Технологическая карта
Тема |
Путешествие по городам Дона -Аминадо |
||||
Тип урока |
Интегрированный урок литературы, музыки и географии |
||||
Цель
|
Научиться работать с образным строем стихотворения через музыкальное оформление и культуроведческий комментарий |
||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
Формирование УУД |
|||
Овладеть понятием «худ. образ», «образ-запах»;научиться работать с худ. образом, постигать значение образа-запаха |
Личностные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
|
Л-8,9,11 |
Р-1-3,6,9 |
К-5,8,10-13 |
П-2.4,5,6-9 |
||
Межпредметные связи |
музыка ,география |
||||
Ресурсы: |
Презентация, музыкальное сопровождение урока(фонограмма и пианино) ,видео |
||||
ЭОР/ЦОР |
Источники :
artinvestment.ru/news/artnews/20120606_shishikin_in_olympia.htm… Порт Пирей. . Греция. . 1962 Картон, темпера Дмитрий Налбалдян. 6. http://ostrovok.ru/hotel/events/City/DE/hamburg/festival-porta-gamburg… 7. http://putevrad.com/2014/09/09/Сырный-фестиваль/ 8. http://venividi.ru/blog?page=1257 9. http://blogs.privet.ru/community/ESPANIA?tag_id=308544 10. http://www.ArtFile.ru/b.php?i=660054 11. http://www.open2000.com/news/9-1-2012/56 12. http://morecity.ru/vesennij-parizh-eto-romantika-skazka-mechta.html 13. http://francomania.net/prazdnik-kashtanov-vo-francii/ 14. http://ru.glamourapartments.com/tag/французская-кухня/ 15. http://www.liveinternet.ru/users/4153045/post148250946/ 16 http://mariaoleg.mybb.ru/viewtopic.php?id=29&p=3 http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/41074_uzh_rezhe_solnyshko_blist… 17. http://huchet.ru/comments/by_user_eff
|
||||
Организация пространства |
Индивидуальная, фронтальная и групповая работа |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности |
Приветствие учителя. Сегодня у нас не совсем традиционный урок литературы .Обратите внимание на предметы ,лежащие на моём столе -глобус и нотная тетрадь.(урок проводится в кабинете искусств ,где есть фортепиано) |
Приветствие учащихся. |
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
|
Мы отправимся в музыкальное путешествие по страницам стихотворения Дона -Аминадо «Города и годы».А помогут нам в этом маршрутные листы ,на которых указаны те страны ,которые мы с вами посетим .А вы должны отметить особенности каждого города. Экскурсоводом нашим будет Дон -Аминадо. Вы слышали это имя ?Это реальное лицо или вымышленный герой? Это реальное лицо -поэт. писатель ,автор стихотворения «Города и годы»,именно по нему поведёт нас в путешествие автор. Ну что, готовы? Давайте начнём. |
Отвечают на ?? учителя, знакомятся с маршрутными листами |
3. Усвоение новых знаний
Первичное закрепление знаний
Решение учебных задач
Физ. минутка (пауза релаксации)
|
А вот и наш экскурсовод Дон Аминадо. Давайте посмотрим основные факты жизни и творчества писателя. Одним из лучших его поэтических произведений является стих-е «Города и годы».Давайте послушаем стихотворение в исполнении автора .Какое настроение у вас вызвало стихотворение.?(немного грустное и печальное)Да, действительно, так как автор писал это стих-е в дали от Родины ,в эмиграции и очень скучал по России. Известно ,что на это стих-е была написана не одна мелодия ,давайте послушаем и определим настроение ,ритм ,мотив каждой.(прослушивание мелодий ,одну проигрывает ученица на фортепиано) Какая мелодия вам больше всего понравилась и вы считаете ,что она наиболее всего отражает суть ,сущность произведения? А теперь ,давайте посмотрим города, которые мы посетили(см.слайды),в чём их особенность восприятия этих городов?(это запах) Что такое образ-запах? Слово учителя. Образ -одно из основных понятий литературы. В центре худ. образа стоит изображение человеческой жизни, показанной в индивидуализированной форме, но в то же время несущий в себе обобщённое начало. В модели худ. Текста выделяется образный строй, или иконика худ. текста. Выделяются следующие виды образов :образы-персонажи ,предметный мир, пейзажные образы ,звуковые образы, образы- переживания, цветовые образы ,образы -запахи, на которых мы остановимся. Я попрошу оценить запах каждого города. Поставив + или – в маршрутных листах , по тому, как он вами воспринимается .Давайте ещё раз вспомним ,чем пахнет каждый город.(учащиеся выполняют задания)
А теперь, давайте послушаем ,выступления групп учащихся-культурологов -английские культурологи -американские культурологи -итальянские культурологи -немецкие культурологи -польские культурологи -испанские культурологи -французские культурологи -Культурологический комментарий учителя о России. (Выступление групп культурологов, каждая из которых объясняет, почему именно так пахнет тот или иной город в представлении Дона-Аминадо. Выступление сопровождается слайдами-иллюстрациями. В конце выступления группы – вопрос класса и учителя к данной группе.) Выступает группа английских культурологов. Вопрос учителя: почему в стихотворении Дона-Аминадо туман обретает запах? Почему неприятный запах жести и дыма может “стать единственно желанным”? Самый неприятный запах может стать “единственно желанным”, если это запах Родины. Родину любишь, несмотря ни на что. Выступает группа итальянских культурологов. Вопрос учителя: какой прием положен в основу описания Неаполя? Почему? Прием контраста: Ослепительный Пронизанный закатом Неаполь и неприятные запахи слизи и тухлой рыбы.
Выступает группа немецких культурологов. Вопрос учителя: Старая пословица гласит: “В Гамбурге весь мир находится у себя дома”. Объясните смысл пословицы. Найдите в четверостишии, посвящённом Гамбургу, эпитеты, объясните значение каждого. Пословица говорит о том, что город находится на пересечении торговых путей, поэтому имеет связи со всем миром. Чтобы объяснить значения эпитетов, обращаемся к Толковому словарю Ожегова [4]: Гнетущий – Гнет – “1. тяжесть, груз, давящий на что-нибудь, прессующий что-ниб. 2. то, что гнетет, мучит”. Иными словами, аромат сыра сильный, насыщенный, манящий. В словаре Даля дается слово гнести, что значит “угнетать, жать, давить; обижать, преследовать” [5] Добрый – “1. несущий добро, благо, благополучие. 2. хороший, отличный”. Вездесущим – “везде успевающий побывать, во всем принимающий участие”. Иными словами, вездесущий аромат сыра – значительный, важный. Выступает группа испанских культурологов.
Вопрос учителя: охарактеризуйте запахи Испании в целом. Практичный, не всем приятный запах кожи противопоставлен высоким ароматам кипариса, вербены и чайной розы. (можно принести на урок ароматные масла кипариса, чайной розы и вербены). Выступает группа французских культурологов. Вопрос учителя: охарактеризуйте запахи Франции в целом. Земной практичный аромат жареных каштанов противопоставлен возвышенному нежному аромату фиалки. Культурологический комментарий учителя о России. Ребята, какого цвета русский зимний полдень? (слайд с зимним пейзажем) Нарисуйте словами картину русского зимнего полдня.Русские снега то синеватые, то желтоватые, то дымчато-сиреневые, то розовые, то розоватые. Палитра разнообразна и изменчива, поэтому радует глаз. - Какой образ становится символом Родины – России для Дона Аминадо (снег). - Как вы думаете, почему именно этот образ? (попробуйте передать, чем пахнет снег) очень сложно, потому что запах снега неуловим. В этом трагедия героя, он хочет вернуться домой, хочет вспомнить «запах» Родины, но в его сознании только другие запахи, которые он «собирал» по всему |
Прослушивание муз. мелодий(аудио ,песня ,игра на фортепиано) и отвечают на??Делятся впечатлениями
Слушают учителя
Работают в маршрутных листах
Слушают выступления групп учащихся-культурологов и отмечают особенности каждой страны и города (работают в группах)
Отвечают на вопросы учителя
Работают с толковыми словарями
|
4. Закрепление изученного материала
|
Как вы думаете, почему главным русским запахом автор считает именно запах снега? Какие бы запахи вы назвали главными российскими? Зимняя Россия – это особая Россия! Весна, лето, осень – время работ, особенно летняя страда, а зима – народные забавы, гуляния, потешки, время отдыха, бешено мчащихся русских троек и даже русских философских размышлений, ибо Россия – страна философская. Именно зима создавала особую общность русских и именно зима поражала иностранцев, приезжавших в Россию, и эта странная зимняя жизнь русских. Снежная Россия! Её попомнили тевтонцы, войска Наполеона, поздник гитлеровские дивизии. И совсем не странно, что именно её воспел русский писатель Дон-Аминадо как ощущение Родины. Что именно через снегопад, через “белые снеги” почувствовал поэт Евгений Евтушенко, сибиряк по рождению, то особое состояние духовной общности своей судьбы с судьбой России! Итак, снег, запах снега – это поэтическое обобщение России, поэтический символ России. 4. Вопрос учителя: Почему другие страны представлены городами, а Россия – нет? Россия – неделимое понятие, это Родина, которая бесконечно дорога сердцу поэта. Как вы бы охарактеризовали запахи Лондона, Неаполя, Гамбурга, Севильи, Парижа - в целом? Сравните их с запахом России.Ощутимо-материальные, среди них много неприятных. Запах России – воспринимается духовным взором автора. .
|
Обобщают и делают выводы, делятся впечатлениями. высказывают своё мнение |
5. Рефлексия деятельности
|
Как вы думаете, как путешествие может быть связано с этими геометрическими фигурами?
Круг - возвращение туда, откуда ты пришел – домой. Для человека очень важно, что его ждут дома, что он всегда может найти там свой приют. Об этом говорит пословица «в гостях хорошо, а дома лучше». А кривая линия – это путь, который ведет только вперед и не предполагает возвращения назад – домой. - По какому пути развивается путешествие в этом стихотворении. (Линия). А как вы думаете, почему, герой не возвращается на Родину? В 1917г. многие, не приняв изменений, которые происходили в стране – революция и установление Советской власти, уехали за границу – эмигрировали. Они потеряли свою родину, потеряли возможность вернуться домой. А чувство любви к родине не ушло, оно еще больше усиливалось. И в этом трагедия эмигрантов. В отличие от Дона-Аминадо мы возвращаемся домой. У нас есть такая счастливая возможность. Наш круг замкнут. С возвращением! Пора подвести итоги. Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?
|
Высказывают своё мнение
Делятся впечатлениями |
6. Домашнее задание |
Почему сердце, “помнящее много”, не может вспомнить самый знакомый и родной запах – “русский запах снега”?( самым дорогим запахом, запахом Родины, невозможно надышаться. Каким бы ни был прекрасным мир в его многообразии, дороже всех стран и мирских радостей - Родина.)
|
Записывают д/з |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.