Кто не стучится в дверь, тому не открывают.
Пословица.
Цели:
• дать понятие о сильных позициях текста (заголовок, первое предложение, тема, ключевые слова, композиция, конечные слова текста);
• совершенствовать навыки видеть и узнавать художественные средства языка (эпитет, сравнение, метафора, перифраз);
• развивать коммуникативные умения учащихся (связно излагать мысли в устной и письменной форме с учётом ситуации общения);
• продолжить работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом;
• воспитывать внимание к слову и культуру общения.
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы: творческого чтения (приёмы - выразительное и комментированное чтение, словесное рисование), исследовательский (приёмы - групповая и индивидуальная работа)
Интегрированный урок (риторика + литература) в 5-м
классе "Текст. Ключики-замочки"
Кто не стучится в дверь, тому не открывают.
Пословица.
Цели:
дать понятие о сильных позициях текста (заголовок, первое предложение, тема, ключевые
слова, композиция, конечные слова текста);
совершенствовать навыки видеть и узнавать художественные средства языка (эпитет,
сравнение, метафора, перифраз);
развивать коммуникативные умения учащихся (связно излагать мысли в устной и письменной
форме с учётом ситуации общения);
продолжить работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием,
говорением, письмом;
воспитывать внимание к слову и культуру общения.
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы: творческого чтения (приёмы выразительное и комментированное чтение, словесное
рисование), исследовательский (приёмы групповая и индивидуальная работа)
Ход урока
Слова Риторика, учебный материал, таблица проецируются на экране через компьютер.
1. Вступительное слово учителя. Оргмомент.
Здравствуйте. Подарите улыбку друг другу и гостям нашего урока. Произнесите хором слово
"Здравствуйте" весело: грустно: угрожающе: восторженно: Вас плохо слышно! Рядом с вами кружится,
падая, пушинка не дайте ей упасть: Вы превратились в надувной мячик: Вас проткнули спицей: А теперь
вы самые лучшие ученики гимназии № 5! Садитесь.
2. Повторение изученного материала.
(На экране дата, тема, эпиграф)
Мы продолжаем путешествие в удивительный мир, полный чудес мир Слова. А что такое слово?
Слово единица языка, которая служит для называния какоголибо явления.
Словом мы называем и целое высказывание.
Слово это наша речь.
Для чего мы пользуемся словами? (Общаемся и выражаем свои мысли, чувства)
Послушайте стихотворение Н.Заболоцкого "Лебедь в зоопарке" и подумайте, какие чувства с помощью
слова выразил поэт. (Во время исполнения стихотворения на экране меняются картинки с изображением
лебедя, города, зоопарка:)
ЛЕБЕДЬ В ЗООПАРКЕ
Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица дева, дикарка
Высокая лебедь плывет.
Плывет белоснежное диво,
Животное, полное грез,Колебля на лоне залива
Лиловые тени берез.
Головка ее шелковиста,
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.
И светлое льется сиянье
Над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.
Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.
И звери сидят в отдаленье,
Приделаны к выступам нор,
И смотрят фигуры оленьи
На воду сквозь тонкий забор.
И вся мировая столица,
Весь город сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится,
Этаж громоздя на этаж,
И слышит, как в сказочном мире,
У самого края стены,
Крылатое диво на лире
Поет нам о счастье весны.
Что можно сказать о тех чувствах, которые испытывает поэт? (Восхищение, радость, грусть, боль,
разочарование:)
Вы правы: поэт и восхищается, и грустит, и : Почему же меняются его чувства? Ответить на этот вопрос
мы сможем только в том случае, если будем внимательны к каждому слову, ведь эти слова скрывают
смысл всего произведения.
Представьте себе, что данный текст это большой и волшебный дом. Вот, например, такой: Видите, все
комнаты этого дома закрыты. Русская пословица гласит: "Кто не стучится в дверь, тому не открывают".
Как вы понимаете её смысл?
Давайте постучимся в двери этого дома.
Что же нам делать на дверях замки? (Подобрать ключи.) Для того, чтобы получить ключи от замков в
дверях дома, нам понадобится помощь нашего друга Риторика. (НА ЭКРАНЕ портрет Риторика).
Сегодня он будет общаться с вами не со страниц учебника, а с помощью компьютера. Озвучивать слова
Риторика я попрошу : Сегодня он попробует исполнить очень ответственную роль моего и вашего
помощника.
(На экране появляются слова Риторика)
Р. Здравствуйте, ребята. Я буду рад помочь вам. Найти ключи от дверей, которые открывают тайны
текста, вы сможете, если правильно растолкуете пословицы и поговорки. Как вы думаете, какой ключик
спрятан в следующем выражении: "Слово стяг, дружину водит"? Что такое стяг? Что за слово ведёт
весь текст? Стоит впереди текста?
(ЗАГОЛОВОК)
Р. Молодцы. Вот вам первый ключик. (ЭКРАН)Уч. В информационных листах запишите рядом с пословицей название первого ключика, который вы
получили от Риторика. Здесь же восстановите предложение: "_________________ связан с темой текста,
он ведёт весь текст". Прочитайте.
Р. Прежде, чем понять смысл всего стихотворения, подумайте над значением слов в его заглавии.
Уч. Справиться с заданием Риторика нам поможет : Он выполнял индивидуальное задание и сейчас
расскажет нам о том, что ему удалось узнать.
_________________
Лебедь. Большая водоплавающая птица семейства утиных с длинной, красиво изогнутой шеей. Белый
лебедь. Черный лебедь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)
Этимология: общеслав. Птица получила название по белому оперению: восходит к основе леб (*аlb)
белый
ЦаревнаЛебедь в народных сказках: царевна, превращающаяся в лебедя. Лебединая поступь (о
походке) плавная. Лебединая песня последнее проявление таланта. Эпитет: белый, белоснежный,
белокрылый, серебристый, сияющий, сверкающий, чистый, царственный, высокий, хрупкий, призрачный.
Символ: символ девушки, девы, чистоты, изящества.
Символ верности и любви: существует легенда о том, что лебедь не может жить после смерти любимой
(любимого).
В мировой культурной традиции является символом поэзии .
Зоопарк или сад место, где содержатся для показа животные. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)
Спасибо :
Ребята, закройте ладошкой текст стихотворения, оставьте только его заглавие. Зная лексическое и
символическое значение слов, подумайте, какой смысл, по вашему мнению, вложил поэт в это
словосочетание? Нет ли здесь противоречий? Сочетаются ли эти слова?
Правы мы оказались или нет, узнаем, когда откроем все двери нашего дома. А для этого нам вновь
нужна помощь Риторика.
Р. Догадайтесь, о чём идёт речь: "Первый шаг всё определяет".
(Первое предложение текста)
Р. Теперь у вас есть второй ключик "Первое предложение текста".
Запишите название второго ключика. Восстановите предложение: "_______________ в тексте очень
часто играет большую роль в его понимании".
Прочитайте выразительно первое предложение в стихотворении. (Сквозь летние сумерки парка По краю
искусственных вод Красавица дева, дикарка Высокая лебедь плывёт)
Р. Чтобы понять значение этого предложения, вам понадобится ещё один ключик, который заключён в
словах античного поэтадраматурга Эсхила: "Кто умеет выбирать нужное из многого тот мудр". О
чём идёт речь?
(КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА)
Запишите название третьего ключика и восстановите предложение: _________________образуют
смысловую цепочку текста. Зная их, можно вспомнить знакомый текст или предугадать, предсказатьсодержание нового текста. __________________связаны по смыслу с заголовком, темой, основной
мыслью текста.
Какие слова будут ключевыми в первом предложении? Сумерки, искусственных, дева, дикарка, высокая
лебедь.
Искусственный, ая, ое. 1. Не природный, сделанный наподобие подлинного. Искусственные цветы.
2.Притворный, неискренний.
Почему воды искусственные, как вы думаете? (В зоопарке всё создано искусственно, не самой
природой)
Почему поэт пользуется старинной формой слова лебедь не мужского, а женского рода? (Устаревшая
поэтическая форма женского рода подчёркивает сказочность, поэтичность образа)
Каков смысл слова дикарка? (Дикарь перен. застенчивый, избегающий людей человек, ж. дикарка)
Красавица дева, дикарка: Как вы представляете себе этот образ? (Словесное рисование) Образ красивой
царственной девушки.
Вот идёт молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А самато величава,
Выплывает, будто пава;
А как речьто говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво.
Узнали вы эту героиню?
Похожа ли лебедь из стихотворения Н.Заболоцкого на Царевнулебедь из сказки А.С. Пушкина?
Давайте понаблюдаем, действительно ли поэт рисует образ не просто птицы, а ЦАРЕВНЫлебеди.
Проанализируйте всё стихотворение и отметьте ключевые слова, помогающие увидеть и понять роль
этого образа. Работайте в парах: 1 ряд найдите эпитеты в описании лебеди и определите их роль, 2 ряд
метафоры и перифразы, объясните их значение, 3 ряд прочитайте 5, 6, 7 четверостишие и отметьте
ключевые слова в описании города. Индивидуальное задание Александров М. и Саухин С. сопоставьте
звуковой ряд в описании лебеди и города; Занделов Вл. И Сергеева О. сопоставьте цветовую и световую
гамму в описании лебеди и города. (Работа выполняется в течение 35 минут)
Какими художественными средствами поэт создаёт образ лебеди? Какова их роль?
Эпитеты : Каково их значение?
Перифразы:
Почему животное? Животные. Стар.слав. животьно от животъ "жизнь". Буквально "то, что живет".
Объясните значение перифразы животное, полное грёз.
Мантия снега белей: Для чего использована данная метафора?
Объясните смысл сравнения "как изваянье приподнятой к небу волны".
С помощью каких слов рисует поэт образ города? Какова роль этих слов? В чём особенность звукописи? Что можно сказать о цвете и свете при описании лебеди и города?
Описание мира лебеди
Описание города
Цвет и свет: белоснежный, лиловый, светлое сиянье,
белый.
Блеск: перламутровый, сверкающий.
Звукопись: повтор гласных |о|, |е| благозвучие,
напевность. Поёт нам о счастье весны.
Повтор согласных: |с|, |р|, |ж|, |щ|
звучание неблагозвучное, резкое.
Перифразы: красавица дева, белоснежное диво,
крылатое диво, дивные два аметиста; животное, полное
грёз.
Эпитеты: дивные, высокая, шелковиста, сказочный мир,
крылатое,
Метафора: мантия снега белей.
Сравнение: как изваянье приподнятой к небу волны.
Скрежещут трамваи, скрипит мост,
истошно кричат попугаи, звери приделаны
Фигуры оленьи
Город теснится
Громоздя
Похож ли город на царственный мир лебеди? (ТАБЛИЦА НА ЭКРАНЕ) Почему? Мир лебеди живой,
настоящий, в нем краски природы, которых лишен город. Мир лебеди это мир природы, в котором
царствует гармония. (Гармония согласованность, стройность в сочетании чеголибо) А в мире людей
дисгармония.
Город и лебедь противопоставлены друг другу, мы отчётливо видим это в таблице.
Как называется приём противопоставления в художественном произведении? (Антитеза) В чём её
смысл?
Р. Сравнивая два противоположных образа, вы, ребята, работали над особенностью построения
произведения, поэтому я дарю вам четвёртый ключик, который называется "КОМПОЗИЦИЯ".
Композиция(в переводе с лат. составление, соединение) построение художественного произведения,
взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.)
Р. Итак, вы открыли почти все двери дома, но впереди ещё одна тайна, ещё одна дверь, ключ от которой
спрятан в пословице: "Конец делу венец"? (Конечные слова текста)
Р. Вручаю вам пятый ключик, который называется "Конечные слова текста".
Прочитайте последнее четверостишие: И слышит, как в сказочном мире, У самого края стены, крылатое
диво на лире Поёт нам о счастье весны.
Чтобы понять смысл предложения, мы снова обращаем внимание на ключевые слова. Отметьте их.
(Крылатое диво: Сказочный:) Объясните значение этих слов в стихотворении.
Крылья всегда соотносятся с представлением высоты, возможности свободного
полёта.
Сказочный мир
Какие слова повторяются в стихотворении дважды? (Диво, край) Поэт вкладывает особый смысл в эти
слова, дважды употребляя их. Почему?
Диво то, что вызывает удивление.Край предельная линия, предельная часть чегонибудь.
Как вы считаете, почему лебедь поёт на лире?
Лира символ высокой поэзии, поэтому и образ лебеди тоже поэтичен и вечен, как вечно
искусство.
Что значит петь о счастье весны? (Весна символ возрождения, любви, надежды. Лебедь поёт о
возрождении прекрасного живого мира, о солнце, надеждах, о счастье самой жизни о вечности этой
жизни, о её красоте) Весна это состояние души.
Что для поэта город и символом чего является лебедь?
Вернёмся теперь к заглавию стихотворения и ещё раз подумаем над его смыслом. (Слова лебедь и
зоопарк не сочетаются: Свободная удивительная птица, сказочная красавица должна быть на свободе)
Какова же основная мысль всего стихотворения?
Какие же чувства и мысли с помощью слова хотел передать поэт?
Как вы считаете, удалось ли вам сегодня пообщаться с Н. Заболоцким? Докажите свою точку зрения.
(Проанализировав стихотворение и открыв все его тайны, мы таким образом узнали о чувствах и мыслях
поэта, а следовательно вступили с ним в диалог) Было ли это общение результативным? (Научились
чувствовать поэтическое слово, читать его скрытый смысл)
Зная о чувствах, которые вложил поэт в своё стихотворение, мы можем прочитать его выразительно.
Сегодня на уроке это сделают :
Р. Сегодня, ребята, в ваших руках появились удивительные ключи от дома под названием ТЕКСТ. Эти
ключики, если умело ими пользоваться, помогают раскрыть замочки тайны волшебного мира, в котором
царствует поэзия. Я желаю вам успехов в общении с этим волшебным миром. До новых встреч.
Я от лица всего класса благодарю Риторика за помощь и :, который сегодня озвучивал слова Риторика и
прекрасно с этим справился.
Мне осталось дополнить, что ключики, о которых мы сегодня вели разговор, называются СИЛЬНЫМИ
ПОЗИЦИЯМИ ТЕКСТА. Записывая их названия в информ.листы, вы таким образом составляли
алгоритм, который поможет вам разгадать тайны художественного текста. Давайте закончим этот
алгоритм.
Дома с помощью этого алгоритма проанализируйте стихотворение Д.К. Бальмонта "Белый лебедь" и
определите его основную мысль.
Предлагаю вам стать юными скульпторами. Жители города заказали вам скульптуру лебедя, в честь
прекрасных птиц, которые дарят людям радость и надежду. Каким будет ваш лебедь? Как вы назовете
скульптуру? Какие чувства вы бы хотели вызвать у посетителей парка? Опишите место в парке, где вы
поставите скульптуру. Какого размера она будет? Из какого материала вы сделаете лебедя? Опишите
словесно вашу воображаемую скульптуру. (Словесное рисование)
Я вижу, что на сегодняшнем уроке вы научились самому главному чувствовать красоту и беречь её. К
следующему уроку вы можете нарисовать образ лебеди, созданный Н. Заболоцким или сочинить рассказ,
сказку, стихотворение, выразив своё отношение к этим птицам. Запишите домашнее задание.
Учитесь фантазировать, творить и не бойтесь выражать свои мысли и пусть духовная энергия, вечная
загадка красоты и таланта, которую таит в себе искусство подарит каждому из вас
: размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворчество.
Б.Пастернак