Интегрированный урок русского языка и литературы "Семья - школа человечности" (9 класс)
Оценка 4.8

Интегрированный урок русского языка и литературы "Семья - школа человечности" (9 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература +1
9 кл
30.01.2017
Интегрированный урок русского языка и литературы "Семья - школа человечности" (9 класс)
Я думаю, что обращение к человеческим ценностям, прививающимся именно в семье, как к основе высоко духовного, гуманного общества стало причиной появления одного из видов творческих заданий на итоговой аттестации выпускников 9 классов. Сочинение 15.3 представляет собой работу над одним из морально-этических понятий, которые невозможно рассмотреть и дать им правильную оценку без примеров семейных отношений. Именно для того чтобы учащимся было легче раскрыть тему сочинения, найти верные слова для комментирования, я провожу уроки, на которых мы рассматриваем жизнь и поступки отдельных героев литературных произведений, оцениваем их, делаем выводы. Основным способом определения результатов этой работы являются школьные сочинения, где учащиеся показывают уровень осмысления таких понятий, как добро, милосердие, понимание, честь, терпимость и другие.
Интегрированный урок Семья - школа человечности.docx
Интегрированный урок  русского языка и литературы Тема: «Семья – школа человечности» Цели: 1. Определение морально­этических понятий, связанных с семейными ценностями.  2. Воспитание у обучающихся любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.  3. Формирование грамотной устной и письменной речи. Задачи: учить использовать литературные примеры в качестве аргументов для сочинения 15.3  на   ОГЭ;  формировать   положительное   отношение   к   семье   как   к  ячейке   общества; прививать уважение к семейным традициям; развивать ответственность за свои поступки. Форма работы на уроке – групповая. 1. Организационный момент. Постановка целей и задач.  Ход урока: Здравствуйте,   ребята.   Мы   продолжаем   подготовку   к   государственной   итоговой аттестации. Сегодня, готовясь к сдаче экзамена по русскому языку, мы будем говорить о произведениях литературы.  Не удивляйтесь, ведь именно подбор литературного примера в качестве   аргумента   в   сочинении­рассуждении   вызывает   у   вас   наибольшие   трудности. Откройте тетради, запишите дату, тему урока и приготовьтесь к работе в группах.   2. Эвристическая беседа. Вы уже знаете, что в сочинении 15.3  вам необходимо поразмышлять и раскрыть одно из морально­этических   понятий.  Как   вы   считаете,   что   включает   в   себя   это   выражение   – «морально­этические   понятия»?   (Ответы: самопожертвование, уважение к старшим и др.)   доброта,   отзывчивость,   милосердие, Вспомните, кто чаще всего обращается  к вам с такими просьбами:       « Помоги», «Будь добрее», «Не злись», «Держи своё слово», «Сделай по совести» и многими другими? (Ответы: мама, бабушка, папа, сестра, друг). Конечно, ведь именно в кругу семьи, в этом микросоциуме,  мы учимся быть настоящими людьми, строить отношения друг с другом, принимать правильные решения.  Великий   философ   Конфуций   сравнивал   семью   с   маленьким   государством. Попробуйте объяснить, почему? Посовещайтесь и  запишите ответ в тетради, начав его с вводной конструкции «Мы думаем…», «Мы считаем…», «Мы уверены…» и т.п. (Ответы: «В семье, как в государстве, есть своя истории, свои правила и законы, свои традиции…») Что ж, каждый из вас, несомненно, прав. Будучи ребёнком, человек многому учится у родителей и передаёт это своим детям в будущем. Значит, мы смело можем назвать семью «школой». Вы со мной согласны? 3. Литературный анализ произведений Практически в каждом литературном произведении мы видим героя, образ которого так или   иначе   помогает   раскрыть   его   семья.   Сегодня   мы   вспомним   шедевры,   созданные великим русским писателем А.С.Пушкиным.  Назовите его произведения, изученные вами на уроках литературы, в которых ярко описан быт и традиции разных семей.  (Ответы: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Барышня­крестьянка»). Вы   правы.   Мы   с   вами   рассмотрим   два   романа   А.С.Пушкина   –   «Дубровский»   и «Капитанская   дочка».   Каждая   группа   будет   представлять   одну   из   семей.   Давайте вспомним известные фамилии персонажей. (Ответы: Троекуровы, Дубровские, Гринёвы, Мироновы).  Выполняя домашнее задание к сегодняшнему уроку, вы должны были приготовить устный   рассказ   о   членах   каждой   семьи,   их   характерах,   привычках,   жизненном   укладе. Расскажите   об   этом,   дополняя   высказывания   друг   друга   важными   деталями.   (Ученики первой групп поочерёдно рассказывают о двух семьях, приводя конкретные примеры в качестве доказательства своих слов). (Отвечая на вопрос о характерах и привычках двух помещиков из романа «Дубровский», ученики,   конечно,   отметят   своенравие,   суровость,   жестокость,   склонность   к обжорству Кирилы Троекурова, приведут примеры его самодурства). Однако   можем   ли   мы   говорить,   что   именно   эти   качества   определяли   семейные ценности Троекуровых? Конечно, нет.   Какие положительные черты есть в этом герое? (Ответы:   уважение   к   своему   армейскому   товарищу   и   соседу,   Дубровскому;   любовь   к детям, забота об их благополучии; не был корыстолюбив, испытывал угрызения совести после решения суда; был способен на любовь). Мы сказали, что семья – это школа. Как, по­вашему, чему научились дети помещиков у своих родителей?   (Ответы: Маша была такая же сильная и волевая, как отец, способна была идти до конца в своих решениях, однако уважала волю отца и была верна своему слову. Владимир любил людей так же, как Дубровский­старший, ценил их за душевные качества, а не за сословные отличия. Был способен на сильные чувства). У вас на столах таблицы, которые я предлагаю постепенно заполнить. Напишите напротив фамилий помещиков слова, обозначающие нравственные ценности, на которых воспитывались их дети. Через   некоторое   время   после   написания   «Дубровского»   А.С.Пушкин   взялся   за   новый роман   –   «Капитанская   дочка»,   где   главные   герои,   несмотря   на   войну,   угрозу   смерти, обретут семью и продолжат род.  Вторая группа приготовила рассказ о семьях Гринёвых и Мироновых.  (   Рассказывая   об   этих   героях,   учащиеся   обязательно   скажут   о   том,   как   высоко Гринёвы и Мироновы ценят такие понятия, как честь и долг, бескорыстное служение Отечеству, с уважением относятся к семейным традициям; приведут примеры их бесстрашных подвигов).  Скажите, какое значение, по­вашему, имеет для Петра Гринёва и Маши Мироновой родительское благословение?  Вспомните эпизоды, где рассказывается об этом. (Ответы: без него Маша и Пётр не могли бы быть вместе, так как уважение родителей, доверие – это одна из главных заповедей для них).  Вспомните,  какие важные наставления давали родители своим детям (Гринёв перед отправкой сына в Оренбург, а Миронов – перед смертью на висилице)?   (Гринёв: «Береги честь смолоду; служи верно, кому присягнешь; от службы не отговаривайся…»; Миронов: «Будь счастлива; молись Богу – он тебя не оставит; живите, как жили мы с Василисой Егоровной…»)  Чему научились главные герои этого романа?  Заполните ещё две графы в таблице. Дубровские  доброта человечность верность   семье совесть Троекуровы уважение к старшим смирение долг честность Гринёвы честь  милосердие доброта справедливость своей Мироновы долг верность   любовь   к Отечеству самопожертвование Итак, мы увидели на примере пушкинских героев, что нет семьи без своих семейных традиций. Нет семьи, из которой бы человек не вынес чего­то светлого, человечного. Я думаю, теперь каждому из вас стало более понятным выражение «семейные ценности». Выберите   одно     морально­этическое   понятие   из   получившейся   таблицы   и   запишите   в тетрадь определение того, как вы его понимаете.  (Зачитываем несколько определений) 4. Подведение итогов.  Я хочу надеяться, что сегодняшний урок   поможет вам легче подобрать слова, когда вы будете   формулировать   высказывание,   и   обосновать   выбор   примеров   при   написании сочинения 15.3.  Выставление оценок. Домашнее задание.

Интегрированный урок русского языка и литературы "Семья - школа человечности" (9 класс)

Интегрированный урок русского языка и литературы "Семья - школа человечности" (9 класс)

Интегрированный урок русского языка и литературы "Семья - школа человечности" (9 класс)

Интегрированный урок русского языка и литературы "Семья - школа человечности" (9 класс)

Интегрированный урок русского языка и литературы "Семья - школа человечности" (9 класс)

Интегрированный урок русского языка и литературы "Семья - школа человечности" (9 класс)

Интегрированный урок русского языка и литературы "Семья - школа человечности" (9 класс)

Интегрированный урок русского языка и литературы "Семья - школа человечности" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017