Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Стилистическая роль определений. Эпитет"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: 1. Формировать представление и стилистической роли определений; 2. Актуализировать знания об определениях и эпитетах; 3. Воспитывать внимательное и чуткое отношение к художественному слову; Оборудование: • карточки для сравнительного анализа текстов; • карточки с заданием экспериментального характера; • опорная схема « Определения. Стили речи». Ход урока Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь. И.А.Бунин. I. Вступительное слово учителя. - Это отрывок из стихотворения Бунина о русском языке (1915г.). И.А.Бунин – лауреат Нобелевской премии в области литературы. «Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример, как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова и образности», - писал о Бунине А.Н.Толстой. Постараемся вслед за А.Н.Толстым почувствовать бунинскую пластику и образность, неповторимость и лиризм, обращаясь к отрывкам из его поэтических и прозаических произведений. - А сейчас всмотритесь и вслушайтесь в строки эпиграфа и сформулируйте вопросы к нему. (Ученики формулируют свои вопросы).
Иконка файла материала Стилистическая роль определений..doc
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Стилистическая роль определений. Эпитет" Цели урока: 1. Формировать представление и стилистической роли определений; 2. Актуализировать знания об определениях и эпитетах; 3. Воспитывать внимательное и чуткое отношение к художественному слову; Оборудование:    карточки для сравнительного анализа текстов; карточки с заданием экспериментального характера; опорная схема « Определения. Стили речи». Ход урока Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и  страданья, Наш дар бессмертный – речь. И.А.Бунин. I. Вступительное слово учителя. ­ Это отрывок из стихотворения Бунина о русском языке (1915г.). И.А.Бунин – лауреат Нобелевской премии в  области литературы. «Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример, как нужно  обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него  мастерству слова и образности», ­ писал о Бунине А.Н.Толстой. Постараемся вслед за А.Н.Толстым почувствовать бунинскую пластику и образность, неповторимость и лиризм,  обращаясь к отрывкам из его поэтических и прозаических произведений. ­ А сейчас всмотритесь и вслушайтесь в строки эпиграфа и сформулируйте вопросы к нему. (Ученики  формулируют свои вопросы). II. Работа с эпиграфом. ­ Что значит «уметь беречь речь»? (Уметь правильно выражать свои мысли. Уметь правильно воспринимать  мысли и чувства других. Видеть красоту и образность речи. Самим пробовать создавать эту красоту). ­ Как по­другому образно названа речь? («Дар бессмертный»). Почему? ­ Что создаёт красоту, образность речи? ­ Назовите известные вам средства художественной выразительности.(метафоры, сравнения, олицетворения,  эпитеты, аллегория, ирония, гипербола, литота). III. Определения темы и цели урока. 1. Выразительное чтение учителем записанных на доске бунинских строчек: Седое небо надо мной И лес раскрытый, обнажённый.  Внизу, вдоль просеки лесной, Чернеет грязь в листве лимонной. 2. Первичный анализ. ­ Какие средства художественной выразительности играют особую роль в этом тексте? (Эпитеты). ­ Назовите обычное определение и эпитет.­ Какова роль эпитетов (Помогают передать настроение лирического героя, состояние увядания осенней  природы). 3. Формулирование темы урока учащимися. (Тема на доске сформулирована не до конца: «Стилистическая  роль…Эпитеты»). ­ Определите, какова, на ваш взгляд, цель работы на уроке. (Дети предлагают свои формулировки темы и цели  урока). ­ Какие орфограммы и знаки препинания вы хотели бы прокомментировать? IV. Фронтальная беседа. ­ В соответствии со формулированной темой давайте предложим вопросы друг другу для фронтальной  беседы. (Учащиеся сами формулируют вопросы, демонстрируя умение работать в рамках темы, определять  ключевые слова). ­ Что такое определение? ­Чем определение отличается от эпитета? (Эпитет – образное определение, основанное на переносном значении слова). ­ Назовите известные вам стили речи. ­ В каждом ли стиле используются определения? (Вопрос учителя). (Могут использоваться в разных стилях речи,  но при этом имеют и разный характер: в художественном и публицистическом стиле это образные определения,  эпитеты, в научном и официально­деловом стилях – определения в прямом значении научного и делового  характера). ­ Представьте связь определений со стилями речи схематически. V. Подбор синонимов к слову « образное» определение. Образное (определение) – яркое, красочное, говорящее, оценивающее, эмоциональное, свежее. Образное  определение – эпитет. VI. Сравнительный анализ двух редакций бунинского текста. 1. Первая редакция: Как флером голубым, закрыв на полчаса Окрестность, дождь прошёл косыми полосами,  И снова глубоко синеют небеса Над орошёнными полями. Вторая редакция: Как дымкой даль полей закрыв на полчаса, Прошёл внезапный дождь косыми полосами –И снова глубоко синеют небеса Над освежёнными лесами. 2. Сравнительный анализ: ­ Почему, как вы думаете, поэт меняет определения? (второе более точно определяет состояние леса после  дождя, оно более яркое, образное). ­ Подберите синонимичные словосочетания. (освежённые леса – чистые, ярко – зелёные, светлые, весёлые  леса). ­ Назовите эпитеты. 3. Учитель читает отрывок из статьи М.Алданова «О Бунине»: «Ни у кого, кажется, из больших писателей не  было такой точности слова, такого совершенства в образах, определениях, эпитетах, как у Бунина: «пушистые  звёзды», «сонные огни фонарей», «тугой гром». VII. Анализ роли, определений и эпитетов в рассказе И.А.Бунина « Антоновские яблоки». (Домашнее  задание для сильной группы учащихся). Задание: найти в рассказе эпитеты и определить их стилистическую роль. (Свежее, тихое утро; золотой сад, с  сочным треском, на коралловых рябинах, бриллиантовое созвездие Стожар, на бирюзовом небе, золотой город,  в прозрачном воздухе, бодрой осенней прохладой, между хмурыми тучами, золотистый свет низкого солнца,  воздух чист и ясен, над тяжёлыми свинцовыми тучами, жидкое голубое небо, зловещие космы пепельных  облаков, тревожная ночь; сад притихший, смирившийся; по ледяному ветру, озябшего за ночь, обнажённого  сада; на низком сумрачном небе). Вывод: эпитеты делают прозу очень лиричной, чувственной, яркой, позволяют нарисовать картину, усиливают  эмоциональное впечатление. Бунин часто обращает внимание на небо, оно в рассказе может быть разным: «  лёгким», «просторным», «глубоким», «жидким» ; очень часто используется эпитет «бирюзовое». VIII. Работа по карточкам. 1. Выполнить пунктуационный анализ предложения, начертить схему. Подчеркнуть определение – эпитет,  объяснить его роль. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. 2. Найти средства художественной выразительности в тексте. Объяснить постановку знаков препинания  (графически): Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной.  Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. 3. Найти и подчеркнуть эпитеты, объяснить пунктограммы. Какова роль эпитетов в тексте? Ночь побледнела, и месяц садится За реку красным серпом.  Сонный туман на лугах серебрится, Чёрный камыш отсырел и дымится, Ветер шуршит камышом. 4. Выполнить синтаксический разбор предложений: Небо лёгкое, такое просторное и глубокое. Холодно и ярко  сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо. 5. Работа со словарём: определить лексическое значение слова «бирюзовый». В каком значении оно  используется в бунинских текстах. IX. Лингвистический эксперимент. I. Задание: подберите к существительным свои определения – эпитеты, используя слова для справок (задания  на партах в отпечатанном виде). 1. Народился месяц (…). Робко он (…) заряминад (…) водой, По садам сияя меж ветвями. 2. По (…) трущобам и оврагам, По полям, (…) и (…),  Первые (…) туманы Расползались медленно, как дым. 3. Повеял (…), (…) ветер (…) свежестью полей. Слова для справок: молодой, весеннее, чистый, лёгкий, зеркальная, пустынные, глухие, лесные. II. Сравнение с бунинским вариантом (открывается на доске): 1. Народился месяц молодой. Робко он весенними зарями  Светит над зеркальною водой, По садам сияя меж ветвями. 2. По лесным трущобам и оврагам,  По полям, пустынным и глухим,  Первые весенние туманы Расползались медленно, как дым. 3. Повеял чистый, лёгкий ветер Весенней свежестью полей. III. Сравнение своего варианта с бунинским. ­ Почему именно эти определения подбирает поэт? ­ Прочитайте выразительно X. Обобщение по теме. 1) ­ Что мы узнали о стилистической роли эпитетов? (они используются в художественном стиле,  публицистических, поэтических текстах. Их роль значительна: эпитеты делают речь образной, яркой,  выразительной, помогают ярко нарисовать словесную картину). 2) Ученик зачитывает выдержку из « Словаря эпитетов русского литературного языка» К.С.Горбачевича и  Е.П.Хабло : « Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный,  свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания,  подчёркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с  синонимами и фразеологическими выражениями не редко относят к золотому фонду национального языка.  Общепризнано и то, что русский литературный язык необыкновенно богат эпитетами». XI. Домашнее задание. Сочинение­миниатюра «Времена года» с использованием эпитетов и других изобразительно­ выразительных  средств языка.

Посмотрите также