение учебных задач

 

 

 

Физ. минутка (пауза релаксации)

 

 

А вот и наш экскурсовод Дон Аминадо. Давайте посмотрим основные факты жизни и творчества писателя. Одним из лучших его поэтических произведений является стих-е «Города и годы».Давайте послушаем стихотворение в исполнении автора .Какое настроение у вас вызвало стихотворение.?(немного грустное и печальное)Да, действительно, так как автор писал это стих-е в дали от Родины ,в эмиграции и очень скучал по России. Известно ,что на это стих-е была написана не одна мелодия ,давайте послушаем и определим настроение ,ритм ,мотив каждой.(прослушивание мелодий ,одну проигрывает ученица на фортепиано)

Какая  мелодия вам больше всего понравилась и вы считаете ,что она наиболее всего отражает суть ,сущность произведения?

А теперь ,давайте посмотрим города, которые мы посетили(см.слайды),в чём их особенность восприятия этих городов?(это запах)

Что такое образ-запах?

Слово учителя.

Образ -одно из основных понятий литературы. В центре худ. образа стоит изображение человеческой жизни, показанной в индивидуализированной форме, но в то же время несущий в себе обобщённое начало. В модели худ. Текста выделяется образный строй, или иконика худ. текста. Выделяются следующие виды образов :образы-персонажи ,предметный мир, пейзажные образы ,звуковые образы, образы- переживания, цветовые образы ,образы -запахи, на которых мы остановимся.

Я попрошу оценить запах каждого города. Поставив + или – в маршрутных листах , по тому, как он вами воспринимается .Давайте ещё раз вспомним ,чем пахнет каждый город.(учащиеся выполняют задания)

 

 

 

 

А теперь, давайте послушаем ,выступления групп учащихся-культурологов

-английские культурологи

-американские культурологи

-итальянские культурологи

-немецкие культурологи

-польские культурологи

-испанские культурологи

-французские культурологи

-Культурологический комментарий учителя о России.

(Выступление групп культурологов, каждая из которых объясняет, почему именно так пахнет тот или иной город в представлении Дона-Аминадо. Выступление сопровождается слайдами-иллюстрациями. В конце выступления группы – вопрос класса и учителя к данной группе.)

Выступает группа английских культурологов.

Вопрос учителя: почему в стихотворении Дона-Аминадо туман обретает запах? Почему неприятный запах жести и дыма может “стать единственно желанным”? Самый неприятный запах может стать “единственно желанным”, если это запах Родины. Родину любишь, несмотря ни на что.

Выступает группа итальянских культурологов.

Вопрос учителя: какой прием положен в основу описания Неаполя? Почему? Прием контраста:

Ослепительный

Пронизанный закатом Неаполь и неприятные запахи слизи и тухлой рыбы.

 

Выступает группа немецких культурологов.

Вопрос учителя: Старая пословица гласит: “В Гамбурге весь мир находится у себя дома”. Объясните смысл пословицы. Найдите в четверостишии, посвящённом Гамбургу, эпитеты, объясните значение каждого. Пословица говорит о том, что город находится на пересечении торговых путей, поэтому имеет связи со всем миром.

Чтобы объяснить значения эпитетов, обращаемся к Толковому словарю Ожегова [4]:

Гнетущий – Гнет – “1. тяжесть, груз, давящий на что-нибудь, прессующий что-ниб. 2. то, что гнетет, мучит”. Иными словами, аромат сыра сильный, насыщенный, манящий.

В словаре Даля дается слово гнести, что значит “угнетать, жать, давить; обижать, преследовать” [5]

Добрый – “1. несущий добро, благо, благополучие. 2. хороший, отличный”.

Вездесущим – “везде успевающий побывать, во всем принимающий участие”. Иными словами, вездесущий аромат сыра – значительный, важный.

Выступает группа испанских культурологов.

 

Вопрос учителя: охарактеризуйте запахи Испании в целом. Практичный, не всем приятный запах кожи противопоставлен высоким ароматам кипариса, вербены и чайной розы. (можно принести на урок ароматные масла кипариса, чайной розы и вербены).

Выступает группа французских культурологов.

Вопрос учителя: охарактеризуйте запахи Франции в целом. Земной практичный аромат жареных каштанов противопоставлен возвышенному нежному аромату фиалки.

Культурологический комментарий учителя о России.

Ребята, какого цвета русский зимний полдень? (слайд с зимним пейзажем) Нарисуйте словами картину русского зимнего полдня.Русские снега то синеватые, то желтоватые, то дымчато-сиреневые, то розовые, то розоватые. Палитра разнообразна и изменчива, поэтому радует глаз.

- Какой образ становится символом Родины – России для Дона Аминадо (снег).

- Как вы думаете, почему именно этот образ? (попробуйте передать, чем пахнет снег) очень сложно, потому что запах снега неуловим. В этом трагедия героя, он хочет вернуться домой, хочет вспомнить «запах» Родины, но в его сознании только другие запахи, которые он «собирал» по всему

 

 

 

 

 

 

Прослушивание муз. мелодий(аудио ,песня ,игра на фортепиано) и отвечают на??Делятся впечатлениями

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

Работают в маршрутных листах

 

 

 

 

 

Слушают выступления групп учащихся-культурологов и отмечают особенности каждой страны и города

(работают в группах)

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с толковыми словарями

 

 

 

 

 

 

4. Закрепление изученного материала

 

Как вы думаете, почему главным русским запахом автор считает именно запах снега? Какие бы запахи вы назвали главными российскими? Зимняя Россия – это особая Россия! Весна, лето, осень – время работ, особенно летняя страда, а зима – народные забавы, гуляния, потешки, время отдыха, бешено мчащихся русских троек и даже русских философских размышлений, ибо Россия – страна философская. Именно зима создавала особую общность русских и именно зима поражала иностранцев, приезжавших в Россию, и эта странная зимняя жизнь русских. Снежная Россия! Её попомнили тевтонцы, войска Наполеона, поздник гитлеровские дивизии. И совсем не странно, что именно её воспел русский писатель Дон-Аминадо как ощущение Родины. Что именно через снегопад, через “белые снеги” почувствовал поэт Евгений Евтушенко, сибиряк по рождению, то особое состояние духовной общности своей судьбы с судьбой России!

Итак, снег, запах снега – это поэтическое обобщение России, поэтический символ России.

4. Вопрос учителя: Почему другие страны представлены городами, а Россия – нет? Россия – неделимое понятие, это Родина, которая бесконечно дорога сердцу поэта.

Как вы бы охарактеризовали запахи Лондона, Неаполя, Гамбурга, Севильи, Парижа - в целом? Сравните их с запахом России.Ощутимо-материальные, среди них много неприятных. Запах России – воспринимается духовным взором автора.

.

 

Обобщают и делают выводы, делятся впечатлениями. высказывают своё мнение

5. Рефлексия деятельности

 

Как вы думаете, как путешествие может быть связано с этими геометрическими фигурами?

http://pandia.ru/text/78/119/images/image001_236.gif

Круг - возвращение туда, откуда ты пришел – домой. Для человека очень важно, что его ждут дома, что он всегда может найти там свой приют. Об этом говорит пословица «в гостях хорошо, а дома лучше». А кривая линия – это путь, который ведет только вперед и не предполагает возвращения назад – домой.

- По какому пути развивается путешествие в этом стихотворении. (Линия). А как вы думаете, почему, герой не возвращается на Родину? В 1917г. многие, не приняв изменений, которые происходили в стране – революция и установление Советской власти, уехали за границу – эмигрировали. Они потеряли свою родину, потеряли возможность вернуться домой. А чувство любви к родине не ушло, оно еще больше усиливалось. И в этом трагедия эмигрантов.

В отличие от Дона-Аминадо мы возвращаемся домой. У нас есть такая счастливая возможность. Наш круг замкнут. С возвращением!

Пора подвести итоги. Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?

 

Высказывают своё мнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делятся впечатлениями

6. Домашнее задание

Почему сердце, “помнящее много”, не может вспомнить самый знакомый и родной запах – “русский запах снега”?( самым дорогим запахом, запахом Родины, невозможно надышаться. Каким бы ни был прекрасным мир в его многообразии, дороже всех стран и мирских радостей - Родина.)

 

Записывают д/з

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта Тема

Технологическая карта Тема

Сырный-фестиваль / 8. http :// venividi

Сырный-фестиваль / 8. http :// venividi

Это реальное лицо -поэт. писатель ,автор стихотворения «Города и годы»,именно по нему поведёт нас в путешествие автор

Это реальное лицо -поэт. писатель ,автор стихотворения «Города и годы»,именно по нему поведёт нас в путешествие автор

Культурологический комментарий учителя о

Культурологический комментарий учителя о

Вопрос учителя: Старая пословица гласит: “В

Вопрос учителя: Старая пословица гласит: “В

Культурологический комментарий учителя о

Культурологический комментарий учителя о

России! Итак, снег, запах снега – это поэтическое обобщение

России! Итак, снег, запах снега – это поэтическое обобщение

Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017