Цели урока:
1. Формировать представление и стилистической роли определений;
2. Актуализировать знания об определениях и эпитетах;
3. Воспитывать внимательное и чуткое отношение к художественному слову;
Оборудование:
• карточки для сравнительного анализа текстов;
• карточки с заданием экспериментального характера;
• опорная схема « Определения. Стили речи».
Ход урока
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и
страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
И.А.Бунин.
I. Вступительное слово учителя.
- Это отрывок из стихотворения Бунина о русском языке (1915г.). И.А.Бунин – лауреат Нобелевской премии в области литературы. «Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример, как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова и образности», - писал о Бунине А.Н.Толстой.
Постараемся вслед за А.Н.Толстым почувствовать бунинскую пластику и образность, неповторимость и лиризм, обращаясь к отрывкам из его поэтических и прозаических произведений.
- А сейчас всмотритесь и вслушайтесь в строки эпиграфа и сформулируйте вопросы к нему. (Ученики формулируют свои вопросы).
Интегрированный урок (русский язык + литература) по
теме "Стилистическая роль определений. Эпитет"
Цели урока:
1. Формировать представление и стилистической роли определений;
2. Актуализировать знания об определениях и эпитетах;
3. Воспитывать внимательное и чуткое отношение к художественному слову;
Оборудование:
карточки для сравнительного анализа текстов;
карточки с заданием экспериментального характера;
опорная схема « Определения. Стили речи».
Ход урока
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и
страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
И.А.Бунин.
I. Вступительное слово учителя.
Это отрывок из стихотворения Бунина о русском языке (1915г.). И.А.Бунин – лауреат Нобелевской премии в
области литературы. «Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример, как нужно
обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него
мастерству слова и образности», писал о Бунине А.Н.Толстой.
Постараемся вслед за А.Н.Толстым почувствовать бунинскую пластику и образность, неповторимость и лиризм,
обращаясь к отрывкам из его поэтических и прозаических произведений.
А сейчас всмотритесь и вслушайтесь в строки эпиграфа и сформулируйте вопросы к нему. (Ученики
формулируют свои вопросы).
II. Работа с эпиграфом.
Что значит «уметь беречь речь»? (Уметь правильно выражать свои мысли. Уметь правильно воспринимать
мысли и чувства других. Видеть красоту и образность речи. Самим пробовать создавать эту красоту).
Как подругому образно названа речь? («Дар бессмертный»). Почему?
Что создаёт красоту, образность речи?
Назовите известные вам средства художественной выразительности.(метафоры, сравнения, олицетворения,
эпитеты, аллегория, ирония, гипербола, литота).
III. Определения темы и цели урока.
1. Выразительное чтение учителем записанных на доске бунинских строчек:
Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнажённый.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.
2. Первичный анализ.
Какие средства художественной выразительности играют особую роль в этом тексте? (Эпитеты).
Назовите обычное определение и эпитет. Какова роль эпитетов (Помогают передать настроение лирического героя, состояние увядания осенней
природы).
3. Формулирование темы урока учащимися. (Тема на доске сформулирована не до конца: «Стилистическая
роль…Эпитеты»).
Определите, какова, на ваш взгляд, цель работы на уроке. (Дети предлагают свои формулировки темы и цели
урока).
Какие орфограммы и знаки препинания вы хотели бы прокомментировать?
IV. Фронтальная беседа.
В соответствии со формулированной темой давайте предложим вопросы друг другу для фронтальной
беседы. (Учащиеся сами формулируют вопросы, демонстрируя умение работать в рамках темы, определять
ключевые слова).
Что такое определение?
Чем определение отличается от эпитета? (Эпитет – образное определение, основанное на переносном значении
слова).
Назовите известные вам стили речи.
В каждом ли стиле используются определения? (Вопрос учителя). (Могут использоваться в разных стилях речи,
но при этом имеют и разный характер: в художественном и публицистическом стиле это образные определения,
эпитеты, в научном и официальноделовом стилях – определения в прямом значении научного и делового
характера).
Представьте связь определений со стилями речи схематически.
V. Подбор синонимов к слову « образное» определение.
Образное (определение) – яркое, красочное, говорящее, оценивающее, эмоциональное, свежее. Образное
определение – эпитет.
VI. Сравнительный анализ двух редакций бунинского текста.
1. Первая редакция:
Как флером голубым, закрыв на полчаса
Окрестность, дождь прошёл косыми полосами,
И снова глубоко синеют небеса
Над орошёнными полями.
Вторая редакция:
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошёл внезапный дождь косыми полосами –И снова глубоко синеют небеса
Над освежёнными лесами.
2. Сравнительный анализ:
Почему, как вы думаете, поэт меняет определения? (второе более точно определяет состояние леса после
дождя, оно более яркое, образное).
Подберите синонимичные словосочетания. (освежённые леса – чистые, ярко – зелёные, светлые, весёлые
леса).
Назовите эпитеты.
3. Учитель читает отрывок из статьи М.Алданова «О Бунине»: «Ни у кого, кажется, из больших писателей не
было такой точности слова, такого совершенства в образах, определениях, эпитетах, как у Бунина: «пушистые
звёзды», «сонные огни фонарей», «тугой гром».
VII. Анализ роли, определений и эпитетов в рассказе И.А.Бунина « Антоновские яблоки». (Домашнее
задание для сильной группы учащихся).
Задание: найти в рассказе эпитеты и определить их стилистическую роль. (Свежее, тихое утро; золотой сад, с
сочным треском, на коралловых рябинах, бриллиантовое созвездие Стожар, на бирюзовом небе, золотой город,
в прозрачном воздухе, бодрой осенней прохладой, между хмурыми тучами, золотистый свет низкого солнца,
воздух чист и ясен, над тяжёлыми свинцовыми тучами, жидкое голубое небо, зловещие космы пепельных
облаков, тревожная ночь; сад притихший, смирившийся; по ледяному ветру, озябшего за ночь, обнажённого
сада; на низком сумрачном небе).
Вывод: эпитеты делают прозу очень лиричной, чувственной, яркой, позволяют нарисовать картину, усиливают
эмоциональное впечатление. Бунин часто обращает внимание на небо, оно в рассказе может быть разным: «
лёгким», «просторным», «глубоким», «жидким» ; очень часто используется эпитет «бирюзовое».
VIII. Работа по карточкам.
1. Выполнить пунктуационный анализ предложения, начертить схему. Подчеркнуть определение – эпитет,
объяснить его роль.
Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе.
2. Найти средства художественной выразительности в тексте. Объяснить постановку знаков препинания
(графически):
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
3. Найти и подчеркнуть эпитеты, объяснить пунктограммы. Какова роль эпитетов в тексте?
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Чёрный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.
4. Выполнить синтаксический разбор предложений: Небо лёгкое, такое просторное и глубокое. Холодно и ярко
сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо.
5. Работа со словарём: определить лексическое значение слова «бирюзовый». В каком значении оно
используется в бунинских текстах.
IX. Лингвистический эксперимент.
I. Задание: подберите к существительным свои определения – эпитеты, используя слова для справок (задания
на партах в отпечатанном виде).
1. Народился месяц (…).
Робко он (…) заряминад (…) водой,
По садам сияя меж ветвями.
2. По (…) трущобам и оврагам,
По полям, (…) и (…),
Первые (…) туманы
Расползались медленно, как дым.
3. Повеял (…), (…) ветер
(…) свежестью полей.
Слова для справок: молодой, весеннее, чистый, лёгкий, зеркальная, пустынные, глухие, лесные.
II. Сравнение с бунинским вариантом (открывается на доске):
1. Народился месяц молодой.
Робко он весенними зарями
Светит над зеркальною водой,
По садам сияя меж ветвями.
2. По лесным трущобам и оврагам,
По полям, пустынным и глухим,
Первые весенние туманы
Расползались медленно, как дым.
3. Повеял чистый, лёгкий ветер
Весенней свежестью полей.
III. Сравнение своего варианта с бунинским.
Почему именно эти определения подбирает поэт?
Прочитайте выразительно
X. Обобщение по теме.
1) Что мы узнали о стилистической роли эпитетов? (они используются в художественном стиле,
публицистических, поэтических текстах. Их роль значительна: эпитеты делают речь образной, яркой,
выразительной, помогают ярко нарисовать словесную картину).
2) Ученик зачитывает выдержку из « Словаря эпитетов русского литературного языка» К.С.Горбачевича и
Е.П.Хабло : « Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный,
свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания,
подчёркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с
синонимами и фразеологическими выражениями не редко относят к золотому фонду национального языка.
Общепризнано и то, что русский литературный язык необыкновенно богат эпитетами».
XI. Домашнее задание.
Сочинениеминиатюра «Времена года» с использованием эпитетов и других изобразительно выразительных
средств языка.