Интегрированный урок (риторика + литература) в 5-м классе "Текст. Ключики-замочки"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Кто не стучится в дверь, тому не открывают. Пословица. Цели: • дать понятие о сильных позициях текста (заголовок, первое предложение, тема, ключевые слова, композиция, конечные слова текста); • совершенствовать навыки видеть и узнавать художественные средства языка (эпитет, сравнение, метафора, перифраз); • развивать коммуникативные умения учащихся (связно излагать мысли в устной и письменной форме с учётом ситуации общения); • продолжить работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом; • воспитывать внимание к слову и культуру общения. Тип урока: формирование новых знаний. Методы: творческого чтения (приёмы - выразительное и комментированное чтение, словесное рисование), исследовательский (приёмы - групповая и индивидуальная работа)
Иконка файла материала Текст. Ключики-замочки.doc
Интегрированный урок (риторика + литература) в 5-м классе "Текст. Ключики-замочки" Кто не стучится в дверь, тому не открывают. Пословица. Цели:      дать понятие о сильных позициях текста (заголовок, первое предложение, тема, ключевые  слова, композиция, конечные слова текста); совершенствовать навыки видеть и узнавать художественные средства языка (эпитет,  сравнение, метафора, перифраз); развивать коммуникативные умения учащихся (связно излагать мысли в устной и письменной  форме с учётом ситуации общения); продолжить работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием,  говорением, письмом; воспитывать внимание к слову и культуру общения. Тип урока: формирование новых знаний. Методы: творческого чтения (приёмы ­ выразительное и комментированное чтение, словесное  рисование), исследовательский (приёмы ­ групповая и индивидуальная работа) Ход урока Слова Риторика, учебный материал, таблица проецируются на экране через компьютер. 1. Вступительное слово учителя. Оргмомент. ­ Здравствуйте. Подарите улыбку друг другу и гостям нашего урока. Произнесите хором слово  "Здравствуйте" весело: грустно: угрожающе: восторженно: Вас плохо слышно! Рядом с вами кружится,  падая, пушинка ­ не дайте ей упасть: Вы превратились в надувной мячик: Вас проткнули спицей: А теперь вы самые лучшие ученики гимназии № 5! Садитесь. 2. Повторение изученного материала. (На экране ­ дата, тема, эпиграф) ­ Мы продолжаем путешествие в удивительный мир, полный чудес ­ мир Слова. А что такое слово? Слово ­ единица языка, которая служит для называния какого­либо явления. Словом мы называем и целое высказывание. Слово ­ это наша речь. ­ Для чего мы пользуемся словами? (Общаемся и выражаем свои мысли, чувства) ­ Послушайте стихотворение Н.Заболоцкого "Лебедь в зоопарке" и подумайте, какие чувства с помощью  слова выразил поэт. (Во время исполнения стихотворения на экране меняются картинки с изображением  лебедя, города, зоопарка:) ЛЕБЕДЬ В ЗООПАРКЕ Сквозь летние сумерки парка По краю искусственных вод Красавица дева, дикарка ­  Высокая лебедь плывет. Плывет белоснежное диво,  Животное, полное грез,Колебля на лоне залива Лиловые тени берез. Головка ее шелковиста,  И мантия снега белей,  И дивные два аметиста Мерцают в глазницах у ней. И светлое льется сиянье Над белым изгибом спины,  И вся она как изваянье Приподнятой к небу волны. Скрежещут над парком трамваи,  Скрипит под машинами мост,  Истошно кричат попугаи,  Поджав перламутровый хвост. И звери сидят в отдаленье, Приделаны к выступам нор,  И смотрят фигуры оленьи На воду сквозь тонкий забор. И вся мировая столица, Весь город сверкающий наш,  Над маленьким парком теснится,  Этаж громоздя на этаж, И слышит, как в сказочном мире, У самого края стены,  Крылатое диво на лире Поет нам о счастье весны. ­ Что можно сказать о тех чувствах, которые испытывает поэт? (Восхищение, радость, грусть, боль,  разочарование:) ­ Вы правы: поэт и восхищается, и грустит, и : Почему же меняются его чувства? Ответить на этот вопрос мы сможем только в том случае, если будем внимательны к каждому слову, ведь эти слова скрывают  смысл всего произведения. Представьте себе, что данный текст ­ это большой и волшебный дом. Вот, например, такой: Видите, все  комнаты этого дома закрыты. Русская пословица гласит: "Кто не стучится в дверь, тому не открывают".  Как вы понимаете её смысл? ­ Давайте постучимся в двери этого дома. ­ Что же нам делать ­ на дверях замки? (Подобрать ключи.) Для того, чтобы получить ключи от замков в  дверях дома, нам понадобится помощь нашего друга ­ Риторика. (НА ЭКРАНЕ ­ портрет Риторика).  Сегодня он будет общаться с вами не со страниц учебника, а с помощью компьютера. Озвучивать слова  Риторика я попрошу : Сегодня он попробует исполнить очень ответственную роль моего и вашего  помощника. (На экране появляются слова Риторика) Р. ­ Здравствуйте, ребята. Я буду рад помочь вам. Найти ключи от дверей, которые открывают тайны  текста, вы сможете, если правильно растолкуете пословицы и поговорки. Как вы думаете, какой ключик  спрятан в следующем выражении: "Слово ­ стяг, дружину водит"? Что такое стяг? Что за слово ведёт  весь текст? Стоит впереди текста? (ЗАГОЛОВОК) Р. ­ Молодцы. Вот вам первый ключик. (ЭКРАН)Уч. ­ В информационных листах запишите рядом с пословицей название первого ключика, который вы  получили от Риторика. Здесь же восстановите предложение: "_________________ связан с темой текста,  он ведёт весь текст". Прочитайте. Р. ­ Прежде, чем понять смысл всего стихотворения, подумайте над значением слов в его заглавии. Уч. ­ Справиться с заданием Риторика нам поможет : Он выполнял индивидуальное задание и сейчас  расскажет нам о том, что ему удалось узнать. _________________ Лебедь. Большая водоплавающая птица семейства утиных с длинной, красиво изогнутой шеей. Белый  лебедь. Черный лебедь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.) Этимология: общеслав. Птица получила название по белому оперению: восходит к основе леб­ (*аlb­) ­  белый Царевна­Лебедь ­ в народных сказках: царевна, превращающаяся в лебедя. Лебединая поступь (о  походке) ­ плавная. Лебединая песня ­ последнее проявление таланта. Эпитет: белый, белоснежный,  белокрылый, серебристый, сияющий, сверкающий, чистый, царственный, высокий, хрупкий, призрачный. Символ: символ девушки, девы, чистоты, изящества. Символ верности и любви: существует легенда о том, что лебедь не может жить после смерти любимой  (любимого). В мировой культурной традиции является символом поэзии . Зоопарк или сад ­ место, где содержатся для показа животные. (Толковый словарь С.И. Ожегова.) ­ Спасибо : ­ Ребята, закройте ладошкой текст стихотворения, оставьте только его заглавие. Зная лексическое и  символическое значение слов, подумайте, какой смысл, по вашему мнению, вложил поэт в это  словосочетание? Нет ли здесь противоречий? Сочетаются ли эти слова? ­ Правы мы оказались или нет, узнаем, когда откроем все двери нашего дома. А для этого нам вновь  нужна помощь Риторика. Р. ­ Догадайтесь, о чём идёт речь: "Первый шаг всё определяет". (Первое предложение текста) Р. ­ Теперь у вас есть второй ключик ­ "Первое предложение текста". ­ Запишите название второго ключика. Восстановите предложение: "_______________ в тексте очень  часто играет большую роль в его понимании". ­ Прочитайте выразительно первое предложение в стихотворении. (Сквозь летние сумерки парка По краю искусственных вод Красавица дева, дикарка ­ Высокая лебедь плывёт) Р. ­ Чтобы понять значение этого предложения, вам понадобится ещё один ключик, который заключён в  словах античного поэта­драматурга Эсхила: "Кто умеет выбирать нужное из многого ­ тот мудр". О  чём идёт речь? (КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА) ­ Запишите название третьего ключика и восстановите предложение: _________________образуют  смысловую цепочку текста. Зная их, можно вспомнить знакомый текст или предугадать, предсказатьсодержание нового текста. __________________связаны по смыслу с заголовком, темой, основной  мыслью текста. ­ Какие слова будут ключевыми в первом предложении? Сумерки, искусственных, дева, дикарка, высокая лебедь. Искусственный, ­ая, ­ое. 1. Не природный, сделанный наподобие подлинного. Искусственные цветы.  2.Притворный, неискренний. ­ Почему воды искусственные, как вы думаете? (В зоопарке всё создано искусственно, не самой  природой) ­ Почему поэт пользуется старинной формой слова лебедь ­ не мужского, а женского рода? (Устаревшая  поэтическая форма женского рода подчёркивает сказочность, поэтичность образа) ­ Каков смысл слова дикарка? (Дикарь ­ перен. застенчивый, избегающий людей человек, ж. дикарка) ­ Красавица дева, дикарка: Как вы представляете себе этот образ? (Словесное рисование) Образ красивой царственной девушки. Вот идёт молва правдива: За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает,  Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама­то величава, Выплывает, будто пава; А как речь­то говорит, Словно реченька журчит. Молвить можно справедливо, Это диво, так уж диво. ­ Узнали вы эту героиню? ­ Похожа ли лебедь из стихотворения Н.Заболоцкого на Царевну­лебедь из сказки А.С. Пушкина? ­ Давайте понаблюдаем, действительно ли поэт рисует образ не просто птицы, а ЦАРЕВНЫ­лебеди.  Проанализируйте всё стихотворение и отметьте ключевые слова, помогающие увидеть и понять роль  этого образа. Работайте в парах: 1 ряд ­ найдите эпитеты в описании лебеди и определите их роль, 2 ряд ­ метафоры и перифразы, объясните их значение, 3 ряд ­ прочитайте 5, 6, 7 четверостишие и отметьте  ключевые слова в описании города. Индивидуальное задание ­ Александров М. и Саухин С. ­ сопоставьте  звуковой ряд в описании лебеди и города; Занделов Вл. И Сергеева О. ­ сопоставьте цветовую и световую гамму в описании лебеди и города. (Работа выполняется в течение 3­5 минут) ­ Какими художественными средствами поэт создаёт образ лебеди? Какова их роль? ­ Эпитеты : Каково их значение? ­ Перифразы: ­ Почему животное? Животные. Стар.­слав. животьно от животъ "жизнь". Буквально ­ "то, что живет".  Объясните значение перифразы животное, полное грёз. ­ Мантия снега белей: Для чего использована данная метафора? ­ Объясните смысл сравнения "как изваянье приподнятой к небу волны". ­ С помощью каких слов рисует поэт образ города? Какова роль этих слов?­ В чём особенность звукописи? Что можно сказать о цвете и свете при описании лебеди и города? Описание мира лебеди Описание города Цвет и свет: белоснежный, лиловый, светлое сиянье,  белый. Блеск: перламутровый, сверкающий. Звукопись: повтор гласных |о|, |е| ­ благозвучие,  напевность. Поёт нам о счастье весны. Повтор согласных: |с|, |р|, |ж|, |щ| ­  звучание неблагозвучное, резкое. Перифразы: красавица дева, белоснежное диво,  крылатое диво, дивные два аметиста; животное, полное  грёз. Эпитеты: дивные, высокая, шелковиста, сказочный мир,  крылатое, Метафора: мантия снега белей. Сравнение: как изваянье приподнятой к небу волны. Скрежещут трамваи, скрипит мост,  истошно кричат попугаи, звери приделаны Фигуры оленьи Город теснится Громоздя ­ Похож ли город на царственный мир лебеди? (ТАБЛИЦА НА ЭКРАНЕ) Почему? Мир лебеди живой,  настоящий, в нем краски природы, которых лишен город. Мир лебеди ­ это мир природы, в котором  царствует гармония. (Гармония ­ согласованность, стройность в сочетании чего­либо) А в мире людей ­  дисгармония. ­ Город и лебедь противопоставлены друг другу, мы отчётливо видим это в таблице. ­ Как называется приём противопоставления в художественном произведении? (Антитеза) В чём её  смысл? Р. ­ Сравнивая два противоположных образа, вы, ребята, работали над особенностью построения  произведения, поэтому я дарю вам четвёртый ключик, который называется "КОМПОЗИЦИЯ".  Композиция(в переводе с лат. ­ составление, соединение) ­ построение художественного произведения,  взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.) Р. ­ Итак, вы открыли почти все двери дома, но впереди ещё одна тайна, ещё одна дверь, ключ от которой спрятан в пословице: "Конец ­ делу венец"? (Конечные слова текста) Р. ­ Вручаю вам пятый ключик, который называется "Конечные слова текста". ­ Прочитайте последнее четверостишие: И слышит, как в сказочном мире, У самого края стены, крылатое диво на лире Поёт нам о счастье весны. ­ Чтобы понять смысл предложения, мы снова обращаем внимание на ключевые слова. Отметьте их.  (Крылатое диво: Сказочный:) Объясните значение этих слов в стихотворении. Крылья всегда соотносятся с представлением высоты, возможности свободного  полёта. Сказочный мир ­ Какие слова повторяются в стихотворении дважды? (Диво, край) Поэт вкладывает особый смысл в эти  слова, дважды употребляя их. Почему? Диво ­ то, что вызывает удивление.Край ­ предельная линия, предельная часть чего­нибудь. ­ Как вы считаете, почему лебедь поёт на лире? Лира ­ символ высокой поэзии, поэтому и образ лебеди тоже поэтичен и вечен, как вечно  искусство. ­ Что значит петь о счастье весны? (Весна ­ символ возрождения, любви, надежды. Лебедь поёт о  возрождении прекрасного живого мира, о солнце, надеждах, о счастье самой жизни ­ о вечности этой  жизни, о её красоте) Весна ­ это состояние души. ­ Что для поэта город и символом чего является лебедь? ­ Вернёмся теперь к заглавию стихотворения и ещё раз подумаем над его смыслом. (Слова лебедь и  зоопарк не сочетаются: Свободная удивительная птица, сказочная красавица должна быть на свободе) ­ Какова же основная мысль всего стихотворения? ­ Какие же чувства и мысли с помощью слова хотел передать поэт? ­ Как вы считаете, удалось ли вам сегодня пообщаться с Н. Заболоцким? Докажите свою точку зрения.  (Проанализировав стихотворение и открыв все его тайны, мы таким образом узнали о чувствах и мыслях  поэта, а следовательно вступили с ним в диалог) Было ли это общение результативным? (Научились  чувствовать поэтическое слово, читать его скрытый смысл) ­ Зная о чувствах, которые вложил поэт в своё стихотворение, мы можем прочитать его выразительно.  Сегодня на уроке это сделают : Р. ­ Сегодня, ребята, в ваших руках появились удивительные ключи от дома под названием ТЕКСТ. Эти  ключики, если умело ими пользоваться, помогают раскрыть замочки ­ тайны волшебного мира, в котором  царствует поэзия. Я желаю вам успехов в общении с этим волшебным миром. До новых встреч. ­ Я от лица всего класса благодарю Риторика за помощь и :, который сегодня озвучивал слова Риторика и  прекрасно с этим справился. ­ Мне осталось дополнить, что ключики, о которых мы сегодня вели разговор, называются СИЛЬНЫМИ  ПОЗИЦИЯМИ ТЕКСТА. Записывая их названия в информ.листы, вы таким образом составляли  алгоритм, который поможет вам разгадать тайны художественного текста. Давайте закончим этот  алгоритм. ­ Дома с помощью этого алгоритма проанализируйте стихотворение Д.К. Бальмонта "Белый лебедь" и  определите его основную мысль. ­ Предлагаю вам стать юными скульпторами. Жители города заказали вам скульптуру лебедя, в честь  прекрасных птиц, которые дарят людям радость и надежду. Каким будет ваш лебедь? Как вы назовете  скульптуру? Какие чувства вы бы хотели вызвать у посетителей парка? Опишите место в парке, где вы  поставите скульптуру. Какого размера она будет? Из какого материала вы сделаете лебедя? Опишите  словесно вашу воображаемую скульптуру. (Словесное рисование) ­ Я вижу, что на сегодняшнем уроке вы научились самому главному ­ чувствовать красоту и беречь её. К  следующему уроку вы можете нарисовать образ лебеди, созданный Н. Заболоцким или сочинить рассказ,  сказку, стихотворение, выразив своё отношение к этим птицам. Запишите домашнее задание. ­ Учитесь фантазировать, творить и не бойтесь выражать свои мысли и пусть духовная энергия, вечная  загадка красоты и таланта, которую таит в себе искусство подарит каждому из вас : размах крыла расправленный, Полёта вольное упорство,И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворчество. Б.Пастернак

Посмотрите также