Интегрированный урок русского языка и литературы "Имя существительное как часть речи", "Образы русской природы в поэзии Ф.И. Тютчева"
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Интегрированный урок русского языка и литературы "Имя существительное как часть речи", "Образы русской природы в поэзии Ф.И. Тютчева"

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
русская литература +1
5 кл
10.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

конспект интегрированного урока.doc
МОУ «Труновская основная общеобразовательная школа» «Имя существительное как «Образы русской природы в часть речи» поэзии Ф.И. Тютчева»                                                                                Интегрированный урок                                                                                             русского языка и литературы                                                                                             Автор: Лужбина С.В. Трун 2014 Данные об авторе  Автор: Лужбина Светлана Викторовна  Место работы, должность:  МОУ "Труновская ООШ" Чернушинского района Пермского края, учитель русского языка и литературы                                                         Характеристики урока:  Уровень образования: основное общее образование  Целевая аудитория: учитель   Класс: 5 класс  Предмет: русский язык и литература Цели урока:  Познавательный аспект: Повторить и обобщить значение и морфологические признаки  существительного как части речи. Формировать умение доказать принадлежность слова к  имени существительному, умение находить существительные в текстах и определять их  морфологические признаки. Повторение биографии и стихотворений Ф.И. Тютчева,  знакомство с новыми произведениями, первичный анализ лирического произведения. Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение  обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;  Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения,  воспитание бережного отношения к слову, развитие патриотизма. Тип урока:  Урок изучения, повторение и закрепление знаний  Используемые учебники и учебные пособия:  Ладыженская Т.А. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Разумовская М.М. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Используемая методическая литература:                                                                   Приложение «Русский язык» к газете «Первое сентября» Используемое оборудование:  Компьютер, медиа­проектор, экран Краткое описание:  Интегрированный урок русского языка и литературы  в 5 классе по темам "Имя  существительное как часть речи",  «Образы русской природы в поэзии Ф.И. Тютчева» План урока. 1. Оргмомент. 2. Повторение пройденного на предыдущем уроке. 3. Постановка темы и цели урока. 4. Повторяем то, что знаем об именах существительных.  5. Физкультминутка ­ наблюдение 6. Работа с именами существительными. 7. Работа над картиной Ю.Ю, Клевера «Зимний закат в еловом лесу» и над стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою…» 8.  Повторяем то, что знаем о  творчестве Ф.И. Тютчева. 9. Резервное время. Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени  первоначальной…» 10. Домашнее задание. 11. Рефлексия. 12. Комментированное выставление отметок. 13. Итог урока. 1. Оргмомент. Приветствие. Представление. Ход урока. 2. Повторение пройденного на предыдущем уроке (работа со слайдом 1). ­ Вспомните, пожалуйста, о чём шла речь на предыдущем уроке русского языка? ­ На какие две группы делятся части речи? ­ Какие части речи являются самостоятельными? Какие служебными? ­ Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? 3. Постановка темы и цели урока. ­ Послушайте, пожалуйста, загадку об одной из частей речи и определите, о какой из них идёт речь: Давно живу я в мире этом,                  Даю названия предметам. ­ Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? ­ Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем занятии? 4. Повторяем то, что знаем об именах существительных. ­ Что же такое имя существительное? ­ Какие признаки есть у существительного? ­ Как оно изменяется? ­ Что такое склонение существительного? (работа со слайдом 2) ­  Прочтите предложения  на доске: (Мне на ладонь опустилась снежинка. Мои плечи были усыпаны пушистыми снежинками).  Определите морфологические признаки слова снежинка в каждом из предложений.  ­ Какие признаки сохранились, а какие изменились.  ­   Сделаем   вывод:   Какие   грамматические   признаки   существительного   являются постоянными, а какие непостоянными. ­   Определите   ,   каким   членом   предложения   является   слово  снежинка  в   каждом   из предложений. 5. Физкультминутка – наблюдение. ­ Попробуем найти существительные в нашей обыденной жизни. ­ Давайте подойдём к окну, откроем завесу тайны, что за красота существует возле нас, которую мы порой совсем не замечаем? ­ Какие существительные вы можете назвать, глядя за окно? 6. Работа с именами существительными.       7.   Работа   над   картиной   Ю.Ю.   Клевера   «Зимний   закат   в   еловом   лесу»   и ­ Запишем названные существительные в тетради и на доске. ­ Прочтите написанное. Что возникает в нашем воображении при произнесении этих слов? (Картина, пейзаж). ­   Так   и   отдельно   взятое   существительное   предстаёт   в   нашем   воображении   какой­то картиной, картинкой? ­   Говорят,   что   картина,   а   в   частности   пейзаж   –   это   застывшая   поэзия   или   застывшая музыка.   стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою…» ­ Посмотрите, пожалуйста на картину Юлия Юльевича Клевера «Зимний закат в еловом лесу». (работа со слайдом 3) ­ Что изображено на картине? Какими существительными можно передать изображённые детали?  Поставьте цифру 1 и запишите эти слова. Какие чувства вызывает у вас картина? Какими   существительными   можно   выразить   ваши   ощущения?   Поставьте   цифру   2   и запишите их. Сравните записанные слова.  ­ Что означают первый и второй ряды существительных? Отличаются ли они по значению? Чем? (Первые обозначают предметы действительности, а вторые – чувства). ­ Прочтите, пожалуйста, ещё раз название картины. Назовите существительные. К каким группам можно их отнести? Почему существительное «закат» не относится ни к одной из групп?   Что   оно   означает?   Сделаем   вывод   о   значении   имён   существительных  (один   из учащихся формулирует ответ).  ­ Запишем схему в тетрадь и приведём примеры (учитель записывает на доске, дети – в тетрадях). Значение имён существительных Предметы действительности             чувства                   явления природы ­ Попробуем составить небольшой устный рассказ по картине, используя приведённые ране существительные. (1­2 учащихся). ­ Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип снега под ногами… Чародейка­зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! ­   Прослушаем одно из таких произведений.  (распечатанное стихотворение лежит на партах). Стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою…» (слайд 4). ­   Совпадает   ли   описание   зимы   поэтом   с   нашими   устными   зарисовками?   Подходит   ли музыка   к   данному   произведению?   Слышны   ли   в   ней   звуки   зимы.   Автор   музыкального произведения – П.И. Чайковский (слайд 5). Звучавшая композиция – отрывок из пьесы «Январь». В 1876 году композитор создал цикл пьес под названием «Времена года», цикл состоит из 12 пьес, названных по календарным месяцам. ­ Обратимся к стихотворению. Автор стихотворения И.Ф. Тютчев.(слайд 6) Знакомы ли вы с поэтом? Что можете рассказать о нём? (ответы учащихся) ­ Какие чувства вызывает стихотворение?  ­  Какой образ зимы складывается у нас под впечатлением этого стихотворения? ­ Каков ритм стихотворения? (плавный, создающий ощущение загадочности). ­ За счёт чего это достигается? (за счёт построения и рифмы) ­ Что необычного в построении стихотворения? (5 строк в строфе) ­ Как рифмуются строки? (1­3,4; 2­5). ­ Как называется такой тип рифмовки? (перекрёстная) ­ Назовите рифмы первой строфы. (Зимою – бахромою – немою; стоит­блестит) ­ Какая часть слова рифмуется в словах зимою – бахромою ­ немою? Выделите в словах окончание.  ­ Все слова имеют одинаковое окончание. Значит, это слова одной части речи? А какие это части речи? И все же в некоторых формах они могут иметь одно и то же окончание. ­ Определите, в каких формах прилагательное и существительное имеют окончание – ою. ­ Найдите остальные существительные в стихотворении (работа в парах), подчеркните их. Что   они   означают?   Назовите   род,   склонение,   число   и   падеж   каждого   имени существительного. (работа по цепочке). 8. Повторяем то, что знаем о творчестве Ф.И. Тютчева. ­ Знакомы ли вы с другими произведениями Ф.И. Тютчева? С какими? ­ О чем эти произведения? ­ Какие чувства вызывают? Стихотворения Ф.И. Тютчева оставляют доброе, радостное впечатление. «Зима недаром злится…» похоже на игру, оно более бодрое. «Весенние воды» ­ более задумчивое, нежное. ­   Почему   в   стихотворении   «Зима   недаром   злится…»   существительные   Зима   и   Весна написаны с заглавной буквы? ­ Как называется такой приём? Действительно,   Тютчев   всегда   изображал   природу   как   некое   одушевлённое   целое,   он всегда верил в её таинственную жизнь. ­ Сравним стихотворения и картины. (Слайды 7­8) ­ Какие времена года описаны в этих стихотворениях? Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. Так и в этих двух стихотворениях: переходное состояние между зимой и весной.     9. Резервное время. Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени  первоначальной…» Фёдор Иванович Тютчев почти двадцать лет провёл за границей, работая в русской  дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали  Тютчеву по­новому ощутить радость и красоту русской природы. 22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву.  Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем  почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде,­ Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает  стихотворение: Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле… (слайд 9) Прочтение стихотворения. ­ На сколько строф делится стихотворение? О чём они рассказывают? ­Найдите в тексте словосочетания существительное + прилагательное, с главным словом  существительным? Как называются такие определения? (эпитеты). ­ Найдите в тексте сравнения, которые словно бы скрыты, спрятаны в тексте. (метафоры  – паутины тонкий волос, голубое небо названо «лазурью» и сказано, что оно льётся). ­ Сколько глаголов в первой строфе? Почему? (природа замерла в ожидании, поэтому  действие сведено к минимуму) ­ Какой способ рифмовки в этих строках? (перекрёстная, перекрёстная, кольцевая) Что  он помогает передать? (помогает понять, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет). ­ Обратите внимание на длину строк. Сколько слогов в каждой строчке?  Более короткие строки чередуются с более длинными. Создаётся впечатление, будто  человек и природа устали и хотят отдохнуть. ­ Описывая осенний день, Тютчев передаёт читателям красоту природы, настроение грусти  и покоя. ­ Выразительное чтение стихотворения.     10. Домашнее задание. Дома я предлагаю вам написать небольшое сочинение на тему «Русская природа в  стихотворении Ф.И. Тютчева». Кроме того предлагаю выполнить задания по теме «Имя  существительное». Задания 3­х видов сложности. Вы выполните одно из них, согласно  тому, как оцениваете свои знания по этой теме. Простое задание: подчеркнуть в сочинении существительные, Задание сложнее: надписать над существительными склонение, Самое сложное задание: указать у каждого существительного склонение, число и падеж.     11. Рефлексия. У каждого из Вас на парте есть цветные кружочки, с изображёнными на них лицами  человечков. Разглядите их внимательно. Каждый цвет означает разные ощущения от урока.  Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Возможно, для этого вам понадобиться  несколько кружочков. Определились? Разместим наши личики на доске. Оранжевый – узнал много нового, Желтый – повторил то, что знал, Зелёный – приятно провёл время, Синий – ничего нового не узнал, Фиолетовый – ничего не повторил.     12. Комментированное выставление оценок. 13. Итог урока. Ваши оценки своей работы и полученные отметки доказывают плодотворность  сегодняшней нашей работы. Согласны вы со мной? Справились ли мы с поставленной  задачей? Чего достигли на сегодняшнем уроке? Какие новые знания получили? Что повторили? Я благодарю вас за работу на уроке! Очень приятно было работать с вами! Желаю вам  успехов в обучении! Урок окончен.
скачать по прямой ссылке