Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Значения глагола в поэтическом тексте Н.Рубцова"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: создать условия для выявления разнообразных значений глагола в тексте на материале поэзии Н.Рубцова. Задачи: • Образовательные: o расширить знания учащихся о глаголе; o ввести понятия динамики, статики; o познакомить с наиболее употребительными семантическими группами глаголов. • Развивающие: o создать условия для развития творческих способностей, образного мышления учащихся, эмоционального восприятия произведений, умения анализировать поэтический текст. • Воспитательные: o воспитывать любовь к слову и родному языку, духовность и нравственность через произведения литературного и музыкального искусства. Оборудование: компьютерная презентация, дидактический материал на основе (на материалах) поэтических текстов, выставка книг, выставка рисунков. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Толстого о том, что глагол – самая «живая» часть речи?» (на примере стихотворения Рубцова «Природа»)
Иконка файла материала Значения глагола в поэтическом тексте Н.Рубцова.doc

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Значения глагола в поэтическом тексте Н.Рубцова"

Цель: создать условия для выявления разнообразных значений глагола в тексте на материале поэзии Н.Рубцова.

Задачи:

  • Образовательные:
    • расширить знания учащихся о глаголе;
    • ввести понятия динамики, статики;
    • познакомить с наиболее употребительными семантическими группами глаголов.
  • Развивающие:
    • создать условия для развития творческих способностей, образного  мышления учащихся,  эмоционального восприятия произведений, умения анализировать поэтический текст.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к слову и родному языку, духовность и нравственность через произведения литературного и музыкального искусства.

Оборудование: компьютерная презентация, дидактический материал на основе (на материалах) поэтических текстов, выставка книг,  выставка рисунков.

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Толстого о том, что глагол – самая «живая» часть речи?» (на примере стихотворения Рубцова «Природа»)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова с вами встречаемся на уроке литературы и русского языка. Работаем мы, как всегда на таких уроках, в рабочих листах.

2. Словарная работа в рабочем листе – А начинаем   мы со словарной работы, работаем по группам:

1 группа: вставьте пропущенные буквы в слова и объясните орфограммы графически. Выб..рать, пр..к..снуться, ра..цветать,ра..ст..ла..т(?)ся, заг..ра..т, предпол..жить, (травы) стел..т(?)ся, (ветер) гон..т, почу(?)ствовал.

2 группа:  подчеркните глаголы, употребленные в переносном значении:

Дремлет лес, луг зазеленел, травы шепчутся, снег идёт, берёза качается, деревья стонут, собака лает, ветер играет, поезд мчится, щёки горят, поток вскипел.

3 группа:

Подчеркните фамилии поэтов, жизнь и творчество которых связано с Севером:

Александр Блок
Иван Никитин
Ольга Фокина
Николай Рубцов
Александр Твардовский
Иван Бунин
Александр Яшин
Афанасий Фет

3. Актуализация знаний

– Как вы думаете, с точки зрения русского языка о чём мы будем говорить  сегодня на уроке? (О глаголе)
– Но мы поговорим сегодня о глаголе на материале поэзии замечательного поэта, нашего земляка, Николая Рубцова, 75-летний юбилей которого  отмечается в этом году.
Запишите в рабочих листах тему урока: «Значения глагола в поэтическом тексте  Н.Рубцова».

4. Целеполагание

– Посмотрите внимательно на тему урока.  Какие задачи будут стоять сегодня перед нами? (Расширить знания о глаголе, его свойствах, закрепить умение анализировать поэтический текст)

5. Работа по теме урока

– Какая буква русской азбуки изображена на слайде? (буква Г). Но ещё полтора века назад она называлась «глаголь», т.е. говори. В Древней Руси слово «глагол» обозначало речь вообще. Так, в словаре Даля мы читаем: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык». Известный русский писатель А.Н.Толстой говорил: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе. Глагол – самая «живая» часть речи».  
– В каком значении здесь употреблено слово «живая»?
– Давайте обратимся к отрывку из стихотворения Н.Рубцова «Деревенские ночи». Прочитайте его выразительно. Значения каких слов вам не совсем понятны? (Мерцание – неясный свет, стреноженный– конь, у которого связаны верёвкой передние ноги) 
– Найдите глаголы в данном четверостишии:

Всё люблю без памяти
в деревенском стане я,
Будоражат сердце мне
в сумерках полей
Крики перепёлок,
ранних звёзд мерцание
Ржание стреноженных
молодых коней.  («Деревенские ночи»)

– Можно ли разделить на отдельные слова люблю без памяти? 
– Как называются такие устойчивые выражения? (Фразеологизмы)
– Какие синонимы можно подобрать к этим глаголам? (Люблю без памяти – очень сильно; будоражат – беспокоят, вызывают волнение, не оставляют равнодушным)
– Как вы думаете, почему автор использует именно эти глаголы? (Чтобы выразить свою любовь, волнение) (
 Николай Рубцов любил природу во всех ее проявлениях, одушевлял, наделял способностью чувствовать. Как называется такой приём в художественном тексте? (Олицетворение)
– Но у Рубцова это не просто художественный прием, а особое понимание мира природы. По мысли поэта, природа действительно живет, дышит, подобно человеку. Он сумел показать это в лирических зарисовках. Давайте обратимся к текстам. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений «Во время грозы» и «Ночь на родине»:

Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.

Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!

«Во время грозы»

Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!

 «Ночь на родине»

– С какой интонацией будете читать первый отрывок?
– А второй?
– Что объединяет эти два стихотворения? (Тема природы)
– Определите тип речи 1 отрывка. (Повествование) 2 отрывка? (Описание) 

Введение понятий «динамика» и «статика»

– Что позволяет показать движение в первом отрывке? (Глагол)
– Такое повествование, наполненное действием, движением, называется динамичным. Противоположным понятием является определение «статики», то есть покоя, неподвижности, отсутствия всякого действия.

Динамика (греч. dynamikos – «сильный») – движение, действие.
Статика (греч. statos – «стоящий) – покой, неподвижность.

– Почему именно глагол помог создать динамичное описание? (Глагол обозначает действие.)

Вывод: От насыщенности текста глаголами зависит его динамика.

– Подумайте, почему я читаю отрывки из  стихотворений в разном темпе. Обратите внимание на количество глаголов:

Люблю ветер. Больше всего на свете.
Как воет ветер! Как стонет ветер!
Как может ветер выть и стонать!
Как может ветер за себя постоять!

«По дороге из дома»

Седьмые сутки дождь не умолкает.
И некому его остановить.
Всё чаще мысль угрюмая мелькает,
Что всю деревню может затопить.
Плывут стога. Крутясь, несутся лодки…

«…Седьмые сутки дождь не умолкает»

(В обоих стихотворениях есть глаголы, в первом (без повторяющихся) – 7, во втором – тоже 7.)

– Почему же мы читаем эти стихи в разном темпе? (В стихотворении «По дороге из дома» больше движения, динамики, быстрый темп; стихотворение «…Седьмые сутки дождь не умолкает» читаем медленно, распевно, нет активного движения, хотя глаголы тоже есть.)
– Значит, дело не только в количестве. В чем же дело? Нам предстоит решить этот вопрос.
– Посмотрите на таблицу, которая есть в ваших рабочих листах. Она не закончена, и вы должны будете её восстановить. Обратите внимание на первую графу. Как она называется? Заполните её примерами: выпишите из стихотворений Н.Рубцова «Гроза» и «После грозы» глаголы, которые выражают движение и действие.

В полях сверкалоБлизилась гроза.
Скорей, скорей! Успеем ли до дому?
Тотчас очнулись сонные глаза,
Блуждает взгляд по небу грозовому.
«Гроза»

Ночью я видел:
Ломались берёзы!
Видел: метались цветы!
Гром, рассылающий
Гибель и слёзы,
Всех настигал с высоты!

«После грозы»

 

1

2

3

4

Глаголы движения, действия

 

Глаголы чувства

 

 

метелица свищет

 

потемнели холмы

 

мороз поскрипывает

 

мерцает роса

 

каркает стая ворон

 

горят огни

 

воет ветер

 

в полях сверкало

– Во второй графе уже есть примеры выражений с глаголами из стихотворений Рубцова. Прочитайте их. – Какое художественно-изобразительное средство вы здесь увидели?
– А какое значение они выражают? Давайте озаглавим на основе этих примеров вторую графу. Глаголы звука) 
– Молодцы!
– Как называется третья графа таблицы? (Глаголы чувства)
– Выпишите из отрывков стихотворений в третью графу примеры глаголов чувства:

«Не грусти! На знобящем причале парохода весною не жди!»
«Я так люблю осенний лес, над ним сияние небес…»

– Самый распространенный глагол чувства в поэзии Рубцова – глагол «люблю», несущий свет и тепло.
– Определите стихотворный размер строчки с этим глаголом:

«Я так люблю осенний лес, над ним сияние небес…» (Это ямб)

– Правильно, ребята! Мы уже неоднократно говорили, что ямб – это самый музыкальный размер.
– Критики писали: «Не стихи Рубцова просятся на музыку, скорее, музыка просится из его стихов…» Давайте послушаем песню на стихи Николая Рубцова, которая называется «Тихая моя родина».

Прослушивание музыкального фрагмента.

– Подберите такие глаголы чувства, которые будут выражать ваше эмоциональное состояние при восприятии музыки. Заполняем кластер «Мои чувства»
– Какие глаголы чувства помогут выразить ваше эмоциональное состояние? (Грущу, волнуюсь, переживаю, сочувствую, сострадаю, восхищаюсь)
– Вернёмся к таблице. У нас осталась одна графа. Прочитайте примеры из этой графы. 
– Назовите метафору.
– Что выражают эти глаголы? Как мы озаглавим графу? (Глаголы цвета) Можно ли сказать, что эти глаголы явно определяют цвет? (Нет) Но, тем не менее, это глаголы цвета. 
– Несмотря на отсутствие в лирике Рубцова явных глаголов цвета, картины, нарисованные автором, мы легко можем себе представить, и они далеко не бесцветны.
– Обратите внимание на рисунки. Подберите строчки рубцовских стихотворений, которые соответствуют этим иллюстрациям. Работаем в четвёрках.

У доски один из учащихся подбирает стихотворные строчки  к анимационной презентации 

6. Подведение итогов урока и разбор домашнего задания

– Итак, только ли действие может выражать глагол? Опираясь на таблицу, ответьте на этот вопрос. Ответ должен быть полным.
– Мы убедились, что глагол – самая «живая» часть речи.
– Мы  продолжаем готовиться к экзамену в 9 классе, поэтому дома вы попробуете письменно ответить на вопрос: «Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Толстого о том, что глагол – самая «живая» часть речи?» (на примере стихотворения Рубцова «Природа»), используя подсказку, которая есть у вас.
– Какой тип речи вы будете использовать при ответе на этот вопрос? (рассуждение) Давайте вспомним структуру этого типа речи.
– А вот перед вами ещё одна буква русской азбуки? Кто-нибудь знает, как она называется?
Полтора века назад она называлась «рцы». На картинке вы видите человека. В руках у него жезл премудрости с трилистником на конце. Он трубит, о чем-то возвещая. О чем? Давайте раскроем смысл символа. 
«Рцывси от всея души и от всего помышления»
Говорите всегда от всей души и с добрыми мыслями.

7. Рефлексия

– А сейчас выберите одно из утверждений на слайде и продолжите его :

Сегодня я узнал(а)…
Я почувствовал(а), что…
Меня удивило…
Было интересно…
Меня захватило…
Мне захотелось…
Теперь я могу…
У меня получилось…

– Спасибо за урок! Поднимите жетончик, который выражает ваше настроение!


Посмотрите также