Интегрированный урок развития речи и курса ССЛ (саморазвития личности). 5 класс
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
18.03.2018
Это1 из разработанных мною интегрированных уроков курса ССЛ в рамках технологии саморазвития личности Г.К.Селевко со школьными дисциплинами.
Цель урока- научить детей искусству общения в условиях конфликтной ситуации. Практикоориентированная направленность урока позволяет использовать данные материалы не только в формате урока,но и классного часа,психологического практикума.
Урок апробирован на межрегиональном уровне, был выставлен на сайте школы.Получил высокую оценку специалистов с точки зрения подготовки обучающихся к дальнейшей социализации и воспитания у школьников толерантности.
я в общении - копия.doc
МОУ Пречистенская СОШ
Интегрированный урок культуры речи – ССЛ на тему
«Я в общении»
Разработчик:Ванцаева Н.А.,
учитель культуры речи 2007 г.
Оборудование урока
1. Выставка поделок детского творчества
2. Тест «Конфликтность» (раздаточный материал)
3. Рисунки по пословицам
Оформление доски
Круг твоего общения «Я» в общении
Конфликт
Я
Спор ссора
?
компромисс!!!
Цели урока
закрепление понятий конфликт, спор, ссора, дискуссия, компромисс;
изучение уровня своей конфликтности;
формирование коммуникативных навыков в предотвращении
перерастания спора в ссору
стимулирование саморазвития личности
2 I. Вступление
Добрый день, дорогие ребята!
Добрый день уважаемые взрослые!
Мы все, собравшиеся здесь, такие разные. И вместе с тем – похожие. Мы все
люди, и каждый из нас человек.
А человек, как известно, живет среди людей. И очень важно каждому из нас
научиться устанавливать добрые взаимоотношения со всеми окружающими,
научиться искусству общения. Сделать это не такто просто. Иногда
приходится вступать в конфликт, спорить, отстаивать свою точку зрения.
Сегодня мы будем учиться избегать конфликтов, перерастающих в ссору, и
учиться вести спор цивилизованным способом – через дискуссию.
Опираться мы будем на авторитетное мнение взрослых, ваш личный опыт
общения, высказывания мудрых людей и ваши знания о себе.
II. Основные этапы урока
1.Определение круга общения
Для начала давайте обозначим круг вашего ежедневного общения и выясним,
с какой категорией людей у вас чаще всего возникают конфликты
Почему, повашему, это происходит?
А мы сами со своим характером можем быть причиной конфликта?
Давайте начнем с изучения самого себя, с уровня вашей конфликтности.
2. Работа с тестом
Внимательно прочитав задание, ответьте на вопросы теста.
Подсчитайте баллы и впишите в квадратик свой результат. Если вы набрали 6
8 баллов, значит, вы умеете общаться и никогда не ввязываетесь в конфликты;
если ваш результат 910 баллов, то вы в конфликтной ситуации не всегда
соглашаетесь с чужим мнением, но можете вести себя достаточно сдержанно;
если же вы набрали 1118 баллов, вы конфликтный человек и вам нужно
научиться уступать и прислушиваться к мнению других.
3 Надеюсь, что осмысление этих данных поможет вам сделать первый шаг к
бесконфликтному поведению.
3. Анализ высказываний
Как вести себя в общении, нам подскажет народная мудрость, заключенная в
пословицах.
Какое отношение к теме нашего разговора имеют зашифрованные здесь
пословицы:
1. Не рой другому яму, сам в нее попадёшь.
2. На сердитых воду возят
3. Утро вечера мудренее
4. Нашла коса на камень.
4. Работа в группах, выполнение творческого задания
Чтобы «коса не нашла на камень», мы с вами будем учиться искать причину
возникновения конфликта и находить компромиссный вариант его
разрешения.
Вашему вниманию артистами 6 класса будет представлена сценка из рассказа
«Фирменное блюдо».
После просмотра каждая из групп в течение 3 минут обсуждает возможные
пути выхода и конфликта и предлагает свой вариант счастливого конца.
(Инсценировка)
А хотели бы вы посмотреть инсценировку самих артистов?
Насколько она совпала с вашей?
А в заключении мне бы хотелось привести слова известного психолога
Д.Карнеги «Существует только 1 способ одержать верх в споре – это
уклониться от него».
5. Дискуссия на тему «Какой подарок лучше?»
Ну а если всетаки конфликта избежать не удалось, можно ли его разрешить
без помощи кулаков?
Сегодня мы будем учиться искусству ведения дискуссии. Давайте вспомним
основные правила ведения дискуссии и постараемся их придерживаться.
Тема нашего предстоящего разговора «Какой подарок лучше» была названа
вами на предыдущем занятии и подсказана предстоящим праздником – днем 8
Марта.
Итак, существует два мнения насчет подарков: одни считают, что лучше
покупной подарок, другие – самодельный.
4 Какого мнения придерживаетесь вы?
Какие преимущества может иметь покупной подарок?
А в чем неоспоримые достоинства самодельных подарков?
Хотели бы вы получить вот такие подарки?
(Демонстрация лучших поделок, изготовленных ребятами).
А существуют ли правила о том, что дарить не принято?
А существуют ли правила поведения для тех, кому дарят подарки?
Интересную информацию на тему «Гости», «Подарки», «За столом» вы
можете получить из сборника рассказов «Магистр вежливых наук».
Подведение итогов.
III.
Вернемся к записям на доске.
Какие существуют два пути разрастания конфликта?
Какой из них ведет к компромиссу?
Какой путь предпочитаете выбрать вы?
Рефлексия
IV.
Мне бы хотелось выяснить, что новое для себя вы сегодня узнали?
Поможет ли вам наш разговор избежать перерастания конфликта в ссору?
Удовлетворены ли вы своим участием в сегодняшнем разговоре?
Спасибо за откровенный разговор, надеюсь, что он был полезным и для детей,
и для взрослых.
5 Использованная литература
1. Г.К.Селевко «Познай себя», М: Народное образование, 2001.
2. Т.А.Ладыженская «Школьная риторика», 5 класс, М: ООО «Баласс», 2003
3. А.Г.Макеева «Все цвета, кроме черного», Рабочая тетрадь 5, 6 класс – М,:
«Вентана – ГРАФ», 2006
4. Д.С.Гальперина «Магистр вежливых наук», М: Детская литература, 1991.
6 Приложения
1.Ответив на вопросы теста, ты узнаешь, умеешь ли ты выходить из
конфликтных ситуаций.
Вопрос
Ответ
Да
Нет
1. Часто ли ты ссоришься с друзьями?
2. Любишь ли ты спорить по любому поводу?
3. Извиняешься ли ты, когда понимаешь, что неправ?
4. Часто ли ты ссоришься с родителями?
5. Часто ли ты высказываешь свое несогласие с родителями
6. Можешь ли простить человека, если даже знаешь, что прав?
Поставь себе по 3 балла за каждый ответ «да» на вопросы 1, 2, 4, 5;
за каждый ответ «нет» на вопросы 3, 6.
Поставь себе по 1 баллу за каждый ответ «нет» на вопросы 1, 2, 4, 5
За каждый ответ «да» на вопросы 3, 6.
6 – 8 баллов – ты умеешь общаться с людьми и никогда не ввязываешься в
конфликты.
9 10 баллов – в конфликтной ситуации ты ведешь себя достаточно
сдержанно, но не всегда соглашаешься с мнением других людей.
11 – 18 баллов – ты всегда находишься в центре конфликта, даже если у
тебя нет для этого веских причин. Тебе нужно учиться уступать и
7 прислушиваться к мнению других. Помни, что один человек не бывает всегда
прав.
Твой результат:
2. Поздний вечер. Уставшие папа и мама возвращаются из театра и
обмениваются впечатлениями.
Что ни говори, а это мой любимый театр, улыбается мама.
А буфет закрыт! – живо откликается папа. – Я есть хочу, умираю, ты бы
чтонибудь приготовила.
Они входят в прихожую и ощущают необычные запахи, а их Ромка, в
фартуке и с озабоченным видом, варит чтото на кухне.
Ромка, это ты там хозяйничаешь? – удивляется мама.
Туда нельзя! Мне еще чутьчуть осталось!
Папа пытается снять пиджак и принюхивается к запахам. Мама
заставляет папу снова надеть пиджак:
Нет, Нет! Пусть у нас будет маленький семейный праздник! Давай
накроем нас стол!
Появляются белая скатерть и парадные тарелки.
Родители счастливы. На стол водружаются цветы.
Мам, а чем пенку снимать? – Это снова Ромка.
Возьми шумовку, сынок. С дырочками ложечка такая…..
Из задымленной кухни появляется Ромка. Общими усилиями огромная
кастрюля устанавливается. Ромка вытягивает из нее свои старые джинсы.
Родители потрясены.
Вы че, настоящая варенка получилась, фирма!
(Ю.Смирнов. «Ералаш», №74)
8
Интегрированный урок развития речи и курса ССЛ (саморазвития личности). 5 класс
Интегрированный урок развития речи и курса ССЛ (саморазвития личности). 5 класс
Интегрированный урок развития речи и курса ССЛ (саморазвития личности). 5 класс
Интегрированный урок развития речи и курса ССЛ (саморазвития личности). 5 класс
Интегрированный урок развития речи и курса ССЛ (саморазвития личности). 5 класс
Интегрированный урок развития речи и курса ССЛ (саморазвития личности). 5 класс
Интегрированный урок развития речи и курса ССЛ (саморазвития личности). 5 класс
Интегрированный урок развития речи и курса ССЛ (саморазвития личности). 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.