Цель: создать условия для выявления разнообразных значений глагола в тексте на материале поэзии Н.Рубцова.
Задачи:
Оборудование: компьютерная презентация, дидактический материал на основе (на материалах) поэтических текстов, выставка книг, выставка рисунков.
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Толстого о том, что глагол – самая «живая» часть речи?» (на примере стихотворения Рубцова «Природа»)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова с вами встречаемся на уроке литературы и русского языка. Работаем мы, как всегда на таких уроках, в рабочих листах.
2. Словарная работа в рабочем листе – А начинаем мы со словарной работы, работаем по группам:
1 группа: вставьте пропущенные буквы в слова и объясните орфограммы графически. Выб..рать, пр..к..снуться, ра..цветать,ра..ст..ла..т(?)ся, заг..ра..т, предпол..жить, (травы) стел..т(?)ся, (ветер) гон..т, почу(?)ствовал.
2 группа: подчеркните глаголы, употребленные в переносном значении:
Дремлет лес, луг зазеленел, травы шепчутся, снег идёт, берёза качается, деревья стонут, собака лает, ветер играет, поезд мчится, щёки горят, поток вскипел.
3 группа:
Подчеркните фамилии поэтов, жизнь и творчество которых связано с Севером:
Александр Блок
Иван Никитин
Ольга Фокина
Николай Рубцов
Александр Твардовский
Иван Бунин
Александр Яшин
Афанасий Фет
3. Актуализация знаний
– Как вы
думаете, с точки зрения русского языка о чём мы будем говорить сегодня на
уроке? (О глаголе)
– Но мы
поговорим сегодня о глаголе на материале поэзии замечательного поэта, нашего
земляка, Николая Рубцова, 75-летний юбилей которого отмечается в этом
году.
Запишите в рабочих листах тему урока: «Значения глагола в поэтическом
тексте Н.Рубцова».
4. Целеполагание
– Посмотрите внимательно на тему урока. Какие задачи будут стоять сегодня перед нами? (Расширить знания о глаголе, его свойствах, закрепить умение анализировать поэтический текст)
5. Работа по теме урока
– Какая буква русской
азбуки изображена на слайде? (буква Г). Но ещё полтора века назад она
называлась «глаголь», т.е. говори. В Древней Руси слово «глагол» обозначало
речь вообще. Так, в словаре Даля мы читаем: «Глагол – это речь человека,
разумный говор, язык». Известный русский писатель А.Н.Толстой говорил: «Глагол
является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать
движение фразе. Глагол – самая «живая» часть речи».
– В каком значении здесь употреблено слово «живая»?
– Давайте обратимся к отрывку из стихотворения Н.Рубцова «Деревенские ночи».
Прочитайте его выразительно. Значения каких слов вам не совсем понятны? (Мерцание – неясный свет, стреноженный– конь, у которого связаны верёвкой
передние ноги)
– Найдите глаголы в данном четверостишии:
Всё люблю без памяти
в деревенском стане я,
Будоражат сердце
мне
в сумерках полей
Крики перепёлок,
ранних звёзд мерцание
Ржание стреноженных
молодых коней. («Деревенские
ночи»)
– Можно ли разделить
на отдельные слова люблю без памяти?
– Как называются такие устойчивые выражения? (Фразеологизмы)
– Какие синонимы можно подобрать к этим глаголам? (Люблю без памяти – очень сильно;
будоражат – беспокоят, вызывают волнение, не оставляют равнодушным)
– Как вы думаете, почему автор использует именно эти глаголы? (Чтобы выразить свою любовь,
волнение) (
– Николай
Рубцов любил природу во всех ее проявлениях, одушевлял, наделял способностью
чувствовать. Как называется такой приём в художественном тексте? (Олицетворение)
– Но у Рубцова это не просто художественный прием, а особое понимание мира
природы. По мысли поэта, природа действительно живет, дышит, подобно человеку.
Он сумел показать это в лирических зарисовках. Давайте обратимся к текстам.
Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений «Во время грозы» и «Ночь на
родине»:
Внезапно небо
прорвалось Завеса мутная дождя «Во время грозы» |
Высокий дуб.
Глубокая вода. «Ночь на родине» |
– С
какой интонацией будете читать первый отрывок?
– А второй?
– Что объединяет эти два стихотворения? (Тема
природы)
– Определите тип речи 1 отрывка. (Повествование) 2
отрывка? (Описание)
Введение понятий «динамика» и «статика»
– Что
позволяет показать движение в первом отрывке? (Глагол)
– Такое повествование, наполненное действием, движением, называется динамичным.
Противоположным понятием является определение «статики», то есть покоя,
неподвижности, отсутствия всякого действия.
Динамика (греч. dynamikos –
«сильный») –
движение, действие.
Статика (греч. statos –
«стоящий) – покой, неподвижность.
– Почему именно глагол помог создать динамичное описание? (Глагол обозначает действие.)
Вывод: От насыщенности текста глаголами зависит его динамика.
– Подумайте, почему я читаю отрывки из стихотворений в разном темпе. Обратите внимание на количество глаголов:
Люблю ветер. Больше
всего на свете. «По дороге из дома» |
Седьмые сутки дождь
не умолкает. «…Седьмые сутки дождь не умолкает» |
(В обоих стихотворениях есть глаголы, в первом (без повторяющихся) – 7, во втором – тоже 7.)
– Почему
же мы читаем эти стихи в разном темпе? (В
стихотворении «По дороге из дома» больше движения, динамики, быстрый темп;
стихотворение «…Седьмые сутки дождь не умолкает» читаем медленно, распевно, нет
активного движения, хотя глаголы тоже есть.)
– Значит, дело не только в количестве. В чем же дело? Нам предстоит решить этот
вопрос.
– Посмотрите на таблицу, которая есть в ваших рабочих листах. Она не закончена,
и вы должны будете её восстановить. Обратите внимание на первую графу. Как она
называется? Заполните её примерами: выпишите из стихотворений Н.Рубцова «Гроза»
и «После грозы» глаголы, которые выражают движение и действие.
В полях сверкало. Близилась гроза. |
Ночью я видел: «После грозы» |
1 |
2 |
3 |
4 |
Глаголы движения, действия |
|
Глаголы чувства |
|
|
метелица свищет |
|
потемнели холмы |
|
мороз поскрипывает |
|
мерцает роса |
|
каркает стая ворон |
|
горят огни |
|
воет ветер |
|
в полях сверкало |
– Во
второй графе уже есть примеры выражений с глаголами из стихотворений Рубцова.
Прочитайте их. – Какое художественно-изобразительное средство вы здесь увидели?
– А какое значение они выражают? Давайте озаглавим на основе этих примеров
вторую графу. Глаголы
звука)
– Молодцы!
– Как называется третья графа таблицы? (Глаголы
чувства)
– Выпишите из отрывков стихотворений в третью графу примеры глаголов чувства:
«Не грусти! На знобящем
причале парохода весною не жди!»
«Я так люблю осенний
лес, над ним сияние небес…»
– Самый
распространенный глагол чувства в поэзии Рубцова – глагол «люблю», несущий свет
и тепло.
– Определите стихотворный размер строчки с этим глаголом:
«Я так люблю осенний лес, над ним сияние небес…» (Это ямб)
– Правильно,
ребята! Мы уже неоднократно говорили, что ямб – это самый музыкальный размер.
– Критики писали: «Не стихи Рубцова просятся на музыку, скорее, музыка просится
из его стихов…» Давайте послушаем песню на стихи Николая Рубцова, которая
называется «Тихая моя родина».
Прослушивание музыкального фрагмента.
–
Подберите такие глаголы чувства, которые будут выражать ваше эмоциональное
состояние при восприятии музыки. Заполняем кластер «Мои чувства»
– Какие глаголы чувства помогут выразить ваше эмоциональное состояние? (Грущу, волнуюсь, переживаю,
сочувствую, сострадаю, восхищаюсь)
– Вернёмся к таблице. У нас осталась одна графа. Прочитайте примеры из этой
графы.
– Назовите метафору.
– Что выражают эти глаголы? Как мы озаглавим графу? (Глаголы цвета) Можно
ли сказать, что эти глаголы явно определяют цвет? (Нет) Но, тем не
менее, это глаголы цвета.
– Несмотря на отсутствие в лирике Рубцова явных глаголов цвета, картины,
нарисованные автором, мы легко можем себе представить, и они далеко не
бесцветны.
– Обратите внимание на рисунки. Подберите строчки рубцовских стихотворений,
которые соответствуют этим иллюстрациям. Работаем в четвёрках.
У доски один из учащихся подбирает стихотворные строчки к анимационной презентации
6. Подведение итогов урока и разбор домашнего задания
– Итак,
только ли действие может выражать глагол? Опираясь на таблицу, ответьте на этот
вопрос. Ответ должен быть полным.
– Мы убедились, что глагол – самая «живая» часть речи.
– Мы продолжаем готовиться к экзамену в 9 классе, поэтому дома вы
попробуете письменно ответить на вопрос: «Согласны ли вы с высказыванием А.Н.
Толстого о том, что глагол – самая «живая» часть речи?» (на примере
стихотворения Рубцова «Природа»), используя подсказку, которая есть у вас.
– Какой тип речи вы будете использовать при ответе на этот вопрос?
(рассуждение) Давайте вспомним структуру этого типа речи.
– А вот перед вами ещё одна буква русской азбуки? Кто-нибудь знает, как она
называется?
Полтора века назад она называлась «рцы». На картинке вы видите человека. В
руках у него жезл премудрости с трилистником на конце. Он трубит, о чем-то
возвещая. О чем? Давайте раскроем смысл символа.
«Рцывси от всея души и от всего помышления»
Говорите всегда от всей души и с добрыми мыслями.
7. Рефлексия
– А сейчас выберите одно из утверждений на слайде и продолжите его :
Сегодня я узнал(а)…
Я почувствовал(а), что…
Меня удивило…
Было интересно…
Меня захватило…
Мне захотелось…
Теперь я могу…
У меня получилось…
– Спасибо за урок! Поднимите жетончик, который выражает ваше настроение!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.